Волонтеры Спасского прихода помогают бездомным на вокзалах — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Волонтеры Спасского прихода помогают бездомным на вокзалах

Опубликовано: 26 ноября 2020

Категории: Новости, Социальное служение

Волонтерская служба Спасского прихода в Перово последний год работает очень интенсивно. В период самоизоляции десятки добровольных помощников приносили пожилым прихожанам просфоры и свечи, лампадное масло, продукты и лекарства. Карантин снят, в магазины можно ходить без ограничений, но нет-нет, да и раздастся звонок с просьбой о помощи.

Уже третий месяц с благословения настоятеля протоиерея Андрея Бондаренко волонтеры прихода активно развивают новое направление: помощь бездомным на вокзалах. Помогают тем, кто обитает на Ярославском, Ленинградском и Казанском.

Бездомных многие презрительно называют бомжами, говорят, что сами виноваты в своих несчастьях, но людьми от этого они быть не перестали и также нуждаются в заботе, в тепле и в еде. Они такие же, как и мы, только им негде жить.

С идеей кормить тех, кто лишен крова и ежедневной тарелки горячего супа, выступил Георгий Новожилов. Работающий водителем скорой помощи он не раз видел, как тяжело приходится этим людям. К тому же у Георгия был опыт подобной помощи в рамках волонтерского движения другого храма.

Его идею не только поддержали — некоторые с радостью к ней присоединились. Храм выделил помещение, где в выходные начинается подготовка к выезду: волонтеры формируют продуктовые наборы. На вокзал отправляется группа из пяти человек: двое мужчин и три девушки.
Сейчас с собой на вокзал волонтеры готовят порядка 200 продуктовых наборов.

В группе волонтеров есть человек с медицинским образованием, Людмила Кошкарева, которая подбирает необходимые препараты заболевшим, их дозировку. На вокзал берут с собой нижние белье и носки, сейчас остро стоит с теплой одеждой, потому что холод – главный враг бездомного. Им нужны теплые свитера, шапки, перчатки, кальсоны, гамаши. Все это приобретается на собственные деньги волонтеров и пожертвования, которые передают прихожане. «Иногда нам жертвуют пассажиры, которые становятся невольными свидетелями нашей работы», — рассказывает руководитель волонтерского движения Спасского прихода Алексей Шаповал.
Хочется помогать этим людям. Один раз поехав, ты уже понимаешь, что человек, которого ты накормил, будет тебя ждать. Самое главное чувство — чувство радости, что ты хоть кому-то, но помог, хоть кого-то, но отправил домой, скудно, но накормил. Ты дал человеку прожить еще один день», — добавил Алексей Шаповал.

Более подробно узнать о деятельности волонтерской службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово можно на сайте: https://spasperovo.ru

Информационный источник: https://spasperovo.ru/news/kormit-otogrevat-vozvrashhat-k-zhizni-volontery-spasskogo-prihody-rabotajut-s-bezdomnymi-na-vokzalah-moskvy/

Архиерейская Божественная литургия в храме Всех Святых в Земле Российской просиявших

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино. 

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов; настоятель храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино протоиерей Николай Козулин; клирик храма протоиерей Михаил Голубев; клирик храма протоиерей Михаил Зазвонов; клирик храма, ответственный за работу с казачеством в Восточном викариатстве г. Москвы протоиерей Сергий Кодинцев; иерей Михаил Голубков, клирик храма царевича Димитрия при первой Градской больнице; диакон Андрей Постнов.

Богослужение в храме ведется с участием сурдопереводчика, который помогает молиться глухим и слабослышащим прихожанам. В случае слепоглухих людей все куда сложнее, ведь каждому из них нужен персональный тифлосурдопереводчик, который переводит службу посредством дактилологии и языка жестов, передаваемых тактильно и выстукиванием на ладони.

По окончании богослужения Преосвященнейший Пантелеимон обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.

Каждый раз, когда мы совершаем Евхаристию, мы приобщаемся к познанию того, как нужно жить, приобщаемся к Истине. Эту Истину являет нам Сам Господь. Он и есть Истина, жизнь с Ним и есть самое главное, к чему мы призваны.

Господь являет Себя в иконах, песнопениях, храмах. Но самое главное, в чем Он являет Себя, – это жертвенная любовь. Вся наша жизнь должна быть выражением такой любви, без нее нет христианства. Можно мастерски расписать храм, красиво спеть, сказать добрые слова, но начать жить для других – это гораздо сложнее. Тем не менее, мы с вами к этому призваны и Сам Господь являет нам в Евхаристии такой пример: дает нам Свое Тело – как хлеб, а Свою Кровь – как вино, приобщая нас к настоящей любви. Без этой жертвенности нет настоящего христианства.

Я очень рад, что оказался в этом храме в столь знаменательный день! Сто лет назад было издано постановление о расформировании казачьих соединений, что оказалось началом гонений на казаков – людей, которые составляли славу и честь Российского воинства, защищали Родину на ее рубежах, клали свои жизни за Отечество, Царя и верных Богу. И сегодня исполнилось ровно сто лет с того дня, как была предпринята попытка уничтожить этих выдающихся людей.

Замечательно, что в вашем храме есть казаки, которые продолжают традиции своих славных предков. Сегодня мы должны вспомнить о всех тех, кто был убит, расстрелян, зарублен или уничтожен в ссылках. Причем не только о них, но и о их детях и женах, разделивших со своими близкими всю скорбь гонений. Помолимся сегодня об упокоении их душ. Их жизнь – яркий пример того, как мы с вами должны служить Богу. Аминь.

После Божественной литургии епископом Пантелеимоном с духовенством в присутствии атаманов и казаков была отслужена панихида по случаю 100 — летней даты дня памяти расказачивания в СССР. По подсчетам геноцид, устроенный в 20-х годах большевиками против казачества, унес более 3 миллионов жизней. Для представителей ближайших казачьих хуторов: Новокосино, Ивановское, Перово, Вешняки, Восточное Измайлово — это была важная дата, и около 30 атаманов и казаков ее провели в храме за молитвой о своих предках-страстотерпцах.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

.

25 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Началось волонтерское служение при Детском хосписе

Прихожане храма Преображения Господня в Богородском уже включились в волонтёрское служение при Первом Московском Детском хосписе.

Здание детского хосписа на улице Богатырский мост открылось для маленьких пациентов 1 июля 2023 года. Помещение хосписа рассчитано на 30 коек.

Под патронажем Первого детского хосписа находится 400 семей с неизлечимо больными детьми.

Своими впечатлениями поделилась волонтер Вера: «На прошедшей неделе я начала свои волонтерские шаги в детском хосписе. Первый московский детский хоспис расположен в парке «Лосиный остров», и на его территории есть живописные аллеи, где можно погулять с детьми. Очень важно во время прогулок общаться с детьми, беседовать с ними.
Сотрудники как Благотворительного фонда «Вера», так и самого хосписа — координаторы, врачи — очень дружелюбны, готовы помочь с любыми вопросами и поддержать. Это располагает, стимулирует и дальше продолжать волонтерские начинания. Конкретно в этом хосписе не требуется волонтёрская помощь в проведении гигиенических процедур и кормления.
На собеседовании особенно запомнились слова координатора хосписа — Софии:
«Детям нужно общение: разговоры, игры, подержать за руку, почитать, погулять, побыть вместе. Их мир ограничен размерами кровати. Просто представьте, как это — полежите несколько часов без движения… Даже неприятное событие с участием присутствующего человека — это лучше, чем ничего…»».

Желающих помочь просим написать на почту e-borisenkova75@mail.ru ответственной за социальное служение в Восточном викариатстве Екатерине Борисенковой

18 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ИЛИИН ДЕНЬ В ЧЕРКИЗОВО

2 августа 2018 года, в день чествования пророка Илии, престольный праздник в храме пророка Илии в Черкизове начался с торжественной встречи управляющего Восточным викариатством епархии г. Москвы епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона. 

Владыке сослужили заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель Илиинского прихода в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов), протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, руководитель Референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко, настоятель храма великомученика Димитрия на Благуше протоиерей Андрей Милкин, преподаватель Московской духовной академии протоиерей Игорь Выжанов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках священник Вячеслав Дробышев, а также клирики храма пророка Илии в Черкизове и сотрудники контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии в священном сане.

Накануне, 1 августа, было совершено всенощное бдение, на которое съехалось больше четырёхсот паломников. По окончании богослужения всем раздавался традиционный дайджест «Илиин день. От престола до престола». Издание представляет летопись жизни черкизовских прихожан в течение года – со 2 августа 2017 года по 2 августа 2018 года. Ежегодно дайджест выпускается тиражом 1000 экземпляров.

По окончании Божественной литургии, за которой причастилось около пяти сотен человек, был совершен большой крестный ход. Маршрут был проложен через площадь перед черкизовской церковью, вдоль парковой зоны и берега бывшего архиерейского пруда. По возвращении в храм были возглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, епископу Пантелеимону, клиру и причту Илиинского прихода в Черкизове.

Архимандрит Савва, обращаясь к владыке Пантелеимону, поблагодарил архипастыря за совместные молитвы и ежегодную радость Евхаристического общения с прихожанами Илиинского храма.

Архипастырь от лица всего священноначалия и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поздравил настоятеля с 40-летием, наступившем в нынешнем году, и вручил ему благодарственное письмо. Также с 60-тилетием поздравительный адрес был преподнесен протоиерею Георгию Чвилеву и, в связи с 40-летием, старосте храма пророка Илии в Черкизове.

Поздравляя собравшихся с днём памяти пророка Илии, епископ Пантелеимон, в частности, сказал: «Мы с вами должны быть благодарны Богу, что нас с вами «глас духа тонка», это веяние благодати Божией, посещает нас всегда, когда мы совершаем Божественную литургию. У пророка Илии это было раз в жизни, а у нас с вами во время каждой литургии веяние Духа Божия, Дух Святой сходит на Предлежание Дары. Мы, конечно, должны быть благодарны Богу за этот дар и не пренебрегать им, а потому — стараться жить сообразно этому Духу. Духу любви, Духу мира, Духу сострадания, жертвенному Духу, который живёт в христианстве».

Архипастырь также призвал верующих следовать примеру пророка Илии в отвержении суетных и ложных культов. «Мы призваны участвовать в самом главном христианском культе — Евхаристии. Во время этого Чуда совершается более страшное действо, все это было во времена пророка Илии. Не огонь сходит на души жертвенных животных, а Дух Святой сходит на хлеб и вино, претворяя их в Тело и Кровь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Что может быть страшнее и чудеснее, чем Евхаристия!» — Заключил владыка.

В завершение он поблагодарил настоятеля и весь Илиинский приход в Черкизове за единение вокруг Евхаристии, за множество радостных людей и пение двух хоров за литургией.

«Наша молитва должна утвердить вас в любви Божией и в этом единении в Духе Святом», — подчеркнул он.

После богослужения все гости были приглашены на праздничную трапезу. Каждый мог попробовать свежую выпечку Илиинской пекарни, которая уже стала любимым угощением всех приходских праздников, а также всем была предложена полевая кухня.

Мужской хор храма подготовил концертную программу, в которую были включены русские народные песни и популярные композиции. Кроме того, перед прихожанами и паломниками выступили музыканты-гусляры. Для маленьких гостей праздника молодёжь из «Илиинского светоча» проводила разнообразные конкурсы, мастер-классы и даже делала всем желающим аква-гримм.

http://hramilii.ru/news/19567/
4 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up