Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ КЛИРИКОВ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА ПАМЯТНЫМИ МЕДАЛЯМИ

Опубликовано: 18 января 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

17 января 2018 г., в в преддверии праздника Богоявления Господня, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством города Москвы, совершил награждение ряда клириков викариатства памятными медалями «100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».

Кроме священнослужителей, награда была вручена ответственной за социальную работу Восточного викариатства Екатерина Борисенкова, а так же активные помощники настоятелей, чьи старания и успехи стали примером для многих церковных работников даже за пределами Восточного викариатства.

ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ НА «ДОБРОЛЕТО. ТЕРРИТОРИЯ ВЕРЫ»

Третий молодёжный образовательный добровольческий форум «ДоброЛето. Территория веры» является продолжением традиционного молодёжного образовательного форума «ДоброЛето», проводимого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2016 г. в Сергиевом Посаде на территории Благовещенского поля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 

Цель Форума заключается в создании условий для объединения молодых людей, стремящихся разумно мыслить и осознанно действовать, рассматривающих каждый свой поступок через призму Евангелия, заинтересованных в развитии активной гражданской позиции, основанной на непреходящих Евангельских истинах, а также сохранении, развитии и продвижении духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Регистрация открыта до 5 июля.

Даты проведения: 15 — 22 июля.
Место проведения: Благовещенское поле города Сергиев Посад (ориентир Троицкая слобода Сергиева Посада). 
Вход строго по пропускам и аккредитации. 
Ссылка на регистрацию: https://goo.gl/URU39D
 

Форум проводится Молодежным отделом Московской городской епархииРусской Православной Церкви и движением «Православные Добровольцы» при поддержке Синодального отдела по делам молодёжи. В Форуме примут участие более 1000 молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет со всех концов России (от Калининграда до Камчатки) и ближнего зарубежья, среди которых будут лидеры и представители молодежных общественных организаций и объединений. Участники форума будут иметь возможность встретиться и помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом на праздничных Богослужениях в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, приуроченных к празднованию памяти преподобного Сергия Радонежского. 
Лекции, встречи, беседы и мастер-классы с участниками проведут ведущие российские политики и общественные деятели, ученые и представители СМИ, священники и миряне. Своё участие уже подтвердили митрополит Волоколамский Илларион, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Люберецкий Серафим, схиархимандрит Илий (Ноздрин), Владимир Романович Легойда


Для участников Форума будет организован палаточный лагерь на Благовещенском поле, располагающий всем необходимым для проживания в полевых условиях. Дорогу до Форума участники оплачивают самостоятельно, всё необходимое (питание, проживание) предоставляется на безвозмедной основе. Для участия в форуме необходима справка от врача по форме 86-У (допуск для занятий спортом и туризмом, проживания в полевых условиях). Задать вопросы вы можете по адресу: dobroleto@mosmolod.ru

3 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

«Поздравляю вас с Новолетием и наступающим праздником Рождества Христова!»

Приглашение Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, управляющего Восточным викариатством города Москвы, к участию в службе Царских Часов.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Новолетием и наступающим праздником Рождества Христова!

Сегодня мы начали предпраздновать Рождество и готовиться к нему более строгим постом, чтением и пением замечательных тропарей, стихир и канонов. Красота этих, собранных Церковью текстов, сравнима разве что с красотой служб Страстной седмицы.

В этом году для особенной службы предпразденства Рождества, Великих Часов, выделяется специальный день – 4 января. Ради нее в этот день даже отменяется совершение Литургии.

К сожалению, несмотря на то, что у нас в России этот день нерабочий, в храмах бывает немного прихожан. Эта служба еще называется Царскими Часами, потому что раньше на ней всегда присутствовал царь, который при всей своей занятости государственными делами не мог пропустить этой величественной службы. Мне бы очень хотелось, чтобы все вы, дорогие друзья, приобщились к радости Рождения по плоти Сына Божьего в полной мере. Тексты и песнопения Великих Царских Часов откроют вам величие тайны Боговоплощения, приготовят вас к восприятию радости Рождества больше, чем наряженные елки, подарки и разговение!

В нашем больничном храме служба начнется в 8.00. Советую вам накануне почитать об этой службе статьи на сайте «Азбука веры». Можно скачать или купить чинопоследование Великих часов и взять с собой на службу в храм.

Храм св.благоверного царевича Димитрия при 1 ГКБ (им. Пирогова) — Москва, Ленинский пр-т, д.8, к.12.

Тел (499) 705-88-10 (многоканальный), (495) 536-92-63 (сторож)

С любовью о Христе, еп. Пантелеимон.

2 января 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Участие настоятеля храма в Гольянове в Международной конференции «Религия и Мир»

В конце октября в г. Москве прошел V Международный христианский форум и Международная конференция «Религия и Мир: религия и экология», на котором настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове о. Роман Богдасаров выступил с докладом «Мир — это творение Божие, а человек должен заботиться и беречь его».

Организатором мероприятия выступал Союз «Христианский мир» при поддержке Правительства Москвы.

В мероприятиях приняли участие религиозные и общественные деятели, представители органов государственной власти, российские и зарубежные эксперты из стран Ближнего Востока, Европейского союза и Восточной Азии.

В рамках мероприятий обсуждались вопросы как: современные вызовы и угрозы в сохранении религиозной идентичности и межрелигиозного согласия; экология отношений и диалог религий; религия в борьбе за окружающую среду; профилактика и противодействие религиозного радикализма.

12 ноября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up