13 и 14 июля в храме Рождества Христова в Измайлове встретили престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери.
Накануне праздника было отслужено Всенощное бдение. 14 июля совершена Божественная литургия. Престольные торжества возглавил настоятель архимандрит Александр (Елисов) в сослужении клириков храма протоиерея Владимира Кутикина, иерея Сергия Мелешко, иерея Виктора Родина и диакона Сергия Шмонина.
По окончании литургии был совершен Крестный ход с водосвятием, после которого было провозглашено торжественное многолетие. Поздравляя свою паству с престольным праздником, отец Александр пожелал собравшимся, чтобы над ними всегда простирался покров Матери Божией – скорой Помощницы и милостивой Заступницы всех православных христиан.
Празднования чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери в храме Рождества Христова в Измайлове всегда по-особенному умилительны. Духовенство и прихожане сердечно почитают образ, через который получают от Царицы Небесной и благодатную помощь, и поддержку, и укрепление.
Местное празднование чудотворному образу было установлено в честь явленного через него в ХVIII веке чуда избавления села Измайлова от чумы. Позднее, в XIX веке по молитвам к Божией Матери после принесения чудотворного образа в Коломенское и его окрестности была остановлена развивавшаяся там эпидемия холеры.
«…Решено было принести икону Иерусалимския Божия Матери… Кому пришла первая мысль, определить трудно, но почти все единогласно о сем говорили… С благословения местнаго священника, приняв икону Божией Матери Иерусалимския, хоругви, запрестольные иконы, они, несмотря на 18-ти верстное расстояние, пришли в Коломенское к обедне в начале 10-го часа… Все единодушно с умилением молились перед чудотворным образом Богоматери и в церкви за литургиею, и во время крестного хода около селения. На утро, 16 сентября, после обедни совершен крестный ход в деревне Нагатина, где также, как в Коломенском, было совершено молебствие около почти каждого дома… В селе Коломенском, Садовой слободе и Дьякове холера никого не коснулась. Всех Бог сохранил…» (из воспоминаний о принесении чудотворного образа Иерусалимской иконы Божией Матери храма Рождества Христова в Измайлове в Коломенское и его окрестности, 1866 г.)
Также икона прославилась чудом исцеления от нее в 1866 году слепой дочери крестьян села Сабурово Адриана и Варвары Кокиных.
«…она с ослепшею Елисаветою пришла в церковь к обедне, там молилась и приложила к иконе слепую дочь свою. Вскоре после сего она заметила у дочери на глазах слезы. Не обратив на это особенного внимания, она с дочерью пошла из церкви вместе с крестным ходом по селению, где также принимала участие в общественной молитве. На предпоследнем общественном молебне… она опять подвела дочь свою к иконе Божией Матери. Приложившись сама и приложив свою дочь, она вдруг услышала голос дочери, что она видит всех и все, и свет, и иконы, и священников, народ и родных…» (из свидетельства священника П. Короткова, очевидца чуда исцеления слепой отроковицы от принесенной в село Дьяково чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери храма Рождества Христова в Измайлове. Журнал «Душеполезное чтение, 1867 г., т.1, №2)
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове
27 ноября 2021 года с 14:30 до 19:30 в храме Пророка Божия Илии в Черкизове в голубом зале Исторической резиденции московских митрополитов состоится благотворительный обмен взрослой и детской одеждой, женскими аксессуарами, а также игрушками для детей.
«Это важно для экологии, ведь вещи сложно перерабатывать, и для самих людей: так гардероб обновляется красивыми вещами совершенно бесплатно, а старые вещи больше не занимают шкаф.» — отмечают илиинские организаторы.
Чтобы поучаствовать в обмене, нужно принести хотя бы одну вещь. Она должна быть в хорошем состоянии, без дыр, пятен или сломанных элементов. Одежда должна быть постирана и минимально отглажена. На месте волонтеры помогут подгладить одежду и развесить ее, чтобы участникам было удобно выбирать. Понравившуюся вещь можно будет примерить и забрать себе. Невостребованные вещи пойдут на благотворительность. Вещи в плохом состоянии будут разрезаться на лоскутки для будущего мастер-класса и нужд прихода. Параллельно с обменом одеждой будет организована зона благотворительного обмена домашней выпечкой, будут показаны документальные фильмы о прошлых встречах проекта.
Информационный источник: храм Пророка Божия Илии в Черкизово
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации опубликовал краткую программу XXIХ Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Международный этап чтений пройдет в Москве с 24 по 27 января 2021 года.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией чтения пройдут в особом формате, с ограниченным числом участников, присутствующих очно на мероприятиях.
Вход в Храм Христа Спасителя на Божественную литургию и торжественное заседание 24 января будет открыт только для приглашенных лиц. Одновременно пройдут богослужения и торжественные заседания для участников чтений по направлениям, о чем указано в программе соответствующих направлений. Заявки на участие в торжественных мероприятиях направлений 24 января должны быть отражены в заявках от епархий.
На все мероприятия направлений (конференции, секции, семинары, круглые столы и т.д.) будет открыта регистрация, в соответствии с которой будет осуществляться вход на мероприятия. Также будет организована трансляция ключевых конференций и семинаров. Соответствующая информация будет размещаться на сайте чтений по мере поступления данных от ответственных лиц. Для участников чтений, которые не смогут приехать в Москву, в случае включения в программу будет организована возможность выступить с докладом в удаленном режиме.
Заявки на участие с докладами в работе направлений следует присылать на адрес ответственных секретарей направлений, указанных на соответствующей странице в разделе «Направления», до 10 ноября с.г. В заявке должны быть указаны данные о докладчике (полностью фамилия, имя, отчество, сан (если есть), должность и место работы, ученая степень), название доклада, а также краткие тезисы (объемом до 1500 знаков).
В программу будут вноситься изменения и уточнения по мере их поступления в секретариат чтений.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
2022 году исполнилось 26 лет с момента прибытия Иверской иконы Божией Матери в Николо-Перервинскую обитель после начала реставрации монастыря: 15 апреля 1996 года икону принесли крестным ходом в Иверский собор, где она и осталась по сей день. В память об этом событии состоится забег.
30 апреля бегуны встретятся у Иверской часовни, что на Красной площади, и направятся в сторону Николо-Перервинской обители практически тем же маршрутом, которым когда-то пролегало движение крестного хода. Забег будет проходить при поддержке комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Московской епархии.
Встреча: 30 апреля (суббота) в 12:00 возле Иверской часовни (рядом с м. Охотный ряд): – 12:15 разминка. – 12:30 забег. Маршрут составляет примерно 15 км. Будет возможность сдать свои вещи водителю и получить их по прибытии в монастырь.
Маршрут забега
Адрес Николо-Перервинской обители: м. Печатники ул. Шоссейная, д. 82 автобусы: 292, 30, 736, 703, 161, 438, 524 до остановки “Николо- Перервинский монастырь” или пешком от МЦД (D2)станция Депо (курское направление)
По организационным вопросам писать в WhatsApp: 8 916 1281573