Состоялся рабочий визит — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялся рабочий визит

Опубликовано: 3 марта 2024

Категории: Новости

26-29 февраля 2024 года по благословению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и приглашению начальника Главного военно-политического управления Росгвардии генерал-майора Дениса Ермакова состоялся рабочий визит делегации представителей Сектора по взаимоотношениям с Росгвардией в подразделения ФСВНГ РФ Пермского края. В состав делегации вошли настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий Сектором иерей Роман Богдасаров, и заместитель заведующего иерей Владимир Никитенко.

В ходе четырехдневного визита делегацией было проведено десять лекционно-воспитательных занятий с личным составом и учащимися учебных учреждений Росгвардии по Пермскому краю. Прошли встречи с главой Пермской митрополии митрополитом Мефодием, начальником Управления Росгвардии Пермского края генерал-майором Б. Бородавиным, представителями государственной власти и территориальных органов управления. Всего охват аудитории составил более 1500 человек.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

В РПУ начался отборочный этап VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…»

В соответствии с графиком проведения VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…» в 2020/2021 учебном году в регионах России с 1 декабря стартовал отборочный этап проекта.

По итогам регистрации участниками отборочного этапа станут более 8000 школьников из 77 субъектов Российской Федерации, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Отборочный этап олимпиады в регионах России проводится с использованием дистанционных технологий, доступ к выполнению заданий будет открыт в личном кабинете участников на сайте олимпиады: http://олимп.рпу.рф с 1 по 13 декабря.

Для школьников из зарубежных стран, в которых впервые в этом году олимпиада проводится по русскому языку как иностранному, регистрация продлится до 20 декабря и доступна по ссылке.

Отборочный этап для иностранных участников пройдет с 21 по 27 декабря. Итоги отборочного этапа олимпиады будут подведены до 17 января 2021 года и размещены на портале проекта.

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете олимпиады по тел. +7 (495) 626-85-15, эл. почте olimp.rpu@mail.ru, в группе в социальной сети «ВКонтакте» и на официальном сайте олимпиады: http://олимп.рпу.рф.

В 2020/2021 учебном году олимпиада проводится при поддержке Комиссии по взаимодействию с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

3 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Стали известны победители Всероссийского конкурса «Учитель и ученик»

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса детского творчества, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, – «Учитель и ученик». Работу жюри возглавил председатель Синодального отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

В Конкурсе приняли участие ребята со всей России. На рассмотрение жюри было представлено более 700 работ юных художников и их педагогов.

Лучшие работы примут участие в выставках, которые проводит Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Сопредседатель Конкурса иеромонах Трифон (Умалатов): 

«В связи с тем, что члены жюри приняли решение не присуждать 2-е и 3-е места в возрастной номинации 8–10 лет, освободившиеся два места переведены в возрастную номинацию 14–17 лет и в ней дополнительно присуждено одно 2-е и одно 3-е места. Победители Конкурса, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, будут награждены грамотами в Москве. Еще для них в сентябре на Роза Хутор будут организованы выездные мастер-классы и пленэры, которые проведут художники-педагоги из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки заслуженный художник России Александр Волков и Юлия Нуждина». 

Поездку организует АНО «ПОКОЛЕНИЕ», соорганизатор Конкурса, в рамках грантового конкурса «Православная инициатива».

Результаты Конкурса:

  • В номинации «Основная тематика», первая возрастная группа (8–10 лет):
    1-е место: Иван Оконенко (9 лет), «После боя сердце просит музыки вдвойне»; Елизавета Васильевна Магдеева, «Соловей запел», Санкт-Петербургская епархия;
    2-е и 3-е место не присуждались.
  • В номинации «Основная тематика», вторая возрастная группа (11–13 лет):
    1-е место: Алиса Духничева (12 лет), «Храни тебя Господь!»; Оксана Анатольевна Букреева, «Вера. Надежда. Любовь», Ростовская-на-Дону епархия;
    2-е место: Мария Шарнина (13 лет), «Подвиг Тихона Барана»; Инга Николаевна Шарнина «Боль Белорусской земли», Ярославская епархия;
    3-е место: Милана Белоусова, (11 лет), «На фронт приехали артисты»; Ирина Александровна Черкасова, «Любовнянский град. Арест партизан», Тамбовская епархия.
  • В номинации «Основная тематика», третья возрастная группа  (14–17 лет):
    1-е место: Виктория Скорина (15 лет), «Блокадный Эрмитаж»; Иван Владимирович Кирпичев, «Память», Санкт-Петербургская епархия;
    2-е место: Яна Колесникова (16 лет), «С Победой домой»; Евгения Юрьевна Савчук, «Снова в школу», Орловская епархия;
    2-е место: Виктория Клочан (17 лет), «Спасибо за Победу»; Ирина Николаевна Шаповалова, «Благословение», Саратовская епархия;
    3-е место: Ксения Нягина (16 лет), «Подвиг матери»; Ольга Юрьевна Мальцева, «Мать», Кемеровская епархия;
    3-е место: Екатерина Кондакова (14 лет), «Враг пал. Мы победили!!!»; Софья Игоревна Дернова, «Забыть нельзя», Ростовская-на-Дону епархия.

Информационный источник: https://pravobraz.ru/stali-izvestny-pobediteli-vserossijskogo-konkursa-uchitel-i-uchenik/

22 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

«ЗАГОВЕНЬЕ У КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В НОВОГИРЕЕВО»

7 марта 2021 года, после поздней Божественной Литургии, ждем Всех желающих в парке возле храма на ул. Перовской, 64 на праздничного мероприятие «ЗАГОВЕНЬЕ У КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В НОВОГИРЕЕВО»

В программе:

1. Фольклорный коллектив «Гольянова рать». Традиционные русские песни, игры, хороводы для взрослых и детей.
2. Игры, эстафеты, конкурсы для всей семьи, которые как обычно проведет наш координатор добровольцев Дмитрий.
3. Угощение! Приглашаем вас угостить своих братьев и сестер! Приносите свои (или приобретенные) кулинарные изделия на общий стол.
4. Квест Лабиринтиум для детей! Несколько сеансов в течении дня. Участие по предварительной записи. Записываться можно по тел. 89104519324, Александр.
5. Езда в санях и верховая езда. Мы надеемся, что к нам приедут наши друзья из Конноспортивного клуба «Казачий хутор». Но в этом году предполагается, что мы заранее оплатим их участие.

Кто желает поучаствовать, хотел бы покататься — пишите, Александру тел. 89104519324.

Информационный источник: http://svladimir.ru

6 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up