ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

К горячей линии «Мы вместе» присоединилось духовенство Московской городской епархии

В России продолжает свою работу горячая линия «Мы вместе» по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет, попавшим в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19. К настоящему моменту в колл-центр поступило более 1,5 миллиона звонков, зарегистрировано более 170 тысяч заявок. По мере обострения обстановки вокруг распространения коронавируса в России операторы колл-центра регистрируют все больше обращений с просьбой оказать психологическую поддержку, а также запросы о порядке функционирования религиозных учреждений в период карантина.

Для многих людей в нынешних непростых условиях важно получать не только психологическую помощь, но и оперативную информацию об условиях проведения религиозных мероприятий. В связи с этим Фонд Инносоциум — социальная платформа Фонда Росконгресс — совместно с Общероссийским народным фронтом при содействии Русской Православной Церкви, Главного раввината России и Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) объединяют усилия и подключаются к работе горячей линии для пожилых людей старше 60 лет и маломобильных граждан.

«Русская Православная Церковь открыла свои центры и штабы помощи по всей стране: тысячи православных волонтеров помогают людям на самоизоляции, приносят продукты, лекарства, сестры милосердия помогают в уходе за лежачими людьми, значительно увеличилось количество обращений в церковные проекты помощи бездомным, наши центры гуманитарной помощи. В разных епархиях, включая Москву, открыты церковные горячие линии. Сейчас продолжается Страстная седмица — время, которое все православные христиане привыкли проводить в храме, готовясь к главному празднику — Воскресению Христову. Но сейчас многие люди вынуждены оставаться дома, им особенно важна духовная поддержка, и очень хорошо, что теперь наши священники смогут отвечать и на звонки на горячую линию «Мы вместе»», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Православной службы помощи «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Русская Православная Церковь открыла более 20 горячих линий для помощи нуждающимся людям. В Москве церковный штаб помощи организован на базе Православной службы «Милосердие» и Синодального отдела по благотворительности, работает горячая линия церковной помощи: +7 (495) 542-00-00. Помощь оказывается нуждающимся вне зависимости от вероисповедания, национальности и гражданства.

«Сегодня важно оказать духовную поддержку пожилым людям, которым особенно сложно как физически, так и эмоционально. Все в настоящий момент переходит в режим онлайн, нарушен привычный уклад жизни. Людям старшего поколения тяжело к этому приспособиться. Одна из первостепенных задач — максимально помочь пожилым справиться с этим непростым периодом в жизни общества и поддержать их. Особенное значение такая помощь приобретает в период крупных религиозных событий. Уверен, что благодаря совместным усилиям всех конфессий организаторам и волонтерам, кто принимает участие в работе горячей линии, удастся преодолеть все сложности», — отметил советник Президента РФ Антон Кобяков.

Проект общероссийской горячей линии «Мы вместе» по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет и маломобильным гражданам, попавшим в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19, реализован Общероссийским народным фронтом в партнерстве с Фондом Росконгресс, Ассоциацией волонтерских центров, Всероссийским общественным движением добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», «Волонтерами Конституции» и ПАО «Ростелеком».

«В это сложное время многим людям нужны ободряющие слова, слова надежды. В рамках горячей линии мы получаем от старшего поколения запросы на психологическую помощь, не только светскую, но и духовную. Это касается не только православных в преддверии Пасхи, но и верующих других конфессий. Хорошо, что представители разных конфессий решили взять на себя эту непростую и важную задачу — духовного окормления и поддержки. Это значит, что, действительно, #МЫВМЕСТЕ», — подчеркнул заместитель руководителя исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов.

«Когда привычная система координат смещается, как никогда востребована поддержка духовных наставников. Мы рады, что наша инициатива была поддержана представителями трех конфессий», — отметила заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Фонда Инносоциум Елена Маринина.

Пользователи горячей линии «Мы вместе» получают возможность круглосуточно получать консультации по распространению вируса и мерам профилактики в стране по состоянию на день запроса. Также по телефону горячей линии пожилые и маломобильные граждане могут оставить заявку волонтерам на оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости.

Колл-центр работает в круглосуточном режиме. Телефон горячей линии: 8 (800) 200-34-11.

У Русской Православной Церкви более 4500 социальных проектов, включая более 800 крупных добровольческих объединений и 350 сестричеств милосердия на территории всей страны. В связи с распространением коронавирусной инфекции в России на усиленный режим работы перешли 209 церковных центров гуманитарной помощи, волонтерские объединения, 90 церковных приютов для бездомных. Почти в 3 раза увеличилось количество обращений бездомных в «Ангар спасения» православной службы «Милосердие» в Москве: ежедневно сюда за помощью приходит до 260 бездомных.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5623329.html

21 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

В Восточном викариатстве пройдет конкурс детского творчества

В Восточном викариатстве пройдет викариатский этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» – 2023.
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» традиционно проводится по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

С 5 по 15 октября 2023 года в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове пройдет второй (викариатский) этап Конкурса.

В Конкурсе могут принять участие учащиеся общеобразовательных, средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ и других образовательных учреждений Восточного округа города Москвы.

Работы необходимо привезти в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по адресу: ул. Байкальская, 37А (Проезд: авт. 3, 68, Ближайшее метро: “Щелковская”) в срок не позднее 5 октября 2023 года.


Контактная информация:
8(916)922-02-42,
nadrushlyakova@mail.ru
Наталия Аркадьевна Друшлякова.

Номинации Конкурса в 2023 году и требования к работам
1.1. РИСУНКИ «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА»:
Библейские сюжеты.
Мир духовный и мир земной.
Христос и Церковь.
Любимый храм.
Красота родной природы.
Мой дом, моя деревня, мой город.
Моя семья, мои друзья.
Иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича Пушкина (в связи с 225-летием со дня рождения)
Номинация предполагает участие детей двух возрастных категорий:
– первая группа – дети 9 – 12 лет;
– вторая группа – дети 13 – 17 лет.
Размер работ составляет не менее 30х40 см и не более 50х70 см. Работы имеют ПОЛЯ шириной не менее 0,5 см. Работы НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ паспарту или рамами.

1.2. «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»:
В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста 13-17 лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи.

1.3. «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ»:
Номинация предполагает участие детей 13-17 лет, преимущественно учащихся художественных средних и средних специальных учебных заведений. Работы выполняются на бумаге, эскиз росписи тарелки выполняется в виде круга радиусом 19 см. На одном листе может быть только один эскиз. Работа выполняется на листе бумаги формата А2, работа НЕ ВЫРЕЗАЕТСЯ.

Требования к художественным работам:
– работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике;
– на оборотной стороне работы обязательно указываются:
фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населенного пункта), название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения, его адрес;
– работа выполняется одним автором;
– количество работ, представленных одним участником на Конкурс, неограниченно;
– работы, подаваемые на Конкурс, должны соответствовать его тематике;
– работа должна быть выполнена в том году, в котором проводится Конкурс.
Работы, не соответствующие указанным требованиям, на Конкурс не принимаются.

Пакет документов, прилагаемый к работе:
— Оформленная по шаблону анкета-заявка (документ в формате Excel) (заявку можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Заявка-на-участие-в-КМБ»).
— Копия паспорта или свидетельства о рождении участника Конкурса.

— Согласие на обработку персональных данных (согласие можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Согласие-на-обработку-персональных-данных»).

— Согласие от родителя или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (согласие можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Согласие-на-передачу-прав»).

Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

Итоги второго (викариатского) этапа Конкурса подводятся до 10 ноября 2023 года и публикуются на сайте Восточного викариатства, в разделе «Воскресные школы» и храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в разделе «Миссионерский центр», во вкладке «Конкурс «Красота Божьего мира».
По итогам второго этапа Конкурса в приходском доме храма по адресу: Байкальская, 37А, в октябре-ноябре проходит выставка рисунков участников.
Распределение призовых мест на втором этапе Конкурса в 2023 году:

В номинации «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА» присуждаются:
1-е место – два (по одному в каждой возрастной группе);
2-е место – четыре (по два в каждой возрастной группе);
3-е место – шесть (по три в каждой возрастной группе).

В номинации «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА» присуждаются:
1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.
В номинации «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ» присуждаются:
1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.
Во всех номинациях выбираются работы, вызвавшие симпатии жюри, количество таких работ определяют члены жюри.

Победители и участники, чьи работы вызвали симпатии жюри, награждаются грамотами, подписанными викарием Патриарха Московского и всея Руси, епископом Верейским Пантелеимоном, и памятными подарками. Работы победителей доставляются в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для участия в третьем (городском) этапе Конкурса.

Информацию о Конкурсе можно узнать на сайтах:
о викариатском этапе: http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/
о городском этапе: https://oroik.com/2022/07/07/reglament-moskovskogo-gorodskogo-etapa-ezhegodnogo-mezhdunarodnogo-konkursa-detskogo-tvorchestva-krasota-bozhego-mira-2022/


23 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось собрание духовенства с управляющим Восточного викариатства

20 марта под председательством Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Восточном округе, было проведено собрание благочинных и настоятелей приходов Восточного викариатства. Преосвященный викарий обсудил с духовенством пути выполнения на местах Инструкции, утвержденной Святейшим Патриархом в связи с угрозой распространения в Москве коронавирусной инфекции.

Преосвященнейший владыка призвал пастырей действовать в духе христианской любви и послушания: смиренно выполнять благословения священноначалия, не забывая об индивидуальном подходе к пасомым.

По словам Его Преосвященства, в нынешней ситуации недопустимы как паника, так и пренебрежение. «Особо призываю духовенство обращать внимание только на достоверную информацию и не прибегать к слухам», — сказал владыка.

Также владыка обратил внимание присутствующих на пункт Инструкции: “Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости”, подчеркнув необходимость организации таких служб на приходах.

Преосвященный викарий особенно отметил то, что каждый священник находится в группе риска заражения инфекцией ввиду большого количества контактов с людьми, и призвал настоятелей относиться с особой заботой к престарелым священнослужителям на приходах, для которых риск заболевания увеличивается в силу возраста.

“Ситуацией паники всегда пользуется диавол, стремясь лишить нас веры, благодати Божией, нарушить мир между нами. Главные наши задачи сейчас: поддержать, успокоить людей, которые к нам обращаются, а также сделать все возможное для сохранения духа молитвы и упования на Господа”, — заключил владыка.

20 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

«Традиционные гулянья на Масленицу»

23 февраля на территории храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново состоялся праздник для всей семьи — «Традиционные гулянья на Масленицу».

«Даже не смотря на погоду, масленичные гулянья прошли успешно!Спасибо всем, кто поучаствовал и принёс блины. Поздравляем Тимофея Тихонова, который выиграл в конкурсе блинов!», — рассказал настоятель храма иерей Петр Иванов.

24 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up