ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Комментарий епископа Пантелеимона об ограничении посещения столичных храмов

Председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Пантелеимон прокомментировал письмо митрополита Дионисия о закрытии по требованию санитарных властей доступа в столичные храмы на Страстную неделю и Пасху, с возможностью продления такого режима.

«Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения, и как следствие – гибели, или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является социальная изоляция, то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах, — отметил Владыка. — К сожалению, некоторые священники находятся в больницах или дома в изоляции. Это не пустые слова, не то, что раздувается СМИ – это действительно так. Эта зараза распространяется, она трудноопределимая, и трудно сдерживаемая.

Я сейчас в рабочей группе по коронавирусу, мы встречаемся с Патриархом, и видим, как тяжело и трудно ему принимать эти решения. Могу свидетельствовать, что с болью в сердце он принял решение рекомендовать верующим воздержаться от посещения храмов во время эпидемии.

Теперь за один день 10 апреля прирост числа больных составил 17%, в общей сложности их стало почти 10 тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям. Мы видим очереди из машин скорой помощи, которые стоят у больниц, знаем, что больные могут часами оставаться в приемном отделении, потому что врачи не могут сразу принять всех, что врачи работают сутками, не выходя из больниц, заболевают сами, не имеют горячей пищи, работают на износ.

Управлением Московский Патриархии было получено предписание главного государственного санитарного врача по Москве, человека верующего, и очень хорошего, о принятии новых ограничений, начиная с 13 апреля.

Дорогие друзья! Надо со смирением и кротостью принять эти предписания и благословение Священноначалия. Большинство из тех, кто сегодня причастились – вероятно, делали это в последний раз до открытия храмов вновь. Поэтому надо особенно хранить тот дар Причастия, который мы получили. И радость не отойдет от нас.

А тем из нас, кто сегодня не был в храме, я хочу посоветовать готовиться к Причастию, чтобы причаститься тогда, когда это станет возможным. И тоже – не унывать.

Мы не лишены Причастия в принципе – но временное ограничение должно готовить нас к более глубокому осознанию своих грехов, и к более деятельному, более осознанному причащению в следующий раз, когда это станет возможным.

Не надо унывать. Воин, когда встречается с трудностями, радуется. И настоящий христианин, когда его постигают скорби, воодушевляется, и приходит в бóльшую силу. И Господь рядом, когда постигают нас скорби. «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь – тем ближе Бог».

Хотя большинство из нас будет лишено Причастия, и в Великий Четверг, и даже на Пасху – присутствие Бога ощущается и без совершения Таинств. Мы люди грешные, и не знаем, как сложится наша судьба в дальнейшем – но знаем святых, которые не были даже крещены, но своей мученической кончиной засвидетельствовали свою верность Христу. А ведь они никогда не причащались. Причастие не помогает человеку автоматически. Можно быть с Богом, если мы отделены от Причастия не по нашей вине.

Нужно учиться глубже осознавать, что такое христианская жизнь. Я надеюсь, что мы с вами посвятим этому время и Страстной, и Светлой седмицы, приблизимся к более глубокому осознанию и пониманию того, что такое быть христианином. Это же значит не просто формально участвовать в богослужениях – а всей душой, всем сердцем предать себя Богу. И принимать все, что посылается Им, и радости, и скорби – как путь в Царство Божие».

«Думаю, что это испытание поможет нам стать лучше. Ближе ко Христу, ближе друг ко другу, больше ценить общение, которое у нас есть, и которого мы теперь на время лишаемся, — подчеркнул владыка Пантелеимон. — Мы можем быть вместе независимо от расстояния: вместе с Богом, с нашими святыми, с нашими почившими близкими, вместе с теми, кто уехал из города на время карантина».

Информационный источник: https://www.miloserdie.ru/news/

13 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Пасхальное послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них – огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность.

Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остаётся неизменной и всепобеждающей.

Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошёл на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?

Церковь даёт нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путём, приводящим в жизнь вечную, когда отрёт Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

Совершив подвиг искупления, Господь Своей крестной жертвой и славным Воскресением открыл врата рая для всех. С тех пор и доныне каждому человеку даруется возможность воспринять Христа всей душой как истинного Бога и Спасителя, ниспосылающего благодатную силу для праведной жизни и деятельного участия в преображении мира.

Святитель Николай Сербский, известный богослов минувшего века, размышляя о Пасхе, писал: «Христос воскресе – значит, жизнь сильнее смерти. Христос воскресе – значит, добро сильнее зла. Христос воскресе – значит, все упования христиан оправданы. Христос воскресе – значит, все жизненные трудности разрешены» (Мысли о добре и зле). И эта пасхальная радость, радость богообщения и утверждения обновлённой жизни (Рим. 6, 4) на началах добра и справедливости достигает сердец миллионов христиан, вдохновляет на дела любви и милосердия, помогает преодолевать невзгоды, утешает в испытаниях, даёт надежду отчаявшимся, укрепляет малодушных.

В светозарный праздник Пасхи наши особые молитвы обращены к Богу о людях, находящихся в зоне военных действий. Мы как христиане не можем оставаться безучастными к бедам и лишениям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междоусобного конфликта, поэтому мы возносим ко Господу сугубые прошения о том, чтобы Он по Своей милости и благоутробию исцелил телесные, а наипаче – душевные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышедшим из единой Днепровской купели крещения, прочный и справедливый мир.

Как земной путь Спасителя был исполнен трудов и жертвенной любви к людям, так и мы призваны уподобиться Ему в служении ближним. Ведь любая, даже самая маленькая добродетель, преодоление собственного эгоизма ради блага другого человека приближают нас к Богу – Источнику жизни и бессмертия, а значит, делают счастливее.

Воскресший Господь, по Своему неложному обетованию пребывающий со Своими последователями во все дни до скончания века(Мф. 28, 20), да сподобит и нас, грешных и немощных, но жаждущих правды и взыскующих спасения, по завершении земного пути наследовать блаженную жизнь, дабы в Небесных обителях, уготованных от создания мира (Мф. 25, 34), вкупе со святыми, в вечной славе Его царствовати (свт. Амвросий Медиоланский. Гимн «Тебе Бога хвалим»). Об этой радости ожидания грядущего Царства любви, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), Церковь проповедует всегда, наипаче же – в светлые дни пасхального торжества.

Внемлем же её спасительному гласу, призывающему нас устами апостола Павла праздновать Пасху не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Внемлем и постараемся жить по Божественным заповедям, словом евангельской правды и добрыми делами, всей жизнью своей свидетельствуя ближним и дальним, что воистину воскресе Христос, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

+КИРИЛЛ,

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2023 г.

https://mospat.ru/ru/news/90238/
16 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Клуб при храме завоевал золото в финале турнира

17 февраля патриотический клуб при храме Рождества Христова в Измайлове «Витязи Отечества» завоевал золотые медали в финале хоккейного турнира дворовых команд «Золотая шайба». Соревнования прошли на открытом катке по адресу Щелковское шоссе, владение 2.

Мероприятие было приурочено к годовщине вывода войск из Афганистана и Дню защитника Отечества. Организаторами соревнований выступили «Витязи Отечества» при поддержке муниципалитета района Северное Измайлово, Управы района Северное Измайлово и храма Рождества Христова в Измайлове.

Турнир проходил в двух возрастных категориях: среди команд младшего (8-12 лет) и старшего (от 16 лет) возраста.

Несмотря на то, что с утра было пасмурно и ожидался снег, в течении дня распогодилось и вышло солнышко, и это придало участникам бодрости и сил. Команды доказали, что и на дворовом катке можно показать настоящий хоккей. Поединки оказались упорными, дошло до серии буллитов. В обоих категориях – и младшей, и старшей «Витязи Отечества» одержали победу.

Участникам турнира были вручены медали, памятные призы и грамоты. Завершилось мероприятие совместным чаепитием.

 Соперничество на спортивной площадке не отразилось на человеческих отношениях: детям и взрослым было настолько хорошо и интересно вместе, что они долго не хотели расходиться.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

21 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино

3 июля 2022 года состоялась торжественная Божественная Литургия в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Косинской» (Моденской). Возглавил праздничное богослужение Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, управляющий Восточным викариатством г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Димитрий Бабьев — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино, протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского округа, духовенство храма.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Косинской»:

Я очень рад сегодня с вами здесь помолиться. Ваш приход – особое место и в нашем викариатстве, и во всей Москве. Здесь несколько храмов, озеро, красивая природа, чудотворная икона Косинской Божией Матери… Все это во многом устроено трудами отца Михаила, но батюшка, отец настоятель, продолжает его служение, сохраняет традиции, и все вы, дорогие друзья, благочестиво соблюдаете принятые устои, имеете веру и дерзновение к Богу.
У вас в храме особая благодатная атмосфера, молитвенное пение хора, здесь легко молиться Богу, вспоминать о Его милостях, каяться в грехах, помнить о своем недостоинстве и получать поддержку на дальнейшее служение.
Всех вас, дорогие друзья, сердечно поздравляю с праздником! Хотелось бы, чтобы вы хранили в душе мир, тишину и спокойствие. Мы живем в тревожное, трудное время, но все же оно не такое страшное, как XX век, в котором жили наши предки.
Мы должны понимать: что бы ни случилось – с нами Господь и Божия Матерь. В этом надо успокаиваться, утешаться, жить, радоваться, за все Бога благодарить, непрестанно молиться. Тогда каждый день, месяц и год будут ступенькой в Царство Небесное.
Еще раз сердечно вас благодарю и поздравляю с сегодняшним праздником!

4 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up