В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа»

Опубликовано: 20 мая 2021

Категории: Новости, Программа строительства

18 мая 2021 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа». Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» ХXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

В работе форума приняли участие руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов, начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков, начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ.

В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве.

«Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И. Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы. Завершены основные строительно-монтажные работы еще на 6 программных храмах. В стадии строительства 39 храмов, из них 2 — в ТиНАО. Еще 3 храма возводится сверх Программы. В стадии проектирования 40 храмов, из них 1 — в ТиНАО. На 111 участках установлены временные храмы. На 9 участках временные храмы стали основными.

В.И Ресин выразил уверенность, что «Программа выполняет миссию душевного врачевания». «Это не только возвращение исторической справедливости, это нравственный и надежный ориентир для молодежи, который защищает нас от трагедий, подобной той, что недавно произошла в Казани», — подчеркнул депутат. С этой целью возведены храмы при МГИМО, Академии ФСБ, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и РЭУ им. Плеханова, проектируется храм при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства также отметил важность строительства ведомственных и воинских храмов с духовно-просветительскими центрами и музеями. «Российская армия защищает наших граждан от внешних и террористических угроз, выступает миротворцем в конфликтах. Наша задача — придать нашим военным душевных сил, уверенности и чтить подвиг воинов. Уже построены: главный храм Сухопутных войск России, главный храм героев внешней разведки, главный храм Росгвардии. Планируется возвести храм в память ветеранов-афганцев», — сообщил депутат.

В.И. Ресин также обратил особое внимание на социальную деятельность православных общин.

О различных направлениях деятельности московских приходов говорил в своем сообщении В.И. Сучков: «Практически все православные общины действующих и строящихся храмов активно занимаются социальной, учебной, патриотической и спортивной деятельностью. Православная община становится центром притяжения для жителей района, центром притяжения доброты, сотрудничества и взаимовыручки».

По мнению В.И. Сучкова, «социальная и духовно-просветительская деятельность приходов нуждается в освещении и широкой общественной поддержке». В течении пяти лет Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы проводит ежегодные фотовыставки, посвященные деятельности московских приходов. Выставки становятся все более популярными. Более 200 тысяч москвичей и гостей столицы посетили экспозиции за последние пять лет. В этом году выставка будет представлена в Юго-Западном, Южном и Западном административных округах столицы.

«Программа строительства храмов нужна для Москвы, она обогащает духовную и культурную жизнь столицы, улучшает социальную ситуацию. Для нас важно интегрировать Программу в повседневную жизнь города, в жизнь каждого района», — сказал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы.

В рамках конференции также обсуждались вопросы архитектуры современного храма. Речь шла о том, насколько важно благолепие внешнего облика православных церквей в деле благоукрашения Москвы и просвещения современного общества.

В.И. Ресин подчеркнул, что «у каждого нового храма есть своя яркая индивидуальность, свой неповторимый образ».

В свою очередь иерей Александр Привалов отметил: «Во все времена именно храмы являлись венцом творения архитекторов, именно храмовое зодчество стояло во главе архитектурной мысли и всей градостроительной политики. Для храмов избирались самые лучшие места, часто на возвышенностях, чтобы они просматривались со всех сторон, или на центральных площадях, чтобы выступать архитектурной доминантой города. В архитектуре храма должна воплощаться красота Божиего мира, и этой красотой церковь призвана привлекать к себе человека — и невоцерковленного тоже. В архитектуре храма заключена глубокая символика, которая свидетельствует о том, что храм — это дом Божий, это место встречи Бога и человека, и эту символику также необходимо воплощать и в современной архитектуре храма».

На конференции отмечалось, что храмы Москвы строятся как крупными благотворителями, так и «благодаря рядовым прихожанам и их семьям».

За десять лет реализации Программы накоплен большой опыт в процессе храмостроительства. «И этим опытом мы готовы делиться», — сказал помощник председателя Финансово-хозяйственного управления. В этом направлении ведется активная работа. Так, в Московском архитектурном институте (МАРХИ) при участии архитектурного отдела ФХУ создана кафедра «Храмовое зодчество». «В 2020 году начал свою работу Совет по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, в состав которого вошел руководитель архитектурного отдела ФХУ. Само создание Совета было осуществлено также под эгидой ФХУ. В 2020 году ФХУ было инициировано сотрудничество с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академией художеств. При активном участии ФХУ организована и работает Гильдия храмоздателей», — сообщил в своем выступлении иерей Александр Привалов.

При Финансово-хозяйственном управлении также создано Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии», которое полностью обеспечивает процесс храмостроительства — от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. «В 2020 году Единая служба заказчика Московской Патриархии осуществляла технический надзор за проектированием 7 храмов и за строительством 13 храмов. Силами технического заказчика были введены в эксплуатацию 2 объекта. В роли генерального подрядчика ЕСЗ МП выступила на 5 объектах», — рассказал иерей Александр Привалов.

Несмотря на общую непростую ситуацию, Программа активно развивается, и в ее реализации В.И. Ресин видит «будущее города и благополучие его жителей».

В тот же день проходил семинар для настоятелей строящихся храмов.

В ходе семинара выступили:

  • иерей Александр Привалов с докладом о роли благоверного князя Александра Невского в истории России;
  • иерей Михаил Титов, первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии», с сообщением о роли технического заказчика в процессе строительства храмов;
  • О.В. Бражникова, руководитель юридической службы Финансово-хозяйственного управления, с сообщением по вопросам юридического сопровождения Программы строительства православных храмов в Москве;
  • А.Н. Кравчук, заместитель руководителя Мосгосстройнадзора, с докладом по вопросам подготовки документации на всех этапах проектирования и строительства, особое внимание было уделено вопросам проектирования храмов.

Докладчики также ответили на вопросы участников семинара.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-konferenciya-stroitelstvo-xramov-soxranenie-istoricheskoj-pamyati-naroda.html

Состоялась хиротония во диаконы

6 июня 2024 года в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в Богоявленском храме Истринского района Подмосковья многолетний прихожанин и старший алтарник храма Илии Пророка в Черкизово Алексей Игоревич Кравченко хиротонисан во диакона.

Место дальнейшего служения планируется в Одинцовской епархии, в Георгиевском храме г.Дедовска.

Восточное викариатство и приход Илии Пророка в Черкизове поздравляет отца Алексия и всю его большую дружную семью! Сорадуемся Божию водительству в вашем доме и желаем помощи от Господа в несении служения Матери-Церкви.

Фото: https://hram-dedovsk.cerkov.ru/2024/06/07/pozdravlyaem-ponomarya-nashego-xrama-alekseya-kravchenko-s-rukopolozheniem-v-san-diakona/

7 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иногда я в разных аудиториях прошу собравшихся назвать известные им заповеди Божии. Всегда называют заповеди «не убий», «не укради» и другие заповеди из Ветхого Завета, но очень редко вспоминают о заповедях блаженства.

Десять ветхозаветных заповедей – это общие заповеди для всех т.н. традиционных религий, а девять заповедей блаженства из 5 главы Евангелия от Матфея являют совершенную высоту и красоту, для которой создан человек. Эти заповеди поют на каждой воскресной литургии, но мало кто помнит их.

Первая заповедь выражена в очень красивой поэтической форме: «БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ», т.е. блаженны, радостны в наибольшей степени те, кто осознал свою нищету, свое несовершенство; блаженны те, кто добровольно обнищал от всех привязанностей к земному; блаженны те, кто как нищие просят у Бога милости. Наверное, кого-то может возмутить то, что он должен, как нищий просить милости; что он должен осознавать себя несовершенным и недостойным. Хочется быть достойным и хорошим. Но нищие духом, это те, кто познал на своем собственном примере испорченность человеческой природы. Что толку в том, что мы замечаем в себе столько достоинств, но подвластны смерти и иногда смерти внезапной? Что толку в нашей высокой оценке себя, когда мы часто не можем совладать с собой, со своим гневом, со своими плохими мыслями и желаниями?  Осознавшему свою нищету, открывается путь к приобретению духовного богатства; увидевшему свои болезни, дается лекарство для исцеления.

Вот как пишет об этой заповеди преп. Иустин (Попович):

«Нищ духом тот человек, который всем существом ощущает, что его человеческий дух крайне скуден, крайне недостаточен, крайне убог, чтобы мог он жить сам по себе, но что ему всегда необходим Тот, Кто только и богат духом. <…> Это чувство духовной нищеты – начало христианства. Ибо оно непрестанно побуждает человека богатеть в Бога».

«Второе имя нищеты духа – это смирение. Смирение – это источная добродетель и начало всех добродетелей, подобно тому как гордость – источный грех и начало всех грехов.  … без него любая «добродетель» становится пороком.  <…> В области мышления смирение проявляется как смиренномудрие… Смиренномудрие заключается в том, чтобы скромно мыслить, смиренно размышлять, держа свой ум в пределах веры и святости. Смиренномудрие требует от человека долгого и неустанного благодатного упражнения в царствовании над своими мыслями, чувствами, хотениями, настроениями.  Здесь человек любую свою мысль, и чувство, и настроение ограждает огненным поясом смирения, веры и молитвы, чтобы не свернули они, не заблудились в чарующих дебрях греховных похотей и не сорвались бы в притягательные бездны лукавых страстей».

Как часто мы блуждаем в этих «чарующих дебрях», как притягивают нас эти адские бездны, прикрытые лукавым дьяволом и кажущиеся нам местом отдохновения и наслаждения!

Заповеди блаженства – лестница, спущенная с неба. Под руководством святых отцов мы можем восходить по ней и обрести подлинное блаженство; настоящую, нескончаемую радость.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

14 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

30-летие настоятельского служения

24 ноября исполнилось 30 лет со дня назначения протоиерея Петра Николаевича Захарова настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.

По случаю 30-летия настоятельского служения в храме после воскресной литургии о. Петр поблагодарил батюшек и прихожан за усердное служение труды во славу Русской Православной Церкви и вручил Благодарственные грамоты своим помощникам, благотворителям и отличившимся прихожанам храма.

Батюшки в ответном слове поблагодарили о. Петра за мудрое, справедливое и душепопечительское руководство приходом.

И в знак благодарности и уважения подарили на память об этом событии икону Святителя Иосафа Белгородского.

26 ноября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Канон мученику Уару

Мученик Уар

В храме Живоначальной Троицы в Косино по благословению Преосвященного Пантелеимона, Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, каждую субботу, после Божественной Литургии (примерно в 09.45) читается Канон мученику Уару за умерших некрещеных людей.

Каждый христианин знает, что некрещеных и самоубиенных не отпевают в храме и о них в дальнейшем не молятся на богослужениях. По Уставу Православной Церкви еретики и самоубийцы не заслуживают молитвенных служений, по закону Лаодикийской церкви даже ходить на их могилы запрещено.

Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.Прежде всего, говоря о святом человеке, мы вспоминаем его жизнь. Из жития святого мы знаем, что мученик Уар жил в IV веке, был воином, и воином славным. Он командовал серьезным воинским подразделением — когортой. Это значит, что несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. Будущий мученик тайно служил христианам, которых римский император Максимилиан осуждал на пытки. Публично он не заявлял о своей вере. Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял,что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме.Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков.Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.

Однажды Клеопатра получила откровение от святого, что он умолил Бога за ее некрещеных предков.Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными. Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших,что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Сайт храма Живоначальной Троицы в Косино — http://kozhuhovo.moseparh.ru/raspisanie-bogosluzhenij/

27 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up