Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 14 марта 2022

Категории: Новости, Патриарх

13 марта 2022 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.

История, которая была пройдена нашей Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей. Соприкасаясь с той или иной жизненной трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще всего считаем себя несчастными; те, кому не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что — поверхностным и второстепенным. История Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни.

Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь, нередко под пытками, под издевательствами. Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может вынести, но именно они — апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники, святые отцы — донесли до нас веру Христову. Поэтому в день Торжества Православия мы вспоминаем в первую очередь их святые имена и молимся соборно о всех тех, кто жизнью своей, словом своим, мыслью своей, чудесами своими и подвигами своими сохранил и приумножил веру, передал ее последующим поколениям, включая нас, ныне живущих на земле людей.

Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. После VII Вселенского Собора, который утвердил веру Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и спасительно, что почитание икон должно быть частью духовной жизни, в Византийской империи сменилась государственная власть. Пришел император, который под влиянием различных политических обстоятельств, в том числе всматриваясь в опыт других монотеистических религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что для консолидации многонациональной империи лучше всего отказаться от иконопочитания. И началось не просто искоренение икон, но настоящий вандализм: шедевры церковного искусства уничтожались, дивные фрески стирались или закрашивалось орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А поелику так думал и так верил император, то, по закону тогдашней политической жизни «чье царство, того и вера», и подчиненные должны были верить так же. Но поскольку отрицание иконопочитания противоречило соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, жестокие гонения. И все-таки Господь приклонил милость Свою, испытав народ Византии на верность Ему. Через приход во власть благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено, как соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила Церковь Православная.

Казалось бы, как же сильна зависимость Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Вот эта зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую власть, есть самая опасная зависимость. Все члены Церкви — законопослушные люди, мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за собой право выбора — в том случае, если власть становится безбожной и принуждает христианина к отречению от веры или, как было в случае с иконоборчеством, впадает в ересь и принуждает своих подчиненных идти за ней.

Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». И, конечно, находятся люди, как то было во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной власти, — «как бы чего не произошло, как бы батюшку не лишили хорошего прихода, как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве оккупантам», и так далее, и так далее…

Всем тем, кто «колеблется вместе с колебанием власти», нужно сказать: но ведь наша Церковь прошла через испытания этим самым колебанием и выжила, несмотря на гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы должны сказать: мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так и будет на Украинской земле, хотя сегодня даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным страха ради иудейска (Ин. 19:38).

Мы никого не осуждаем, но своим скорбящим сердцем я хочу понять таких людей. Вместе с тем я сознаю: если кто в малом неверен, то ведь он и в большом может быть неверен (см. Лк. 16:10). Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. Мы молимся и будем молиться за Украинскую Православную Церковь, чтобы Господь уразумил и укрепил епископат наш, духовенство наше, чтобы никакие позорные, оскорбительные клички, которые сегодня носители радикальных взглядов налагают на наших православных людей, обвиняя их в некоем пособничестве чуть ли не оккупантам, чтобы вся эта скверна не омрачала их души. Нужно помнить, что все мы принадлежим Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той самой Церкви, что и в Москве, и в Киеве; нашей Поместной Церкви, мученице и исповеднице. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.

Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5908325.html

Волонтеры посетили реабилитационный центр

20 июня иерей Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, посетил реабилитационный центр для детей с тяжелыми заболеваниями «Солнечный круг».

Батюшка посетил и причастил детей в реабилитационном центре.

Волонтёрами прихода были переданы сотрудникам центра канцелярские товары для детей (пластилин, цветная бумага, влажные салфетки и бумажные полотенца).

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках

21 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

Как правильно организовать свое время ?: Time-management для молодежи

В рамках ежевоскресных встреч молодежного сообщества при приходе прп. Сергия Радонежского в Гольянове состоялась первая беседа из цикла, посвященного тайм-менеджменту.

Своим опытом организации времени на первой встрече данного цикла поделился чтец Кирилл Алексин, выпускник ПСТГУ, магистр теологии.

***
В настоящий момент чт. Кирилл является начальником Практического отдела ПСТБИ, т. е. руководит разного рода практиками на Богословском факультете, начиная с богослужебных практик, заканчивая студенческими поездками. Также он несет послушание индивидуального наставника в ПСТБИ, иными словами — помогает студентам на пути их обучения в Богословском институте на программах пастырской подготовки. Также чт. Кирилл является аспирантом Венского университета в Австрии, пишет диссертацию о современных священниках и подготовке к священству.

Что такое тайм-менеджмент? Time-management (буквально — управление временем) — технология, позволяющая научиться эффективно планировать свое время. Она включает в себя различные методики и инструменты. Она включает в себя то, что, как кажется, необходимо для для молодых христиан, которые входят в наше молодежное сообщество.

«Научиться управлять своим временем — это способ выстраивать свою жизнь по-христиански. Тайм-менеджмент — это технология для юного аскета!» — сказал чтец Кирилл Алексин.

После того, как ведущий беседы разграничил понятия «мечта», «задача» и «цель», он сказал о необходимости выстраивать свои цели в соответствии с определенными ценностями (для каждого человека ценным является что-то свое). Для того же, чтобы понять, как выстраивать свою жизнь, необходимо понять себя, чему также способствуют некоторые методики. Затем чт. Кирилл рассказал о конкретных инструментах для реализации своих целей (среди них — ведение дневника, календаря, бюджета времени и пр.). Особое внимание было уделено одной из методик, следуя которой каждый из участников с помощью специальных вопросов описал на листочке свой день, каким он его хочет видеть, через 10 лет.

Впечатления от встречи участников данной встречи:

«Могу сказать, что мне встреча очень понравилась. Она была очень интересная и познавательная! Я узнала для себя много нового и полезного. Я надеюсь, что мне это поможет в моей жизни» (Анна Векленко).

«Беседа была интересной, хотя о многом из того, что говорилось, я уже знала. Но было и новое! Мне понравилось, что благодаря некоторым вещам, о которых рассказали на этой встречи, я могу лучше узнать себя» (Елизавета Русановская).

«Если бы не эта беседа, я вряд ли бы узнал о том, что такое приложение «Smarter Time», и как оно может помочь следить за тем, на что тратиться собственное время. Когда понимаешь, на что тратишь время, то можно задаться вопросом: «Следую ли я своим ценностям, целям и стремлениям?»» (Михаил Иванов).

Всех ждем на встречах молодежного сообщества при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове!

Для тех, кто хочет присоединиться к встречам из цикла по тайм-менеджменту, радостная новость — следующая беседа состоится в одно из воскресений декабря!

Информационный источник: http://храмсергиявгольяново.рф

4 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Конференция в память об И.Я. Корейше соберет ученых из Москвы и Смоленска

20 и 21 сентября 2019 года, в связи с годовщиной рождения и смерти блаженно почившего Ивана Яковлевича Корейши (21 (8) сентября 1783 г., Смоленск – 19 (6) сентября 1861 г., Москва), в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоится конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши».

Конференция организуется с целью популяризации подвига Ивана Яковлевича Корейши, как Христа ради юродивого, а также сбора исторически достоверной информации о жизни Ивана Яковлевича Корейши и сбора свидетельств о молитвенной помощи этого угодника Божия.

При поддержке храма пророка Илии в Черкизове г. Москвы и финансовой помощи Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2019 году автономной некоммерческой организацией «Делай благо» реализуется проект «Иоанн Яковлевич Корейша – Христа ради юродивый». Конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши» проводится в рамках этого грантового проекта.

Инф.: Храм Илии

17 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме Рождества Христова в Измайлово

25 октября 2021 года, в храме Рождества Христова в Измайлове г. Москвы, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством совершил Божественную литургию по случаю престольного праздника храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов; протоиерей Леонид Ролдугин — настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, духовенство храма: протоиерей Владимир Кутикин, протоиерей Евгений Зуев, иерей Виктор Родин, диакон Сергий Шмонин;
иеромонах Пантелеимон (Алешин), руководитель Секретариата и Канцелярии Восточного викариатства, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Кускове г. Москвы; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, протодиакон Валерий Щеглов — клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Праздничное богослужение завершилось молебном перед чтимой всей Москвой святыней — Иерусалимской иконой Божией Матери.

По окончании молебна Преосвященный Пантелеимон обратился с назидательным архипастырским словом к многочисленной пастве.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.

25 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up