Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Состоялось совещание в ФХУ по подготовке к строительству храма в Гольянове

1 октября в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» (НП «ЕСЗМП») иерей Михаил Титов провел совещание по проектированию и подготовке к строительству храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

В совещании приняли участие начальник Проектного отдела НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Владимир Соколов; заместитель начальника Проектного отдела Елена Конева; архитектор проекта Ирина Минулина, помощник настоятеля Сергиевского храма Александр Фетчун, главный инженер по наружным сетям Татьяна Грабарская, специалист по тепловым сетям Константин Добычин.

Обсуждался проект теплосети, в том числе точки подключения теплосети по проекту, представленному МОЭК.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru

3 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме вмч. Димитрия Солунского в поселке Восточный

21 июля состоялась торжественная служба посвященная престольному празднику Казанской иконе Божией Матери. Торжественное богослужение возглавил настоятель храма — иерей Максим Бобров, сослужил настоятелю клирик храма — иерей Георгий Узун.


Настоятель поздравил всех прихожан с престольным праздником, пожелал здоровья и Божией помощи в трудах на благо прихода и всей Русской Православной Церкви, сердечно благодарил всех прихожан за совместную вознесенную молитву.

По заамвонной молитве было совершено славление пред Казанской иконой Божией Матери.

В конце праздничного богослужения был совершен — Крестный ход.

Статья сформирована по материалам сайта храма вмч. Димитрия Солунского: http://dimitri.moseparh.ru

23 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Встреча волонтёров в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В воскресенье, 16 февраля, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках состоялась встреча волонтёров службы милосердия храма и помощников благотворительного проекта «Мамы мира».  

«Такой многочисленной встречи мы не ожидали! Актовый зал был полон народа! в тесноте, да не в обиде! Встреча была радостной и позитивной! Другого и не могло быть, так как вечер проводили основатели и самые активные участники проекта «Мамы мира» всегда позитивные Ксения и Сергей Стрелковы и Татьяна Втюрина!», — поделился настоятель о. Афанасий.

Пока дети веселились и играли с аниматором, взрослые делились своим опытом в социальном служении. Обсуждали планы на год грядущий. Единогласно было принято решение собираться не раз в год, а почаще! В начале встречи отец Настоятель поприветствовал всех и поблагодарил за дела милосердия, в которых участвовали наши помощники! А дел было совершено в этом году действительно много!

Практически каждую неделю организации «Мамы мира» удаётся закрыть сбор средств и реализовать какой-либо благотворительный проект. Часто помогать приходится тем, от кого отказались другие фонды по тем или иным причинам.  

Совместно за этот год было совершено: 1) Поездки в Воронежскую область, где оказывали помощь многодетной одинокой маме — Дарье; 2) Поездка в Свято-Спиридоньевскую богадельню г. Москвы , с поздравлениями и подарками к Новому году и Рождеству Христову; 3) Поездка в кризисный центр «дом для мам» с небольшим концертом и товарами первой необходимости.  

Все эти поездки и проекты стали возможными лишь при участии прихожан и волонтёров храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках и подписчиков и благотворителей движения «Мамы мира». 

 Выражаем благодарность всем, кто помогает реализовывать проекты милосердия нашего храма, благодарим всех кто протягивает руку помощи нуждающимся! 

Более подробную информацию вы можете найти по ссылке в Инстаграмм: https://www.instagram.com/ksiushastrelkova/  

Информационный источник: https://hram-veshnjaki.ru  

19 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ ХРАМА ПОМОГ ПОБЕДИТЬ В ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

Четыре ученических проекта, объектом исследования которых стал храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, победили в городской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы – 2018».

Городская исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы — 2018» стартовала в Москве в начале 2018 года. В Олимпиаде принимали участие обучающиеся 1-11-х классов и студенты колледжей. Олимпиада предоставила участникам возможность исследовать историю различных культурных событий, явлений, изменений в жизни города на примере произведений искусства, архитектурных объектов и исторических памятников в культурно-образовательном пространстве Москвы. Задания Олимпиады носили культурологический характер и позволили продемонстрировать умения в области исследовательской деятельности.

15, 16 и 18 мая 2018 года в корпусе общего образования «Лицей «Воробьевы горы» ГБПОУ «Воробьевы горы» состоялось заключительное мероприятие Олимпиады. Школьники с разных концов Москвы приняли участие в очном этапе, представив жюри свои проекты (их было более 500). В те же дни были подведены итоги: в Малом Зале Московского Дворца пионеров состоялось награждение победителей и призеров.

Четверо учащихся начальной школы выбрали объектом своего исследования наш храм и обратились за помощью к сотрудникам. Авторам проектов и их родителям подробно рассказали об истории храма и о той образовательной и социальной деятельности, которую приход ведет в современной жизни. «История Храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев» — такую тему проекта выбрала ученицы 2 класса школы №1078 Пиха Вероника. Первоклассница школы №2033 Юлия Вознесенская вместе со своими родителями изучала и сравнивала архитектуру храмового ансамбля: «Как перекликаются элементы архитектуры здания Воскресной школы при Зосимо-Савватиевском храме c общей архитектурой самого православного храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в Гольянове г. Москвы?». Вероника Гусарова, ученица 3 класса школы №1246, со своей бабушкой заинтересовались вопросом: как храмам даются имена? «Православные храмы востока Москвы: тайна имен. Приоткрывая завесу тайны…» А первоклассники школы №1748 Степан Корякин и Иван Солонин представляли исследование на тему: «Храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев: вчера и сегодня». Ребята доказали свою гипотезу, что храм является центром культурной жизни как в прошлом, так и в настоящем!

Проекты всех учащихся были высоко отмечены жюри, и дети стали победителями этой рейтинговой олимпиады.

Работа, связанная с историей храма, так увлекла и заинтересовала школьников, что они решили не останавливаться на достигнутом. Например, Степан и Иван в следующем учебном году хотят создать в своем школьном музее «Соловецкой школы юнг Северного флота» уголок, посвященный Соловецкому монастырю и чудотворцам, которые оберегали юнг в трудные минуты их жизни.

25 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up