Встреча со школьниками 4-х классов: «Что такое православие ?» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Встреча со школьниками 4-х классов: «Что такое православие ?»

Опубликовано: 22 мая 2022

Категории: Новости

12 мая 2022 года старший алтарник храма Преображения Господня в Богородском Тимофей Филимонов по благословению настоятеля протоиерея Дамиана Круглика посетил школу № 1797, где в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) провел с учащимися 4-х классов встречу на тему «Что такое православие ?».

В ходе мероприятия дети узнали о содержании и смысле Библии и Священной истории, познакомились ближе с образом жизни и идеалами православного христианина, а также доступным языком рассказчик постарался развеять некоторые мифы нашего времени о православии. В конце встречи гость ответил на интересующие вопросы.

Встреча была организована по инициативе педагогов учебного заведения.

Информационный источник: храм Преображения Господня в Богородском

Состоялось совещание общественных методистов по ОРКСЭ

28 сентября в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению прошло совещание общественных методистов по ОРКСЭ от храмов Восточного викариатства.

На совещании выступили секретарь Восточного викариатства иерей Пётр Иванов,
методист Городского методического центра Департамента образования по ВАО Игорь Владимирович Тихоновский и советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров 11 Друшлякова Наталья Аркадьевна.

 Общественных методистов познакомили с нормативными документами, которые создают возможности для сотрудничества с образовательными организациями, с целями и задачами этой деятельности и с предстоящими в ближайшее время мероприятиями, в которых миссионерам нужно принять участие.

Взаимодействовать со школами необходимо на светском уровне, что требует от миссионера тонкого умения говорить о духовно-нравственных ценностях, о культурных традициях.

Среди методистов есть как опытные, давно занимающиеся этим миссионерским служением, так и новые, получившие послушание в этом году. В связи с этим на совещании были намечены сроки аккредитации новых общественных методистов — в декабре текущего года.

Пресс-служба Восточного викариатства

29 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялась церемония открытия IX Международного фестиваля «Вера и слово»

19 октября 2021 года в подмосковном пансионате «Клязьма» состоялась церемония официального открытия IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации», который проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 18-22 октября в Москве и Подмосковье.

Обращаясь к собравшимся, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что за три года, прошедшие со времени проведения последнего, VIII фестиваля «Вера и слово», прошла целая эпоха, и многое из того, что кажется привычным сегодня, мы не могли себе представить ранее.

«Мы не случайно выбрали такую тему фестиваля, поскольку она указывает на те главные вопросы, если брать земное измерение жизни, с которыми мы сегодня столкнулись. Когда стремительное развитие информационных технологий стало буквально ежедневно менять нашу жизнь», — заявил В.Р. Легойда.

По его словам, до пандемии мы почти не использовали многие вошедшие теперь в употребление инструменты коммуникации, которые, как выяснилось на практике, открывают нам очень большие возможности.

«В доковидные времена мы всерьез не обсуждали тему онлайн-консультирования людей, которые в этом заинтересованы. Наступила пандемия, локдаун, и мы вместе с социальной сетью «Одноклассники» организовали прямую линию «Поговори со священником», и она пользовалась очень большим спросом», — рассказал представитель Церкви.

В качестве другого примера В.Р. Легойда указал также на QR-коды, которыми многие не пользовались в повседневной жизни до пандемии, а сейчас они находятся на оборотной стороне бейджей участников фестиваля, и, просканировав их, можно перейти на сайт Отдела, чтобы ознакомиться с программой фестиваля.

«Пандемия заставляет нас вновь и вновь задумываться о том, что все нам позволительно, но не все полезно. Как мне представляется, со святоотеческих времен ничего не изменилось, и та оппозиция «использование — злоупотребление» и сегодня является для нас определяющей. Инструмент нейтрален, все максимально зависит от того, как, для чего и насколько эффективно мы будем его использовать», — отметил В.Р. Легойда.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что данный фестиваль, в отличие от предыдущих, готовился в авральном режиме, и то, что обычно делается за 6 месяцев и более, было на этот раз сделано за полтора месяца.

«Я надеюсь, это не помешает нам провести эффективно и продуктивно эти ближайшие дни, мы постарались сделать встречи, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия максимально интересными для вас и очень рассчитываем на обратную связь», — сказал В.Р. Легойда.

Также председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил о том, что по итогам прошедшего накануне показа рабочей версии фильма «Непослушник» и последовавшей за ним активной дискуссии, ему позвонили участвовавшие в ней авторы фильма и выразили благодарность за благожелательное и конструктивное обсуждение.

«Хочу пожелать всем нам, чтобы все дни фестиваля проходили в такой же конструктивной братской атмосфере, чтобы эта благожелательность, которая вчера нами была продемонстрирована, не покидала нас до самого конца», — сказал В.Р. Легойда.

Прощаясь с гостями фестиваля, глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сердечно поблагодарил информационных работников Церкви за их ежедневный труд, напомнив им о прозвучавших на одном из прежних фестивалей словах Святейшего Патриарха Кирилла о большой важности этой работы.

«Я просил бы вас не поддаваться на те эмоции, которые нас порой захлестывают. Потому что все это мы делаем не для каких-то чинов, званий, наград, и даже не для того, чтобы нам сказали «спасибо». Я верю и надеюсь, что мы делаем это для Христа и Евангелия», — заключил В.Р. Легойда, пожелав участникам фестиваля успехов в работе.

В завершение церемонии официального открытия участникам фестиваля был продемонстрирован видеоролик с приветствием заместителя председателя Правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям Д.Н. Чернышенко.

В своем обращении Д.Н. Чернышенко отметил, что за время своего существования фестиваль уже состоялся как важный формат общения и взаимодействия всех информационных работников Церкви. Также он указал на заметное международное измерение фестиваля, на который в этот раз собрались гости из стран СНГ, Греции, Черногории, Сербии и Ливана.

Также заместитель председателя Правительства РФ отметил актуальность темы настоящего фестиваля «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации».

«Цифровая трансформация определена Президентом страны одной из пяти национальных целей, и она проходит в ключевых отраслях экономики, социальной сферы, важно, чтобы ее результаты были понятны и полезны всему обществу. Именно на вас, уважаемые участники, лежит миссия грамотного, корректного доведения до людей ее результатов. Церковь уделяет огромное значение своей роли в современном информационном пространстве, и это отражает внимание к фестивалю со стороны Святейшего Патриарха Кирилла. Не сомневаюсь, что прямое общение с ним станет для всех участников запоминающимся событием. Я желаю вам по итогам фестиваля реализовать новые информационные проекты, яркие и интересные для вашей аудитории. Будьте здоровы, берегите себя и храни вас Господь!» — заключил Д.Н. Чернышенко.

По традиции, в ходе церемонии открытия фестиваля прошло чествование именинников из числа гостей съезда с возглашением им многолетия.

Информационный источник: http://moseparh.ru/sostoyalas-torzhestvennaya-ceremoniya-otkrytiya-ix-mezhdunarodnogo-festivalya-vera-i-slovo.html

20 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Пасхальные богослужения в храмах Восточного викариатства

Фотозарисовки Пасхального богослужения в храмах Восточного викариатства

5 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

Память праведного Алексия Московского

22 июня в храме святого праведного Алексия Мечёва в Вешняках будут вспоминать покровителя храма праведного Алексия Московского.

Алексий Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва — 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), протоиерей, московский старец (см. Старчество). Родился в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, который в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении Алексия. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия монастырь), где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» — спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: — Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.

Будущего отца Алексия Мечёва называли «блаженный Алешенька». Его дедушка был протоиереем в Коломенском уезде, отец — Алексий Иванович Мечёв — регентом хора в кафедральном соборе Чудова монастыря в московском Кремле, и Алеша воспринял от них живое переживание Евангелия.

«Бог дал мне простую детскую веру», — признавался он впоследствии своим духовным детям. В детстве «блаженный Алешенька» мог в разгар веселья и игр вдруг стать очень серьезным и уйти куда-то, уединиться.

С малых лет очень мягкий характером, он был не склонен к ссорам, наоборот, старался всех помирить или развеселить. Таким он был всю жизнь и этому учил: жить так, чтобы рядом с тобой было легко и радостно.

Старец был не просто добрым человеком, время от времени кому-то помогавшим. Он со всем вниманием и самоотдачей входил в положение каждого человека, — и не мог иначе! «Господь никому не отказывал, всех звал к Себе, ко спасению — и я не могу отказать! Он умирал и не забыл никого, всех помнил, разбойника спас, Матерь Свою вспомнил. И я не могу отказать», — говорил отец Алексий.

Любить, жалеть людей, делиться с ними, входить в ситуацию каждого Алешу приучили родители: он до конца жизни вспоминал, как мать взяла к себе, в их двухкомнатную квартирку в Троицком переулке, свою овдовевшую сестру с тремя детьми, при том, что своих-то было трое — Алешин брат Тихон и сестра Варя. Шестеро детей, трое взрослых — и всем хватило места и хлеба!

Сердце, жалеющее людей, с юности стремилось к профессии, предполагающей служение на благо других. Поэтому Алексий хотел стать врачом. Но мать, Александра Дмитриевна, говаривала: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником!» И не ошиблась, точно угадав призвание сына.

По окончании Заиконоспасского училища и Московской Духовной семинарии Алексий был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке.

И тут его незлобивость и мягкость подверглись серьезному испытанию. Вспыльчивый, несдержанный настоятель храма отец Георгий набрасывался на 21-летнего служителя по поводу и без, требовал от него почему-то выполнения обязанностей сторожа, придирался, иногда даже бил. Младший брат Тихон часто заставал Алексия в слезах. Казалось бы, нужно просить о переводе в другой храм! Но Алексий терпел и ни о чем не просил. И не ожесточился, не потерял любви к людям.

Годы спустя, придя на похороны своего жестокого начальника, он плакал, но уже от благодарности: невольно отец настоятель преподал ему такую школу, так помог в борьбе с собственными недостатками, главным из которых отец Алексий считал «яшку» — самолюбие…

В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 ноября, был рукоположен Мисаилом (Крыловым), епископом Можайским, во диакона.


Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна — слева от него

У них родилось пятеро детей: на четвертом году супружества — дочь Александра (1888), потом дочь Анна (1890), сын Алексий (1891), умерший во младенчестве, сын Сергей (1892, будущий священномученик), дочь Ольга (1896). И годы спустя после венчания отец Алексий писал своей жене трогательно и непосредственно:

«Ты, красавица, забыла у меня на столе браслетку и кольца, то будь спокойна, я их убрал и с собой в воскресенье привезу. Целую тебя несчетно раз. Твой Ленечка».

Какой-то необыкновенной красотой Анна Петровна не отличалась, однако отличалась добрым, живым характером — даже на фотографиях в любом возрасте это видно — и крепкой, простой верой. Отец Алексий — священник, будущий прославленный святой и подвижник — со смирением писал ей: «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым».

Матушка Анна разделила с мужем его самоотверженное служение, когда 19 марта 1893 года отец Алексий был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония совершалась в Заиконоспасском монастыре, что по сей день стоит в двух шагах от Кремля. Приход оказался очень малочислен, довольно беден, и отец Алексий стал единственным его священником…

Бог, знающий каждого человека до самых его глубин, пожелал дать святому в спутницы именно такую женщину, и она сыграла в его жизни важную роль.

Он вспоминал жену и как друга, мягко направлявшего его, подсказывающего то, чего он сам не замечал. «Я был очень счастлив, — писал он годы спустя сыну, — когда покойная твоя мама, бывало, заметив что-либо, высказывала свое впечатление мне, и я тотчас, приняв к сердцу, изменял согласно с ее замечаниями… Я не хочу сидеть на точке замерзания. Каждый из нас не замечает за собой и может усовершенствоваться только при участии близких, дорогих людей…»

Омрачало их жизни только то, что матушка Анна страдала тяжелой сердечной недостаточностью, и с годами это давало о себе знать все больше. Выйдя замуж 18-летней юной девушкой, к 36 годам она уже очень мучилась от водянки: тело отекало, наступала слабость, становилось трудно дышать. Было настолько тяжело, что в какой-то момент матушка просила своего супруга перестать ее вымаливать…

19 марта 1893 г. отец Алексий был рукоположен епископом Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к Николаевской в Клённиках церкви Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал отец Алексий. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме отец Алексий вел работу в Обществе народного чтения, посещал тюрьмы.

29 авг. 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена отца Алексия. Он был безутешен до тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с отцом Иоанном Кронштадтским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил праведного Алексия, когда вошел отец Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего… а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Сказанное отец Алексий принял как возложенное на него послушание старчества, к которому он был подготовлен многими годами подвижнической жизни.

«Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он впоследствии, опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к отцу Алексию были современные ему оптинские подвижники — иеросхимонах прп. Анатолий (Потапов) и скитоначальник схиигумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей».

Келья праведного Алексия
Келья праведного Алексия

Ранее пустая церковь свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди которых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, которой отец Алексий уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма отец Алексий открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет отец Алексий преподавал Закон Божий в частной женской гимназии Е. В. Винклер. Алексий благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, священника и художника Н. А. Соколова. Впоследствии она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания, основала при МДА иконописный кружок, из которого выросла иконописная школа.

Люди потянулись в Кленники. Потому что к настоятелю всегда можно было прийти на исповедь или хоть на разговор. Двери его храма были всегда открыты. В Москве он постепенно получил известность как священник, к которому можно обратиться за утешением и советом в самом тяжелом горе.

Отец Алексий говорил: «Священник должен принадлежать народу» — и признавался в письмах к родным, что принимает людей до поздней ночи, отходя ко сну в 2 часа, чтобы рано утром быть уже снова на ногах.

«Любить всех, — писал он, — легко сказать… Полюбить всех есть дело жизни и опыта, и опыта немалого».

Высоко оценивал пастырскую деятельность отца Алексия наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский, с 1914 епископ Серпуховской). В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) наградил отца Алексия крестом с украшением. Патриарх Тихон при хиротонии всегда учитывал отзыв Алексия о кандидатах в священники и предложил отцу Алексию взять на себя труд по объединению московского духовенства. Собрания духовенства проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Дважды отца Алексия вызывали в ОГПУ (в кон. 1922 и 30 марта 1923) и запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, т. к. старец был тяжело болен.

Последние несколько лет жизни отца Алексия пришлись на тяжелейшее для России время, когда, по воспоминанием современников, «с наступлением зимы Москва стала похожа на убогую деревню. Улицы и тротуары не чистились. Трамваи перестали ходить. И народ передвигался пешком посередине улицы с мешками за спиной в надежде что-нибудь достать себе для пропитания». Но отец Алексий продолжал ежедневно служить. Приход храма на Маросейке увеличивался, и настоятель установил сбор средств для оказания помощи нуждающимся, старикам и многодетным семьям. Его дважды вызывали в ОГПУ на «беседу», запрещали принимать верующих. Но старец продолжал делать свое дело, собирая вокруг себя людей. По воспоминаниям его духовной дочери, знаменитого иконописца Марии Николаевны Соколовой (впоследствии — монахини Иулиании), отец Алексий «всегда возводил руководимых им к подвигу духовному», говоря, что «внешний подвиг необходим. Хотя и самый малый, он воспитывает силу воли».

Когда его спрашивали, как же решить свои проблемы, наладить жизнь, он отвечал: не оставляйте молитвы! «Молись усердно и неопустительно», — говорит он в одном письме.

И признается, что сам страдал когда-то безволием, и что очень важно победить его:

«Дорогая К. П., какое великое милосердие Божие к нам, а мы, грешные и нерадивые, не хотим и малого часа отдать Ему на благодарение и меняем время молитвы, которая всего важнее, на житейские хлопоты и заботы, забывая Бога и свой долг!»

Однажды к отцу Алексию приехала из Тулы женщина, у которой пропал единственный сын. Придя в храм Николая Чудотворца, она встала в очередь ко кресту. Завидя ее, отец Алексий протянул ей крест через головы тех, кто шел впереди, и сказал: «Молись как за живого!» После, встретившись с нею, старец ласково обратился к несчастной: «Счастливая мать! Счастливая мать! О чем ты плачешь? Тебе говорю: он жив!» — и потом рассказал якобы произошедшую историю: «Вот тоже на днях у меня была мать: все о сыне беспокоится, а он преспокойно служит в Софии на табачной фабрике». Через несколько месяцев эта женщина получила от сына письмо, в котором он сообщал, что служит на табачной фабрике в Софии.

В другой раз к старцу пришли две незнакомые ему прежде девушки просить благословение стать монахинями. Одну из них он охотно благословил, а другой велел вернуться домой. Девушка очень огорчилась. Окружающие стали расспрашивать ее, и оказалось, что она живет с престарелой матерью, которая болеет и не желает слышать об уходе дочери в монастырь.

Бывали и забавные, но всегда поучительные для их участников случаи. Одна начальница приюта для сирот, Ольга Серафимовна, придя на литургию вместе со своей подчиненной, про себя переживала: а вдруг батюшка сейчас скажет что-нибудь такое про меня, что уронит меня в глазах моей подчиненной?.. И поэтому хотела пропустить ее вперед в очереди ко кресту. Увидев Ольгу Серафимовну, отец Алексий поднял высоко крест и, благословляя ее, громко произнес: «Ольга! Мудрая!» А когда та подошла, наклонился к самому ее уху и добавил: «Дура, это я только для других сказал», и с обычной своей добродушной улыбкой посмотрел на нее. Так рядом с ним люди учились не думать о себе лишнего, как и он о себе никогда не думал, говоря: «А что я? Я убогий…»

Старец скончался в Верее, гроб с его телом был доставлен в родной храм свт. Николая в Клённиках 27 июня 1923 г. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили петь панихиды и прощаться с почившим. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером 2 заупокойные всенощные, одну в церкви и другую — во дворе. Литургию и отпевание совершил во главе сонма духовенства архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря. Незадолго до смерти отец Алексий написал архиеп. Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить желание отца Алексия. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова отца Алексия: «Когда я умру — всем будет радость». Литию служил архим. Анемподист. Святейший Патриарх благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

Отец Алксий просил своих духовных чад приходить к нему на могилу со всеми своими трудностями, бедами, нуждами, и многие шли к нему на кладбище. В связи с его закрытием 28 сент. 1933 г. Останки отца Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», называемое «Немецким». Епископ Стефан (Никитин), участвовавший в перенесении мощей, рассказывал, что тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой.

За свою не очень долгую священническую жизнь отец Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Сам отец Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном — священником Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал старец. Отец Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. Праведный Алексий Мечев прославлен Архиерейским Собором 2000 г.

Информационный источники: Православная энциклопедия и Журнал Фома

12 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up