ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Противосектантская деятельность

Комиссия по реабилитации лиц, отпавших от православия

+7 905 64-808-64; +7 916 874-38-09

komissiya@svetfavora.ru
Предварительная запись на приём обязательна,
+7 968 652-72-28

https://svetfavora.ru

Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова при храме «Всех Скорбящих Радость» на Б. Ордынке

Приемный день: понедельник с 12:00 до 17:00 ч.

Телефоны: +7 963 635 40 94, +7 968 671 57 17

http://www.glagolvery.ruи

5 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Студенты посетили храм

29 мая в рамках духовного окормления колледжей Восточного округа г. Москвы , священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, организовал для студентов Колледжа Московского транспорта (ГБПОУ КМТ) акцию «волонтерский день в храме».

Студенты посетили Введенский храм в Вешняках, где вместе с отцом Николаем приняли участие в благоустройстве территории.

После работы студенты имели возможность пообщаться, задать свои вопросы, поставить свечи и помолиться.

В конце всех трудящихся ждала вкусная трапеза.

Благодарим настоятеля протоиерея Максима Кравченко и матушку Ольгу за гостеприимный прием.

Желаем студентам успехов в наступающей сессии.

5 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся 2-й семинар для священников о помощи пострадавшим от военных действий

7 ноября Синодальный отдел по благотворительности совместно с порталом для священнослужителей «Пастырь» провел вторую встречу в рамках цикла онлайн-семинаров для священников по помощи людям, пострадавшим во время военных действий. Модератором семинара выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. С основным докладом выступила кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова. В мероприятии приняли участие более 130 священников из России, Белоруссии, Казахстана и других стран.

«Главное личностное качество священника – это твердая вера в Святую Троицу, живая вера во Христа, память о том, что Господь сказал:  “Я с вами во все дни до скончания века”. Вот это обращение к Нему, конечно, является очень важным качеством нашей работы с людьми. Наша главная сила – это Господь. Конечно, у нас с вами должен быть опыт молитвы, без этого опыта наша вера становится мертвой. И, конечно, человеческие качества тоже важны – это умение сочувствовать, сострадать, не проходить мимо того, кто нуждается в нашей помощи», — сказал епископ Пантелеимон, открывая встречу.

Лариса Пыжьянова — кризисный психолог с 25-летним стажем, более 10 лет проработавшая в Центре экстренной психологической помощи МЧС России, непосредственный участник ликвидации последствий 45 чрезвычайных ситуаций, организатор и участник работы более чем 50 горячих линий во время ЧС. С 2018 года по апрель 2022 года Лариса Пыжьянова работала психологом в московском детском хосписе «Дом с маяком», с апреля 2022 года она трудится в подмосковном Елизаветинском детском хосписе.

В ходе семинара она напомнила об основных признаках травмирующей ситуации и о том, как человеку свойственно реагировать на чрезвычайные события. Но не все люди, пережившие серьезный травмирующий опыт, обязательно приобретают посттравматическое расстройство (ПТСР). «Многое зависит от личностных установок человека и от того, получает ли он своевременную поддержку со стороны других людей», — подчеркнула Лариса Пыжьянова.

Психолог также отметила, что дело священника – не поставить диагноз, а помочь человеку. «Главное, что может сделать священник, – это помолиться вместе с ним. А вот на последующих этапах важно спокойно и доброжелательно поговорить с самим человеком: внимательно выслушать его, дать ему выплакаться, обсудить испытываемые им чувства», — сказала психолог.

Лариса Пыжьянова подчеркнула также, что одна из проблем, затрудняющих общение с травмированными людьми,  — неготовность к откровенному разговору с посторонним человеком. В таких случаях, по ее словам, выручает работа в группах, где собираются люди с одинаковым опытом, способные говорить на одном языке. Роль психолога или священника в этом случае – помочь им выбрать тему для разговора и организовать беседу. А после такой беседы люди часто обращаются уже с индивидуальными вопросами.

Также в ходе семинара епископ Пантелеимон вместе с Ларисой Пыжьяновой ответил на вопросы, поступившие от участников семинара.

Запись семинара доступна на портале «Пастырь».

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/sostoyalsya-vtoroj-seminar-dlya-svyashhennikov-o-pomoshhi-postradavshim-v-rezultate-voennykh-dejstvij

8 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Киноклуб «Зерно» начинает свою работу после летних каникул!

22 сентября, в воскресенье, в 16.00 ч. приглашаются слушатели Киношколы «ЗЕРНО» при Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского в Измайлово, а также друзья центра и просто все кто любит кино на просмотр и обсуждение одного из лучших фильмов Сергея Соловьева «100 дней после детства». По традиции проведет встречу педагог Киношколы «ЗЕРНО» кинорежиссер Иван Перекатов.

О фильме сам кинорежиссер говорит так:»Это смешной и трогательный, но в то же время очень глубокий и серьезный фильм о самом трудном периоде жизни человека — отрочестве. Том времени, когда человек начинает сдавать жизни первые взрослые экзамены. Сталкивается с неожиданными обретениями и невыносимыми потерями, узнаёт, что быть добрым и великодушным совсем не значит быть счастливым, и становится перед необходимостью выбора.»
Лента была выпущена в прокат в 1975 году, и критики встретили ее очень раздраженно — Соловьёва упрекали в идеализации подростков, которые не грубят, не дерутся, а интересуются искусством. В кинокартине можно увидеть юную Татьяну Друбич, молодого Сергея Шакурова и других выдающихся артистов.

Адрес Просветительский центра Святителя Иоасафа Белгородского: 5 минут от метро Измайловская, Заводской проезд, 23. Вход свободный.

12 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up