Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Епископ Пантелеимон вручил церковную награду Альберту Лиханову

18 марта 2021 года состоялась церемония награждения Альберта Лиханова в домовом храме в честь великомученика Димитрия Солунского Российского детского фонда. Во внимание к активной социальной деятельности и в связи с 85-летием со дня рождения Альберт Лиханов был удостоен Ордена преподобного Сергия Радонежского первой степени. Указ о награждении подписал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Саму награду вручил викарий Святейшего Патриарха, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

«Невозможно представить себе нашей истории без образа святого Сергия Радонежского. Тем ценнее для меня эта награда, которую я воспринимаю как награду всему Российскому детскому фонду, который без малого тридцать четыре года собирает воедино все здоровые силы нашего общества на защиту обездоленного детства», — сказал Альберт Лиханов во время награждения.

Российский Детский Фонд — общественная организация в защиту детства. С 1987 года фонд разрабатывает и реализует благотворительные программы помощи детям. Сегодня Российский детский фонд представлен в 60 регионах и поддерживает более 19 программ по всей России. Основатель фонда — писатель и общественный деятель Альберт Лиханов.

После награждения епископ Пантелеимон и Альберт Лиханов обсудили перспективы взаимодействия в области помощи детям.

***

Альберт Лиханов – председатель Российского детского фонда, писатель, общественный деятель.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в FacebookVK, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram.

Информационный источникhttp://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-vruchil-cerkovnuyu-nagradu-albertu-likhanovu#:

19 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Приход пророка Илии в Черкизове проводит онлайн-фестиваль «Незнакомые святые»

Онлайн-фестиваль «Незнакомые святые» проводится в марте и апреле 2021 года храмом пророка Илии в Черкизове. Участниками могут стать учащиеся среднеобразовательных и средне-специальных учебных заведений с 1 по 11 класс.

От учебного заведения принимается одна заявка от одного класса. Школьникам предлагается выбрать святого Русской Православной Церкви XIX-XX вв. и подготовить видеосюжет о нем длительностью не более 3 минут. Все члены команды распределяют повествование между собой, рассказ должен содержать краткое жизнеописание святого, душеполезный случай из его жизни, пример (ы) помощи святого в наши дни.

В видео необходимо включить изображение святого (икону или фотографию). Также допускается использование фотографий святого в разной обстановке, фотографии или картины его родных мест, его могилы, географические карты и другие изображения на выбор создателей видео.

Десять лучших видеороликов будут выставлены на информационных ресурсах Илиинского прихода, победители получат дипломы. С условиями участия в конкурсе, критериями оценки выступления и формой заявки можно ознакомиться в Положении об онлайн-фестивале «Незнакомые святые».

Согласовать тему и прислать заявку на участие в фестивале необходимо не позднее 27 марта 2021 года по электронному адресу
metodist@hramilii.ru. Видеосюжет необходимо разместить на платформе www.disk.yandex.ru или ином виртуальном диске и прислать ссылку на него не позднее 10 апреля 2021 года по электронному адресу metodist@hramilii.ru.

Подведение итогов фестиваля состоится 17 апреля 2021 года.

Информационный источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/iliinskij-prihod-priglashaet-shkolnikov-v-konkurs-chteczov/

22 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста

17 марта 2021 года в РИА «Новости» в онлайн-формате прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

«Пост установлен в Церкви для людей, которые хотели бы узнать Христа и которые хотели бы быть ближе к Богу. Это подготовка к воспоминанию о страстях Христовых, Его крестном подвиге, о Его страданиях и Его Воскресении. Пост помогает приблизиться к Богу», — сказал епископ Пантелеимон, открывая конференцию.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что пост — это способ подготовиться к празднованию Пасхи, очистить к этому светлому празднику свою душу от греха. «Ведь грех — это искажение любви, когда или объект любви неправильный или неверна ее мера. Пост дает возможность соизмерить нашу жизнь с заповедями Божиими», — сказал В.Р. Легойда.

При этом, как заявил представитель Церкви, главное содержание Великого, да и любого другого поста — духовное самосовершенствование человека, а не пищевые или любые другие самоограничения, хотя пост и дела милосердия — связанные между собой вещи. «По древней традиции, первые христиане не просто так ограничивали себя в еде. Существуют свидетельства, что средства, сэкономленные благодаря ограничениям в еде, направлялись на помощь нуждающимся. Пост предоставляет возможность обратить внимание не только на свои нужды, но и на нужды окружающих людей. И наша помощь бедным и нуждающимся — доказательство того, что Великий пост для нас — не пустые слова», — подчеркнул В.Р. Легойда.

«Конечно, пост — это не только воздержание в пище, не только молитва, но еще и дела милосердия. Это очень важная составляющая Великого поста. И любой человек может принять участие в добрых делах», — отметил епископ Пантелеимон.

Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что московская служба помощи «Милосердие» готовит в скором времени к запуску акцию «Дари радость на Пасху»: все желающие смогут поделиться подарками для 14 тысяч подопечных, включая пациентов больниц. Кроме того, на портале Милосердие.ru пройдет акция «Пост — время добрых дел» — с нуждающимися можно будет поделиться продуктами, вещами, пожертвовать на проекты службы помощи «Милосердие».

Особое место во время конференции было уделено тому, как пандемия отражается на жизни православных. «Пандемия вызвала всплеск любви, подъем социального служения. У нас организовались церковные группы добровольцев, не только в Москве, но и в других городах. Очень активно заработали епархиальные отделы по благотворительности и социальному служению, появились настоящие герои среди тех, кто помогает бездомным, людям с инвалидностью, больным. Во время пандемии появилась федеральная горячая линия церковной помощи. С 1 февраля на нее поступило свыше 6200 звонков. Церковь выступила координатором помощи по всей стране, объявила сбор средств для нуждающихся в регионах. В Москве была создана группа священников, которая с начала апреля совершила свыше 1700 выездов к больным коронавирусом в 57 медицинских учреждений московского региона», — рассказал епископ Пантелеимон.

Период пандемии показал, как сильно востребованы больничные священники. Председатель Синодального отдела напомнил, что в начале пандемии больницы закрылись для священников, и «человек в красной зоне не мог пригласить к себе священника, исповедаться перед смертью, причаститься». «Это была тяжелая ситуация. И слава Богу, что за время пандемии эта ситуация изменилась. Сейчас у нас ведутся конструктивные и очень важные переговоры и с департаментом здравоохранения Москвы, и с Минздравом России, с Правительством. Мы планируем сделать конференцию, которая обобщит международный опыт больничного служения священников», — сказал епископ Пантелеимон на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-press-konferenciya-posvyashhennaya-smyslu-velikogo-posta.html

18 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Освящение купола и креста храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

27 мая по благословению Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Восточным викариатством г. Москвы благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов совершил освящение купола и креста строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44.

В совершении освящения купола и креста строящегося храма отцу благочинному сослужили: настоятель строящегося храма — иерей Дмитрий Макеев, помощник благочинного Рождественского округа — иерей Иоанн Паскевич.

После освящения благочинный протоиерей Иоанн Ермилов совместно с настоятелем и своим помощником осмотрели внутренние помещения храма, где уже началась подготовка к работам по обустройству внутренних инженерных систем. «Больше половины пути пройдено, но впереди еще много дел, на завершение которых требуются значительные средства: фасады храма, инженерные системы в храме, внутренняя отделка, иконостас и убранство, подведение к храму коммуникаций (отопление, водопровод, канализация)», — отметил настоятель строящегося храма иерей Дмитрий Макеев.

28 мая отец Дмитрий Макеев празднует память своего Небесного Покровителя — благоверного Царевича Димитрия Угличского и Московского. Освящение купола и креста стал знаменательным и радостным событием ко Дню Ангела и Великому Празднику Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

29 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up