Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Освящение приставного престола в Метрогородке

В Великую субботу Подворье ап. Андрея Первозванного посетил управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Владыка совершил освящение приставного престола в честь св. праведного Иоанна Кранштатского.

Владыка поздравил клир и прихожан храма с наступающей Пасхой и освятил пасхальные приношения прихожан.

28 апреля 2019
ПОДРОБНЕЕ

«Русская воинская слава – память поколений»

7 декабря в 57-м павильоне на территории ВДНХ, где располагается Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», состоялось заключительное мероприятие патриотического проекта «Русская воинская слава — память поколений», длившегося с 21 сентября по 28 ноября нынешнего года в Москве и иных региональных российских городах для школьников 7-15 лет.

Организаторами проекта «Русская воинская слава — память поколений» являются учредители и соработники АНО «Духовно-просветительский центр имени преподобного Сергия Радонежского» в лице директора священника Кирилла Киселева (клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы) и дизайнера творческих проектов Шевченко Оксаны Валерьевны.

Проект реализовывался под эгидой Министерства Культуры РФ и при поддержке Фонда Президентских грантов.

Цели проекта:

1. формирование у детей представления о героическом прошлом русского народа через информационно-творческие занятия.

2. развитие у детей активной гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине на основе расширения познаний о Великих Победах защитников Отечества.

3. сохранение памяти о воинской славе России.

4. изготовление тематических сувениров для благотворительной раздачи.

5. ознакомление детей с репертуаром русских военных песен.

С 21 сентября по 29 ноября проект прошёл в Москве, наукограде Фрязино МО, Ростове Великом и Ярославле. В нём приняли участие около 200 детей и подростков.

В период с 21 сентября по 7 декабря 2019 г. организаторами патриотического проекта было подготовлено 34 мероприятия, в том числе:     

— 8 (восемь) лекций о Днях воинской славы (викториальных днях) России;

— 16 (шестнадцать) творческих занятий (мастер-классов);

— 8 (восемь) концертных выступлений;

— 1 (одна) выставка-презентация;

— 1 (одна) благотворительная ярмарка.

Программа проекта была реализована на следующих площадках:

— В Центре культуры и досуга «Факел» наукограда Фрязино МО;

— В Главном храме сухопутных войск Российской Федерации (храм Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы);

— В Центре социальной помощи семьям и детям «Родник» г. Москвы;

— В Центре содействия семейному воспитанию «Алые паруса» г. Москвы;

— В Центре поддержки семьи и детства северо-западного округа г. Москвы;

— В Центре содействия семейному воспитанию «Маяк» г. Москвы;

— В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» г. Ростова Великого;

— В МАУ ДК «Нефтяник» г. Ярославля.

Участниками проекта стали воспитанники воскресных школ, социальных и реабилитационных центров, детских домов, общеобразовательных учебных заведений.   

Все, кто участвовал в информационно-творческих встречах проекта «Русская воинская слава – память поколений», собрались 07 декабря в количестве более 100 человек с родителями и близкими на ВДНХ. Организаторы представили гостям видеофильм о проделанной с сентября по декабрь патриотической и просветительской работе.

В этот день на праздник приехало 20 ветеранов Великой Отечественной войны. Это старшее поколение наших соотечественников из ВАО, СВАО города Москвы, Наукограда Фрязино и посёлка Литвиново МО. Самому старшему ветерану Николаенко Михаилу Фёдоровичу (1927 года рождения) недавно исполнилось 94 года, среди поколения «дети войны» были прихожане московского храма Преображения Господня на Преображенской площади: Котикова Анна Дмитриевна (1941 года рождения) и Бочкарева Нина Николаевна (1944 года рождения).

Во время мероприятия школьники и молодые люди преподнесли ветеранам свои поздравления и лучшие творческие изделия, изготовленные в рамках мастер-классов.

На празднике прозвучали приветственные слова от Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой, Благотворительного Фонда «Столица Милосердия», исполнялись песни военных лет, вручались памятные подарки ветеранам и детям — авторам лучших работ из числа школьников, звучали воспоминания и воспроизводились на большом экране события военного периода, было организовано общее чаепитие.

Увенчалось завершение проекта 8 декабря, когда, с разрешения Коменданта Московского Кремля, организаторы и участники возложили «От благодарных потомков» венок из живых цветов к Могиле неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

Священник Кирилл Киселев и диакон Владислав Соколов пропели с собравшимися Вечную Память вождям, воинам и всем, «Победы ради потрудившимся».  

Заключительные мероприятия патриотического проекта продемонстрировало живую нить связи поколений, радость общения и единения, что во все времена составляло величие и силу нашей Родины — России.

14 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО НА БЛАГУШЕ

28 февраля епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством г. Москвы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Служба проходила в вечернее время (с 18.00), согласно древней традиции, которая в наши дни постепенно возрождается.

Епископ Пантелеимон поблагодарил священство и прихожан храма за теплые пожелания в свой адрес и обратился к ним со словами: «Дорогие братья и сестры! Вы являетесь не просто хранителями древней, с виду умирающей традиции, но вы являетесь носителями дара Духа Святаго. В принятии Святых Таин вы соединяетесь со Христом – и Он в вас живет, действует, через вас может изменить этот мир, сделать его лучше, светлее, радостнее. И преумножать дар, который вы получили здесь, нужно добрыми делами, молитвой, служением друг другу».

Затем Владыка напомнил присутствующим, что у настоятеля их храма, прот. Андрея Милкина, памятная дата – 28 февраля он отмечает день своей дьяконской хиротонии: «19 лет тому назад, если я не ошибаюсь, отец Андрей начал свое священнослужение, и начал его не в Москве. И вот теперь он здесь, в Москве. Я хорошо помню, как мы с ним взаимодействовали. Отец Андрей имеет замечательные дары, организаторские таланты, прекрасно умеет разговаривать с самыми разными людьми и находить к ним подход, хорошо устраивает торжественные богослужения. Я лично видел и наблюдал, как в Смоленске он организовывал приезд Святейшего Патриарха. Конечно, я не могу перечислить все, что он умеет и знает.

Я всегда очень рад бывать в этом храме и хочу сердечно поблагодарить Вас, отец Андрей, за то, что Вы мне напомнили, как мы здесь служили 4 года назад. Я прекрасно помню ту службу, помню, как много тогда собралось народа, так же не горел свет, так же благоговейно пел хор, так же все было хорошо и радостно…» В завершение своего обращения Владыка еще раз поздравил отца Андрея с днем дьяконской хиротонии и возгласил ему «Многая лета…».

1 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЖАВОРОНКИ РАЗЛЕТЕЛИСЬ ПО ХРАМУ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА СЕМЁНОВСКОМ КЛАДБИЩЕ

26 марта 2017 г. воспитанники Воскресной школы нашего Храма с большой радостью пекли жаворонков в память Сорока Севастийских мучеников.

Птички получились пышные и румяные, и как настоящие жаворонки вмиг разлетелись по Храму. Дети угощали родных и близких, духовенство, педагогов Воскресной школы и работников Храма.

30 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up