Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа»

18 мая 2021 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа». Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» ХXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

В работе форума приняли участие руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов, начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков, начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ.

В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве.

«Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И. Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы. Завершены основные строительно-монтажные работы еще на 6 программных храмах. В стадии строительства 39 храмов, из них 2 — в ТиНАО. Еще 3 храма возводится сверх Программы. В стадии проектирования 40 храмов, из них 1 — в ТиНАО. На 111 участках установлены временные храмы. На 9 участках временные храмы стали основными.

В.И Ресин выразил уверенность, что «Программа выполняет миссию душевного врачевания». «Это не только возвращение исторической справедливости, это нравственный и надежный ориентир для молодежи, который защищает нас от трагедий, подобной той, что недавно произошла в Казани», — подчеркнул депутат. С этой целью возведены храмы при МГИМО, Академии ФСБ, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и РЭУ им. Плеханова, проектируется храм при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства также отметил важность строительства ведомственных и воинских храмов с духовно-просветительскими центрами и музеями. «Российская армия защищает наших граждан от внешних и террористических угроз, выступает миротворцем в конфликтах. Наша задача — придать нашим военным душевных сил, уверенности и чтить подвиг воинов. Уже построены: главный храм Сухопутных войск России, главный храм героев внешней разведки, главный храм Росгвардии. Планируется возвести храм в память ветеранов-афганцев», — сообщил депутат.

В.И. Ресин также обратил особое внимание на социальную деятельность православных общин.

О различных направлениях деятельности московских приходов говорил в своем сообщении В.И. Сучков: «Практически все православные общины действующих и строящихся храмов активно занимаются социальной, учебной, патриотической и спортивной деятельностью. Православная община становится центром притяжения для жителей района, центром притяжения доброты, сотрудничества и взаимовыручки».

По мнению В.И. Сучкова, «социальная и духовно-просветительская деятельность приходов нуждается в освещении и широкой общественной поддержке». В течении пяти лет Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы проводит ежегодные фотовыставки, посвященные деятельности московских приходов. Выставки становятся все более популярными. Более 200 тысяч москвичей и гостей столицы посетили экспозиции за последние пять лет. В этом году выставка будет представлена в Юго-Западном, Южном и Западном административных округах столицы.

«Программа строительства храмов нужна для Москвы, она обогащает духовную и культурную жизнь столицы, улучшает социальную ситуацию. Для нас важно интегрировать Программу в повседневную жизнь города, в жизнь каждого района», — сказал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы.

В рамках конференции также обсуждались вопросы архитектуры современного храма. Речь шла о том, насколько важно благолепие внешнего облика православных церквей в деле благоукрашения Москвы и просвещения современного общества.

В.И. Ресин подчеркнул, что «у каждого нового храма есть своя яркая индивидуальность, свой неповторимый образ».

В свою очередь иерей Александр Привалов отметил: «Во все времена именно храмы являлись венцом творения архитекторов, именно храмовое зодчество стояло во главе архитектурной мысли и всей градостроительной политики. Для храмов избирались самые лучшие места, часто на возвышенностях, чтобы они просматривались со всех сторон, или на центральных площадях, чтобы выступать архитектурной доминантой города. В архитектуре храма должна воплощаться красота Божиего мира, и этой красотой церковь призвана привлекать к себе человека — и невоцерковленного тоже. В архитектуре храма заключена глубокая символика, которая свидетельствует о том, что храм — это дом Божий, это место встречи Бога и человека, и эту символику также необходимо воплощать и в современной архитектуре храма».

На конференции отмечалось, что храмы Москвы строятся как крупными благотворителями, так и «благодаря рядовым прихожанам и их семьям».

За десять лет реализации Программы накоплен большой опыт в процессе храмостроительства. «И этим опытом мы готовы делиться», — сказал помощник председателя Финансово-хозяйственного управления. В этом направлении ведется активная работа. Так, в Московском архитектурном институте (МАРХИ) при участии архитектурного отдела ФХУ создана кафедра «Храмовое зодчество». «В 2020 году начал свою работу Совет по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, в состав которого вошел руководитель архитектурного отдела ФХУ. Само создание Совета было осуществлено также под эгидой ФХУ. В 2020 году ФХУ было инициировано сотрудничество с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академией художеств. При активном участии ФХУ организована и работает Гильдия храмоздателей», — сообщил в своем выступлении иерей Александр Привалов.

При Финансово-хозяйственном управлении также создано Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии», которое полностью обеспечивает процесс храмостроительства — от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. «В 2020 году Единая служба заказчика Московской Патриархии осуществляла технический надзор за проектированием 7 храмов и за строительством 13 храмов. Силами технического заказчика были введены в эксплуатацию 2 объекта. В роли генерального подрядчика ЕСЗ МП выступила на 5 объектах», — рассказал иерей Александр Привалов.

Несмотря на общую непростую ситуацию, Программа активно развивается, и в ее реализации В.И. Ресин видит «будущее города и благополучие его жителей».

В тот же день проходил семинар для настоятелей строящихся храмов.

В ходе семинара выступили:

  • иерей Александр Привалов с докладом о роли благоверного князя Александра Невского в истории России;
  • иерей Михаил Титов, первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии», с сообщением о роли технического заказчика в процессе строительства храмов;
  • О.В. Бражникова, руководитель юридической службы Финансово-хозяйственного управления, с сообщением по вопросам юридического сопровождения Программы строительства православных храмов в Москве;
  • А.Н. Кравчук, заместитель руководителя Мосгосстройнадзора, с докладом по вопросам подготовки документации на всех этапах проектирования и строительства, особое внимание было уделено вопросам проектирования храмов.

Докладчики также ответили на вопросы участников семинара.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-konferenciya-stroitelstvo-xramov-soxranenie-istoricheskoj-pamyati-naroda.html

20 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Комиссия по больничному служению организует курсы добровольцев красной зоны

Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы приглашает всех желающих пройти курсы добровольцев «красной зоны» больниц. В программу обучения включены теоретические и практические занятия по уходу за больными, предполагается прохождение практики в «красной зоне» одной из московских больниц.

Прием заявлений завершится 3 июля

«В связи с ростом числа заболевших коронавирусной инфекцией увеличилось число обращений от представителей московских больниц с просьбой оказать помощь в уходе за больными в «красных зонах» силами добровольцев», — рассказала координатор Комиссии по больничному служению Наталья Шакуро.

Курсы будут проходить в Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, по адресу: г. Москва, Ленинский просп., 27. Всего запланировано три занятия продолжительностью около трех часов. Первое состоится 7 июля, остальные — в последующие будние дни. Одно из занятий для добровольцев проведет председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон. Начало занятий в 19.00.

Узнать более подробную информацию о курсах и записаться на собеседование можно, заполнив анкету.

По окончании обучения состоится итоговое собеседование, по результатам которого выпускники получат свидетельства и будут прикреплены к московским больницам в качестве волонтеров.

Телефон для справок: +7 903 660-30-40 (в будние дни с 10.00 до 19.00).

При Синодальном отделе по благотворительности с апреля 2020 года действует специальная группа  священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 903 660-30-40.

Со 2 апреля 2020 года по 24 июня 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 2672 выезда. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. Такие группы созданы и в других епархиях.

Синодальный отдел по благотворительности направил 4377 комплектов СИЗ в 120 епархий для посещения священниками больных в красной зоне.

В период пандемии Синодальный отдел по благотворительности организовал сбор средств на продукты для нуждающихся людей. В 76 епархий в России, Молдавии, Казахстане, Кыргызстане, на Филиппины и в Восточный Тимор Синодальный отдел по благотворительности направил с июня 2020 года 27,6 миллионов рублей для покупки продуктов нуждающимся людям.

С 1 февраля 2021 года Синодальный отдел по благотворительности запустил федеральную линию церковной социальной помощи «Милосердие»: 8-800-70-70-222. Звонок бесплатный для всех регионов России.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/cerkov-organizuet-kursy-dobrovolcev-krasnoj-zony

24 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

В преддверии дня пожилого человека молодежь Илиинского храма провела концерт

29 сентября, молодёжный хор «Илиинский светоч» выступил с концертом, посвящённым  дню пожилого человека, который ежегодно празднуется 1 октября.

Гостями вечера стали члены Совета ветеранов района «Преображенское», а также гости и прихожане Илиинского прихода. Коллективом, солистами и мужским трио были исполнены духовные песнопения, а также популярные песни из кинофильмов и репертуаров русских бардов.

Во второй части концерта композиции слушатели пели вместе и дом причта моментально наполнился теплой дружественной атмосферой. По окончании концерта все гости объединились за чаепитием.

Сообщает информационная служба храма Ильи Пророка в Черкизове http://www.hramilii.ru

29 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ В ГОЛЬЯНОВЕ

В дни праздника Богоявления Господня на богослужение и за Крещенской святой водой в храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пришло много жителей района Гольяново.

В этом году освященную воду верующим раздавали в просторной военной палатке, которую предоставило руководство Национальной гвардии России. Перенос раздачи крещенской воды в отдельное помещение способствует лучшему сохранению уникального убранства храма, позволяет лучше соблюдать необходимый режим температуры и влажности для сохранения древних икон и росписей. Это нововведение положительно оценили все, кто пришел за Агиасмой. В палатке и храме постоянно дежурили священнослужители храма, отвечая на насущные вопросы людей. Внутри было установлено освещение и отопление.

На улице социальная служба храма и волонтеры раздавали людям листовки с информацией о Празднике и крещенской воде. Через уличную и храмовую звуковую систему транслировались рассказы о Богоявлении и святой воде, праздничные песнопения нашего хора и записи избранных мест богослужений.

19 января 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up