Торжественный прием ветеранов — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Торжественный прием ветеранов

Опубликовано: 6 мая 2025

Категории: Новости

6 мая, в день великомученика Георгия Победоносца, по поручению директора Росгвардии Героя России генерала армии Виктора Золотова прошел торжественный прием ветеранов Великой Отечественной войны в Центральном аппарате Росгвардии.

В мероприятиях принял участие заведующий сектором по взаимоотношению с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове иерей Роман Богдасаров.

Началась памятная акция с возложения цветов и заупокойной литии по защитникам Отечества, павшим в зоне боевых действий.

Почетными гостями мероприятия стали ветераны Великой Отечественной войны генерал-майор в отставке Евгений Николаевич Чусов, полковники в отставке Герман Михайлович Андросенко, Михаил Иванович Добычин, Михаил Николаевич Черновалов, Адольф Степанович Елагин и старшина в отставке Михаил Игнатьевич Сабанин. Каждый из них внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. Кроме того, они участвовали в борьбе с националистическим подпольем в Прибалтике и на Западной Украине, охраняли коммуникации и важные объекты, боролись с диверсантами в тылу действующей армии.

В ходе торжественного приема заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Алексей Воробьёв отметил, что ветераны не только сокрушили жестокого врага и отстояли свободу нашего народа, но и спасли человечество от фашизма. Заместитель главы ведомства выразил благодарность фронтовикам и их близким, пожелал им крепкого здоровья, долгих лет жизни и благополучия. Генерал-полковник Алексей Воробьев вручил ветеранам Великой Отечественной войны подарочные наборы и цветы.

Восточное викариатство встречает Пасху

Представляем вниманию читателей сайта традиционный фоторепортаж о праздновании Пасхи Христовой в храмах Восточного викариатства

20 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся первый Форум проектной деятельности

В начале сентября состоялся первый Форум проектной деятельности «Церковь и гранты. Периферия».

При участии Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, экспертов конкурса «Православная инициатива», при поддержке Фонда президентских грантов и по инициативе епископа Выборгского и Приозерского Игнатия с 8 по 10 сентября на острове Коневец проходит ПЕРВЫЙ Форум проектной деятельности «Церковь и гранты. Периферия».

ЦЕЛЬ форума — обучение, объединение, совместные проекты и возможность получения новых источников дохода на социальную, образовательную, молодежную работу через формирование проектов под гранты, фандрайзинг, спонсирование.

В форуме приняла участие руководитель центра Филарета митрополита Москвского, руководитель музейной и архивной группы храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище Светлана Тандит.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

12 сентября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Начал работу семейный лагерь Восточного викариатства

На территории Свято-Алексиевской пустыни под Переславль-Залесским по благословению епископа Верейского Пантелеимона 6-й год подряд проходит православный семейный лагерь «От мала до велика» для многодетных семей Восточного викариатства г. Москвы.

Лагерь организован социальной службой восточного викариатства. Директор, ответственный за социальное служение, Екатерина Борисенкова. Духовник лагеря – иерей Павел Огрызков, являющийся ответственным за взаимодействие с семьей, материнством и детством в Восточном округе Москвы.

В первый день лагерной смены отец Павел совершил молебен о благополучном устройстве и проведении лагеря. Целью лагеря является создание общей дружной и интересной жизни, основанной на христианских заповедях, в которой каждому есть место и каждый несет свою долю ответственности, а так же укрепление семейных ценностей и внутрисемейных связей православных многодетных семей.

Главным законом Лагеря являются слова Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк. 12, 30-31).

Семейный лагерь «От мала до велика» — это большое, яркое, творческое и дружелюбное пространство. Жизнь насельников лагеря насыщенна и многозадачна, подчиняется общему режиму, в котором день начинается и заканчивается молитвой. В течение дня проходят различные творческие, интеллектуальные, спортивные и иные мероприятия: мастер-классы, танцы, соревнования, настольные игр, квесты, общие вечера, костровые душевные посиделки. На мастер-классах ребята вместе с родителями делают своими руками изделия и поделки для благотворительной ярмарки, средства от которой будут переданы в Свято-Владимирскую волонтерскую службу для покупки настольных игр, подарков, подгузников и других вещей, облегчающих жизнь детей, лежащих в больнице.

В течение лагеря планируется провести несколько важных встреч и мероприятий для родителей: школа-семьи, беседы с известными психологами и священнослужителями. В этом году в лагере отдыхают 100 человек из 20 семей, для многих семей это единственная возможность летнего отдыха.

Наш лагерь смог состояться только благодаря помощи и поддержке благотворителей. Благодарим за участие в организации отдыха для многодетных семей:
— храм Святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлове,
— храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово,
— храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово,
— храм Живоначальной Троицы в Кожухово,
— храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках,
— храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках,
— храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Ухтомке,
— храм равноапостольного князя Владимира в Новогирееве,
— храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском,
— храм всех святых в земле Российской просиявших в Новокосине
и частных благотворителей:
— раба Божия Андрея,
— раба Божия Даниила,
— раба Божия Александра,
— раба Божия Андрея
— раба Божия Николая

и Социальную пекарню Вяземской епархии, которая предоставила хлеб и выпечку по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия.

Пресс-служба Восточного викариатства

21 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up