Социальная помощь при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Социальная помощь при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове

Опубликовано: 30 марта 2020

Категории: Новости, Социальное служение

По благословению Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Восточным викариатством г. Москвы, в такое непростое и очень серьезное время, связанное с пандемией, волонтеры благотворительного сообщества «Радуйся» при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове продолжают нести свое социальное служение, направленное на поддержание особо нуждающихся категорий людей.

Волонтеры БС «РАДУЙСЯ», во имя Господа, раздают горячую пищу и товары первой необходимости, заботясь о бездомных, нищих и попавших в сложную жизненную ситуацию людях.

Помоги и Спаси нас всех Господи!

Информационный источник: http://храмсергиявгольяново.рф

В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа»

18 мая 2021 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа». Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» ХXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

В работе форума приняли участие руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов, начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков, начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ.

В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве.

«Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И. Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы. Завершены основные строительно-монтажные работы еще на 6 программных храмах. В стадии строительства 39 храмов, из них 2 — в ТиНАО. Еще 3 храма возводится сверх Программы. В стадии проектирования 40 храмов, из них 1 — в ТиНАО. На 111 участках установлены временные храмы. На 9 участках временные храмы стали основными.

В.И Ресин выразил уверенность, что «Программа выполняет миссию душевного врачевания». «Это не только возвращение исторической справедливости, это нравственный и надежный ориентир для молодежи, который защищает нас от трагедий, подобной той, что недавно произошла в Казани», — подчеркнул депутат. С этой целью возведены храмы при МГИМО, Академии ФСБ, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и РЭУ им. Плеханова, проектируется храм при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства также отметил важность строительства ведомственных и воинских храмов с духовно-просветительскими центрами и музеями. «Российская армия защищает наших граждан от внешних и террористических угроз, выступает миротворцем в конфликтах. Наша задача — придать нашим военным душевных сил, уверенности и чтить подвиг воинов. Уже построены: главный храм Сухопутных войск России, главный храм героев внешней разведки, главный храм Росгвардии. Планируется возвести храм в память ветеранов-афганцев», — сообщил депутат.

В.И. Ресин также обратил особое внимание на социальную деятельность православных общин.

О различных направлениях деятельности московских приходов говорил в своем сообщении В.И. Сучков: «Практически все православные общины действующих и строящихся храмов активно занимаются социальной, учебной, патриотической и спортивной деятельностью. Православная община становится центром притяжения для жителей района, центром притяжения доброты, сотрудничества и взаимовыручки».

По мнению В.И. Сучкова, «социальная и духовно-просветительская деятельность приходов нуждается в освещении и широкой общественной поддержке». В течении пяти лет Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы проводит ежегодные фотовыставки, посвященные деятельности московских приходов. Выставки становятся все более популярными. Более 200 тысяч москвичей и гостей столицы посетили экспозиции за последние пять лет. В этом году выставка будет представлена в Юго-Западном, Южном и Западном административных округах столицы.

«Программа строительства храмов нужна для Москвы, она обогащает духовную и культурную жизнь столицы, улучшает социальную ситуацию. Для нас важно интегрировать Программу в повседневную жизнь города, в жизнь каждого района», — сказал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы.

В рамках конференции также обсуждались вопросы архитектуры современного храма. Речь шла о том, насколько важно благолепие внешнего облика православных церквей в деле благоукрашения Москвы и просвещения современного общества.

В.И. Ресин подчеркнул, что «у каждого нового храма есть своя яркая индивидуальность, свой неповторимый образ».

В свою очередь иерей Александр Привалов отметил: «Во все времена именно храмы являлись венцом творения архитекторов, именно храмовое зодчество стояло во главе архитектурной мысли и всей градостроительной политики. Для храмов избирались самые лучшие места, часто на возвышенностях, чтобы они просматривались со всех сторон, или на центральных площадях, чтобы выступать архитектурной доминантой города. В архитектуре храма должна воплощаться красота Божиего мира, и этой красотой церковь призвана привлекать к себе человека — и невоцерковленного тоже. В архитектуре храма заключена глубокая символика, которая свидетельствует о том, что храм — это дом Божий, это место встречи Бога и человека, и эту символику также необходимо воплощать и в современной архитектуре храма».

На конференции отмечалось, что храмы Москвы строятся как крупными благотворителями, так и «благодаря рядовым прихожанам и их семьям».

За десять лет реализации Программы накоплен большой опыт в процессе храмостроительства. «И этим опытом мы готовы делиться», — сказал помощник председателя Финансово-хозяйственного управления. В этом направлении ведется активная работа. Так, в Московском архитектурном институте (МАРХИ) при участии архитектурного отдела ФХУ создана кафедра «Храмовое зодчество». «В 2020 году начал свою работу Совет по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, в состав которого вошел руководитель архитектурного отдела ФХУ. Само создание Совета было осуществлено также под эгидой ФХУ. В 2020 году ФХУ было инициировано сотрудничество с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академией художеств. При активном участии ФХУ организована и работает Гильдия храмоздателей», — сообщил в своем выступлении иерей Александр Привалов.

При Финансово-хозяйственном управлении также создано Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии», которое полностью обеспечивает процесс храмостроительства — от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. «В 2020 году Единая служба заказчика Московской Патриархии осуществляла технический надзор за проектированием 7 храмов и за строительством 13 храмов. Силами технического заказчика были введены в эксплуатацию 2 объекта. В роли генерального подрядчика ЕСЗ МП выступила на 5 объектах», — рассказал иерей Александр Привалов.

Несмотря на общую непростую ситуацию, Программа активно развивается, и в ее реализации В.И. Ресин видит «будущее города и благополучие его жителей».

В тот же день проходил семинар для настоятелей строящихся храмов.

В ходе семинара выступили:

  • иерей Александр Привалов с докладом о роли благоверного князя Александра Невского в истории России;
  • иерей Михаил Титов, первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии», с сообщением о роли технического заказчика в процессе строительства храмов;
  • О.В. Бражникова, руководитель юридической службы Финансово-хозяйственного управления, с сообщением по вопросам юридического сопровождения Программы строительства православных храмов в Москве;
  • А.Н. Кравчук, заместитель руководителя Мосгосстройнадзора, с докладом по вопросам подготовки документации на всех этапах проектирования и строительства, особое внимание было уделено вопросам проектирования храмов.

Докладчики также ответили на вопросы участников семинара.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-konferenciya-stroitelstvo-xramov-soxranenie-istoricheskoj-pamyati-naroda.html

20 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

В храме Восточного викариатства прошла презентация книги «От прихода к общине»

23 марта в конференц-зале храма Преображения Господня на Преображенской площади Москвы прошла презентация книги «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении», выпущенной Синодальным отделом по благотворительности. Ее провел один из авторов книги — председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. На презентации собрались священнослужители Восточного викариатства Москвы.

«Без духовного общения между пастырем и пасомыми невозможно развитие прихода. Члены духовной общины живут в послушании Церкви, священноначалию и своему пастырю-духовнику, — сказал епископ Пантелеимон во время презентации книги. – Важно, чтобы на приходе были люди, связанные любовью к Богу, общими интересами и общими заботами, делами милосердия. Только там, где есть община, успешно развивается и социальное служение. Где приход составляют не просто незнакомые между собой люди, которые время от времени посещают храм, но где между прихожанами есть любовь».

Помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов подчеркнул, что основной посыл книги – показать через социальное служение и добрые дела, как люди, приобщенные к общему делу, могут стать одной дружной приходской семьей. «Мы постарались выбрать несколько совершенно разных приходов, расположенных в разных концах России, в небольших городках и мегаполисах, созданных не так давно и существующих уже десятки лет. Но все они объединены одним – там есть приходская община, и многие прихожане вовлечены в дела милосердия. Опыт настоятелей этих общин мы включили не как рекомендации или некие алгоритмы действий, а, прежде всего, как пищу для размышления», — подчеркнул диакон Игорь Куликов.

Книга «От прихода к общине» адресована, прежде всего, священникам, настоятелям храмов и учащимся семинарий. «Эта книга не про достижения, а про то, что когда пастырь любит свою паству и служит своим прихожанам, в этом приходе обязательно появляется живая жизнь», — отметила составитель книги, редактор книжной серии «Азбука милосердия» Синодального отдела по благотворительности Инна Карпова.

На презентации также выступил еще один автор книги – настоятель храма в честь равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексий Батаногов. Отец Алексий поделился собственным опытом создания приходской общины еще до того, как он стал настоятелем. Он также рассказал, как происходит процесс формирования общины на приходе, где служит несколько священников.

В завершение все участники презентации получили в подарок новое издание с подписью епископа Пантелеимона.

Книгу «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении» в формате PDF, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности.

Презентация книги пройдет также в онлайн-формате 5 апреля в 12.00 в Youtube-канале Синодального отдела по благотворительности. Презентацию проведет председатель Синодального отдела по благотворительности, настоятель больничного храма царевича Димитрия епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и авторы книги – священники из разных регионов страны.

Книга была подготовлена при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020» и портала для священнослужителей «Пастырь» https://priest.today

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариаства/diaconia

26 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

10 ноября 2022 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Обращаясь к участникам заседания, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

«Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

Мы с вами собрались сегодня для обсуждения текущих вопросов, которые стоят на повестке дня. Но заседание наше проходит в непростом контексте, в котором сегодня пребывают и Отечество наше, и Церковь наша, и многие страны. Действительно, на каноническом пространстве Русской Церкви осуществляются военные действия, в каком-то смысле междоусобная брань, сопровождающаяся потерями, и, как всем хорошо известно, одна из потерь затронула нас очень близко и очень сильно. Это кончина отца Михаила Васильева, который был очень активным участником пастырской работы в Вооруженных силах и в полном смысле слова не жалел живота своего, находясь на переднем крае. Одно то, что я увидел, совершая заупокойную службу в Храме Христа Спасителя, свидетельствует о том огромном признании, о той любви, которую испытывали к отцу Михаилу военнослужащие. Отец Михаил погиб на поле брани, оставшись верным своему пастырскому долгу и священнической присяге. Поэтому давайте начнем наше заседание с провозглашения ему «Вечной памяти»».

Была пропета «Вечная память» протоиерею Михаилу Васильеву, настоятелю храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения во Власихе. Отец Михаил принял смерть 6 ноября в зоне СВО на Украине при исполнении пастырских обязанностей.

«Вчера я распорядился, чтобы до совершеннолетия младшего ребенка отца Михаила семье выплачивалась его зарплата из того прихода, где он служил, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Но, конечно, никакими материальными факторами невозможно понизить уровень того горя и тех переживаний, с которыми сегодня столкнулась семья отца Михаила. Очень надеюсь, что он останется в наших молитвах, а всех тех, кто может помочь, в том числе поддержать его семью, я всячески призываю к такому доброделанию».

Затем Святейший Патриарх Кирилл представил собравшимся повестку дня.

В состав Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха входят:

  • руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Крутицкий и Коломенский Павел;
  • управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий;
  • председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний;
  • председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент;
  • председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност;
  • председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл;
  • председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан;
  • председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон;
  • председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений;
  • председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Раменский Иринарх;
  • председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон;
  • руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Одинцовский и Красногорский Фома;
  • председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим;
  • председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий;
  • председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов;
  • и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин);
  • председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Олег Овчаров;
  • председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда;
  • руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

К участию в заседании также были приглашены: епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы; протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова; А.В. Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Информационный источник: http://moseparh.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-vozglavil-ocherednoe-zasedanie-vysshego-cerkovnogo-soveta-12.html

10 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Память священномученика Сергия Голощапова

6 июня в храме святителя Николая на Преображенском кладбище будут молитвенно вспоминать священномученика Сергия Голощапова, который был внештатным священником в 1922-1925 годах.

– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.

….
Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 года в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще более ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное на окраине тогдашней Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни.
В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском он, касаясь впечатлений детства, писал: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: “В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник – отец Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами”. Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об отце Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатно и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе; и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадтском уже не покидала ни меня, ни всех членов нашей семьи… Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой помолиться о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам, много раз просив о чем-либо заочно молитв отца Иоанна, получал желаемое».
С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское Духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре. «О Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой отцом Иоанном! – писал впоследствии Сергей Иванович. – Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».
По окончании в 1904 году семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную академию, которую успешно окончил в 1908 году и был оставлен при ней на один год профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. Будучи профессорским стипендиатом, он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Божественность христианства», после чего был назначен на должность помощника инспектора в Московскую Духовную семинарию.
В 1908 году он женился на девице Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевское, которую он знал с детства. После свадьбы они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на освободившуюся должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и ученым занятиям посвятить всю свою жизнь. Получив высшее богословское образование, он по соображениям идейным не хотел становиться священником: будучи человеком свободомыслящим, претерпев многие скорби и трудности в своем нищем детстве и юности, когда получение образования было связано для него с усилиями чрезвычайными, он находил неудовлетворительным положение Православной Церкви в государстве. На вопрос следователя в 1937 году, почему, окончив академию, он не стал служить священником, отец Сергий ответил, что в то время государственные и церковные законы обязывали священника быть на службе у государства, а это его не устраивало.
Несколько лет, наполненных напряженным трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и в конце концов появились признаки заболевания туберкулезом. В 1913 году Сергей Иванович вместе с женой отправился в Башкирию, чтобы пройти курс лечения кумысом.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Сергей Иванович должен был быть призван в армию, но по причине расстроенного здоровья он был освобожден от службы. Взамен этого он должен был нести дополнительное послушание – преподавать на курсах при Покровской общине сестер милосердия, находившейся на Покровской улице в Москве. Несмотря на занятость на преподавательском поприще, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе и в марте 1916 года представил в академию для защиты магистерскую диссертацию, которая по неизвестным причинам не была защищена. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати.
В 1917 году в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича.
В 1917-1918 годах в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, к работе которого Сергей Иванович был привлечен в качестве делопроизводителя, и здесь он познакомился с Патриархом Тихоном.
В это время семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии – сначала на улицу, а затем дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке. В доме, несмотря на зимнее время, не было ни отопления, ни освещения. В качестве отопительного прибора посреди комнаты стояла небольшая железная печка, которую топили сначала мебелью, а затем книгами.
После закрытия семинарии Сергей Иванович стал преподавать русский язык и литературу в средней школе (бывшей гимназии Баумерт), в которой и среди преподавателей, и среди учеников царили нищета и голод: все сидели на уроках в верхней одежде, и у учителей, и у учеников случались голодные обмороки. Сергея Ивановича пригласили читать по совместительству лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей, что несколько облегчило материальное положение семьи, так как здесь вознаграждение ему выдавалось не деньгами, а продуктами.
Страдания людей, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к отечеству привели его к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось после беседы с Патриархом Тихоном. В феврале 1920 года Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона, а в мае того же года – в сан священника и назначен настоятелем храма святителя Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Рядом с храмом был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. Со всей энергией пастыря, только что вступившего на священническое поприще, отец Сергий взялся за дело благоустроения и просвещения прихода. Кроме богослужений он организовал при храме некое подобие начальной школы для прихожан, где в доступной форме разъяснял содержание Священного Писания, церковных служб и учил церковному пению. В 1921 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Все это время он продолжал преподавать русский язык и литературу в школе.
В 1922 году власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме занимался преподавательской деятельностью в советских общеобразовательных учреждениях. На следствии в 1937 году протоиерей Сергий сказал, что оставил служение в храме в 1922 году ввиду опубликования декрета, запрещающего священнослужителям быть преподавателями. Уйдя из Никольского храма, отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев).
В 1926 году протоиерей Сергий решил оформить пенсию по инвалидности, что было связано с угрозой новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Пенсию по инвалидности он получал небольшую, но оформление его отношений с гражданской властью позволило ему избавиться от того двусмысленного положения, в котором он оказался, будучи одновременно преподавателем советской школы и священником в храме; став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии.
В том же году отец Сергий был назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Первой заботой отца Сергия было восстановление богослужения в соответствии с уставом, – и со временем богослужение здесь стало совершаться так, как оно совершается в монастырях. Пелись и читались все положенные стихиры.
Это явление было характерно и для некоторых других храмов Москвы, где настоятелями оказывались ревностные и неленостные пастыри. В эпоху беспощадных гонений для многих верующих стала очевидна особая значимость молитвы, и прежде всего – молитвы церковной. Молитва оказывалась зачастую самым надежным путем ко спасению и единственной оградой, поддержкой и защитой среди гонений, бед и искушений. Вокруг Троицкого храма собрался крепкий приход. Здесь все прихожане делали сами – пели, прислуживали в алтаре, читали за богослужением. И все это делалось бесплатно. Свечи прихожане брали сами, опуская посильную лепту в ящик.
Один из прихожан храма, Василий Петрович Савельев (впоследствии архимандрит Сергий), так описывает богослужение в храме: «После литии почти все свечи и лампады были погашены и храм погрузился во мрак. Молящиеся – их было немного, человек тридцать, – сели на скамьи и сидя слушали поучение, полагавшееся на этот праздничный день. После чтения поучения и кафизм все светильники вновь были зажжены и певчие дружно запели псалом «Хвалите имя Господне», и не в четырех стихах, как поется обычно в храмах, а полностью. В этот момент из алтаря вышел священник, держа в руках пук горящих свечей, которые тут же были розданы молящимся. В храме стало светло, тепло и богато. Большие восковые свечи пред иконами горели ярко; подсвечники блестели золотом; паникадило сияло от восковых свечей; тихо мерцали разноцветные лампады; белоснежные узорчатые полотенца нежно облегали темные лики старинных икон; лица молящихся светились радостью, а певчие дружно, обиходным московским распевом продолжали петь стихи хвалебного псалма. “Иже порази языки многи и изби цари крепки”, – пели вдохновенно на одном клиросе, и столь же вдохновенно продолжал другой клирос: “Сиона царя Аморейска, и Ога царя Васанска, и вся царства Ханаанска”.
Окончив этот псалом, певчие с еще большим подъемом запели другой псалом, в котором повествуется о том, как велик и чуден наш Господь Бог. По окончании этого псалма пели величание. Последний раз величание пели все присутствующие в храме. Это был момент наибольшего молитвенного подъема. Было радостно, так светло, так празднично, как бывает только на Пасху. Дальше следовало чтение Евангелия, в котором слова “Сей есть Сын Мой возлюбленный” звучали как непреложная, Божественная истина, озаряющая нашу жизнь и возводящая нас от земли на небо. Во время чтения первого часа почти все светильники были погашены и храм снова погрузился во мрак. Вокруг все стихло, и храм наполнился молитвою. Только ровный и спокойный голос чтеца нарушал благоговейную тишину и разносил по храму слова псалмов, которые сладко западали в размягченную душу. Законы и понятия чувственного мира, которые обычно порабощают нас, куда-то исчезли. Вместо них раскрылись законы и понятия другой жизни, духовной, Христовой, которая вне времени и пространства и которая чудесно преображает всех прикоснувшихся к ней чистым сердцем. “Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде”, – слышались в затихшем храме слова псалмопевца.
Так, в молитвенной тишине закончилась праздничная утреня… Под большие праздники совершались “всенощные бдения”. Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком “вечери любви” первых христиан».
Однако попытка восстановления богослужения на основе следования букве церковного устава и поставление именно его в центр приходской жизни оказалась не вполне удачной. Архимандрит Сергий (Савельев) писал: «Воссоздание церковного устава в богослужениях не могло быть простым копированием того, что написано в уставе, так как для такого богослужения необходимы люди, не только любящие устав, но и живущие в соответствии с ним. А таких людей почти не было…
Протоиерей Сергий Голощапов этого не понимал. Он был убежден, что уставное богослужение найдет горячий отклик среди верующих и поддержка ему будет обеспечена. Но этому не суждено было осуществиться. Оказалось, что совершение уставных служб с “неуставными” людьми было таким трудным и неблагодарным делом, что даже и любители старины не проявляли рвения к тому, чтобы его поддержать. Они заходили в храм, выражали свое сочувствие отцу Сергию, но далеки были от того, чтобы разделить с ним его повседневные труды.
Единственными помощниками настоятеля в совершении уставных служб и в заботах о храме была небольшая группа молодежи. Но и она была связана с ним не столько внутренне, сколько внешне.
Причина этого заключалась в том, что настоятель имел на жизнь Церкви и на ее будущее безнадежно-унылый взгляд. Для него восстановление церковного устава было самоцелью. Он смотрел на жизнь Церкви, как на догорающую свечу, в горести склонив голову. Имея такой взгляд, он замкнулся в своих уставных увлечениях и своих духовных детей старался напитать тем же. Но его духовные дети были еще слишком молоды, чтобы удовлетвориться такой пищей. Для них само понятие “догорающей свечи” было чуждым. Догорать и чадить может все, но не Святая Церковь.
Для молодых самоцелью могла быть только жизнь во Христе. Восстановление же строгого уставного богослужения было необходимо им лишь в той мере, в какой оно эту жизнь помогало утвердить.
Это разномыслие между протоиереем Сергием Голощаповым и наиболее жизнедеятельной частью общины с течением времени все более нарастало и углублялось. А так как протоиерей Голощапов не способен был преодолеть это разномыслие, то община была обречена на распад. Этот распад произошел довольно быстро и совершенно неожиданным образом.
В 1927 году митрополит Сергий, замещавший тогда Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, находившегося в заключении, обратился к верующим с воззванием, которое породило в церковной жизни глубокое волнение.
Часть церковного общества осудила митрополита Сергия и откололась от него. В числе непримиримых противников его оказался и настоятель Грузинской общины протоиерей Сергий Голощапов…»
В конце двадцатых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. 30 сентября 1929 года Троицкий храм был закрыт, а 28 октября его настоятель протоиерей Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
11 ноября следователь Александр Казанский допросил священника. На заданные ему вопросы отец Сергий ответил таким образом: «Принадлежа к Дмитровской группе в силу подчинения ее митрополиту Петру Крутицкому, я интересовался только церковной стороной их деятельности, а их политическую физиономию я не представляю себе до сего времени. Правда, мне иногда приходилось знакомиться с их документами или с документами их сторонников, но я как-то, по-моему, проглядывал антисоветские места в них. Во всяком случае, я таких документов, четко антисоветских, не помню».
20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
По прибытии в лагерь священник сразу же был отправлен на общие работы на лесные разработки, находившиеся в глубине большого Соловецкого острова, представляющего собой топкое, болотистое и непригодное для жилья место. На Соловки он попал в то время, когда там еще не окончилась эпидемия тифа, и после недели работы в лесу отец Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря.
Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское, образование. После выздоровления начальник санчасти предложил священнику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав экзамен, отец Сергий остался в санчасти в качестве помощника лекаря, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря.
В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан.
Сразу же после ареста священника его семья была выселена в комнату, которая являлась сторожкой, где когда-то жил один сторож, теперь она была разгорожена дощатыми перегородками на четыре темных и сырых комнатушки.
Летом 1931 года протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, которая также была сослана в Мезень. Условия жизни здесь были крайне суровыми, работа если и была, то только физическая, которая и отцу Сергию, и его жене была не по силам. Жили они, снимая проходную комнату у не отличавшихся доброжелательностью хозяев, а кормились тем, что удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.
Летом 1934 года срок ссылки окончился и им разрешено было выехать из Архангельской области в центральную Россию. Они поселились в городе Муроме Владимирской области. Через полтора года им разрешили переселиться ближе к Москве, но не ближе ста километров. Они выбрали Можайск и поселились здесь. Можайск в то время был переполнен людьми, вернувшимися из ссылок и лагерей, было трудно найти квартиру и невозможно было найти работу. У отца Сергия в это время обострились его болезни и к бывшим прибавились трофические язвы на ногах. В 1936 году жене священника Ольге Борисовне разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей, и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный заработок.
По свидетельству сына, священник в это тяжелое время, когда не виделось никакой перспективы на улучшение обстоятельств жизни в будущем, не только не падал сам духом, но и поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью. В крохотной комнатке, которую он снимал в Можайске, отец Сергий устроил маленький алтарь и здесь совершал утренние и вечерние службы, горячо молясь за всех страждущих и гонимых христиан.
Протоиерей Сергий был арестован 7 декабря 1937 года во время совершения всенощной в своей крохотной комнатке и заключен в тюрьму в городе Можайске. На следующий день состоялся допрос.
– Чем вы занимались, проживая в Можайске? – спросил следователь.
– Проживая в Можайске в течение двух лет, я нигде не работал. Периодически я давал уроки на дому в Москве.
– Для какой цели вы имеете облачение и ряд других церковных вещей?
– Я интересовался и интересуюсь археологической и художественной стороной церковных вещей, и собирал их в течение всей свой жизни.
– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.
В тот же день был допрошен хозяин дома, в котором жил отец Сергий; он показал, что ему приходилось бывать в комнате, где жил священник, и видеть в ней церковное облачение, дарохранительницу, церковные сосуды, подсвечники, чаши, кадило, ладан, свечи и уголь для кадила. Исходя из этого он полагает, что священник уходил по вечерам с сумкой и занимался незаконным богослужением, не возвращаясь на квартиру по два-три часа.
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности священника? – спросил свидетеля следователь.
– О контрреволюционной агитации священника сказать ничего не могу, так как он вел себя очень скрытно и мне с ним не приходилось разговаривать.
На следующий день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Голощапов виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля».
16 декабря тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Сергий Голощапов был расстрелян 19 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Информационный источник: https://azbyka.ru/days/sv-sergij-goloshchapov

2 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up