Встреча с внуком Гастелло — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Встреча с внуком Гастелло

Опубликовано: 23 апреля 2023

Категории: Новости

22 апреля 2023 года в преддверии Дня Победы в храме Николая Чудотворца на Преображенском погосте состоялась встреча с Николаем Гастелло, внуком героя
Великой Отечественной войны Николая Францевича Гастелло. На встречу пришли ученики детской воскресной школы и прихожане храма.

Николай поделился с нами историей жизни своего знаменитого деда.

Николай Гастелло – советский военный летчик, совершивший в самом начале ВОВ героический подвиг- первый «боевой таран» в истории Великой Отечественной войны. Ценой собственной жизни он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.

На встрече поэт Андрей Середов прочел стихотворение, которое посвятил подвигу Николая Гастелло.

Встреча была вдохновляющей и произвела глубокое впечатление на всех. Дети задавали вопросы и общались с потомком героя на важные для них темы.

Пресс-служба Восточного викариатства

Первая встреча с Аленой Азоевой

На первой встрече с Аленой Азоевой было очень радостно увидеть среди слушателей интересных и вдохновленных идеями служения людей из Марфо-Мариинской обители милосердия, больницы Святителя Алексия, авторов информационных проектов о святых, сотрудников музеев, студентов, преподавателей ПСТГУ, блогеров и журналистов. Наша общая цель — совершенствование знаний о современном информационном пространстве, о продвижении социальных и благотворительных проектов, понимании актуальных тенденций работы в социальных сетях, взаимодействия с аудиторией и так далее. 

Первую встречу мы посвятили введению в тему социальной коммуникации и уже получили домашнее задание. Самый главный вопрос, над которым нам предстоит подумать: какую роль задуманный нами проект должен играть в жизни людей, к которым мы обращаемся. Казалось бы, так просто, но на самом деле правильно сформулированный ответ поможет в выборе стратегии достижения целей проекта. И второй важный момент, отвечая, необходимо обратить особе внимание на те трудности, которые перед нами возникают. 

Алена Азоева — эксперт по коммуникациям и рекламе (в том числе социальной), более 20 лет работала в международных рекламных агентствах (BBDO, Ogilvy, Leo Burnett), небольших коммуникационных компаниях и digital-агентствах, 15 лет из них в должности креативного директора.

Следующая встреча с Аленой Азоевой состоится 8 октября во вторник в 19.00 ч. — в Просветительском центре святителя Иоасафа. Вход свободный, обязательна регистрация по телефону +79253355213 или по электронной почте ioasafcenter@yandex.ru. Просветительский Центр Святителя Иоасафа Белгородского расположен в 5-ти минутах от метро Измайловская, по адресу — Заводской проезд, 23.

27 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

«По заветам князя Александра Невского» в Ярославской области 11 и 12 ноября 2022 г.

В пятницу 11 ноября и в субботу 12 ноября, в городах Ярославской области: Ярославле и Ростове Великом прошли тематические встречи в рамках проекта «По заветам князя Александра Невского».

Организаторами встреч стали: директор и соработники АНО «Свято-Сергиевский центр» в лице клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы иерея Кирилла Киселева, Ольги Валентиновны Киселевой и Шевченко Оксаны Валерьевны, отдел религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии Русской Православной Церкви в лице протоиерея Павла Рахлина, руководство Губернской Гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова в лице директора — Людмилы Валентиновны Базуновой и её коллег, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».

В пятницу, 11 ноября, в Ярославской Губернской Гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова в проекте приняли участие ярославские гимназисты сразу нескольких классов.

Программу открыл священник Кирилл Киселев, представив слушателям исторический путь русского государства от времён благоверных князей до современной России.

Далее участники изготовили памятную поделку – панно «День Победы», а затем прослушали концерт военных песен, посвящённых Великой Отечественной Войне. На этот раз исполнителем стал – доцент кафедры хорового дирижирования МГК им. П.И. Чайковского, дирижёр и солист Академического Большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей», член правления региональной общественной организации «Содружество молодых дирижёров» Дмитрий Кузнецов.

Для организаторов из Москвы приезд в Православную Гимназию Ярославля стал приятным событием и основой для дальнейшего сотрудничества. 

В субботу, 12 ноября в Музейной гостиной государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» на тематическую встречу собрались гимназисты семиклассники муниципального образовательного учреждения в Ростове — Гимназии имени А.Л. Кекина.  

В первой части программы священник Кирилл Киселев провёл презентационную лекцию о героях Отечества со времён XIII века до наших дней. Во второй части молодые люди изготовили памятную картину – «Голубь – символ мира».

В третьей части звучали песни, посвящённые II Мировой Войне в исполнении Дмитрия Кузнецова.

Маэстро рассказывал детям об истории происхождения каждой исполненной им песни и о тех переживаниях, которые связаны с темой ратного подвига, мужества и доблести советских воинов. Это и «Письмо из 45-го», и «Последний бой», и «Журавли», и «Майский вальс», и, конечно, «День Победы» — гимн, который исполняли стоя и все вместе. Патриотическая программа «По заветам князя Александра Невского» подходит к своему завершению и финальным мероприятием станет 8-я тематическая встреча, намеченная на 20 ноября 2022 года в Кубинке МО на территории Главного Храма Вооружённых Сил российской Федерации.

Информационный источник: храм Преображения Господня на Преображенской площади

13 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Прошла рабочая встреча ответственных за информационную работу

2 октября в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению прошла встреча ответственных за информационную работу в Восточном викариатстве.

В начале встречи епископ Верейский Пантелеимон поприветствовал участников и рассказал о важности освещения событий приходской жизни. Владыка отметил, что приходские новости должны быть интересными, а не формально-отчетными.

Руководитель пресс-службы Синодального отдела Василий Рулинский рассказал об актуальном опыте Отдела по работе с социальными сетями и об особенностях размещения постов различного характера: «Человеческие истории — это самое интересное. Так недавно на канале https://t.me/church_charity был размещен ролик, как волонтер в Мариуполе носит на руках подопечного, который не может передвигаться самостоятельно»

Ответственный за информационную работу в викариатстве Алексей Конопатченков привел результаты анализа деятельности сайтов приходов за последние полгода, отметив самые удачные практики.

На встрече были обсуждены технические средства, необходимые для создания качественных фотографий и видеозаписи.

В конце семинара участники поделились своими мыслями относительно дальнейшей совместной работы.

Пресс-служба Восточного викариатства

2 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up