Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Вопрос священнику — «Почему после исповеди все равно чувствуешь тяжесть греха?»

Каждый четверг на чаепитии с молодежью настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади протоиерей Борис Потапов отвечает на поступающие вопросы.

Вопрос: Почему может быть такое, что на Исповеди покаялся в каком-то грехе, но все равно каждый день чувствуешь тяжесть греха (грех больше не повторялся)? 

Отец Борис: Святые отцы говорят, что дьявол всегда действует одинаково. До греха он говорит: мол, можешь совершить грех, ничего страшного, Господь милостив, он простит, ты не такой уж сильный, ты немощный, слабый, можешь себе позволить расслабиться и так далее. То есть принижает значимость греха. А после совершения греха, наоборот, говорит: все, ты совершил грех, ты изменил Богу, как ты так мог, нет тебе прощения, Бог – судья не милосердный, а праведный, всем воздает за свои дела… Таким образом он пытается человека ввергнуть в уныние. Каждый день чувствовать тяжесть греха – это, конечно, неправильно. Мы не должны о каких-то своих грехах – наверное, смертных – забывать. Надеюсь, что мы все-таки ими не грешим. А грехи, которые мы совершаем каждый день, не надо постоянно иметь перед собой. Иначе это будет нас ввергать в уныние. Мне очень нравится история первых веков христианства про двух монахов египетских. Как они пошли в какое-то селение и там впали в блуд. Когда они вернулись в монастырь, отцы заточили их на 40 дней в кельях, чтобы они в затворе, в сухоядении и покаянии раскаивались в этом. Через 40 дней их выпустили, привели на совет старцев. Один был весь в слезах, борозды на щеках от непрестанных слез. А другой был румяный, радостный и довольный. Стали спрашивать первого. Он говорит, что каждый день оплакивал свой грех, понимал, что согрешил, и просил у Бога прощения. А второй сказал, что каждый день благодарил Бога за то, что даже после такого греха он его не умертвил, а позволил покаяться, назначил епитимью через старцев, чтобы таким образом он исправился и угождал дальше Богу. И интересна последняя фраза в этом повествовании. Старцы рассудили, что покаяние обоих угодно Богу. Я думаю, что мы должны быть где-то посередине. С одной стороны, конечно, мы можем радоваться, что мы совершили грех, а нас Господь простил , но в меру. Но и, конечно, слезы должны быть в меру, потому что иначе это будет отчаяние и уныние. 
———— 

Другие вопросы и ответы можно найти на сайте храма: http://www.hram-preobrajeniya.ru/biblioteka/otvety-s-..

💬

 

14 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА БЛАГУШЕ

8 ноября 2018 года в день престольного праздника памяти великомученика Димитрия Солунского Божественную литургию в храме на Благуше совершил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха по городу Москвепротоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церквипротоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округапротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церквиархимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархиипротоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Патриаршего протоколаиерей Максим Мельниченко, настоятель храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском г. Москвы, иерей Александр Волков, пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, протодиакон Владимир Назаркин, протодиакон Константин Барган, иеродиакон Андрей (Данилов), а также протоиерей Андрей Милкин, настоятель храма и клирики Виктор Сарана, иерей Игорь Иванов, иерей Александр Дружинин, иерей Андрей Кривоногов и диакон Алексий Заварнов.

За Божественной литургией было совершено поминовение почивших благотворителей, настоятелей, клириков и прихожан храма. По окончании литургии Преосвященный Владыка окропил молящихся святой водой.

Настоятель храма протоиерей Андрей Милкин обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с престольным праздником.

За богослужением пел хор п/у Натальи Евтюхиной. Два песнопения исполнил народный хор храма п/у Михаила Тараканова.

10 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА В ГОЛЬЯНОВО ПРОВЕЛИ ФЕСТИВАЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

В стенах храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове впервые прошёл фестиваль «ОТКРОВЕНИЕ», посвящённый  патриотической песне.

3 ноября состоялось прослушивание новых участников. В актовом зале всё началось с молитвы, которую совершил клирик храма о.Илия.

Дети и взрослые читали стихотворения и исполняли песни духовно-патриотического содержания. Среди юных чтецов хочется отметить подростков из многодетной семьи прихожан храма, Лаврентьева Даниила и Дмитрия, отличившихся выразительностью прочитанных стихотворений. Также, — прихожанку Миронычеву Ольгу, которая прочитала авторские стихи. Прихожанин и пенсионер Дубко Геннадий является автором-исполнителем духовных песен, которые он спел под гитару. Украшением программы было выступление фольклорного коллектива «Гольянова рать» под руководством Павла Скрылёва.

4 ноября в приходском доме состоялся гала-концерт. 25 новых участников ещё раз выступили на сцене и получили грамоты и памятные подарки от храма и спонсора фестиваля. Приз зрительских симпатий за прекрасное исполнение и великолепный голос получил Даниил Бойко из храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Почётным гостем программы в этот день был священник Андрей Гуров, исполнивший всеми любимые песни.
На фестивале прозвучали авторские песни и постоянных его участников: Олега Лагуткина (группа «Симъ Победиши»), Александра Кувшинова (группа «День»), Никиты Вятчанина, Таисии Русской-Светловой.

В завершение фестиваля участники поделились своими впечатлениями в трапезной за чашечкой чая. Все согласились с тем, что не хватает таких просветительских и духовно-нравственных проектов, участниками которых могли быть и взрослые и дети. Отдельную благодарность участники выразили настоятелю храма о.Роману за помощь и возможность проведения такого важного мероприятия.

После фестиваля, по доброй традиции (помощь погорельцам), семье Андрея Гурова передали 25 кг гуманитарной помощи, которую собирали прихожане и добровольцы из социальной службы храма (вещи, детское питание, музыкальный центр).

 

Фестиваль музыкального творчества «ОТКРОВЕНИЕ», которым руководит Олег Лагуткин (режиссёр, композитор, поэт, телеведущий, исполнитель) существует уже 7 лет. За годы его проведения открылось много талантов от мала до велика и, тем самым, он снискал себе славу в разных уголках Москвы и России. Секрет, наверное, — в его девизе: «Откровение искренним быть!» … и желание участвовать и быть услышанным самих исполнителей. А, поэтому, в итоге, все — победители, потому как проигравших — нет…

8 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ В ЭТОМ ГОДУ СЕМИНАР ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПО МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЕ

12 февраля на базе храма пророка Божия Илии в Черкизово прошел первый семинар для ответственных за молодёжную работу в Восточном викариатстве.

В рамках семинара ответственные поделились опытом организации культурно-досуговых мероприятий. Была особо отмечена миссионерская значимость таких событий на приходе. С докладом выступила Анна Николаевна Киселева, ответственная за молодёжную работу храма пророка Божия Илии в Черкизово. В своем докладе Анна расказала об уникальном опыте своего храма в организации не только внутриприходских праздников, но и общеепархиальных творческих фестивалей. После доклада сотоялась продуктивная дискуссия. Ответственные, представляющие малые приходские общины, рассказали о том как организовать творческий вечер для небольшого числа участников.

13 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up