Состоялось вводное занятие по литургике для будущих псаломщиков храма на Соколиной горе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялось вводное занятие по литургике для будущих псаломщиков храма на Соколиной горе

Опубликовано: 16 ноября 2019

Категории: Религиозное образование

12 ноября в храме прп. Александра Свирского на Соколиной горе после чтения акафиста преподобному Александру Свирскому, в помещении Воскресной школы начались занятия для будущих псаломщиков — по основам литургики. Вводное занятие провел настоятель храма отец Василий Щур.

Сначала батюшка рассказал про Богослужебные круги – суточный, седмичный (недельный), годовой. Затем — перечислил Богослужебные книги, которые относятся к каждому кругу. Он вкратце рассказал о каждой из книг, а также пояснил, зачем они нам нужны — что из какой книги берет чтец.

К примеру, батюшка показал, а потом пустил по рядам книгу Типикон. Поля этого увесистого фолианта испещрены загадочными значками. Они не для красоты — каждый из них что-то значит. В частности, есть значки, обозначающие вид пищи, разрешенный в те или иные дни Поста. Именно на Типикон ориентируются те, кто составляет православные календари. Другие пометки на полях нужны священнику, чтобы правильно провести праздничную службу. Вместе с тем, для мирян Типикон неудобопонятен – смысл прочитанного ускользает: «Для современных людей больше подходят составляемые на основе Типикона Богослужебные указания, переиздаваемые каждый год. Там все понятно» – пояснил батюшка.

Углубиться в литургику помогут всем интересующимся семинарские учебные пособия. Так, отец Василий порекомендовал учебник М.С.Красовицкой. Вместе с тем, пугаться обилию книг и информации не стоит, ведь чтецу нужна не вся литургика, а лишь практическая ее часть.

Тем, кто не смог прийти на первое занятие, стоит пойти сразу на второе, на котором отец настоятель обещал описать структуру Божественной Литургии, утреннего и вечернего Богослужений. На третьем занятии нас ждет изучение практики чтения, знакомство с церковнославянским языком.

Занятия будут проходить по вторникам, после чтения акафиста, которое начинается в 18.00 ч.

Конференция в память об И.Я. Корейше соберет ученых из Москвы и Смоленска

20 и 21 сентября 2019 года, в связи с годовщиной рождения и смерти блаженно почившего Ивана Яковлевича Корейши (21 (8) сентября 1783 г., Смоленск – 19 (6) сентября 1861 г., Москва), в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоится конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши».

Конференция организуется с целью популяризации подвига Ивана Яковлевича Корейши, как Христа ради юродивого, а также сбора исторически достоверной информации о жизни Ивана Яковлевича Корейши и сбора свидетельств о молитвенной помощи этого угодника Божия.

При поддержке храма пророка Илии в Черкизове г. Москвы и финансовой помощи Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2019 году автономной некоммерческой организацией «Делай благо» реализуется проект «Иоанн Яковлевич Корейша – Христа ради юродивый». Конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши» проводится в рамках этого грантового проекта.

Инф.: Храм Илии

17 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира»

Итоги викариатского этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» — 2023

В этом 2023 году создавать рисунки можно было не только на традиционные для Конкурса семь тем, но и на тему, вызвавшую особый интерес, — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, в связи с 225-летием со дня рождения.  

Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса. До 5 ноября в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове будет действовать выставка рисунков. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, священномученика Ермогена и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, Живоначальной Троицы в Косино, святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке, Преображения Господня в Богородском, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, частного общеобразовательного учреждения «Православная школа Косинская», Детской художественной школы №7, школы №1502 «Энергия», школы №444.

       На Конкурс привезли 114 детских работ. 

       14 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли: диакон храма Илии Пророка в Черкизове Александр Николаев, директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове Алимов Даниил Алимович, художник-педагог, мастер ткацкой мастерской, иконописец Лычагина Ирина Сергеевна.

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2023 году стали:

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 9 до 12 лет:

1 место. Белявцева Елизавета 11 лет «Лето моего детства» Детская художественная школа №7.

1 место. Быковец Фёдор 9 лет «Бой Руслана с Черномором» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

1 место. Гладких Дарья 11 лет «Дом-музей Васнецова» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Коршунова Александра 10 лет «Притча о мудрых девах» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

1 место. Мереминская Анастасия 12 лет «На рассвете» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Ахромова Елизавета 12 лет «Любимые уголки Москвы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Веприкова Мария 10 лет «Царевна-Лебедь» ИЗО-студия при храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

2 место. Миненков Тихон 9 лет «Герасим и лев» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Пильник Алиса 10 лет «Деревянный храм» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Чеснокова Дарья 10 лет «В деревне. Родные» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Быстров Кирилл 10 лет «Зима» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

3 место. Кузина Ника 9 лет «Берег Байкала» воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

3 место. Маслова Ксения 11 лет «Жены-мироносицы у гроба Господня» ИЗО-студия «Святоозерская» при храме «Живоначальной Троицы» в Косино.

3 место. Орлова Злата 12 лет «Князь Гвидон и царевна Лебедь» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Скворцова Прасковея 12 лет «Свет, мерцающий во тьме» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

3 место. Сорокина Маргарита 9 лет «Размышления Христа» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Тихомирова Мария 11 лет «На даче у бабушки» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Устинова Мария 12 лет «Мой дом» Детская художественная школа №7.

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Кисеева Анна 16 лет «Поздняя осень» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Воронина Анастасия 14 лет «Моя деревня» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

1 место. Зазвонова Александра 16 лет «Белка песенки поёт…» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

1 место. Яшкина Елизавета 13 лет «Таганка» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Акулова Кристина 13 лет «Москва» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Воронина Анастасия 14 лет «Закаты в Коломенском» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Кисеева Анна 16 лет «Прогулка по городу» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

2 место. Никитина Екатерина 14 лет «Екатерининский храм на Всполье» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

3 место. Амусьева Анна 13 лет «Интерьер храма Пимена Великого» Детская художественная школа №7.

3 место. Антошкин Иван 14 лет «Путь земной и путь небесный» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Клычева Ирина 15 лет «Между небом и землей» Детская художественная школа №7.

3 место. Ольгина Полина 13 лет «Уголки Москвы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

Кроме этого, еще 32  детские работы вызвали симпатии жюри.

1. Лебедева Елизавета 7 лет «Христос и Мария Магдалина» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

2. Пташинская Анна 7 лет «Неожиданный гость» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

3. Шашина Полина 7 лет «Лиса и осень» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

4. Асон Ева 8 лет «Летние каникулы» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

5. Бакун де Мендес Дэвианна 8 лет «Золотая рыбка» Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

6. Гравес Елизавета 8 лет «Милосердие» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

7. Ивашина Евдокия 8 лет «Золотой петушок» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

8. Миронова София 8 лет «Русский богатырь» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

10. Обидин Ярослав 8 лет «Сказка о рыбаке и рыбке» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

9. Пильник Анастасия 8 лет «Анапский дельфинарий» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

11. Сорокина Елизавета 8 лет «Лес»

12. Акулова Таисия 9 лет «Моё лето» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

13. Зуев Степан 9 лет «Чудесный улов на Генисаретском озере» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

14. Корешков Василий 9 лет «Моление Нестора летописца» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

15. Михалева Елизавета 9 лет «Заступница Усердная» ИЗО-студия при храме священномученика Патриарха Ермогена в Гольянове.

16. Сорокина Маргарита 9 лет «Голова – хранительница меча» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

17. Кузнецова Диана 10 лет «Николо-Угрешский монастырь» школа №444.

18. Мальченко Лука 10 лет «У лукоморья» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

19. Никакошина София 10 лет «Спящая царевна» ИЗО-студия при храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино.

20. Смирнова Марианна 10 лет «Восхождение пророка Илии» ИЗО-студия «Святоозерская» при храме «Живоначальной Троицы» в Косино.

21. Тюпина Мария 10 лет «Поход» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

22. Бруднова Арина 11 лет «Любимый храм» Детская художественная школа №7.

23. Жеваго Елизавета 11 лет «Лыжная прогулка на закате» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

24. Марухин Серафим 11 лет «Моление в Гефсиманском саду» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

25. Никитина Екатерина 11 лет «Путешествие в закат» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

26. Иванова Мария 12 лет «Печаль Людмилы» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

27. Лебедев Павел 12 лет «И в чаще терем расписной» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

28. Федорова Елизавета 12 лет «Руслан и Людмила» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

29. Ахапкина Ксения 14 лет «Пианист» Детская художественная школа №7.

30. Мальченко Екатерина 15 лет «Три девицы под окном» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

31. Парфилова Алиса 15 лет «Полет» ИЗО-студия при школе №1502 «Энергия».

32. Севастьянова Владислава 11 лет «Утешение от благоверного князя» Воскресная школа Патриаршего Подворья при храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке.

От всей души благодарим участников за труд, творчество и вдохновение!

И поздравляем победителей!

Их работы будут отправлены  на следующий городской этап.

Пресс-служба Восточного викариатства

27 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

20 и 21 сентября состоится конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши»

20 и 21 сентября 2019 года, в связи с годовщиной рождения и смерти блаженно почившего Ивана Яковлевича Корейши (21 (8) сентября 1783 г., Смоленск – 19 (6) сентября 1861 г., Москва), в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоится конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши».

Конференция организуется с целью популяризации подвига Ивана Яковлевича Корейши, как Христа ради юродивого, а также сбора исторически достоверной информации о жизни Ивана Яковлевича Корейши и сбора свидетельств о молитвенной помощи этого угодника Божия.

Участники конференции  познакомятся с исследованиями о периоде пребывания Ивана Яковлевича Корейши на Смоленщине; изучат причины и обстоятельства пребывания Ивана Яковлевича Корейши в Преображенской больнице; рассмотрят исторические факты общения Ивана Яковлевича Корейши с духовенством.

К участию в конференции приглашаются преподаватели Смоленской духовной семинарии и Смоленского государственного университета, сотрудники Смоленского епархиального управления, а также историки и агиографы Москвы и Подмосковья.

С предлагаемыми к обсуждению темами, а также оставить заявку для участия в конференции можно по ссылке. Регистрация на конференцию для докладчиков – до 10 сентября 2019 года.

При поддержке храма пророка Илии в Черкизове г.Москвы и финансовой помощи Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2019 году автономной некоммерческой организацией «Делай благо» реализуется проект «Иоанн Яковлевич Корейша – Христа ради юродивый». Конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши» проводится в рамках этого грантового проекта.

10 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up