Ярмарка «Артос» впервые пройдет в Даниловском ивент-холле — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Ярмарка «Артос» впервые пройдет в Даниловском ивент-холле

Опубликовано: 3 февраля 2021

Категории: Новости

Первая в 2021 году православная ярмарка в рамках XXΙΙΙ Международного фестиваля «Артос» пройдет 9-14 февраля в Даниловском ивент-холле по адресу: ул. Дубининская, д. 71, стр. 5.

На ярмарке будут представлены более 200 участников, включая монастыри и храмы из всех регионов России и стран СНГ. Там можно будет приобрести иконы, духовную литературу, ювелирные изделия и церковную утварь. Посетителей также ждет большой выбор монастырского масла и солений, меда и продуктов пчеловодства, лечебных мазей, чая и травяных сборов. Гостям ярмарки предложат качественные и экологически чистые фермерские продукты, сладости, товары для здоровья, изделия народных промыслов, одежду из натуральных тканей.

«Мы поменяли место проведения вынужденно, поскольку в павильоне № 2 КВЦ «Сокольники», на нашей традиционной площадке, развернут временный госпиталь для больных коронавирусом, — пояснил председатель оргкомитета фестиваля «Артос» Алексей Токарев. — Однако Даниловский ивент-холл идеально подходит для мероприятий формата «Артоса» как своим расположением, так и внутренней организацией пространства. Надеемся, наши гости по достоинству оценят и современный интерьер Даниловского ивент-холла».

Удобное расположение в историческом месте Москвы возле Данилова монастыря, рядом с метро «Тульская», позволяет легко добраться до Даниловского ивент-холла даже в час пик, подчеркивают организаторы. Кроме того, от метро «Тульская» будут курсировать бесплатные маршрутные такси.

Ярмарка пройдет с соблюдением всех санитарных норм, связанных с пандемией коронавируса. На входе у посетителей будет измеряться температура, гостей также просят соблюдать социальную дистанцию, дезинфицировать руки и надевать защитные маски.

Ярмарка будет работать 9-14 февраля, с 11.00 до 19.00.

Подробная информация размещена на сайте фестиваля, а также на страницах мероприятия в социальных сетях «Facebook»«Instagram» и «ВКонтакте» (@artosfest).

Информационный источник: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся Форум православной молодежи Восточного и Юго-Западного викариатства

19 ноября 2022 года в Соборной палате исторического Епархиального дома — главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — прошел ежегодный форум православной молодежи. В этом году он объединил молодежь Восточного и Юго-Западного викариатств. На форуме обсуждались возможные виды деятельности православной молодежи в период СВО.

Возглавил форум председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы, управляющий Восточным викариатством, временный упраляющий Юго-Западным викариатством епископ Верейский Пантелеимон.

Перед началом форума был совершен молебен с участием молодежных хоров викариатств.

Участники форума ознакомились с проектами молодежи в помощь военнослужащим, которые организованы на приходах Восточного и Юго-Западного викариатств.

В ходе форума выступили: епископ Пантелеимон с рассказом о важности участия в Евхаристии и понимания ее смысла; иерей Роман Смирнов, и.о. помощника управляющего Юго-Западным викариатством по духовно-нравственному воспитанию молодежи, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, с рассказом о благотворительной деятельности прихожан храма с целью поддержки российских солдат, проходящих службу на полях СВО; иерей Владимир Суханов, настоятель храма Живоначальной Троицы при Детской городской клинической больнице святого Владимира, с рассказом о молодежных активностях в госпиталях для раненых военнослужащих; иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма апостола Андрея Первозванного в Метрогородке, с рассказом о том, как организовать благотворительный сбор для помощи солдатам, и как отправить эту помощь; Наталья Шакуро, руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности, с рассказом о том, как стать добровольцем в военном или обычном госпитале и др.

После пленарной части знакомство и общение молодежи продолжилось за совместной трапезой. В завершение участники сфотографировались на фоне баннера, подготовленного для форума.

28 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Крещальная литургия для бойцов

4 января в Домовом храме при Душепопечительском Центре праведного Иоанна Кронштадтского в Люблине была совершена Крещальная литургия.

По субботам в Центр традиционно приезжают раненые воины из Московских военных госпиталей. И сегодня на этой красивой и трогательной крещальной Литургии крестили воина Николая!

Новокрещенный Николай участвовал в чине литургии, у алтаря с зажженной свечей. А перед Причастием провели чин воцерковления и завели его в алтарь, где и причастили Святых Христовых Таин!

Монах Иоанн перед причастием рассказал всем о значении этого события и поздравил воина Николая с принятием главного выбора в своей жизни!

После богослужения по обыкновению в трапезной  вкусили постные блюда и тепло пообщались на духовные темы.

После Крещальной Литургии все участники отправились в древнюю обитель святителя Николая Чудотворца — Николо-Угрешский монастырь.

Братия монастыря организовала нам замечательную экскурсию и передали монастырскую выпечку и святые просфоры от наместника монастыря, епископа Мефодия, викария Святейшего Патриарха.

4 января 2025
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон: «Священник всю свою жизнь должен положить на служение людям»

5 марта 2021 года председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон провел последнюю онлайн-лекцию в рамках курсов повышения квалификации московского духовенства.

Курсы проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, они начались 25 января. В обучении приняли участие 39 священнослужителей Москвы. Занятия проходили по трем основным направлениям, связанным с приходской, богослужебной и социальной деятельностью. По социальному служению занятия провели епископ Пантелеимон, председатель комиссии по церковному социальному служению города Москвы протоиерей Михаил Потокин, помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов.

На последней лекции епископ Пантелеимон рассказал о служении людям. Свое выступление он построил на основе духовного опыта протоиерея Василия Ермакова — известного священнослужителя Санкт-Петербурга, отошедшего ко Господу в 2007 году.

«Если мы хотим продолжить свое образование, повысить свою квалификацию, мы должны не только что-то продолжить читать на эту тему, не только участвовать в каких-то семинарах, конференциях, но и, конечно,  духовно образовываться, — сказал епископ Пантелеимон, обращаясь к участникам курсов. — Был такой замечательный священник — отец Василий Ермаков. Он говорил так: «Что такое образование по-христиански? Это совсем не то, что образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и образует новое существо»».

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что самое главное для христианина — научиться слушаться голоса Божия, жить под водительством Духа. «И этого водительства не заменит ничто: ни образование, ни воспитание, ни наличие духовника. Когда человек умеет слушаться воли Божией — тогда он образован», — сказал викарий Святейшего Патриарха.

Священник всю свою жизнь должен положить на служение людям, подчеркнул епископ Пантелеимон. «Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия — быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки на всю оставшуюся жизнь», — привел слова отца Василия Ермакова епископ Пантелеимон.

Христианину, и тем более священнику, важно не превозносится в своем сердце над другим человеком. «Отец Василий говорил, что тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаешь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой», — рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности.

Также важно научиться благодарить Бога, не унывать и не преувеличивать свои несчастья и беды. «Нам кажется, что мы — самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него — красивый, румяный, хорошо одетый», — привел слова отца Василия Ермакова епископ Пантелеимон.

В завершение лекции председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что всегда нужно помнить о сути христианства. «У людей, которые живут в благоденствии, есть опасность обратиться к внешнему, потерять внутреннее содержание, обесценить христианство, забыв о его сути. Приведу в пример слова отца Василия Ермакова: «Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла»», — сказал епископ Пантелеимон.

На лекции выступил также помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. Он рассказал о том, как создать на приходе службу добровольцев.

Ранее, в конце 2020 года, епископ Пантелеимон также проводил занятия в рамках курсов повышения квалификации духовенства: они проходили для священнослужителей Москвы и Камчатки.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в FacebookVK, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-svyashhennik-vsyu-svoyu-zhizn-dolzhen-polozhit-na-sluzhenie-lyudyam#

8 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up