Вышел 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Вышел 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Опубликовано: 4 марта 2023

Категории: Новости

Вышел в свет 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии».

В новом томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области.

Содержание тома отличается разнообразием. В нем представлена страноведческая тема, в частности, том содержит статью о Того. 67-й том включает многочисленные материалы о православных епархиях и викариатствах, а также о регионах России, в частности о Темниковском викариатстве, Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви, Тимокской епархии Сербской Православной Церкви, Тираспольской, Тихвинской, Тихорецкой, Тобольской, Тольяттинской, Томской епархиях Русской Православной Церкви.

Обширная статья о Патриархе Тихоне включает разделы о детских и юношеских годах святителя, преподавательской деятельности и принятии монашества, пребывании во главе Ярославской и Виленской епархий, избрании на Московскую кафедру, начале деятельности Поместного Собора 1917 года, избрании Патриархом, первых годах Патриаршества, служении Патриарха в 1921 году и участии в борьбе с голодом, о советской кампании по изъятию церковных ценностей, пребывании Патриарха под следствием в Донском монастыре, подготовке процесса над Патриархом Тихоном и тюремном заключении, деятельности Патриарха Тихона в 1923 году после освобождения, Патриаршем служении в 1924 году. В статье также рассказывается о значении деятельности Патриарха Тихона для Русской Православной Церкви, обретении его мощей, почитании и канонизации, иконографии и фотографиях, на которых присутствует Патриарх, его портретах и лицевом шитье.

Читатель также найдет в томе информацию о чудотворце Тихоне, епископе города Амафунта, изначально почитавшемся на острове Крит, и святителе Тихоне (Соколовском), подвизавшемся в Задонском в честь Рождества Богородицы мужском монастыре. В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии.

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом.

Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне, известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые».

В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии, Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт-Петербургской епархии, Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии, Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии, Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии, Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви, Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии, Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии, Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии, Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

Раздел об иконах представлен материалами о Тихвинской и Толгской иконах Божией Матери. Приводятся данные по описанию и иконографии, рассказывается о реставрации и истории изучения икон, о появлении икон и дается обзор сказаний о них. Читателям будет интересен рассказ о судьбе Тихвинской иконы в годы Великой Отечественной войны и об истории ее возвращения в Россию. В статьях содержится всеобъемлющая информация о списках икон.

Раздел персоналий 68-го тома представляется крайне подробным и обстоятельным. Том содержит статьи о выдающемся богослове Тейяре де Шардене, римских Папах Телесфоре, Теодоре I, противнике монофелитства, и Теодоре II, католическом богослове Теодоре из Тарса. Внимание читателей привлекут статьи о Терезах: Терезе Авильской, известной также как Тереза де Хесус, основательнице движения босых кармелитов, почитаемой учителем католической Церкви; Терезе из Лизье, монахине-кармелитке, провозглашенной небесной покровительницей католических миссий наряду с католическим святым Франциском Ксаверием; Терезе Калькуттской, прославленной своим служением в Индии.

Том содержит статьи об авторе духовно-музыкальных сочинений Иване Яковлевиче Тернове, деятеле обновленчества и историке Церкви Борисе Титлинове, композиторе и педагоге Василии Титове, графе Дмитрии Толстом, обер-прокуроре Синода и министре народного просвещения.

Особенного упоминания достойна статья о Льве Николаевиче Толстом, в которой присутствуют разделы о происхождении великого писателя, его основных произведениях, духовных исканиях и религиозно-философских идеях, их влиянии в России, о толстовстве как религиозном и общественном явлении.

В статье о Пауле Тиллихе рассказывается о выдающемся немецко-американском теологе и религиозном мыслителе; в материале о Лобеготте Фридрихе Тишендорфе рассказывается о первооткрывателе Синайского кодекса, известном собирателе библейских рукописей.

Одна из фундаментальных статей тома содержит подробный рассказ о Тертуллиане, выдающемся апологете и богослове, материал включает подразделы о происхождении, образовании и карьере Тертуллиана, обращении в христианство и первых годах церковного служения, увлечении монтанизмом, об его сочинениях, в том числе апологетических, догматико-полемических, нравственно-аскетических, и даже утраченных и неподлинных. Приводится данные об учении о Боге Тертуллиана, его триадологии, учении о творении, ангелологии и демонологии, антропологии, христологии, сотериологии, экклезиологии, сакраментологии, эсхатологии. Статья дополнена подробнейшей библиографией.

Историки с интересом ознакомятся со статьями о римском императоре Тиберии, а также его менее известных тезках византийских правителях Тиберии II и Тиберии III.

68-й том содержит статьи об апостоле от 70 Тимоне, епископе Бостры, и ученике прп. Серафима Саровского преподобном Тимоне Надеевском, возобновителе Николо-Надеевской пустыни.

Значительное место в томе занимают статьи о деятелях Церкви с именем Тимофей. В первую очередь это апостол от 70 Тимофей, имя которого упоминается 17 раз в Посланиях апостола Павла и шесть раз в Деяниях апостолов, а также святой чудотворец Тимофей, живший, вероятно, во времена императора Юстиниана II; преподобный Тимофей (Алексинец) из соловецких пустынножителей, игумен Никольского монастыря; вологодский чудотворец Тимофей; преподобный столпник Тимофей из Кахушты; преподобный Тимофей Киево-Печерский; преподобный Тимофей «иже на Кубенском озере»; преподобный Олимпийский чудотворец «Тимофей в Символах»; епископ Прусский Тимофей; священномученик Тимофей Изотов, расстрелянный в Симферополе в 1938 году; Христа ради юродивый Тимофей; московский митрополит Тимофей (Щербацкий); Иерусалимский Патриарх Тимофей; два Константинопольских Патриарха; четыре Александрийских Патриарха и архиепископа.

В книге содержится статья о Посланиях к Тимофею, авторство которых традиционно приписывается апостолу Павлу. В статье подробно исследуется проблема авторства и датировки Посланий, их богословие, экклезиология и ранние свидетельства о них.

В томе присутствуют также материалы о деятелях Церкви с именем Тит, а также об императоре Тите Флавии, известном тем, что при нем произошло извержение Везувия и разрушение Помпей, а также личным участии во взятии Иерусалима. Апостол Тит, первый епископ острова Крит, был избранным учеником и спутником апостола Павла. В томе рассказывается также о Тите, епископе Византия; чудотворце Тите, жившем в VIII-IX веках; святом иеромонахе Тите Киево-Печерском.

В одной из статей тома рассказывается о празднике тела Христова, одном из обязательных канонических праздников католической Церкви. Том содержит статьи о темплоне, алтарной преграде в византийских храмах; теодицее, обозначении совокупности философских и богословских доводов, выдвигаемых для обоснования утверждения о том, что благость Бога совместима с наличием в сотворенном им мире зла; теократии, форме правления, при которой общественные дела решаются через исполнение указаний, исходящих от воли Божией; теопасхизме, христологическом учении; теософии, как христианской, так и разработанной Е.П. Блаватской; терапевтах, представителях созерцательного философского образа жизни, описанных Филоном Александрийским; тиаре, тройной короне Папы Римского; типиконе, церковной книге, содержащей богослужебный устав на весь год; Типографском уставе, древнерусском пергаменном кодексе, памятнике восточнославянской письменности рубежа XI-XII веков; титовцах, старообрядческом согласии беспоповцев; Толедских соборах, важнейшем коллегиальном институте церковного управления в раннесредневековой Испании.

Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

Источник: http://moseparh.ru/vyshel-68-j-alfavitnyj-tom-pravoslavnoj-enciklopedii.html

VIII олимпиада для школьников «В начале было Слово…»

Открылась регистрация на участие в отборочном этапе VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…», который будет проходить в дистанционном формате с 1 по 13 декабря 2020 года.

Несмотря на наступившие для школьников каникулы, по данным организационного комитета олимпиады, за первую неделю количество зарегистрированных пользователей превысило тысячу человек.

Пройти регистрацию и принять участие в проекте могут школьники 8-11 классов, обучающиеся по образовательной программе основного общего и среднего общего образования, в том числе осваивающие указанные образовательные программы за рубежом, по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

Подать заявку на участие можно до 30 ноября.

Олимпиада школьников «В начале было Слово…» по двум гуманитарным предметам — истории и литературе — включена в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 27 августа с.г., что дает возможность победителям и призерам получить льготы при поступлении в высшие учебные заведения.

С положением и регламентом проведения олимпиады в 2020/21 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете олимпиады: по телефону +7 (495) 626-85-15, эл. почте olimp.rpu@mail.ru или в группе в социальной сети «ВКонтакте».

Олимпиада проводится Российским православным университетом святого Иоанна Богослова при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://moseparh.ru

15 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Иоанна Лествичника

11 апреля 2021 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 9:17-31) мы слышали повествование о бесноватом — человеке, который был полностью захвачен силой диавольской, а поскольку диавол есть зло, то силой диавольской зло в этом несчастном проявилось в максимальной степени.

Зло — это всегда безобразие, то есть потеря образа, это отсутствие красоты, это все, что противоположно правде, красоте и добру. В несчастном бесноватом все это было настолько явно, что он воспринимался людьми как ненормальный, как лишенный разума, как лишенный человеческого образа. Это действительно так, и поучительность истории с бесноватым заключается в том, что в его образе был явлен подлинный лик греха и диавольской силы. Ведь грех практически всегда рядится в одежду праведности или, по крайней мере, в одежду благопристойности, потому что грех — это безобразие, а безобразного человек сторонится, стыдится. Редко, когда грех открыто говорит, что он грех, хотя в новейшее время подобное все чаще имеет место в человеческом общежитии. Если проходит стыд, человек не останавливается перед тем, чтобы проявлять всю свою страшную внутреннюю сущность.

Сегодняшнее повествование о бесноватом показывает нам, что по-настоящему представляет собой зло, которое овладевает человеком. Все маски сброшены, нет смысла скрывать зло под личиной добродетели. Зло явило себя в этой истории себя таким, каким оно есть. Еще раз хочу подчеркнуть: великий смысл сегодняшнего повествования в том, что оно показывает нам природу зла. Зло есть всегда безобразие, потеря Божественного образа, это дисгармония, это страдание, это величайшая скорбь, но в жизни зло чаще всего скрывается под личинами и масками.

Повествование о бесноватом, который был настолько страшен, что представлял реальную опасность для людей, должно помочь нам осознать, что зло всегда несет опасность — в первую очередь, тому, от кого зло проистекает в окружающий мир. Подобно тому, как страшный бесноватый потерял человеческий образ, так и люди, которые нас окружают, а может, в какой-то момент и мы сами теряем человеческий образ, когда зло начинает иметь над нами слишком большую власть. Итак, зло — это страшное лицо бесноватого. Вот подлинное лицо зла, а все остальное — личины.

А теперь самый, может быть, важный вопрос. Диавол есть источник зла, но он также отец лжи. Ложь очень тесно связана со злом. Большинство того, что мы называем злом, проистекает от лжи, и это неслучайно, потому что диавол есть отец лжи. Но, наверное, никто бы не поверил и не пошел за диаволом, если бы ложь была очевидной. Преподобному Иоанну Синайскому принадлежат слова: диавол всегда растворяет частицу правды во лжи. А почему так? А потому что только так человек поверит лжи.

Это диавольское стремление завлечь человека в стихию лжи, прикрываясь чем-то благовидным, иногда даже правдивым, и есть самое опасное проявление зла в нашем мире. Начинаясь с малого, ложь охватывает все большее и большее пространство человеческого бытия и, наконец, превращает жизнь людей в ад.

Мы знаем, как сейчас распространяется и распространена ложь. Вообще, вся эта эпоха, которую мы называем на философском языке эпохой модерна, то есть современная эпоха, отличается тем, что стираются границы между добром и злом. Это происходит впервые в человеческой истории — даже во времена языческие и зло, и добро были понятны для всех. Языческие авторы проводят границу между злом и добродетелью, ложью и правдой. А вот нынешняя эпоха смешала все понятия, и в этом — опасность мира, в котором мы сегодня живем. Мы сталкиваемся со смешением правды и лжи и в быту, и во многих других обстоятельствах, и на разных уровнях человеческого общежития. Как много неправды говорится сегодня относительно международных дел, как часто зло выдается за добро, а добро за зло! А поскольку есть те, для кого остается неочевидным зло, которое выдает себя за правду, то постоянно возникает опасность, что люди поверят этой лжи, поверят этой неправде, примут диавола за ангела света.

Как же не поддаваться на все эти искушения в большом и малом — и в мировой политике, и в общественной жизни, и в личной жизни? Как побороть тотальное влияние лжи на человека? Как не заразиться этой страшной болезнью? Святой преподобный Иоанн в своей «Лествице», излагая последовательность духовного восхождения от греха к святости, начинает свое повествование с того, какое значение в жизни человека имеет вера.

Действительно, не только Иоанн Синайский, но и большинство святых отцов в полном согласии друг с другом повторяют известные слова: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:6). Вера в Господа дает нам способность различать добро и зло, вера в Господа дает нам силы сопротивляться злу, и вера в Господа дает нам силы восходить по ступеням духовного совершенства.

Вспоминая сегодня святого преподобного Иоанна, его творения, его мудрость, а также особым образом воспринимая слова Евангельского чтения, будем помнить, мои дорогие братья и сестры, что борьба со злом начинается с укрепления нашей веры. Борьба со злом всегда предполагает непременное стремление к совершенству — восхождение по ступеням духовного подвига, потому что, если человек стоит на месте, это означает, что он падает. Только движение вверх на пути восхождения к Божественной правде дает нам возможность обретать надежду на наше спасение. Укреплением нас в этой надежде и примером для подражания являются святые отцы и угодники Божии и особым образом святой преподобный Иоанн, которого мы сегодня прославляем. Его молитвами да поможет нам Господь достойно пройти путем духовного подвига через дни Святой Четыредесятницы. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-4-yu-velikogo-posta-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

11 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Освящение купола и креста храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

27 мая по благословению Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Восточным викариатством г. Москвы благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов совершил освящение купола и креста строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44.

В совершении освящения купола и креста строящегося храма отцу благочинному сослужили: настоятель строящегося храма — иерей Дмитрий Макеев, помощник благочинного Рождественского округа — иерей Иоанн Паскевич.

После освящения благочинный протоиерей Иоанн Ермилов совместно с настоятелем и своим помощником осмотрели внутренние помещения храма, где уже началась подготовка к работам по обустройству внутренних инженерных систем. «Больше половины пути пройдено, но впереди еще много дел, на завершение которых требуются значительные средства: фасады храма, инженерные системы в храме, внутренняя отделка, иконостас и убранство, подведение к храму коммуникаций (отопление, водопровод, канализация)», — отметил настоятель строящегося храма иерей Дмитрий Макеев.

28 мая отец Дмитрий Макеев празднует память своего Небесного Покровителя — благоверного Царевича Димитрия Угличского и Московского. Освящение купола и креста стал знаменательным и радостным событием ко Дню Ангела и Великому Празднику Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

29 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

Гуманитарная помощь отправлена нуждающимся

25 июня настоятель Патриаршего Подворья при храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке иерей Михаил Кривошеев совместно с руководителем социальной службы и сотрудниками храма направил гуманитарную помощь беженцам и бездомным людям.

В синодальный отдел по благотворительности и в «Ангар спасения» привезли продукты питания, детские и вещи для взрослых, обувь и средства гигиены.

Благодарим жертвователей за сострадание и  милосердие к ближнему.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке

26 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up