Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице после Литургии

Опубликовано: 27 декабря 2021

Категории: Новости, Патриарх

26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении, а это было Послание к Колоссянам (Кол. 3:4-11), мы слышим такие слова: апостол Павел призывает нас совлечься ветхого человека, то есть разрушить в себе ветхого человека, и облечься в нового, созданного по Богу. Во времена апостола Павла это была очень актуальная тема, ведь он проповедовал и иудеям, и язычникам. Апостол проповедовал людям эпохи, в которой не было известно имя Господа и Спасителя, каждый жил по законам своей, ветхой веры: язычники — по своим законам, иудеи — по своим. Поэтому можно смело сказать, что призыв отречься от ветхого человека, от идеала человеческой жизни, порожденного язычеством или ветхозаветной традицией, был, конечно, призывом революционным. Как же так — порвать с прошлым, с обычаями, с привычками, в каком-то смысле даже со своей культурой, и облечься в нечто новое, в какого-то нового человека?

Призыв апостола Павла, произнесенный две тысячи лет назад, остается очень актуальным и по отношению к каждому из нас. Ведь в каждом из нас живет ветхий человек, и жизнь этого ветхого человека выражается в первую очередь в том, что мы в своем поведении, в своем отношении к ближним и дальним часто руководствуется не тем, что было предложено Господом и Спасителем и что должно было сформировать нового человека, по Богу созданного, а руководствуемся эмоциями, страстями, греховными мыслями. Только о зависти можно говорить часами, потому что это страшный грех, который деформирует человеческое сознание и человеческую жизнь, — но и он оттуда же, из древних времен. А ведь в человеке, воссозданном через Боговоплощение и через приобщение к Господу и Спасителю, этого быть не должно! Тем не менее ветхий человек живет в нас, помрачает наше сознание, прокладывает некие греховные ориентиры в нашей жизни.

Поэтому послание апостола Павла, обращенное к древним колоссянам, и сегодня обращено к нам. Мы должны отречься от ветхого человека, а для того чтобы это сделать, у нас есть Слово Божие — Евангелие, которое мы должны читать каждый день, хотя бы по одной главе, и размышлять над ним. Мы должны внимательно слушать проповедь в храме и потом, размышляя над сказанным, делать правильные выводы для своей жизни, преломляя их в нашем отношении к людям, но, в первую очередь, в нашем отношении к Богу.

Замечательные слова апостола Павла о том, что нам надлежит совлечь с себя ветхого человека, должны стать руководством для всех нас. Конечно, не так просто совлечь с себя ветхого человека, который продолжал навязываться в качестве идеала на протяжении двух тысяч лет христианской истории. Ветхий человек как идеал присутствует не только на уровне наших страстей, но и в художественной литературе, и особенно в современном кинематографе. Вновь и вновь ветхий человек предлагается как жизненный идеал — чаще всего именно в средствах массовой информации и произведениях современной культуры мы сталкиваемся с пропагандой ветхого человека. Поэтому для нас, современных людей, призыв апостола Павла совлечь с себя ветхого человека означает не только нашу внутреннюю работу над самими собой. В первую очередь это призыв к духовной бдительности, к тому, чтобы мы не впускали ветхого человека в качестве идеала в свое сознание и в свое сердце, чтобы мы явственно понимали, что пропаганда ветхого человека — это дело давно прошедших времен и есть не что иное, как диавольское искушение. Снова нас хотят вовлечь в идолопоклонство, и ведь вовлекают с помощью многих соблазнов, ложных идей, ложных доктрин, а чаще всего на бытовом уровне, когда мы, устремляясь исключительно к устроению внешнего благополучия, забываем о главном — о своей внутренней жизни, о состоянии своей души. А ведь по апостолу это и есть самое важное — совлечься ветхого человека. Церковь Божия несет через столетия и тысячелетия великую весть о новом человеке, созданном по Богу, по Божиему закону, который был явлен нам в образе Христа Спасителя и которому мы должны подражать, которого мы должны пестовать, которого мы должны воспитывать в самих себе. Эта проповедь никогда не должна выходить за границы нашего внимания.

Наученные замечательным Посланием к Колоссянам святого апостола Павла, постараемся не забывать об этих словах. Ведь очень часто бывает так, что человек слушает в храме Евангелие и апостольское послание, проповедь священника, а потом выходит на улицу и через 10-15 минут, а то и раньше, обо всем забывает, будто ничего и не было — ни Божественной литургии, ни причастия Святых Христовых Таин, ни проповеди, ни вразумления. Все проходит. Почему? А потому что ветхий человек взял верх и победил нового, по Богу созданного. Поэтому самый главный призыв, который мы сегодня слышим через Послание к Колоссянам апостола Павла, — это дать возможность новому человеку, который в нас присутствует через таинство Крещения, через причащение Святых Христовых Таин, через нашу искреннюю веру, победить в себе ветхого человека с его страстями, с его конфликтами, с его скорбями, с его страданиями, проистекающими в первую очередь от греха.

И да поможет нам Господь вразумиться великими словами апостола, совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового, по Богу созданного, для того чтобы, уподобляясь Самому Богу в меру своих ограниченных сил, обретать надежду на жизнь вечную. Совершенно очевидно, что мы не можем в полноте осуществить эти заповеди, но если будем размышлять о них сегодня, покинув храм, если, встав завтра утром, вспомним, что главная цель нашей жизни — разрушить в себе ветхого человека и облечься в нового, то, пусть и не без проблем, не без трудностей, не без падений, все-таки обретем возможность преодолеть тяготение плоти, тяготение греха. Пусть великие слова апостола Павла укрепят нас в чистой, добродетельной христианской жизни и даруют внутренний мир, радость и покой, которые всегда сопровождают того, кто совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового, по Богу созданного. Аминь.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-27-yu-po-pyatidesyatnice-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-xrame-xrista-spasitelya.html

Ярмарка «Артос» впервые пройдет в Даниловском ивент-холле

Первая в 2021 году православная ярмарка в рамках XXΙΙΙ Международного фестиваля «Артос» пройдет 9-14 февраля в Даниловском ивент-холле по адресу: ул. Дубининская, д. 71, стр. 5.

На ярмарке будут представлены более 200 участников, включая монастыри и храмы из всех регионов России и стран СНГ. Там можно будет приобрести иконы, духовную литературу, ювелирные изделия и церковную утварь. Посетителей также ждет большой выбор монастырского масла и солений, меда и продуктов пчеловодства, лечебных мазей, чая и травяных сборов. Гостям ярмарки предложат качественные и экологически чистые фермерские продукты, сладости, товары для здоровья, изделия народных промыслов, одежду из натуральных тканей.

«Мы поменяли место проведения вынужденно, поскольку в павильоне № 2 КВЦ «Сокольники», на нашей традиционной площадке, развернут временный госпиталь для больных коронавирусом, — пояснил председатель оргкомитета фестиваля «Артос» Алексей Токарев. — Однако Даниловский ивент-холл идеально подходит для мероприятий формата «Артоса» как своим расположением, так и внутренней организацией пространства. Надеемся, наши гости по достоинству оценят и современный интерьер Даниловского ивент-холла».

Удобное расположение в историческом месте Москвы возле Данилова монастыря, рядом с метро «Тульская», позволяет легко добраться до Даниловского ивент-холла даже в час пик, подчеркивают организаторы. Кроме того, от метро «Тульская» будут курсировать бесплатные маршрутные такси.

Ярмарка пройдет с соблюдением всех санитарных норм, связанных с пандемией коронавируса. На входе у посетителей будет измеряться температура, гостей также просят соблюдать социальную дистанцию, дезинфицировать руки и надевать защитные маски.

Ярмарка будет работать 9-14 февраля, с 11.00 до 19.00.

Подробная информация размещена на сайте фестиваля, а также на страницах мероприятия в социальных сетях «Facebook»«Instagram» и «ВКонтакте» (@artosfest).

Информационный источник: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

3 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

13 октября 2022 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина об утверждении богослужебных текстов, доработанных Комиссией в связи с поступившими замечаниями членов Священного Синода (журнал № 105).

Синод постановил утвердить к общецерковному богослужебному употреблению тексты:

Информационный источник: http://moseparh.ru/svyashhennyj-sinod-utverdil-ryad-bogosluzhebnyx-tekstov-5.html

15 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ

День православного волонтера впервые прошел в формате онлайн

4 июля 2020 года впервые в онлайн-формате прошел День православного волонтера. По окончании Божественной литургии добровольцы крупнейшей в России церковной социальной службы «Милосердие» встретились в формате онлайн-конференции на платформе Zoom со своими коллегами из крупнейшей в Европе волонтерской организации «Русская православная диакония в Европе «Доброе дело»».

День православного волонтера проводится в Германии с 2015 года в первую субботу июля. Первоначально планировалось, что он пройдет в Гамбурге, но в условиях пандемии было решено провести его в формате онлайн. В этом году в форуме приняли участие волонтеры из московской службы добровольцев «Милосердие», а также волонтеры из России, Германии, Израиля, Швейцарии, Черногории, Франции и Нидерландов.

Встречу провели председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и руководитель волонтерской организации «Русская православная диакония в Европе «Доброе дело»» Алина Титова.

В Москве встреча проходила на открытом воздухе — в центральном портике, расположенном на втором этаже у входа в храм благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 имени Н.И. Пирогова. Трансляция конференции шла на большом экране.

Пандемия послужила развитию добровольчества в России, отметил епископ Пантелеимон. Как в России, так и за рубежом многие люди активнее стали помогать другим.

По словам руководителя сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по благотворительности диакона Игоря Куликова, за время пандемии коронавируса количество добровольцев в России увеличилось в несколько раз, выросло и количество обращений за помощью в епархиях. По всей России открылась 101 горячая линия для нуждающихся.

О том, как повлияла пандемия на добровольческую помощь в Европе, участникам видеоконференции рассказали Алина Титова и добровольцы из европейских стран.

В Германии отмечают рост количества православных добровольцев. В 26 городах есть группы помощи православной службы «Доброе дело». По словам Алины Титовой, на лечение и поддержку тяжелобольных детей, приезжающих на лечение из русскоязычных стран, при помощи немецких фондов в последние несколько месяцев было затрачено 95 тысяч евро.

Участники видеоконференции рассказали, с какими трудностями столкнулись во время пандемии и как преодолели их, а также о том, чего не хватает для улучшения работы.

Православные добровольцы в Европе покупали для подопечных продукты, отвозили на машине родителей с детьми после лучевой терапии, шили маски, помогали священникам в организации причащения на дому.

Участники встречи обсудили вопросы поддержания мотивации волонтеров и их психологической поддержки.

Видеоконференция включала работу по четырем секциям, посвященным работе волонтеров в группе и роли координатора, помощи в социальных сетях, правовым и практическим аспектам статуса беженца и поддержке психолога.

Алина Титова подвела итоги форума, рассказав, как люди становятся волонтерами в Европе и что должен знать каждый координатор, чтобы организовать группу помощи в своем городе и в своей стране.

Православная волонтерская организация «Доброе дело» была создана в 2012 году. Сегодня она объединяет более 400 добровольцев в 32 городах Германии, а также нескольких городах Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Франции, Англии, Израиля и других стран. Волонтеры ежемесячно поддерживают до 50 тяжелобольных детей, которые приезжают на лечение из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран. Добровольцы организовывают все лечение ребенка — от сбора средств до выписки из клиники. «Доброе дело» сотрудничает с 200 клиниками Европы, преимущественно расположенными в Германии. Одна из главных задач волонтеров — оказать духовную поддержку и помощь людям, которые находятся в чужой стране в трудной ситуации. С 2019 года служба волонтеров «Доброе дело» запустила также новый проект в Черногории — бесплатный реабилитационно-образовательный лагерь «ДоброМоре». Он предназначен для семей с тяжелобольными детьми и детьми, которые перенесли тяжелые заболевания, в том числе онкологические. Стать добровольцем организации «Доброе дело» можно, заполнив анкету на сайте https://www.orthodiakonia.de.

Московская православная служба добровольцев «Милосердие» — один из 26 проектов православной службы «Милосердие» и крупнейшая в России церковная социальная волонтерская организация. В службе добровольцев «Милосердие» более 1500 человек, более 700 новых добровольцев записались в период карантина.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

8 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Всероссийского Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем мученическую кончину святого Иоанна Предтечи, который был по приказу царя Ирода усечен мечом. Сей день Церковь призывает проводить в строгом посте, поскольку именно невоздержание стало причиной произошедшего трагического события. Роскошная трапеза с обилием вина так изменила сознание правителя, что он решил казнить пророка Божия, которого, будучи в трезвом состоянии, «боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его» (Мк. 6:20).

Дабы мы не потеряли духовной бдительности, Русская Церковь, как любящая мать, установила особый День трезвости, возродив замечательную дореволюционную традицию. Опираясь на Божественное Откровение и огромный святоотеческий опыт, Она неустанно свидетельствует о том, что излишества в пище и невоздержанность в употреблении хмельных напитков не могут иметь добрых последствий, что мы и видим на примере царя Ирода.

Любые смущения и тревоги, заботы и трудности, с какими бы людям ни приходилось сталкиваться в жизни, успешно преодолеваются не с помощью алкоголя и других одурманивающих средств, но крепкой верой и преданием себя воле Создателя. Только так в сердце воцаряются мир и радость, которые позволяют человеку адекватно оценивать все происходящее, делать верные выводы и принимать правильные решения.

Итак, «будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6), дабы жизнь наша протекала во всяком благочестии и чистоте, в чем да поможет нам Милостивый Спаситель по молитвам Своего Предтечи и Крестителя Иоанна.

Информационный источник: http://moseparh.ru/obrashhenie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-po-sluchayu-dnya-trezvosti-6.html

11 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up