В «Ангаре спасения» нужна еда для бездомных — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В «Ангаре спасения» нужна еда для бездомных

Опубликовано: 29 октября 2021

Категории: Новости

В холодное время года для живущего на улице человека очень важно горячее питание. В московском «Ангаре спасения» просят неравнодушных людей помочь накормить бездомных — пожертвовать для них недорогую и сытную еду, принести ее, или заказать в сети с доставкой на адрес социального центра помощи бездомным.

«С возвращением холодов вопрос о насущных нуждах наших подопечных становится особенно острым. Низкие температуры, увы, не за горами», — говорят помогающие бездомным. По их словам, для кормления бездомных особенно востребовано картофельное пюре и супы быстрого приготовления в индивидуальной упаковке.

«Каждый день мы выдаем подопечным до 300 упаковок «Роллтона». Но чем ниже градус на улице, тем больше становится людей, и даже такого объема уже не хватает. Если вы хотите оказать проекту продуктовую помощь, то в приоритете картофельное пюре быстрого приготовления в стаканах. Подопечные говорят, что это сытнее, чем супы или лапша», — пояснили сотрудники «Ангара спасения».

«Роллтон» можно привести самостоятельно или заказать доставку в любой день с 09:00 до 21:00 в «Ангар спасения» по адресу: ул. Николоямская, 55 (вход во дворе храма), предварительно позвонив дежурному социального центра по телефону: +7 (926) 158-07-58. Если вы хотели бы пожертвовать денежные средства, то сделать это можно по ссылке.

Информационный источник: https://www.miloserdie.ru/news/v-angare-spaseniya-nuzhna-eda-dlya-bezdomnyh-ee-prosyat-prinesti-ili-zakazat-v-seti/

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ В КОСИНО

Миссионерско-катехизическая группа храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино приглашает взрослых и детей старше семи лет, желающих принять Таинство Крещения в Пасхальную ночь, на цикл подготовительных (огласительных) бесед, посвященных наставлению в основах православного вероучения.

На беседы приглашаются также уже крещеные взрослые и дети, хотящие узнать азы Православия.

Планируется проведение четырех занятий на темы:

1. Бог, человек, вера, религия.

2. Диавол, грех, последствия греха, спасение.

3. Евангельская история.

4. Церковь, Таинства, христианская жизнь.

Занятия будут проводиться по субботам, в 13-00. Первое занятие состоится 24 февраля в конференц-зале прихода (Москва, улица Большая Косинская, 29). Запись производится по тел. 8-916-412-2576

7 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Малое освящение храма в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских в Южном Измайлово

16 июля 2020 года совершен чин малого освящения храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Божественную Литургию возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевкий Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; иерей Павел Огрызков, настоятель храма свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца в Южном Измайлово; протоиерей Павел Дорофеев, настоятель храма прмч. вел. кн. Елисаветы в Восточном Измайлово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; иерей Петр Иванов, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново; иерей Димитрий Кельманов, клирик храма Христа Спасителя; иерей Дионисий Васильев; протоиерей Владимир Седов; иерей Борис Седов; иерей Олег Демидов; иерей Михаил Голубков; диакон Игорь Куликов; диакон Дмитрий Клыков; диакон Владислав Соколов; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю освящения нового храма в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца:

«Поздравляю вас, дорогие друзья, с появлением еще одного храма в нашем викариатстве, в нашем благочинии, в Москве, в Русской Православной Церкви, во Вселенской Православной Церкви! Этот храм предваряет собой строительство еще одного храма, раза в 4 большего, чем этот. А этот, боюсь, не вместит всех тех, кто будет сюда приходить, уже сейчас здесь немного тесно. Я вижу здесь людей, живущих, скорее всего, рядом, на вас словно лежит особая печать. Много пришло друзей отца Павла. Я обратился к вам со словами «дорогие друзья», потому что отец Павел создал вокруг себя особую дружескую атмосферу, все мы являемся его друзьями. Не всегда, когда освящают храмы, приходят друзья настоятеля этого храма. Я очень рад, что мы сегодня находимся в атмосфере дружбы. Дружба — это возвышенное понятие, у Самого Христа был друг Лазарь, и мы все должны стать друг другу друзьями, а не только на словах называться братьями и сестрами. Господь хочет, чтобы и для Него мы были друзьями. Хотя мы, в первую очередь, рабы Божии по недостоинству, но Он хочет видеть в нас друзей. Надеюсь, что эта атмосфера любви и дружбы всегда будет присутствовать в этом приходе, и даже в 4 раза потом усилится в другом, более крупном храме. Пусть дружба, умножаясь здесь, выливается за пределы храма. Завтра здесь будет первая служба в честь Святых Царственных Страстотерпцев, и все вы будете молиться о том, чтобы Господь в скором времени воздвиг с вашей помощью еще один храм.«

Настоятель храма иерей Павел Огрызков обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

«Дорогой Владыка! Сегодня в этом храме впервые проводилась Литургия, совершилась Евхаристия, которая переводится как «благодарение». На этом богослужении мы возносим благодарнось Богу за то, что Он совершил в Предвечном Совете – решил воплотить спасение людей. Но нам есть, за что еще благодарить Бога сегодня, потому что возведение храма — это чудо! Еще в ноябре месяце здесь практически ничего не было. И за короткое время, исключительно помощью Божией, появился такой храм! Можно иметь средства, работников, все что угодно, но дело будет не ладиться, разваливаться, а здесь милостью Божией все получилось… Поэтому мы должны усиленно благодарить Бога за это свершившееся чудо. Также мы должны благодарить и Святейшего Патриарха, причем не только как нашего первоиерарха, но и как нашего благодетеля, который определил это место и на средства которого был воздвигнут храм в кратчайшее время. Дорогие братья и сестры, знайте, что этот храм на 70% возведен на деньги Святейшего Патриарха. Конечно, мы будем молиться за Святейшего. Владыка, огромное количество людей, наверное, 80% из стоящих и молящихся тут сегодня, участвовали в строительстве этого храма: приходили, помогали, устраивали здесь субботники, очень много прихожан собиралось. Народ ждал и хотел появления этого храма, люди о нем спрашивали, жертвовали, своим трудом участвовали в строительстве. И за это им тоже благодарность! И Вам, дорогой Владыка, выражаем благодарность! Вы пустили этот корабль в плавание и явились венцом этого события, царским венцом. Просим Ваших святых молитв, благодарим за Вашу любовь!

***

По благословению Святейшего Патриарха в Южном Измайлово был выделен участок под строительство Патриаршего Подворья в честь Святых Царственных страстотерпцев. В настоящее время построен малый храм в честь Святителя Николая, Мир Ликийских, чудотворца. Жизнь общины на этом месте началась с первой Литургии под открытым небом, которая была совершена Владыкой Пантелеимоном 17 июля 2018, он же 1 февраля 2020 года освятил кресты и купола строящегося малого храма.

Пресс-служба Восточного викариатства

16 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Первый канал подготовил видеоролик о социальном служении Церкви

Дирекция документального кино Первого канала подготовила видеоролик о социальном служении Церкви к 30-летию Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он был показан на открытии пленарного заседания X Общецерковного съезда по социальному служению. В видео представлены не только основные цифры о направлениях церковной помощи, но и рассказ о людях, которые помогают нуждающимся.

Ролик о социальном служении Церкви транслируется в социальных сетях и на Youtube-канале Синодального отдела по благотворительности, а также в социальных сетях и в эфире телеканалов «Союз»«Спас» и в социальных сетях журнала «Фома».

«Сотрудники Дирекции документального кино давно соучаствуют в благотворительных проектах Церкви — помогают финансово подопечным московской православной службы «Милосердие», привозят зимой продукты и теплые вещи в «Ангар спасения», — рассказала директор дирекции документального кино Первого канала Светлана Колосова. — Мы были рады помочь рассказать в фильмах и роликах о других благих делах и социальном служении Русской Православной Церкви. Будем продолжать наше сотрудничество, улучшая мир вокруг нас».

«Социальное служение — это прежде всего люди, которые посвятили свою жизнь Христу. Многие из них оставили все: научную карьеру, большие зарплаты, привычный образ жизни, и пошли за Христом, чтобы просто помогать и служить другим. И таких людей много, — отметил пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. — В новом ролике мы вместе с коллегами из дирекции документального кино Первого канала попытались раскрыть основные направления помощи в Церкви через рассказ о конкретных людях, на которых и держится наше служение».

Один из героев ролика — Илья Кусков. Илья оставил карьеру в МГУ, преподавание и с 1998 года помогает бездомным. Он является инициатором проектов помощи бездомным московской православной службы «Милосердие»: «Автобус «Милосердие»», «Ангар спасения», «Помощь бездомным в больницах». В 2018 году Илья Кусков возглавил общественно-церковный приют для бездомных «Теплый прием» в Химках. С 2018 года более 500 человек получили в приюте социальную помощь и стали участниками реабилитационного процесса.

В ролике также рассказывается о Юлиане Никитиной. В 2004 году в Санкт-Петербурге она открыла Центр святителя Василия Великого — первый и пока единственный в России открытый центр для реабилитации подростков, совершивших уголовные преступления. За время своей работы петербургский Центр выпустил более 400 человек, и менее 20% из них совершили рецидив.

Еще одна героиня ролика — супруга священника, сенатор Совета Федерации, мать 17 детей Мария Львова-Белова. Чтобы помочь молодым людям с инвалидностью, она в 2014 году в Пензе создала общественно-церковный проект «Квартал Луи». В числе общественно-церковных проектов Марии — коммуна равных «Дом на Березовском», активный пансион «Дом Вероники» уникальное арт-поместье для людей с инвалидностью «Новые берега». Ежегодно «Квартал Луи» оказывает помощь более 600 молодым людям с инвалидностью.

В ролике представлено служение священника Сергия Белькова — бывшего полковника уголовного розыска, ловившего наркоманов, а затем решившего им помогать. Став священником, он открыл несколько центров помощи наркозависимым.

В настоящее время социальное служение Церкви — это более 4500 тысяч церковных проектов помощи в России и других странах.

Новый видеоролик — уже не первый опыт сотрудничества Синодального отдела по благотворительности с Первым каналом.

«Мы ценим сотрудничество с Первым каналом и выражаем благодарность дирекции документального кино за создание видеоролика и лично директору дирекции Светлане Колосовой. Также хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в создании видео, — режиссера Татьяну Варданян, сценариста Надежду Суслову, руководителя отдела собственного производства дирекции документального кино Дениса Цвинтарного, звукорежиссера Андрея Чернавина, монтажера Евгения Жижикина. Мы хотели бы поблагодарить дирекцию информационных программ Первого канала за предоставленные видеоматериалы. Также мы благодарим Всеволода Кузнецова за дикторскую озвучку ролика и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ за содействие в создании ролика», — сказал Василий Рулинский.

С августа 2020 года телеканал транслирует в своем эфире три видеоролика: сокращенные версии видео «Церковь помогает людям»«Домик» и «Людям нужна еда».

С декабря 2020 года в эфире Первого канала начали выходить новые видеоролики о церковном социальном служении. Это серия видео с призывом стать Друзьями милосердия и регулярно поддерживать православную службу «Милосердие», серия роликов об акции «Дари радость на Рождество» православной службы «Милосердие», а также видео о Свято-Димитриевском училище сестер милосердия.

Ранее, в 2015 и 2017 годах, Первый канал рассказывал о работе православной службы «Милосердие» в программе «Время» и направлял службе «Милосердие» доход от смс-голосования в финале шоу «Голос». В 2015 году дирекция документального кино Первого канала подготовила для Синодального отдела по благотворительности ролик про помощь Церкви беженцам Украины в 2014-2015 годах, в 2017 году — участвовала в создании ролика о различных направлениях социального служения Церкви. В 2014 году в прямом эфире руководство и команда Первого канала присоединились к ледяным обливаниям в рамках акции Ice Bucket Challenge, направленной на помощь людям с боковым амиотрофическим склерозом. Собранные средства были направлены православной службе «Милосердие». В 2015-2016, а также в 2018 годах в региональных рекламных блоках Первого канала транслировалась реклама акции «Дари радость на Рождество» православной службы «Милосердие».

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/pervyj-kanal-podgotovil-videorolik-o-socialnom-sluzhenii-cerkvi

3 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Память священномученика Сергия Голощапова

6 июня в храме святителя Николая на Преображенском кладбище будут молитвенно вспоминать священномученика Сергия Голощапова, который был внештатным священником в 1922-1925 годах.

– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.

….
Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 года в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще более ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное на окраине тогдашней Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни.
В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском он, касаясь впечатлений детства, писал: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: “В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник – отец Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами”. Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об отце Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатно и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе; и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадтском уже не покидала ни меня, ни всех членов нашей семьи… Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой помолиться о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам, много раз просив о чем-либо заочно молитв отца Иоанна, получал желаемое».
С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское Духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре. «О Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой отцом Иоанном! – писал впоследствии Сергей Иванович. – Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».
По окончании в 1904 году семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную академию, которую успешно окончил в 1908 году и был оставлен при ней на один год профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. Будучи профессорским стипендиатом, он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Божественность христианства», после чего был назначен на должность помощника инспектора в Московскую Духовную семинарию.
В 1908 году он женился на девице Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевское, которую он знал с детства. После свадьбы они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на освободившуюся должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и ученым занятиям посвятить всю свою жизнь. Получив высшее богословское образование, он по соображениям идейным не хотел становиться священником: будучи человеком свободомыслящим, претерпев многие скорби и трудности в своем нищем детстве и юности, когда получение образования было связано для него с усилиями чрезвычайными, он находил неудовлетворительным положение Православной Церкви в государстве. На вопрос следователя в 1937 году, почему, окончив академию, он не стал служить священником, отец Сергий ответил, что в то время государственные и церковные законы обязывали священника быть на службе у государства, а это его не устраивало.
Несколько лет, наполненных напряженным трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и в конце концов появились признаки заболевания туберкулезом. В 1913 году Сергей Иванович вместе с женой отправился в Башкирию, чтобы пройти курс лечения кумысом.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Сергей Иванович должен был быть призван в армию, но по причине расстроенного здоровья он был освобожден от службы. Взамен этого он должен был нести дополнительное послушание – преподавать на курсах при Покровской общине сестер милосердия, находившейся на Покровской улице в Москве. Несмотря на занятость на преподавательском поприще, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе и в марте 1916 года представил в академию для защиты магистерскую диссертацию, которая по неизвестным причинам не была защищена. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати.
В 1917 году в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича.
В 1917-1918 годах в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, к работе которого Сергей Иванович был привлечен в качестве делопроизводителя, и здесь он познакомился с Патриархом Тихоном.
В это время семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии – сначала на улицу, а затем дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке. В доме, несмотря на зимнее время, не было ни отопления, ни освещения. В качестве отопительного прибора посреди комнаты стояла небольшая железная печка, которую топили сначала мебелью, а затем книгами.
После закрытия семинарии Сергей Иванович стал преподавать русский язык и литературу в средней школе (бывшей гимназии Баумерт), в которой и среди преподавателей, и среди учеников царили нищета и голод: все сидели на уроках в верхней одежде, и у учителей, и у учеников случались голодные обмороки. Сергея Ивановича пригласили читать по совместительству лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей, что несколько облегчило материальное положение семьи, так как здесь вознаграждение ему выдавалось не деньгами, а продуктами.
Страдания людей, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к отечеству привели его к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось после беседы с Патриархом Тихоном. В феврале 1920 года Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона, а в мае того же года – в сан священника и назначен настоятелем храма святителя Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Рядом с храмом был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. Со всей энергией пастыря, только что вступившего на священническое поприще, отец Сергий взялся за дело благоустроения и просвещения прихода. Кроме богослужений он организовал при храме некое подобие начальной школы для прихожан, где в доступной форме разъяснял содержание Священного Писания, церковных служб и учил церковному пению. В 1921 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Все это время он продолжал преподавать русский язык и литературу в школе.
В 1922 году власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме занимался преподавательской деятельностью в советских общеобразовательных учреждениях. На следствии в 1937 году протоиерей Сергий сказал, что оставил служение в храме в 1922 году ввиду опубликования декрета, запрещающего священнослужителям быть преподавателями. Уйдя из Никольского храма, отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев).
В 1926 году протоиерей Сергий решил оформить пенсию по инвалидности, что было связано с угрозой новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Пенсию по инвалидности он получал небольшую, но оформление его отношений с гражданской властью позволило ему избавиться от того двусмысленного положения, в котором он оказался, будучи одновременно преподавателем советской школы и священником в храме; став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии.
В том же году отец Сергий был назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Первой заботой отца Сергия было восстановление богослужения в соответствии с уставом, – и со временем богослужение здесь стало совершаться так, как оно совершается в монастырях. Пелись и читались все положенные стихиры.
Это явление было характерно и для некоторых других храмов Москвы, где настоятелями оказывались ревностные и неленостные пастыри. В эпоху беспощадных гонений для многих верующих стала очевидна особая значимость молитвы, и прежде всего – молитвы церковной. Молитва оказывалась зачастую самым надежным путем ко спасению и единственной оградой, поддержкой и защитой среди гонений, бед и искушений. Вокруг Троицкого храма собрался крепкий приход. Здесь все прихожане делали сами – пели, прислуживали в алтаре, читали за богослужением. И все это делалось бесплатно. Свечи прихожане брали сами, опуская посильную лепту в ящик.
Один из прихожан храма, Василий Петрович Савельев (впоследствии архимандрит Сергий), так описывает богослужение в храме: «После литии почти все свечи и лампады были погашены и храм погрузился во мрак. Молящиеся – их было немного, человек тридцать, – сели на скамьи и сидя слушали поучение, полагавшееся на этот праздничный день. После чтения поучения и кафизм все светильники вновь были зажжены и певчие дружно запели псалом «Хвалите имя Господне», и не в четырех стихах, как поется обычно в храмах, а полностью. В этот момент из алтаря вышел священник, держа в руках пук горящих свечей, которые тут же были розданы молящимся. В храме стало светло, тепло и богато. Большие восковые свечи пред иконами горели ярко; подсвечники блестели золотом; паникадило сияло от восковых свечей; тихо мерцали разноцветные лампады; белоснежные узорчатые полотенца нежно облегали темные лики старинных икон; лица молящихся светились радостью, а певчие дружно, обиходным московским распевом продолжали петь стихи хвалебного псалма. “Иже порази языки многи и изби цари крепки”, – пели вдохновенно на одном клиросе, и столь же вдохновенно продолжал другой клирос: “Сиона царя Аморейска, и Ога царя Васанска, и вся царства Ханаанска”.
Окончив этот псалом, певчие с еще большим подъемом запели другой псалом, в котором повествуется о том, как велик и чуден наш Господь Бог. По окончании этого псалма пели величание. Последний раз величание пели все присутствующие в храме. Это был момент наибольшего молитвенного подъема. Было радостно, так светло, так празднично, как бывает только на Пасху. Дальше следовало чтение Евангелия, в котором слова “Сей есть Сын Мой возлюбленный” звучали как непреложная, Божественная истина, озаряющая нашу жизнь и возводящая нас от земли на небо. Во время чтения первого часа почти все светильники были погашены и храм снова погрузился во мрак. Вокруг все стихло, и храм наполнился молитвою. Только ровный и спокойный голос чтеца нарушал благоговейную тишину и разносил по храму слова псалмов, которые сладко западали в размягченную душу. Законы и понятия чувственного мира, которые обычно порабощают нас, куда-то исчезли. Вместо них раскрылись законы и понятия другой жизни, духовной, Христовой, которая вне времени и пространства и которая чудесно преображает всех прикоснувшихся к ней чистым сердцем. “Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде”, – слышались в затихшем храме слова псалмопевца.
Так, в молитвенной тишине закончилась праздничная утреня… Под большие праздники совершались “всенощные бдения”. Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком “вечери любви” первых христиан».
Однако попытка восстановления богослужения на основе следования букве церковного устава и поставление именно его в центр приходской жизни оказалась не вполне удачной. Архимандрит Сергий (Савельев) писал: «Воссоздание церковного устава в богослужениях не могло быть простым копированием того, что написано в уставе, так как для такого богослужения необходимы люди, не только любящие устав, но и живущие в соответствии с ним. А таких людей почти не было…
Протоиерей Сергий Голощапов этого не понимал. Он был убежден, что уставное богослужение найдет горячий отклик среди верующих и поддержка ему будет обеспечена. Но этому не суждено было осуществиться. Оказалось, что совершение уставных служб с “неуставными” людьми было таким трудным и неблагодарным делом, что даже и любители старины не проявляли рвения к тому, чтобы его поддержать. Они заходили в храм, выражали свое сочувствие отцу Сергию, но далеки были от того, чтобы разделить с ним его повседневные труды.
Единственными помощниками настоятеля в совершении уставных служб и в заботах о храме была небольшая группа молодежи. Но и она была связана с ним не столько внутренне, сколько внешне.
Причина этого заключалась в том, что настоятель имел на жизнь Церкви и на ее будущее безнадежно-унылый взгляд. Для него восстановление церковного устава было самоцелью. Он смотрел на жизнь Церкви, как на догорающую свечу, в горести склонив голову. Имея такой взгляд, он замкнулся в своих уставных увлечениях и своих духовных детей старался напитать тем же. Но его духовные дети были еще слишком молоды, чтобы удовлетвориться такой пищей. Для них само понятие “догорающей свечи” было чуждым. Догорать и чадить может все, но не Святая Церковь.
Для молодых самоцелью могла быть только жизнь во Христе. Восстановление же строгого уставного богослужения было необходимо им лишь в той мере, в какой оно эту жизнь помогало утвердить.
Это разномыслие между протоиереем Сергием Голощаповым и наиболее жизнедеятельной частью общины с течением времени все более нарастало и углублялось. А так как протоиерей Голощапов не способен был преодолеть это разномыслие, то община была обречена на распад. Этот распад произошел довольно быстро и совершенно неожиданным образом.
В 1927 году митрополит Сергий, замещавший тогда Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, находившегося в заключении, обратился к верующим с воззванием, которое породило в церковной жизни глубокое волнение.
Часть церковного общества осудила митрополита Сергия и откололась от него. В числе непримиримых противников его оказался и настоятель Грузинской общины протоиерей Сергий Голощапов…»
В конце двадцатых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. 30 сентября 1929 года Троицкий храм был закрыт, а 28 октября его настоятель протоиерей Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
11 ноября следователь Александр Казанский допросил священника. На заданные ему вопросы отец Сергий ответил таким образом: «Принадлежа к Дмитровской группе в силу подчинения ее митрополиту Петру Крутицкому, я интересовался только церковной стороной их деятельности, а их политическую физиономию я не представляю себе до сего времени. Правда, мне иногда приходилось знакомиться с их документами или с документами их сторонников, но я как-то, по-моему, проглядывал антисоветские места в них. Во всяком случае, я таких документов, четко антисоветских, не помню».
20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
По прибытии в лагерь священник сразу же был отправлен на общие работы на лесные разработки, находившиеся в глубине большого Соловецкого острова, представляющего собой топкое, болотистое и непригодное для жилья место. На Соловки он попал в то время, когда там еще не окончилась эпидемия тифа, и после недели работы в лесу отец Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря.
Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское, образование. После выздоровления начальник санчасти предложил священнику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав экзамен, отец Сергий остался в санчасти в качестве помощника лекаря, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря.
В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан.
Сразу же после ареста священника его семья была выселена в комнату, которая являлась сторожкой, где когда-то жил один сторож, теперь она была разгорожена дощатыми перегородками на четыре темных и сырых комнатушки.
Летом 1931 года протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, которая также была сослана в Мезень. Условия жизни здесь были крайне суровыми, работа если и была, то только физическая, которая и отцу Сергию, и его жене была не по силам. Жили они, снимая проходную комнату у не отличавшихся доброжелательностью хозяев, а кормились тем, что удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.
Летом 1934 года срок ссылки окончился и им разрешено было выехать из Архангельской области в центральную Россию. Они поселились в городе Муроме Владимирской области. Через полтора года им разрешили переселиться ближе к Москве, но не ближе ста километров. Они выбрали Можайск и поселились здесь. Можайск в то время был переполнен людьми, вернувшимися из ссылок и лагерей, было трудно найти квартиру и невозможно было найти работу. У отца Сергия в это время обострились его болезни и к бывшим прибавились трофические язвы на ногах. В 1936 году жене священника Ольге Борисовне разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей, и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный заработок.
По свидетельству сына, священник в это тяжелое время, когда не виделось никакой перспективы на улучшение обстоятельств жизни в будущем, не только не падал сам духом, но и поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью. В крохотной комнатке, которую он снимал в Можайске, отец Сергий устроил маленький алтарь и здесь совершал утренние и вечерние службы, горячо молясь за всех страждущих и гонимых христиан.
Протоиерей Сергий был арестован 7 декабря 1937 года во время совершения всенощной в своей крохотной комнатке и заключен в тюрьму в городе Можайске. На следующий день состоялся допрос.
– Чем вы занимались, проживая в Можайске? – спросил следователь.
– Проживая в Можайске в течение двух лет, я нигде не работал. Периодически я давал уроки на дому в Москве.
– Для какой цели вы имеете облачение и ряд других церковных вещей?
– Я интересовался и интересуюсь археологической и художественной стороной церковных вещей, и собирал их в течение всей свой жизни.
– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.
В тот же день был допрошен хозяин дома, в котором жил отец Сергий; он показал, что ему приходилось бывать в комнате, где жил священник, и видеть в ней церковное облачение, дарохранительницу, церковные сосуды, подсвечники, чаши, кадило, ладан, свечи и уголь для кадила. Исходя из этого он полагает, что священник уходил по вечерам с сумкой и занимался незаконным богослужением, не возвращаясь на квартиру по два-три часа.
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности священника? – спросил свидетеля следователь.
– О контрреволюционной агитации священника сказать ничего не могу, так как он вел себя очень скрытно и мне с ним не приходилось разговаривать.
На следующий день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Голощапов виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля».
16 декабря тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Сергий Голощапов был расстрелян 19 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Информационный источник: https://azbyka.ru/days/sv-sergij-goloshchapov

2 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up