В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Во вторник, 3 декабря, в преддверии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в рамках сотрудничества Восточного викариатства и Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, состоялось заседание клуба «Я шагаю по Москве», который проходит в направлении реализации программы мэра столицы «Активное долголетие».
Перед участниками заседания выступил Алексей Вячеславович Конопатченков, ответственный за миссионерское служение в Восточном викариатстве, заведующий церковно-исторической кафедрой Перервинской духовной семинарии, кандидат исторических наук. Он рассказал о таких русских святых, как св. княгиня Ольга, св. князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, св. князь Александр Невский, святитель Петр, митрополит Московский, святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский, святитель Филарет Московский, св. Василий Блаженный и других.
Сообщение было выслушано с очень большим интересом, вызвало много вопросов.
Собравшиеся тепло поблагодарили Алексея Вячеславовича за содержательный и необыкновенно интересный рассказ.
Невозможно полноценно участвовать в Евхаристии, если человек не думает и не старается умножить дела любви. Об этом сказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 9 декабря на своей первой онлайн-лекции в рамках курсов повышения квалификации духовенства. Курсы проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 16 ноября по 30 декабря 2020 года. В обучении принимают участие 43 священнослужителя: 33 человека из Москвы и 10 человек с Камчатки.
«Социальное служение напрямую связано с совершением Евхаристии и является таким же общим делом для всей Церкви, как и сама Евхаристия. Важно, чтобы совершение Евхаристии было для нас радостным, чтобы мы совершали его благоговейно, со страхом Божиим», — отметил председатель синодального отдела.
Невозможно полноценно участвовать в Евхаристии, если человек не старается совершать дела любви, не старается умножить любовь в своем сердце, подчеркнул архиерей. «Когда мы с вами совершаем дела милосердия, когда занимаемся социальным служением, мы открываем свою душу Богу. И сам Господь помогает нам в этом. Как Он совершает Евхаристию, так Он соучаствует и в тех делах любви, которые совершает каждый христианин», — сказал викарий Святейшего Патриарха.
Он отметил, что социальное служение Церкви должно основываться на правильном понимании Евангельских слов, на размышлении над Евангелием. «У кого две одежды — дай тому, у кого нет ни одной, также поступайте и с пищей. Так говорит нам Евангелие. Нельзя жить только для себя, у нас должна быть готовность поделиться с нуждающимся тем, что у нас есть. И это важная часть социального служения», — сказал епископ Пантелеимон.
Также важно не только устраивать социальные проекты, но и проповедовать о любви, говорить о жертвенности, учить радости отдавать. «Когда мы говорим о социальном служении, мы говорим не только о том, где найти средства, чтобы раздать людям. Мы должны думать о том, как утвердить в сердцах людей любовь, чтобы они помогали друг другу улыбкой, добрым словом, чтобы они научились другу сочувствовать и сострадать. Человеку очень часто не хватает общения, особенно сейчас, во время самоизоляции, не хватает внимания. Все это является составляющей социального служения Церкви», — подчеркнул председатель Синодального отдела по благотворительности.
В завершение лекции епископ Пантелеимон отметил, что нужно научиться радовать людей. Он призвал священнослужителей принять участие в поздравлениях с Рождеством в Москве тех, кто находится в изоляции, одиноких людей, подопечных социальных учреждений, больных COVID-отделений.
«Коронавирусная болезнь действует на душу и сознание человека, повышается депрессия, человек теряет радость. Священник может помочь больному в этой ситуации, помочь в выздоровлении, если он придет к нему, подбодрит и принесет небольшой подарок. В наше время люди особенно нуждаются в утешении, особенно нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли не потерять мирное расположение души», — сказал епископ Пантелеимон.
Курсы повышения квалификации духовенства продлятся до 30 декабря. В рамках курсов епископ Пантелеимон проведет еще несколько лекций по социальному служению Церкви.
Широкий престольный праздник «День святого князя Владимира в Новогиреево» прошел 28 июля в приходе храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.
После Божественной Литургии общими усилиями прихожан состоялся общеприходской обед, во время которого начался праздничный концерт. На Концерте выступили Академический хор Сретенского монастыря, Валентин Хмелев, звонари храма святого князя Владимира, Наталья Стрелкова, Алексей Свиридов, Сестры Романовы и друзья, Ольга Мусатова, Евгений Южин, Молодёжный театр мюзикла «Верона», Студия ирландских танцев Бельтайн и Александр Галицкий.
В это же время на территории храма и парка проходили мастер-классы, эстафеты и активные игры, настольный игры и другие мероприятия.
Свои показательный выступления второй год подряд провели на нашем фестивале сотрудники Госавтоинспекции и Центра кинологической службы УВД ВАО.
Прихожане храма благодарят всех, кто поучаствовал в организации праздника!
Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого равноапостольного князя Владимира