В течение всего дня, с 12 до 17 часов, здесь будут проходить концерты хоровой и инструментальной музыки, музыкальная лекция, игротека и мастер-классы для самых маленьких, сюрпризы и розыгрыши. Программа составлена таким образом, чтобы гостям любого возраста в этот день было интересно и уютно.
В фойе главного здания ПСТГУ будет открыта самая настоящая ярмарка, на которой посетители смогут приобрести книги, игрушки и сувениры; в буфете — специальное рождественское меню. Атмосферу праздника дополнит «Музыкальная шкатулка» — серия небольших музыкальных номеров в семейном формате (сольные выступления, семейные дуэты и трио), которые будут проходить здесь же, в пространстве фойе, где артистов и слушателей не разделяет граница между залом и сценой.
Идея фестиваля проста — в этот день, последний день каникул, предложить хорошую возможность побыть вместе с семьей и при этом получить яркие впечатления, продлить ощущение праздника и поделиться этим ощущением с другими.
«На Рождество принято ходить в гости, поздравлять друг друга. И мы подумали: а почему мы раньше не приглашали к себе в гости на Рождество?!… Так и родилась идея фестиваля, — говорит руководитель Центра «Соборная палата» Елизавета Фигуркова. — Почему бы на один день не оставить дома гаджеты, заботы и тревоги? Давайте поддержим друг в друге радость праздника, давайте сохраним это настроение как можно дольше!»
Посетить ярмарку можно будет по бесплатной регистрации, билеты на концерты «В Рождество все немного волхвы», «Щелкунчик. Любимое…» и музыкальную лекцию «Тихая зимняя сказка» можно приобрести по максимально демократичным ценам, действует система скидок. Для посещения мероприятий фестиваля QR-коды не требуются, но необходимо соблюдать меры санитарной безопасности (при входе — контроль температуры, обязательно ношение масок в помещении).
В качестве партнеров музыкального фестиваля-ярмарки «Третий день Рождества» выступят издательство «Никея», Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, Камерный хор ПСТГУ под управлением иерея Алексия Зайцева, Мастерская скрипичного искусства, Квартет «Мелодион», православная служба помощи «Милосердие», кафедра социальной работы богословского факультета ПСТГУ, издательство ПСТГУ, издательство «Априори-пресс», лавка тематических подарков «Слон и Гном».
26 июня 2021 года, воспитанники Воскресной школы храма Преображения Господня на Преображенской площади съездили на первую экскурсию в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную в 1907 году Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
Группе из 8 детей и 8 взрослых, среди которых были педагоги воскресной школы и родители учеников, экскурсовод Наталья Николаевна поведала много интересных фактов из жизни обители, семье Великой княгини Елисаветы Феодоровны и насельницах Марфо-Мариинской обители любви и милосердия.
Создавая свою Обитель, Великая основательница видела её отличной от обычного монастыря. Особенности Обители, заложенные Елисаветой Феодоровной, сохраняются до сих пор. О них и узнали участники экскурсии. Также экскурсанты побывали в доме-музее преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, где была проведена интересная обзорная экскурсия.
22 июня в храме святого праведного Алексия Мечёва в Вешняках будут вспоминать покровителя храма праведного Алексия Московского.
Алексий Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва — 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), протоиерей, московский старец (см. Старчество). Родился в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, который в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении Алексия. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия монастырь), где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» — спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: — Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.
Будущего отца Алексия Мечёва называли «блаженный Алешенька». Его дедушка был протоиереем в Коломенском уезде, отец — Алексий Иванович Мечёв — регентом хора в кафедральном соборе Чудова монастыря в московском Кремле, и Алеша воспринял от них живое переживание Евангелия.
«Бог дал мне простую детскую веру», — признавался он впоследствии своим духовным детям. В детстве «блаженный Алешенька» мог в разгар веселья и игр вдруг стать очень серьезным и уйти куда-то, уединиться.
С малых лет очень мягкий характером, он был не склонен к ссорам, наоборот, старался всех помирить или развеселить. Таким он был всю жизнь и этому учил: жить так, чтобы рядом с тобой было легко и радостно.
Старец был не просто добрым человеком, время от времени кому-то помогавшим. Он со всем вниманием и самоотдачей входил в положение каждого человека, — и не мог иначе! «Господь никому не отказывал, всех звал к Себе, ко спасению — и я не могу отказать! Он умирал и не забыл никого, всех помнил, разбойника спас, Матерь Свою вспомнил. И я не могу отказать», — говорил отец Алексий.
Любить, жалеть людей, делиться с ними, входить в ситуацию каждого Алешу приучили родители: он до конца жизни вспоминал, как мать взяла к себе, в их двухкомнатную квартирку в Троицком переулке, свою овдовевшую сестру с тремя детьми, при том, что своих-то было трое — Алешин брат Тихон и сестра Варя. Шестеро детей, трое взрослых — и всем хватило места и хлеба!
Сердце, жалеющее людей, с юности стремилось к профессии, предполагающей служение на благо других. Поэтому Алексий хотел стать врачом. Но мать, Александра Дмитриевна, говаривала: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником!» И не ошиблась, точно угадав призвание сына.
По окончании Заиконоспасского училища и Московской Духовной семинарии Алексий был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке.
И тут его незлобивость и мягкость подверглись серьезному испытанию. Вспыльчивый, несдержанный настоятель храма отец Георгий набрасывался на 21-летнего служителя по поводу и без, требовал от него почему-то выполнения обязанностей сторожа, придирался, иногда даже бил. Младший брат Тихон часто заставал Алексия в слезах. Казалось бы, нужно просить о переводе в другой храм! Но Алексий терпел и ни о чем не просил. И не ожесточился, не потерял любви к людям.
Годы спустя, придя на похороны своего жестокого начальника, он плакал, но уже от благодарности: невольно отец настоятель преподал ему такую школу, так помог в борьбе с собственными недостатками, главным из которых отец Алексий считал «яшку» — самолюбие…
В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 ноября, был рукоположен Мисаилом (Крыловым), епископом Можайским, во диакона.
У них родилось пятеро детей: на четвертом году супружества — дочь Александра (1888), потом дочь Анна (1890), сын Алексий (1891), умерший во младенчестве, сын Сергей (1892, будущий священномученик), дочь Ольга (1896). И годы спустя после венчания отец Алексий писал своей жене трогательно и непосредственно:
«Ты, красавица, забыла у меня на столе браслетку и кольца, то будь спокойна, я их убрал и с собой в воскресенье привезу. Целую тебя несчетно раз. Твой Ленечка».
Какой-то необыкновенной красотой Анна Петровна не отличалась, однако отличалась добрым, живым характером — даже на фотографиях в любом возрасте это видно — и крепкой, простой верой. Отец Алексий — священник, будущий прославленный святой и подвижник — со смирением писал ей: «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым».
Матушка Анна разделила с мужем его самоотверженное служение, когда 19 марта 1893 года отец Алексий был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония совершалась в Заиконоспасском монастыре, что по сей день стоит в двух шагах от Кремля. Приход оказался очень малочислен, довольно беден, и отец Алексий стал единственным его священником…
Бог, знающий каждого человека до самых его глубин, пожелал дать святому в спутницы именно такую женщину, и она сыграла в его жизни важную роль.
Он вспоминал жену и как друга, мягко направлявшего его, подсказывающего то, чего он сам не замечал. «Я был очень счастлив, — писал он годы спустя сыну, — когда покойная твоя мама, бывало, заметив что-либо, высказывала свое впечатление мне, и я тотчас, приняв к сердцу, изменял согласно с ее замечаниями… Я не хочу сидеть на точке замерзания. Каждый из нас не замечает за собой и может усовершенствоваться только при участии близких, дорогих людей…»
Омрачало их жизни только то, что матушка Анна страдала тяжелой сердечной недостаточностью, и с годами это давало о себе знать все больше. Выйдя замуж 18-летней юной девушкой, к 36 годам она уже очень мучилась от водянки: тело отекало, наступала слабость, становилось трудно дышать. Было настолько тяжело, что в какой-то момент матушка просила своего супруга перестать ее вымаливать…
19 марта 1893 г. отец Алексий был рукоположен епископом
Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским монастырем, во
священника к Николаевской в Клённиках церкви Сретенского сорока на Маросейке.
Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я
служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал отец Алексий. Лишь
на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме отец Алексий
вел работу в Обществе народного чтения, посещал тюрьмы.
29 авг. 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена отца Алексия. Он был безутешен до
тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с отцом Иоанном
Кронштадтским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил праведного Алексия,
когда вошел отец Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил
о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только
отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете
горя больше твоего… а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на
себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с
общим горем, и легче тебе станет». Сказанное отец Алексий принял как
возложенное на него послушание старчества, к которому он был подготовлен
многими годами подвижнической жизни.
«Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он
впоследствии, опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к отцу Алексию
были современные ему оптинские подвижники — иеросхимонах прп. Анатолий
(Потапов) и скитоначальник схиигумен Феодосий. Они изумлялись подвигу
московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему
москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем
вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей».
Ранее пустая церковь свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди которых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, которой отец Алексий уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма отец Алексий открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет отец Алексий преподавал Закон Божий в частной женской гимназии Е. В. Винклер. Алексий благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, священника и художника Н. А. Соколова. Впоследствии она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания, основала при МДА иконописный кружок, из которого выросла иконописная школа.
Люди потянулись в Кленники. Потому что к настоятелю всегда можно было прийти на исповедь или хоть на разговор. Двери его храма были всегда открыты. В Москве он постепенно получил известность как священник, к которому можно обратиться за утешением и советом в самом тяжелом горе.
Отец Алексий говорил: «Священник должен принадлежать народу» — и признавался в письмах к родным, что принимает людей до поздней ночи, отходя ко сну в 2 часа, чтобы рано утром быть уже снова на ногах.
«Любить всех, — писал он, — легко сказать… Полюбить всех есть дело жизни и опыта, и опыта немалого».
Высоко оценивал пастырскую деятельность отца Алексия наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский, с 1914 епископ Серпуховской). В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) наградил отца Алексия крестом с украшением. Патриарх Тихон при хиротонии всегда учитывал отзыв Алексия о кандидатах в священники и предложил отцу Алексию взять на себя труд по объединению московского духовенства. Собрания духовенства проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Дважды отца Алексия вызывали в ОГПУ (в кон. 1922 и 30 марта 1923) и запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, т. к. старец был тяжело болен.
Последние несколько лет жизни отца Алексия пришлись на тяжелейшее для России время, когда, по воспоминанием современников, «с наступлением зимы Москва стала похожа на убогую деревню. Улицы и тротуары не чистились. Трамваи перестали ходить. И народ передвигался пешком посередине улицы с мешками за спиной в надежде что-нибудь достать себе для пропитания». Но отец Алексий продолжал ежедневно служить. Приход храма на Маросейке увеличивался, и настоятель установил сбор средств для оказания помощи нуждающимся, старикам и многодетным семьям. Его дважды вызывали в ОГПУ на «беседу», запрещали принимать верующих. Но старец продолжал делать свое дело, собирая вокруг себя людей. По воспоминаниям его духовной дочери, знаменитого иконописца Марии Николаевны Соколовой (впоследствии — монахини Иулиании), отец Алексий «всегда возводил руководимых им к подвигу духовному», говоря, что «внешний подвиг необходим. Хотя и самый малый, он воспитывает силу воли».
Когда его спрашивали, как же решить свои проблемы, наладить жизнь, он отвечал: не оставляйте молитвы! «Молись усердно и неопустительно», — говорит он в одном письме.
И признается, что сам страдал когда-то безволием, и что очень важно победить его:
«Дорогая К. П., какое великое милосердие Божие к нам, а мы, грешные и нерадивые, не хотим и малого часа отдать Ему на благодарение и меняем время молитвы, которая всего важнее, на житейские хлопоты и заботы, забывая Бога и свой долг!»
Однажды к отцу Алексию приехала из Тулы женщина, у которой пропал единственный сын. Придя в храм Николая Чудотворца, она встала в очередь ко кресту. Завидя ее, отец Алексий протянул ей крест через головы тех, кто шел впереди, и сказал: «Молись как за живого!» После, встретившись с нею, старец ласково обратился к несчастной: «Счастливая мать! Счастливая мать! О чем ты плачешь? Тебе говорю: он жив!» — и потом рассказал якобы произошедшую историю: «Вот тоже на днях у меня была мать: все о сыне беспокоится, а он преспокойно служит в Софии на табачной фабрике». Через несколько месяцев эта женщина получила от сына письмо, в котором он сообщал, что служит на табачной фабрике в Софии.
В другой раз к старцу пришли две незнакомые ему прежде девушки просить благословение стать монахинями. Одну из них он охотно благословил, а другой велел вернуться домой. Девушка очень огорчилась. Окружающие стали расспрашивать ее, и оказалось, что она живет с престарелой матерью, которая болеет и не желает слышать об уходе дочери в монастырь.
Бывали и забавные, но всегда поучительные для их участников случаи. Одна начальница приюта для сирот, Ольга Серафимовна, придя на литургию вместе со своей подчиненной, про себя переживала: а вдруг батюшка сейчас скажет что-нибудь такое про меня, что уронит меня в глазах моей подчиненной?.. И поэтому хотела пропустить ее вперед в очереди ко кресту. Увидев Ольгу Серафимовну, отец Алексий поднял высоко крест и, благословляя ее, громко произнес: «Ольга! Мудрая!» А когда та подошла, наклонился к самому ее уху и добавил: «Дура, это я только для других сказал», и с обычной своей добродушной улыбкой посмотрел на нее. Так рядом с ним люди учились не думать о себе лишнего, как и он о себе никогда не думал, говоря: «А что я? Я убогий…»
Старец скончался в Верее, гроб с его телом был доставлен в родной храм свт. Николая в Клённиках 27 июня 1923 г. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили петь панихиды и прощаться с почившим. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером 2 заупокойные всенощные, одну в церкви и другую — во дворе. Литургию и отпевание совершил во главе сонма духовенства архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря. Незадолго до смерти отец Алексий написал архиеп. Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить желание отца Алексия. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова отца Алексия: «Когда я умру — всем будет радость». Литию служил архим. Анемподист. Святейший Патриарх благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Отец Алксий просил своих духовных чад приходить к нему на могилу со всеми своими трудностями, бедами, нуждами, и многие шли к нему на кладбище. В связи с его закрытием 28 сент. 1933 г. Останки отца Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», называемое «Немецким». Епископ Стефан (Никитин), участвовавший в перенесении мощей, рассказывал, что тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой.
За свою не очень долгую священническую жизнь отец Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Сам отец Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном — священником Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал старец. Отец Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. Праведный Алексий Мечев прославлен Архиерейским Собором 2000 г.
18 ноября, в 102-ю годовщину избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, день памяти святых отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении ректора протоиерея Владимира Воробьёва, 67 священников и диаконов из числа преподавателей и выпускников университета совершил Божественную Литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира, в главном здании ПСТГУ — историческом Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Среди молившихся были преподаватели, сотрудники, выпускники и студенты ПСТГУ. На Литургии пел сводный хор студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под управлением диакона Алексея Зайцева.
По окончании Литургии отец ректор поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за его благословение и епископа Пантелеимона за совершение богослужения, а также отметил великую радость общей молитвы, служения, общения в любви друг к другу в том святом месте, где был избран Святейший Тихон кандидатом на патриаршество, где проходил Собор 1917-1918 гг. и откуда вышло на свой подвиг воинство великих новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Владимир сказал, что святой Патриарх Тихон был одним из самых великих Патриархов за всю историю Церкви. Глядя на его подвиг, можно понять, какой должна быть Церковь, как действует в Церкви благодать Божия, и что побеждать зло нужно любовью, кротостью, смирением.
Отец ректор выразил надежду, что по молитвам святого Патриарха Тихона и сонма новых мучеников и исповедников Российских Господь поможет нам и сохранит нас от всякой напасти и зла, не даст злу одержать победу над Церковью. «Наш праздник сегодня, когда собрались выпускники, студенты, священники, диаконы и пришли все, кто здесь трудится и любит наш университет, да будет общением любви и радости в Духе Святом», — пожелал в заключение своей речи отец Владимир.
С приветственным словом к собравшимся обратился Владыка Пантелеимон. Владыка выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность служить здесь и передал его благословение и поздравления с актовым днем и престольным праздником храма святителя Тихона и святых отцов Поместного собора, с памятью избрания Святейшего Патриарха Тихона на Всероссийский Патриарший престол. Владыка отметил, что Соборная палата является удивительным местом, которое хранит дух подвига святых, собиравшихся здесь более ста лет тому назад, и общение с ними приобщает нас к тайне радости, к тайне любви.
Владыка отметил, что мы, не имея тех даров и талантов, которые были у этих великих святых, должны в еще большей степени смиряться. Не говоря о высоких добродетелях, хотя бы не осуждать, не ссориться, не превозноситься друг перед другом – это будет в наше непростое время нашим посильным подвигом. На этот подвиг нас призывают все святые, которые ждут от нас мирного устроения души. «Дай Бог, чтобы сегодняшнее богослужение молитвами святых отцов и Святейшего Патриарха Тихона помогло нам утвердить в мире свои души, благодушно переносить неизбежные скорби и трудности, и этими скорбями спасаться и через это приобщаться к святым, к духу их любви, через это соединяться с Богом, Который есть любовь», — сказал епископ Пантелеимон в своем архипастырском слове.
Ректор университета протоиерей Владимир Воробьёв вручил Патриаршие награды и награды ПСТГУ преподавателям и сотрудникам университета.
В заключение торжеств выступил хор факультета церковного пения ПСТГУ.
5 апреля по благословению священноначалия и инициативе войск Росгвардии в Троицком соборе Сергиевой Лавры у мощей преподобного Сергия Радонежского прошел молебен за военнослужащих войск Национальной гвардии РФ, находящихся в зоне проведения специальной военной операции.
В молитве за воинов приняли участие: настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново заведующий сектором Росгвардии Синодального военного отдела иерей Роман Богдасаров, духовенство окормляющее Росгвардию, насельники Сергиевой Лавры, а также ветераны, сотрудники и военнослужащие Национальной гвардии.
Проведение молитвенного стояния было приурочено ко дню образования войск Национальной гвардии, которое произошло 5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Данная инициатива – первый этап в просветительской, патриотической акции «Великопостное молитвенное стояние за воинов Росгвардии». В рамках акции планируется в течении 4-х недель Великого поста 2024 года посещение святынь Православия и чтение молитв о спасении, помощи и даровании победы русскому воинству и особо военнослужащим Росгвардии.
После совместной молитвы все присутствующие встретились с наместником Лавры епископом епископом Сергиево-Посадским и Дмитровским Кириллом и профессором МДА А.И. Осиповым. Кроме того, росгвардейцы смогли подробно ознакомится с монастырем на экскурсии по его главным святыням.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново