Поздравление с Рождеством Христовым, проживающих в пансионате для ветеранов труда
7 января в праздник Рождества Христова по доброй, многолетней традиции, прихожане Собора Покрова в Измайлово разделили радость о родившемся Богомладенце с проживающими в Геронтологическом центре Измайлово (нашем бывшем пансионате для ветеранов труда) на 16-й Парковой
По окончании праздничного молебна, выпускники воскресной школы храма, вместе с преподавателем Натальей Владимировной исполнили песнопения, посвященные Рождеству Христову, а также пропели рождественские колядки и другие песнопения.
Посещение нуждающихся в заботе насельников пансионата с целью разделить с ними светлую рождественскую радость, даже несмотря на физическую усталость от напряженных служб последних дней, и есть по слову Святейшего Патриарха прежде всего прославление Воплотившагося Христа.
От всего сердца благодарим Всех пришедших потрудиться и принять участие в проведении праздничного молебна и концерта!
Ну и конечно по традиции, все участники концерта и пришедшие посмотреть выступление получили сладкие подарки к празднику Рождества Христова.
Посмотреть полную версию концерта можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/d—5a_2v3n2cfA
В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса детского творчества, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, – «Учитель и ученик». Работу жюри возглавил председатель Синодального отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
В Конкурсе приняли участие ребята со всей России. На рассмотрение жюри было представлено более 700 работ юных художников и их педагогов.
Лучшие работы примут участие в выставках, которые проводит Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
Сопредседатель Конкурса иеромонах Трифон (Умалатов):
«В связи с тем, что члены жюри приняли решение не присуждать 2-е и 3-е места в возрастной номинации 8–10 лет, освободившиеся два места переведены в возрастную номинацию 14–17 лет и в ней дополнительно присуждено одно 2-е и одно 3-е места. Победители Конкурса, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, будут награждены грамотами в Москве. Еще для них в сентябре на Роза Хутор будут организованы выездные мастер-классы и пленэры, которые проведут художники-педагоги из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки заслуженный художник России Александр Волков и Юлия Нуждина».
Поездку организует АНО «ПОКОЛЕНИЕ», соорганизатор Конкурса, в рамках грантового конкурса «Православная инициатива».
Результаты Конкурса:
В номинации «Основная тематика», первая возрастная группа (8–10 лет): 1-е место: Иван Оконенко (9 лет), «После боя сердце просит музыки вдвойне»; Елизавета Васильевна Магдеева, «Соловей запел», Санкт-Петербургская епархия; 2-е и 3-е место не присуждались.
В номинации «Основная тематика», вторая возрастная группа (11–13 лет): 1-е место: Алиса Духничева (12 лет), «Храни тебя Господь!»; Оксана Анатольевна Букреева, «Вера. Надежда. Любовь», Ростовская-на-Дону епархия; 2-е место: Мария Шарнина (13 лет), «Подвиг Тихона Барана»; Инга Николаевна Шарнина «Боль Белорусской земли», Ярославская епархия; 3-е место: Милана Белоусова, (11 лет), «На фронт приехали артисты»; Ирина Александровна Черкасова, «Любовнянский град. Арест партизан», Тамбовская епархия.
В номинации «Основная тематика», третья возрастная группа (14–17 лет): 1-е место: Виктория Скорина (15 лет), «Блокадный Эрмитаж»; Иван Владимирович Кирпичев, «Память», Санкт-Петербургская епархия; 2-е место: Яна Колесникова (16 лет), «С Победой домой»; Евгения Юрьевна Савчук, «Снова в школу», Орловская епархия; 2-е место: Виктория Клочан (17 лет), «Спасибо за Победу»; Ирина Николаевна Шаповалова, «Благословение», Саратовская епархия; 3-е место: Ксения Нягина (16 лет), «Подвиг матери»; Ольга Юрьевна Мальцева, «Мать», Кемеровская епархия; 3-е место: Екатерина Кондакова (14 лет), «Враг пал. Мы победили!!!»; Софья Игоревна Дернова, «Забыть нельзя», Ростовская-на-Дону епархия.
11 мая священник Михаил Волков, клирик храма Преображения Господня в Богородском и волонтеры прихода посетили Первый Московский детский хоспис.
Волонтеры с радостью поздравила персонал хосписа и родителей с праздником Святой Пасхи.
Отец Михаил посещает хоспис еженедельно: крестит и причащает детей, беседует с родителями и персоналом. И в этот приезд удалось причастить детей, вручить сотрудникам освященные куличи, пообщаться с родителями.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском
В соответствии с циркулярным письмом первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия от 23 марта 2020 года настоятелям и клирикам храмов, наместникам и игумениям столичных ставропигиальных монастырей благословляется проявить особую пастырскую заботу о прихожанах, находящихся в группе повышенного риска в связи с угрозой распространения в городе Москве коронавирусной инфекции.
Согласно документу таковым прихожанам благословляется, «придерживаясь предписаний столичных властей, совершать до 10 апреля с.г. молитву в своих домах, обращаясь по желанию и по мере необходимости в близлежащие к их жилищам приходы с просьбой направить священника для совершения таинства Исповеди и преподания Святых Христовых Таин на дому».
Также духовенству предписано организовать дежурство «для неотложного исполнения просьб престарелых прихожан и лиц с хроническими заболеваниями о совершении таинств в их домах, продумав и применив систему оповещения дежурных священников о вышеуказанных нуждах, активно привлекая к посещению престарелых прихожан приходские социальные службы и волонтеров».
Циркулярное письмо направлено во исполнение поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с учетом принимаемых столичными властями мер (указ мэра Москвы № 26-УМ от 23 марта с.г.) и того, что особому риску для жизни в случае заражения данной инфекцией подвергаются лица старше 65 лет, а также лица, страдающие некоторыми хроническими заболеваниями.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.