У памятника равноапостольному князю Владимиру прошел молебен — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

У памятника равноапостольному князю Владимиру прошел молебен

Опубликовано: 28 июля 2023

Категории: Новости

28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход c частицей мощей и иконой равноапостольного князя Владимира через Боровицкие ворота к памятнику Крестителю Руси на Боровицкой площади.

В крестном ходе и молебне у памятника приняли участие архиереи и духовенство, сослужившие Его Святейшеству за Литургией, участники богослужения в Патриаршем Успенском соборе. Также участвовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

У памятника, где собрались клирики московских храмов, жители и гости столицы, было совершено молебное пение равноапостольному князю Владимиру.

Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской митрополии под управлением иерея Сергия Голева.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

Информационный источник: http://moseparh.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-v-den-kreshheniya-rusi-sovershil-moleben-u-pamyatnika-ravnoapostolnomu-knyazyu-vladimiru.html

Состоялось награждение клириков, волонтеров, особо трудившихся в период пандемии

3 февраля 2021 года в г. Москве в храме Преображения Господня на Преображенской площади прошло торжественное награждение и вручение благодарственных писем от Департамента труда и социальной защиты г. Москвы наиболее отличившихся клириков, добровольцев православных приходов, волонтеров службы помощи «Милосердие» и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному сужению, трудившимся в период пандемии.

Мэром Москвы С.С. Собяниным за большой личный вклад в организацию работы по оказанию помощи и духовной поддержки пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 благодарственными письмами награждены наиболее отличившиеся клирики и добровольцы православных приходов.

Священнослужители г. Москвы оказали огромную духовную поддержку пациентам с коронавирусной инфекцией, работники религиозных организаций и волонтеры активно помогали больным и нуждающимся в приобретении продуктов и предметов первой необходимости, оформлении электронных пропусков для передвижений по городу.

Церемонию награждения возглавляли: Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Сучков Виталий Иванович — Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

4 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Храмовый комплекс на улице Салтыковская в Москве планируется сдать в эксплуатацию в этом году

4 мая 2019 года объезд строящихся храмов прошел в Восточном округе столицы. Выездное совещание провел Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин.

В объезде приняли участие первый заместитель префекта Восточного округа Юрий Дмитриевич Захаров, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви иерей Александр Привалов, ответственный за реализацию Программы строительства православных храмов в Восточном викариатстве протоиерей Димитрий Бабьев, начальник Отдела советника Мэра Москвы Владимира Ресина Михаил Владимирович Саженов, начальник Отдела по строительству православных храмов ФХУ Дмитрий Борисович Ткаченко, сотрудники ФХУ, представители префектуры ВАО и управ, настоятели строящихся храмов, архитекторы, проектировщики, строители, благотворители и другие ответственные лица.

Первым пунктом объезда стал храмовый комплекс с храмом Новомучеников и исповедников Церкви Русской на улице Салтыковская, напротив вл. 39. На Пасху 2019 года в храме было совершено первое богослужение. Собралось такое множество людей, что не все смогли поместиться в новом храме, который рассчитан всего на 200 человек. Это один из первых проектов Программы строительства православных храмов в Москве. Сегодня подавляющее большинство новых храмов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла строятся на 500 и более человек.

Храмовый комплекс возведен благодаря компании ЗАО «Янтарь», которая выступила и строителем, и попечителем нового проекта.

Храм полностью благоустроен. Установлен иконостас. По стенам развешаны иконы, часть из них старинные. Есть образы, которые были привезены с Афона. В приходском доме завершено внутреннее убранство, остается только устройство цоколя. Важной задачей, которую поставил на объезде куратор Программы Владимир Иосифович Ресин, является сдача ИТП (индивидуальный тепловой пункт) не позднее июля 2019 года, ведь в этом году – сдача в эксплуатацию всего объекта.

Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Иосифович отметил: «Действительно получился очень красивый храм. Самое главное, создается такое впечатление — будто он всегда здесь стоял. А ведь первая служба в этом храме была буквально на днях. На Пасху! Да, сделано большое дело. Это заслуга и настоятеля, и прихода, и благодетеля. Им удалось многое сделать, конечно, при поддержке префектуры и управы».

«Я думаю, это у нас последний из могикан, — продолжил куратор. — Это типовой проект, по которому строились первые храмы Программы. Храм на 200 человек. А на Пасху здесь было уже 300 человек. Так что сегодня мы ушли от этих небольших проектов и меньше, чем на 500 прихожан, в Москве не строим».

Настоятель храма протоиерей Владимир Клюев рассказал журналистам о связи его прихода со Святой Землей: «У нас икона «Спас Нерукотворный», которая встречает прихожан при входе в храм, выполнена художником-мозаичистом Евгением Ключаревым. Это известный художник. У него много работ. Но что особенно символично – он подобный мозаичный образ «Спаса Нерукотворного» сделал для храма Иоанна Предтечи в доме паломника на реке Иордан. Так же точно и архитектор вместе с группой специалистов, которые были приглашены для создания нашего иконостаса в Москве, — те же, что и воплощали иконостас в храме на реке Иордан. Мне хотелось, чтобы у нас в Москве не просто храмы строились, но была связь со Святой Землей, и чтобы использовались таланты, которые есть на нашей земле. Тем более на Святую Землю мало, кто ездит, зато к нам – многие приходят».

О востребованности нового храма сказал и первый заместитель префекта Восточного округа Юрий Дмитриевич Захаров: «У нас по округу много храмов строится. Здесь, в Косино, это уже второй. И он востребован. И если будут нужны еще храмы, то найдем и для них место».

Ответственный за реализацию Программы строительства православных храмов в Восточном викариатстве протоиерей Димитрий Бабьев в свою очередь сообщил: «Слава Богу, в нашем викариатстве строительство храмов идет хорошо. Есть храмы, которые еще только строятся, есть те, что уже сдаются в эксплуатацию, а есть и готовые к освящению Святейшим Патриархом. Это, к примеру, храм праведного Алексия Московского на улице Вешняковская, вл. 16. Скоро будут готовы и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы на ул. Кетчерская, вл. 2, и этот храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Я думаю, с Божией помощью, Программа будет развиваться успешно и в нашем округе, и по всей Москве».

Фоторепортаж смотрите на сайте fedmp.ru

5 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка в Тверь

Дорогие друзья! В субботу 1 октября 2022 года прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы вместе с настоятелем иеромонахом Афанасием (Ивановым) совершили паломническую поездку в город Тверь.

Ранним утром в 6-30 ч. паломники отправились с благословением Божиим от храма в путь. Первая остановка была в Николо-Малицком мужском монастыре, устроенного по уставу святой горы Афон.
Здесь прибывает чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, перед которой по окончании экскурсии по храму и монастырю иеромонах Афанасий отслужил молебен. Получив благословение святителя и чудотворца Николая группа паломников отправилась далее.

Древняя церковь XVI века «Белая Троица», «Тверской Арбат», набережная Волги,  Вознесенский Оршанский женский монастырь,  церковь Знамения Пресвятой Богородицы в возрождаемой Савватиевой пустыни и другие святые и прекрасные места древней Тверской земли паломникам удалось посетить и помолиться.

Предлагаем Вашему вниманию фоторепортаж с поездки.

Информационный источник: храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

3 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up