Состоялся визит в Центр содействия семейному воспитанию — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялся визит в Центр содействия семейному воспитанию

Опубликовано: 27 июля 2023

Категории: Новости

27 июля активные прихожане храма Преображения Господня в Богородском во главе с протоиреем Сергеем Субботиным посетили Центр содействия семейному воспитанию «Маяк» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ «Маяк»).

Одним из основных направлений работы ЦССВ «Маяк» является осуществление содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр активно занимается устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи и готовит тех, кто выразил желание принять ребенка в семью на воспитание.

На встрече протоиерей Сергий пообщался с персоналом Центра и подопечными, а также причастил всех крещёных младенцев.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском

Архиерейская служба в Гольяново

В понедельник 20 ноября Божественную Литургию в храме прп. Сергия в Гольянове возглавил епископ Верейский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили протоиерей Александр Дасаев
— благочинный Воскресенского благочиния; протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния; архимандрит Августин Пиданов — настоятель храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище в Москве; иерей Петр Иванов — настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове; иерей Алексий Довгополый — настоятель храма священномученика Ермогена в Гольянове; иерей Фёдор Яновский – настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косине; иерей Роман Богдасаров — настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново; иерей Михаил Кривошеев – настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Метрогородке; иерей Василий Щур – настоятель храма преподобного Александра Свирского на Соколиной Горе; иерей Вадим Письменный и иерей Борис Векленко – клирики храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове; иерей Олег Заломаев и иерей Тимофей Готяшвили — клирики храма пророка Божия Илии в Черкизове; иерей Максим Бобров – настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточном; иерей Димитрий Гончаренко – клирик храма равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прп. Сергия в Гольянове

20 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Награждение богослужебно-иерархическими наградами духовенства Восточного округа

3 мая 2021 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыряепископ Мытищинский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыряпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; благочинные и клирики г. Москвы.

На богослужении присутствовали: директор Департамента здравоохранения Правительства РФ И.Н. Каграманян; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; председатель Наблюдательного совета ООД «Россия Православная» М.М. Иванов.

Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением А.Ю. Голик.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»«Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии, Патриарших подворий вне г. Москвы, ставропигиальных приходов и монастырей к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права ношения второго наперсного креста с украшениями

— протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы;

сана архимандрита

— игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря;

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»

  1. протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы;
  2. протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых, Патриаршего подворья на Соколе г. Москвы;
  3. протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы;
  4. протоиерей Сергий Киселев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в селе Здехово Московской области;
  5. протоиерей Леонид Кучерук, настоятель храма прп. Алексия, человека Божия, в Крылатском г. Москвы;
  6. протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Преображения Господня на Песках г. Москвы;
  7. протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма свт. Мартина исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы;
  8. архимандрит Михаил (Борей), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  9. архимандрит Лука (Пинаев), благочинный Данилова ставропигиального монастыря;

сана протодиакона

— диакон Родион Ильин, клирик храма свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

Перед причастием протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского церковного округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы, огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом:

«Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем светоносного праздника Святой Пасхи, который мы по сложившейся уже традиции молитвенно отмечаем в Патриаршем Успенском соборе.
Совершая Божественную службу в этих стенах, невольно обращаешься взором в историю, когда в этом храме возводились на Патриарший престол русские патриархи, когда здесь венчались на царство русские цари, когда этот храм был центром духовной жизни русского народа, всей огромной Руси. И по милости Божией, несмотря на исторические потрясения и потери, которые привели к разрушению тысяч храмов, сотен монастырей, осквернению огромного количества святынь, этот Божий храм сохранился, хотя топографически находился в центре безбожной страны. И мы радуемся тому, что имеем возможность именно здесь во второй день Пасхи прославлять Воскресшего Спасителя, как бы соединяя времена в едином богослужении, прославляющем Воскресшего Господа. 
Я хотел бы сердечно поздравить со Светлым Христовым Воскресением все наше духовенство в лице тех владык и отцов, которые сегодня мне сослужили. К сожалению, по обстоятельствам, связанным с распространением эпидемии, мы не можем проводить сегодня богослужения с большим количеством священнослужителей и мирян. Но когда совершаешь Евхаристию, великое Таинство Тела и Крови Спасителя, всё, что является человеческим, становится второстепенным. Евхаристия совершается, даже когда вообще нет народа, когда один совершающий предстоит Богу. И поэтому даже нынешние стесненные обстоятельства никак не омрачают совершение святейшего Таинства Тела и Крови Спасителя, как не омрачают, хотя, конечно, несколько сокращают масштабы Пасхального празднования.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность нашим архипастырям, которые несут служение в разных уголках нашего исторического Отечества — России, Украины, Белоруссии и прочих стран канонической ответственности Московского Патриархата. Я хотел бы поздравить с этим святым праздником наше духовенство, наших монашествующих и, конечно, наш благочестивый православный народ. И молитва сегодня о том, чтобы Господь приклонил милость ко всем нам, чтобы Господь сохранил мир на земле, чтобы оградил Отечество наше от всяких напастей внешних и внутренних, видимых и невидимых. Чтобы дал возможность мирному и спокойному развитию страны и народа, чтобы приклонил милость над Церковью Своею Русскою, исповедницей, прошедшей такими тернистыми путями в минувшем веке. Верим, что Господь услышит наши молитвы и дарует нам все потребное к тому, чтобы достойно совершать великое служение, в центре которого — свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем. Аминь. С праздником Святой Пасхи поздравляю вас!»

В завершение Предстоятель Русской Церкви вновь обратился со словом к участникам богослужения: 

«Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы и братья, сердечно поздравляю со светлым праздником Воскресения Христова! Радуюсь вместе с вами совершить богослужение в этом историческом храме и призываю на всех благословение Божие, чтобы Господь хранил нас, народ наш, Церковь нашу, Отечество наше от всяких внешних и внутренних неприятностей, чтобы возрастала в вере и благочестии Русь Святая. Об этом наши молитвы. Потому что именно с духовным ростом народа и связывается — и ни с чем другим так, как с этим — подлинное благополучие и счастье людей. И чем больше наших соотечественников будут знать об этом и верить в это, тем более поступательным и значимым будет развитие и страны, и народа. 

Христос Воскресе!»

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5805921.html

3 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся туристический поход на байдарках

Этим летом Детская воскресная школа храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове вновь, как и в прошлом году, совершила туристический поход на байдарках. В конце июля, с упованием на Бога и благословением настоятеля иерея Романа Богдасарова дети и их родители отправились в увлекательное путешествие.

Преодоленный водный путь был длиной больше 70 км. Начало он брал на реке Бузулук, а заканчивался в Хопре. Чтобы вместить всех участников, понадобилось 12 байдарок.

Проходя через красоты природы нашей Родины, путешественники укрывались от непогоды, пели песни у костра, совместно молились, учились любви к ближним и пребыванию в духе единства.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

18 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up