Состоялось паломничество в Донской монастырь — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялось паломничество в Донской монастырь

Опубликовано: 12 мая 2025

Категории: Новости

11 мая учащиеся Воскресной школы храма Воскресения Христова в Сокольниках вместе с родителями совершили экскурсионно-паломническую поездку в Донской ставропигиальный мужской монастырь.

Юные паломники с родителями помолились у иконы Божией Матери Донская и у мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающих в серебряной раке в Большом соборе монастыря.

Во время экскурсии дети узнали историю создания Донского монастыря, узнали о тех, кто упокоился в некрополе внутри монастырских стен, в Малом соборе увидели особое место — мироваренную печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.

В заключении экскурсовод подвела всех к могилке старейшего насельника Донского монастыря архимандрита Даниила (Сарычева), где юные и взрослые паломники смогли помолиться и помазаться маслом от лампадки у могилы старца.

Духовенство Восточного округа приняло участие в онлайн-семинаре

9 июля 2020 года на онлайн-площадке портала для священнослужителей «Пастырь» состоялся онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт». В мероприятии приняли участие архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефремепископ Переславский и Угличский Феоктист и более 40 священников из России, Украины, Казахстана и Коста-Рики.

Мероприятие открыл модератор встречи, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. Отец Николай представил докладчиков и озвучил регламент семинара, акцентировав внимание на том, что все поднимаемые вопросы планируется обсудить именно с позиции душепопечения — т.е. насколько священнику в его пастырской работе уместно использовать те или иные инструменты, традиционно относящиеся к психологическому консультированию.

С первым докладом выступил настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов.

Будучи психологом по образованию, отец Георгий обозначил основную проблематику психологии, точки ее пересечения с богословием и пастырским душепопечением. «Лично я убежден, что психология может быть полезна священнику в его служении, но только при двух условиях, — отметил докладчик. — Первое — это определенная обработка психологического знания, о котором говорил свт. Григорий Палама в «Триадах», а второе — использование психологического знания при взаимодействии с человеком только до определенного момента времени, после которого взаимоотношение пастыря и пасомого переходит в качественно другое состояние».

Проанализировав отношение к психологии в духовном образовании XIX века, в частности, сославшись на свт. Феофана Затворника, который преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, отец Георгий постарался дать ответ на вопрос, почему сейчас отношение к психологии в кругу духовенства весьма неоднозначное. Также докладчик предложил слушателям наглядную модель того, что по, его мнению, представляют из себя некоторые психотерапевтические подходы.

Подводя итог своего выступления, отец Георгий отметил, что пастырь не должен забывать о главной цели пастырского душепопечения — привести человека ко спасению, а не сделать комфортной его земную жизнь.

Дискуссию после доклада открыл преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. В ответном слове он обратил внимание на неоднородность психологии, различие психологических школ и их практик, а также прокомментировал тезис о преподавание психологии в дореволюционных семинариях: «В XIX веке психология, выделившись из философии, еще несла в себе христианские следы, в частности, в ее научной терминологии присутствовала «душа», и ее преподавание в духовных школах не являлось диссонансом по отношении к богословским наукам. Но с тех пор, как в XX веке понятие «души» исчезает из психологии, она во многом начинает противостоять христианскому мировоззрению».

При осмыслении внутреннего содержания конкретной психологической школы отец Вадим предложил критерий — соотносить антропологическую модель человека, используемую той или иной психологической школой, на предмет ее соответствия православной антропологии. Если соответствие есть, то возможно ставить вопрос о взаимодействии и практическом использовании такого психологического знания, если нет — такую психологическую школу пастырю необходимо отвергать.

В ходе дальнейшего обсуждения председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев выступил с докладом «Психологическое консультирование в душепопечении кризисных семейных пар».

Отец Александр проанализировал такое явление, как алекситимия — неспособность человеком осмыслить и дать описание собственному состоянию, поделился тем, как возникла идея организации «Супружеских встреч» в Санкт-Петербурге, и рассказал об азах психологического консультирования кризисных супружеских пар, находящихся на грани развода, которые необходимо знать каждому приходскому священнику.

Дополняя выступление отца Александра, настоятель храма князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов напомнил участникам обсуждения главную задачу пастыря: решать в первую очередь не земные проблемы человека, которые нередко посылаются для того, чтобы человек задумался о духовном, а способствовать соединению человека с Богом и спасению его души.

Архиепископ Биробиджанский Ефрем выступил с докладом «Место психологии в пастырской подготовке». Он рассказал об опыте Хабаровской духовной семинарии, когда она была экспериментальной площадкой для внедрения расширенного психологического курса при подготовке будущих священников, и поделился выводами, которые он сделал, будучи в то время проректором семинарии, в результате этого эксперимента.

«В какой-то момент под влиянием психологов сложилось ложное впечатление, что можно читать Священное Писание, изучать аскетику и святых отцов, но для того, чтобы все это применить во благо людей, требуются те знания, которых у священников нет», — рассказал архиепископ Ефрем.

По словам владыки, произошла фундаментальная подмена — овладение психологическими знаниями поспособствовало пренебрежительному отношению к благодатной церковной жизни и церковному Преданию.

В качестве одного из выводов прозвучало, что психологию в пастырской подготовке можно допускать только в том случае, если ее методы не противоречат православной антропологии и преданию, и конечной целью будет приведение человека к покаянию, молитве и таинствам Церкви.

После всех выступлений докладчиков состоялась дискуссия, а рамках которой выступили все желающие участники онлайн-встречи.

Заведующий кафедры психологии и антропологии Медицинской академии г. Днепра, действующий психолог-психотерапевт протоиерей Тарас Марченко заметил, что достаточно часто люди, находящиеся в кризисной ситуации, приходят к священнику с вопросами далеко не духовного характера, а лишь психологического: «Если к священнику обращаются с проблемами, в которых он не является специалистом, то нужно честно сказать об этом человеку: друг, давай мы с тобой начнем от Евангелия, а с этими твоими вопросам — обратись к специалисту. И хорошо, если у священника на примете есть такой специалист, который, в свою очередь, не будет претендовать на решение духовных вопросов человека. Иначе существует серьезная опасность повредить человеку своим советом».

Как человек, получивший психологическое образование, отец Тарас подчеркнул, что не считает нужным всем священникам глубоко изучать психотерапию, но при этом каждый пастырь должен ориентироваться в азах психологии и психиатрии, чтобы в нужным момент квалифицировать, по какому вопросу к какому специалисту нужно человеку рекомендовать обратиться.

Модератор встречи протоиерей Николай Емельянов в ответном слове заметил, что не только психологам приходится работать с теми людьми, кому священник дал некомпетентный совет не из области своей компетенции, но и к священнику нередко приходят люди с тяжелыми духовными последствиями после неудачных советов психологов.

Выпускник Института практической психологии и психоанализа, клирик храма прп. Саввы Сторожевского г. Балашихи иерей Димитрий Огнев предложил использовать в качестве главного критерия для разграничения ответственности между священником и психологом целеполагание человека, который обращается с проблемой, и сформулировал разницу между целями, которые лежат в основании пастырского душепопечения и различных психотерапевтических практик.

Подводя итоги обсуждения, отец Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и предложил участникам сформулировать и предложить темы для будущих обсуждений в подобном формате.

***

Сайт «Пастырь» с самого начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Но в связи с тем, что во время карантина очные встречи временно стали невозможны, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено начать проводить семинары в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

Первый онлайн-семинар состоялся 10 июня на тему «Пастырская аскетика сегодня». На нем и было принято решение провести в июле следующую интернет-встречу для обсуждения вопросов применения психологических приемов в пастырской практике.

Информационный источник: https://priest.today/news/online-seminar_psychologiya_v_dushepopichenii

12 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Олимпиада «В начале было Слово…» включена в перечень государственных олимпиад

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации опубликован Приказ от 27 августа 2020 года № 1125 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год».

В документе упоминаются 83 соревнования по различным предметам и направлениям подготовки, в числе которых олимпиада школьников «В начале было Слово…» Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Олимпиада Российского православного университета на протяжении нескольких лет входит в данный перечень по двум гуманитарным предметам — по истории и литературе. В 2020/21 учебном году по профилю «История» был повышен уровень ее проведения, что дает возможность победителям и призерам получить еще больше льгот при поступлении в высшие учебные заведения.

Олимпиада школьников «В начале было Слово…» проводится Российским православным университетом восьмой год для обучающихся 8-11 классов по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

В 2020/2021 учебном году регистрация участников на сайте олимпиады будет проходить с 1 октября по 30 ноября, отборочный этап — с 1 по 13 декабря, заключительный этап пройдет с 1 февраля по 5 марта 2021 года.

С Положением и Регламентом проведения олимпиады в 2020/2021 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете олимпиады по тел. +7 (495) 626-85-15, e-mail: olimp.rpu@mail.ru.

VIII олимпиада школьников «В начале было Слово…» в 2020/2021 учебном году проводится при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по взаимодействую с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru

11 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ»

Преподобный Иустин (Попович) пишет, что: «Алчущий не может питать себя самим собою, равно как и жаждущий – поить себя самим собою, … <голод и жажду> возможно утолить и угасить только чем-то внешним.

Относящееся к телу относится и к душе. Испытывая голод и жажду, она не питает и не поит себя собою, но простирается вне себя и во внешнем мире изыскивает для себя пищу и питие».

Преподобный говорит, что голод и жажда души бывают нормальными, естественными, а бывают и ненормальными.

Ненормальные голод и жажда – это желание греха, страстей, похотей, и «чем больше душа насыщает и напояет себя грехами, страстями и похотями, тем сильнее ощущает она голод и жажду… и этот голод и жажда знаменуют собой проклятие для человека.

Нормальные голод и жажда – это когда душа алчет и жаждет вечной Истины, вечной Любви, вечной Благости, вечной Премудрости, вечной Радости, вечной Жизни, вечного Блаженства, одним словом, — вечной Правды, Правды Божией. И никто из людей не может в этом помочь, потому что ни у кого и нет такой пищи и питья.

Есть только Одно Существо, Которое имеет, чем утолить голод и насытить жажду – это Богочеловек Христос.  И когда Он возвещает, что блаженны алчущие и жаждущие правды, то под правдой разумеет Себя как воплощение всех Божиих и человеческих совершенств.

Алчущие правды насытятся … если будут питаться Христом, ибо Он есть «хлеб живой, сошедший с небес» (Ин. 6,51;35). Он дает воду живую (см.Ин.6:50)…

Христос… есть единственная подлинная пища и единственное подлинное питие… питаться Христом, жить Им, в Нем и ради Него – это верх блаженства.»

— епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

29 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся III Международный православный детско-юношеский хоровой фестиваль «Юные голоса Онего»

28 сентября 2021 года в Петрозаводске состоялось открытие III Международного православного детско-юношеского хорового фестиваля «Юные голоса Онего».

Фестиваль является частью Международного православного культурно-просветительского проекта «Александр Невский», посвященного 800-летию со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. Учредители проекта «Александр Невский» и фестиваля «Юные голоса Онего» — Общецерковный молодежный центр при храме святителя Николая Мирликийского, Патриаршем подворье в селе Здехово Московской области в лице протоиерея Сергия Киселева и Благотворительный фонд «Достойно Есть» в лице его президента И.Ф. Аристова. Организаторы мероприятий проекта «Александр Невский» и фестиваля «Юные голоса Онего» — координатор по межъепархиальным связям проекта «Александр Невский», клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади иерей Кирилл Киселев и художественный руководитель проекта «Александр Невский» А.В. Корнев. Фестиваль «Юные голоса Онего» проходит при поддержке Фонда президентских грантов, Патриаршего совета по культуре, Карельской митрополии, Правительства Республики Карелии, Министерства культуры Республики Карелия, Благотворительного фонда «Северный духовный путь» и Благотворительного фонда «Достойно Есть».

В ходе церемонии открытия фестиваля к его участникам и гостям обратились иерей Кирилл Киселев и А.В. Корнев. Организаторы мероприятий проекта «Александр Невский» и фестиваля «Юные голоса Онего» передали собравшимся слова приветствия от протоиерея Сергия Киселева и И.Ф. Аристова.

Затем состоялся концерт. Перед присутствующими выступили хор «Теллерво» Центра образования и творчества «Петровский дворец» г. Петрозаводска, детский хор «Аврора» г. Москвы, хор «Laulu» Детской музыкально-хоровой школы г. Петрозаводска, Хоровая капелла мальчиков и юношей «Виват» г. Петрозаводска и хор мальчиков Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково.

В тот же день был проведен круглый стол. В мероприятии приняли участие организаторы фестиваля, руководители творческих коллективов и почетные гости. Собравшиеся узнали более подробную информацию о проекте «Александр Невский», поделились впечатлениями и обсудили совместные творческие планы на будущее.

29 сентября юные дарования фестиваля посетили кафедральный собор благоверного великого князя Александра Невского и по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина приняли участие в молебне святому князю, после которого выступили с концертом духовной музыки. Далее участники и организаторы форума возложили цветы к памятнику благоверного князя Александра Невского близ кафедрального собора.

Насыщенная фестивальная программа продолжилась в гостинице «Piter Inn», где состоялся мастер-класс художественного руководителя и дирижера детского хора «Аврора», кандидата искусствоведения, руководителя Методического хорового центра г. Москвы А.Н. Беляевой и небольшой концерт с участием хора мальчиков Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково.

Утром 30 сентября участники фестиваля, прибывшие в Петрозаводск из других городов, посетили достопримечательности Карельской земли.

Далее в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялся гала-концерт и церемония награждения участников — пяти хоровых коллективов из Конаково, Москвы и Петрозаводска и местного ансамбля танца «Созвездие».

С приветственным словом к собравшимся обратился первый заместитель министра культуры Республики Карелия С.И. Соловьев. Представитель Угличского муниципального района Ю.Н. Николаева зачитала приветственный адрес от главы УМР А.Г. Курицина. Обращаясь к присутствующим, Ю.Н. Николаева отметила многолетний вклад проекта «Александр Невский» в развитие межрегионального сотрудничества в России.

Сводный хор III Международного православного детско-юношеского хорового фестиваля «Юные голоса Онего» исполнил гимн России и гимн Александру Невскому. Также в ходе концерта в исполнении хоровых коллективов прозвучали песни о Карелии, песни, посвященные Великой Победе, русские народные песни.

Информационный источник: храм Преображения Господня на Преображенской площади

7 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up