23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова — эти слова мы сегодня услышали, когда был прочитан отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 6:10-17). В этом же послании находим и другие слова: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9).
Что же хочет передать нам апостол Павел из того откровения, которое он получил от Самого Господа и Спасителя? Он передает нам то, что человек спасается не своей силой, не своей праведностью и даже не своими добрыми делами, а исключительно силой благодати Божией.
Благодать — это Божественная энергия, и только она может приблизить человека к Богу. В самом деле: бесконечный Великий Творец вселенной, Господь, явившийся нам в Сыне Своем, — и человек ограниченный, слабый, греховный… Какие бы силы ни напрягал человек, он обременен грехами и не в состоянии, даже несмотря на покаяние, приблизиться к Божественной славе, тем более войти в Божественное Царство, то есть обрести спасение. Поэтому каждый должен помнить: мы спасаемся не своими делами, потому что они ничтожно малы, даже если кажутся нам значительными, а только благодатью Божией.
Господь изливает Свою благодать на людей, но каждый имеет возможность принять эту благодать или отвергнуть. Вот тут-то и нужно вспомнить о добрых делах. Человек ведь совершает по-настоящему добрые дела не по приказу, не по чьему-то требованию и даже не по чьей-то просьбе, хотя и просьба иногда присутствует. Решающий фактор — это желание самого человека сделать доброе дело, другому помочь. И когда мы совершаем добрые дела, мы открываем себя Божественной благодати.
В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4), учит нас Священное Писание. А что такое злохудожная душа? А это та самая душа человеческая, которая исполнена зла, которая не навыкла совершать добрые дела, для которой добродетель есть нечто абсолютно чужеродное. В нее не может войти премудрость Божия, а вместе с премудростью — и спасение.
От силы благодати Божией зависит человеческий путь, но ведь человек сам идет по этому пути, благодать не ведет его за ручку. Бог не определяет наши поступки, мы сами избираем свой жизненный путь. А на этом пути, который изначально может быть очень правильным, удобным, мы сами воздвигаем себе препятствия — крутые повороты, страшные обрывы, пропасти, множество других обстоятельств, которые могут нас погубить. Не Бог создает эти препятствия — мы сами себе их создаем, а на то, чтобы их преодолеть, никаких наших сил не хватит, если уж мы сами вырыли себе яму. Все исправления недобрых дел нашей жизни, все исправления кривизны нашего жизненного пути можно совершить только силой Божественной благодати. Вот почему и сказано: благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, не от добрых ваших дел, чтобы никто не похвалился.
Сегодня мы научены тому, что благодать Божия нас спасает. По любви Божией Божественная энергия прикасается к нам, помогает нам пройти через все препятствия жизненного пути и обрести спасение. Единственное, что нам нужно делать, единственное, что от нас зависит, — это не ставить средостения между действием благодати Божией и нашей душой, нашим сердцем. А средостения мы выставляем очень умело, поддаваясь на соблазны, когда, например, начинаем размышлять, а есть Бог или нет Его. Но отрицаясь Бога, мы отрицаемся Его благодати. Поэтому замечательные слова из Послания апостола Павла к Ефесянам о том, что благодать есть дар Божий и именно этот дар спасает нас, — являются, может быть, одними из самых важных в Новом Завете. Они помогают нам понять, что нас спасает и, лишившись чего, мы навсегда лишаемся надежды на спасение.
Да поможет нам Господь — через нашу веру, и особенно через веру, подкрепляемую молитвой, и особенно через веру, подкрепляемую добрыми делами! Через все это мы и можем привлечь к себе силу Божественной благодати и этой силой обрести спасение. Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, чтобы мы прошли его без крушений, без несчастных случаев, отнимающих духовное здравие, а иногда погубляющих духовную жизнь. И пусть благодать Божия присутствует со всеми нами, исцеляя наши души и укрепляя наши стопы на пути спасения. Аминь
13 и 14 июля в храме Рождества Христова в Измайлове встретили престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери.
Накануне праздника было отслужено Всенощное бдение. 14 июля совершена Божественная литургия. Престольные торжества возглавил настоятель архимандрит Александр (Елисов) в сослужении клириков храма протоиерея Владимира Кутикина, иерея Сергия Мелешко, иерея Виктора Родина и диакона Сергия Шмонина.
По окончании литургии был совершен Крестный ход с водосвятием, после которого было провозглашено торжественное многолетие. Поздравляя свою паству с престольным праздником, отец Александр пожелал собравшимся, чтобы над ними всегда простирался покров Матери Божией – скорой Помощницы и милостивой Заступницы всех православных христиан.
Празднования чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери в храме Рождества Христова в Измайлове всегда по-особенному умилительны. Духовенство и прихожане сердечно почитают образ, через который получают от Царицы Небесной и благодатную помощь, и поддержку, и укрепление.
Местное празднование чудотворному образу было установлено в честь явленного через него в ХVIII веке чуда избавления села Измайлова от чумы. Позднее, в XIX веке по молитвам к Божией Матери после принесения чудотворного образа в Коломенское и его окрестности была остановлена развивавшаяся там эпидемия холеры.
«…Решено было принести икону Иерусалимския Божия Матери… Кому пришла первая мысль, определить трудно, но почти все единогласно о сем говорили… С благословения местнаго священника, приняв икону Божией Матери Иерусалимския, хоругви, запрестольные иконы, они, несмотря на 18-ти верстное расстояние, пришли в Коломенское к обедне в начале 10-го часа… Все единодушно с умилением молились перед чудотворным образом Богоматери и в церкви за литургиею, и во время крестного хода около селения. На утро, 16 сентября, после обедни совершен крестный ход в деревне Нагатина, где также, как в Коломенском, было совершено молебствие около почти каждого дома… В селе Коломенском, Садовой слободе и Дьякове холера никого не коснулась. Всех Бог сохранил…» (из воспоминаний о принесении чудотворного образа Иерусалимской иконы Божией Матери храма Рождества Христова в Измайлове в Коломенское и его окрестности, 1866 г.)
Также икона прославилась чудом исцеления от нее в 1866 году слепой дочери крестьян села Сабурово Адриана и Варвары Кокиных.
«…она с ослепшею Елисаветою пришла в церковь к обедне, там молилась и приложила к иконе слепую дочь свою. Вскоре после сего она заметила у дочери на глазах слезы. Не обратив на это особенного внимания, она с дочерью пошла из церкви вместе с крестным ходом по селению, где также принимала участие в общественной молитве. На предпоследнем общественном молебне… она опять подвела дочь свою к иконе Божией Матери. Приложившись сама и приложив свою дочь, она вдруг услышала голос дочери, что она видит всех и все, и свет, и иконы, и священников, народ и родных…» (из свидетельства священника П. Короткова, очевидца чуда исцеления слепой отроковицы от принесенной в село Дьяково чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери храма Рождества Христова в Измайлове. Журнал «Душеполезное чтение, 1867 г., т.1, №2)
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове
С 18 — 29 июля 2022 года, уже четвертый раз состоялся летний палаточный лагерь для многодетных семей Восточного викариатства. В этом году с 18 по 29 июля в лагере «От мала до велика» было 119 человек из 22 семей.
Хорошему настроению детей и взрослых способствовала жаркая летняя погода, а также возможность участвовать в различных мероприятиях и проводить время на реке недалеко от г. Переславль-Залесский.
Духовник лагеря, ответственный за работу с многодетными семьями Восточного викариатства — иерей Павел Огрызков, отец 9-х детей, настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово.
Руководитель и организатор лагеря ответственная за социальное служение Восточного викариатсва Екатерина Борисенкова отметила, что в этом году в лагере была особенно теплая семейная атмосфера. «У детей выросло чувство взаимовыручки, семьи объединялись для творческих и спортивных мероприятий, радостно то, что семьи продолжают дружить и общаться и после окончания лагеря. Отдельно хочется отметить танец вальс, которые подростки приготовили в подарок родителям«, — рассказала Екатерина Борисенкова.
Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства
С 7 по 9 июля многодетные семьи Восточного викариатства посетили семейный фестиваль «Княжий Берег».
На открытии фестиваля с приветственным словом выступил епископ Выксунский и Павловский Варнава, отметив что «…семейная жизнь это постоянный и благодатный труд. Семья, это настоящая, непреходящая ценность и снова развития любого государства. Есть крепкая семья, значит будет крепкое государство».
За исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе учрежден «патриарший знак материнства», которым владыка Варнава наградил многодетных матерей Выксунской епархии. Патриаршим знаком были отмечены женщины, родившие пятерых и более детей.
Открытие фестиваля сделала незабываемым фолк-группа «Мужики» из города Владимир. Играя на народных инструментах, они покорили сердца слушателей так, что многие не могли удержаться и пустились в пляс!
Каждый день фестиваля многодетные семьи принимали участие в различных мастер-классах: катание на лошадях, резьба по дереву, гончарное дело и многое многое другое.
Третий, завершающий день начался с Божественной литургии, которую возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава.
В этом году принять участие в фестивале «Княжий берег» приехали семьи из Москвы, Санкт-Петербурга, Лысково, Вознесенского, Дедово, Сарова, Выксы, Кулебак, Навашино, Дзержинска, Череповца, Нижнего Новгорода и даже из Иркутской области!
В организации мероприятия приняла участие добровольческая организация движение Доброход города Выкса, Волонтерское движение «Милосердие» г. Павлово и Православное молодежное объединение «Служение» (с. Большое Окулово). Они усердно трудились все это время, чтобы гости фестиваля смогли полноценно отдохнуть.
Участникам фестиваля не были страшны ни жара, ни холод, ни дождь! Жизнь в палатках, совместные занятия, общая молитва и позитивный настрой неотступно сопутствовали всё это чудесное время. Эти дни обязательно запомнятся всем участникам, как маленький, уютный, душевный отпуск, проведенный вместе со своей семьей.
Пресс-служба Восточного викариатства