Выставка «Русская Палестина глазами паломников: прошлое и настоящее» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Выставка «Русская Палестина глазами паломников: прошлое и настоящее»

Опубликовано: 27 марта 2023

Категории: Новости

30 марта 2023 года в 19.00 в историческом Московском епархиальном доме — главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоится открытие выставки «Русская Палестина глазами паломников: прошлое и настоящее».

На выставке будут экспонироваться предметы из фондов Музея истории Императорского православного палестинского общества и Церковно-археологического музея ПСТГУ. Выставка призвана рассказать о феномене Русской Палестины, о трудах и повседневной жизни русских паломников.

Московский епархиальный дом исторически связан с деятельностью ИППО. Здесь в 1907 году состоялось торжественное открытие Московского отдела ИППО, неоднократно присутствовала Августейшая председательница Палестинского общества — преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, проходили рабочие заседания Отдела, возглавляемого в разные годы митрополитами Московскими — священномучеником Владимиром (Богоявленским) и святителем Макарием (Невским); здесь устраивались «Палестинские вечера» — лекции по Священной истории и географии Святой Земли, концерты духовной музыки.

Выставку откроет заместитель председателя ИППО, руководитель Московского регионального отделения ИППО Олег Шабуневич.

Выставка является совместным проектом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Императорского православного палестинского общества. Материалы подготовлены директором Музея истории ИППО Григорием Маневичем.

По словам организаторов, выставка призвана напомнить об удивительном феномене Русской Палестины — «о том, как все начиналось, и о том, как это отзывается в русском сердце сегодня».

Выставка состоится в рамках VI фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе». Чтобы принять участие во встрече-открытии, нужно зарегистрироваться по ссылке.

Пресс-служба ПСТГУ

Встреча настоятеля храма с начальником Медико-санитарной части

В четвертую Неделю по Пасхе — Неделю о расслабленном —
иерей Василий Щур, настоятель храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе, встретился с начальником близлежащей Медико-санитарной части — Сергеем Игоревичем Ежиковым и его сотрудниками.

После службы в воскресный день памяти свт. Николая Чудотворца о. Василий Щур рассказал об этой встрече прихожанам:

С Сергеем Игоревичем и его заместителем мы познакомились несколько лет назад, когда они впервые пришли в наш храм. Название «Медсанчасть» осталось с еще тех времен, когда эта очень большая организация относилась к военному ведомству, и там работали тысячи людей. Ее филиал находится совсем рядом с храмом, на шоссе Энтузиастов. Сейчас, по сути, Медсанчасть стала районной поликлиникой, куда перешли и прикрепились многие наши прихожане. Я уже несколько раз приходил и проводил беседы с сотрудниками Медсанчасти, среди которых есть
воцерковленные люди.
Я передал образ св.вмч. целителя Пантелеимона руководству Медсанчасти. Икону с зажженной лампадой разместят у входа, чтобы перед нею всегда могли помолиться врачи и пациенты.
В скором времени планируется освящение помещений Медсанчасти.

Информационный источник: храм прп. Александра Свирского на Соколиной горе

28 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль

С 31 марта по 17 апреля 2022 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Москве состоится V Международный Великопостный хоровой фестиваль.

Художественный руководитель фестиваля председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «христианская культура служит опорой для общества, наполняет его жизнь вечными смыслами, которые дают человеку жить в мире и согласии с Богом и окружающими его людьми».

Программа V Международного Великопостного хорового фестиваля:

31 марта, четверг, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени П.И. Чайковского. Художественный руководитель — народный артист России Лев Конторович, дирижер — Михаил Котельников;
  • Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова и Мужской хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Петров;
  • Тульский государственный хор. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Праздничный хор «Артос» храма Сергия Радонежского в Солнцево. Дирижер — Варвара Волкова.

2 апреля, суббота, 18.00. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова — исполнение в рамках богослужения

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович;
  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков.

4 апреля, понедельник, 19.00. Большой зал Московской консерватории

  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович.

8 апреля, пятница, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Детский хор ДМХШ «Пионерия» имени Г.А. Струве. Художественный руководитель и дирижер — Елена Веремеенко;
  • Вокальный ансамбль «Arielle». Художественный руководитель и дирижер — Эльмира Дадашева;
  • Хор студентов Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Рудневский.

17 апреля, Вербное воскресенье, 19.00. Соборная палата

  • Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова. Художественный руководитель и дирижер — Николай Азаров;
  • Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Регент — Александр Майоров.

31 марта — 1 апреля в Конференц-зале Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского проходит международная научная конференция «Деятельность профессора Московской консерватории протоиерея Василия Металлова по изучению осмогласия знаменного распева: к 250-летию первого Синодального издания «Октоиха нотного пения»».

V Международный Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Фондом содействия возрождению Синодального хора, АНО ПЦДМК «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив.

Художественными руководителями музыкального форума являются профессор А.С. Соколов (ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) и митрополит Волоколамский Иларион (ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Инициатор проведения фестиваля — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист России, профессор Л.З. Конторович.

Информационный источник: https://pravpenie.ru/site/article?id=696&menu=news

31 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

В Издательском Совете прошла конференция «Жизнь и труды свт. Феофана Затворника…»

16 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в очно-дистанционном формате прошла научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». 
Возглавил работу конференции председатель Издательского Совета, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, доктор исторических наук митрополит Калужский и Боровский Климент.

Перед началом работы в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану.

Открывая пленарное заседание на тему «Бог и человек по трудам святителя Феофана», митрополит Климент подчеркнул, что, по мнению святителя, чем бы человек ни занимался, он должен чувствовать присутствие Божие.

Глава Издательского Совета рассказал, что со времени проведения предыдущей конференции вышли три номера научного журнала Калужской духовной семинарии «Труды по русской патрологии», в которых опубликованы тексты докладов участников чтений, посвященных святителю Феофану.

Владыка Климент также сообщил участникам конференции, что принято решение о подготовке и издании седьмого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков выступил с докладом «Воспитание человека: задачи и возможности. По трудам святителя Феофана и русских православных педагогов».

Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и студент семинарии Сергей Старостенко подготовили и представили совместный доклад «»Митерикон» как перевод святителя Феофана и его значение в современном научном сообществе». Иерей Андрей Кретов отметил, что этот перевод и в наши дни является ключевым.

Аспирант Московской духовной академии, преподаватель Калужской духовной семинарии иерей Даниил Салищев в своем выступлении на тему «Святитель Феофан Затворник как преподаватель нравственного богословия» сделал акцент на содержательных изменениях, которые, будучи преподавателем, святитель Феофан вносил в свои конспекты и тематический план.

Студент магистратуры Калужской духовной семинарии диакон Георгий Бурцев представил сравнительный анализ воли человеческой и воли Божией по трудам святителя Иоанна Тобольского и святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Заведующий кафедрой богословия и библеистики Владимирской духовной семинарии кандидат философских наук А.В. Абрамов предложил обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Темой научного сообщения старшего преподавателя кафедры философии Кубанского государственного университета, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии Е.В. Буховича стала «Проблема духовного и идеального в отношениях Бога и человека (по творениям святителя Феофана Затворника)».

В работе конференции приняли участие ученые, исследователи, преподаватели и студенты церковных и светских учебных заведений.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-izdatelskom-sovete-proshla-konferenciya-zhizn-i-trudy-svyatitelya-feofana-zatvornika-v-istorii-i-sovremennosti.html

20 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up