СОБОЛЕЗНОВАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В КЕМЕРОВЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В КЕМЕРОВЕ

Опубликовано: 27 марта 2018

Категории: Патриарх

Тяжела разлука с нашими родными, близкими, любимыми, но она не вечна. Мы расстаемся не навсегда.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому Аристарху, родным и близким погибших и пострадавших при пожаре в Кемерове.

***

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Аристарху, митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому

Ваше Высокопреосвященство!

Глубоко опечален известием о трагедии, произошедшей в минувший воскресный день в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове. В результате сильного пожара погибли и пострадали многие люди.

Всем сердцем сопереживая жителям области в постигшем их испытании, выражаю искренние соболезнования тем, кого коснулось это страшное несчастье, и молюсь, дабы Человеколюбивый Господь по неизреченной Своей милости ниспослал благодатное укрепление и утешение скорбящим, даровал скорейшее исцеление раненым.

Призываю духовенство епархии оказывать необходимую пастырскую помощь родственникам погибших и пострадавших. По моему благословению во всех храмах Русской Православной Церкви на третий день после трагедии будут совершены заупокойные богослужения.

Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10) да простит новопреставленным рабам Своим всякое прегрешение вольное и невольное и вселит их души во обители небесные, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

С любовью во Христе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

***

Родным и близким погибших и пострадавших при пожаре в Кемерове

Дорогие братья и сестры!

Болью в моем сердце отозвалась скорбная весть о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли и пострадали многие люди. Трагедия усугубляется тем, что жертвами огненной стихии стали дети. Всех нас посетила большая беда, и нет слов, которые бы могли выразить нашу общую скорбь. Искренне соболезнуя вам, дорогие братья и сестры, возношу молитвы к Богу, дабы Он приклонил Свою милость к вам и даровал силы мужественно пережить постигшее горе.

Человек смертен, но Церковь призывает нас в час скорби и печали не отчаиваться, а с верой и надеждой обратить свой взор на Господа, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Тяжела разлука с нашими родными, близкими, любимыми, но она не вечна. Мы расстаемся не навсегда. Придет время, и Создатель воссоединит нас с ними в Царствии Своем, и отрет Бог всякую слезу, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).

Особой признательности заслуживает труд тех, кто принимает участие в тушении пожара, оказывает медицинскую помощь пострадавшим, утешает и поддерживает родных и близких погибших. В эти скорбные дни вместе с вами миллионы людей, среди них и священнослужители Кемеровской епархии, готовые оказать всю необходимую пастырскую помощь.

По моему благословению 27 марта, во вторник, на третий день трагедии, во всех храмах Русской Православной Церкви будут совершены панихиды по погибшим.

Всемилостивый Господь да упокоит души новопреставленных в селениях небесных, дарует скорейшее исцеление раненым, укрепит и утешит скорбящих.

С глубокими соболезнованиями

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Г. МОСКВЫ

Если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми.
22 февраля 2018 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В молитве святаго преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия и даровать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.

Среди пороков, от которых мы просим нас избавить, два имеют много общего — это праздность и празднословие. По сути, и то, и другое представляют собой пустоту. А вот когда мы просим у Господа дать нам добродетель целомудрия, речь идет о чем-то противоположном. Мы просим наполнить нас таким содержанием, чтобы целостность нашей личности сохранялась на протяжении всей жизни. Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый, целостный и мудрый. Стало быть, это мудрость, которая помогает сохранять целостность, а «целый» в толковых словарях определяется как полный и неповрежденный. Если праздность и пустословие — это пустота, вакуум, то целомудрие — это полнота и неповрежденность.

В массовом сознании целомудрие связывается с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это не всё. Целомудрие — это состояние человека, который хранит в себе силы, данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт. Сила, которая накапливается в человеке, должна сохраняться. Тогда не будет пустоты, тогда будет целостность, то есть внутреннее содержание, представляющее собой прочную крепость, которая сохраняет внутреннюю жизнь человека от всякого повреждения.

Слава Богу, если тот, кто живет в пустоте, осознает, что так нельзя, что нужно остановиться, изменить образ жизни. Но очень часто это бывает трудно, в том числе из-за влияния окружающей нас массовой культуры. Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, неслучайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности.

Целомудрие, несомненно, объемлет всю человеческую жизнь, и неслучайно словами молитвы святого преподобного Ефрема Сирина мы просим даровать нам эту добродетель. Потому что вместе с целомудрием мы обретаем внутреннюю силу, способность самостоятельно определять свой жизненный путь. Целомудрие неотделимо от такого понятия, как подвиг. Подвиг не может совершить человек, не имеющий внутренней целостности — целостности убеждений и нравственных подходов к жизни. Теряя целомудрие, мы становимся очень слабыми, уязвимыми. А если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми.

Сегодня, быть может, как никогда, верующий человек должен отдавать себе отчет в том, насколько важно сохранять целостность своей души, своих мыслей, своих чувств, своего образа жизни. Церковь несет Божественное послание о красоте и святости целомудренного образа жизни. Если бы это послание поддерживалось современной культурой, то, несомненно, оно находило бы отклик в сердцах очень многих. Но сегодня Церковь практически в одиночестве говорит о том, что перестало, к сожалению, быть главным для многих, — о необходимости хранить себя в целостности и неповрежденности, дабы иметь силу идти тем путем, который ведет нас к свету, Божественной правде и спасению.

Молитвами преподобного Ефрема Сирина Господь да поможет нам сохранить и преумножить в себе святую добродетель целомудрия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

27 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАСХАЛЬНОЕ ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Христос открывает нам верный путь в Царствие Небесное, и этот путь пролегает через заботу о ближнем.

8 апреля 2018 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую вас этими жизнеутверждающими словами и поздравляю со светлым праздником Святой Пасхи.

Воскресение Иисуса Христа — это центральное событие всей человеческой истории. Бог становится Человеком, претерпевает страдания, умирает на Кресте, сходит во ад и, наконец, воскресает, чтобы мы обрели возможность спасения и жизнь вечную.

При этом Господь ни к чему не принуждает человека. Но ждет наших, пусть даже небольших, усилий, на которые всегда откликается благодатной помощью.

Сделаем ли мы шаг Ему навстречу— выбор каждого из нас. Этот выбор сложно сделать, пока мы не вполне понимаем, что выбираем. К сожалению, сегодня бытует немало ложных представлений о том, что именно предлагает Евангелие, в чем заключается христианская вера.

В эти светлые дни я хотел бы призвать всех — и верующих, и неверующих: возьмите в руки Евангелие и просто прочитайте его от начала и до конца. Постарайтесь всмотреться в образ Спасителя. Не сомневаюсь, что вы по-новому взглянете не только на самих себя, но и на окружающий мир. И ваше сердце исполнится той же радости, которую испытали некогда ученики, увидевшие Воскресшего Учителя.

Христос открывает нам верный путь в Царствие Небесное, и этот путь пролегает через заботу о ближнем. Я призываю всех в эти светлые дни проявить заботу о тех, кто рядом с нами или даже о тех, кто от нас далеко, но нуждается в нашей помощи.

Пусть пасхальная радость наполнит каждую душу и каждый дом, дабы не только на словах, но и на личном опыте мы смогли стать свидетелями Воскресения Христова.

Еще раз сердечно поздравляю всех вас с праздником Пасхи!

Воистину Воскресе Христос!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11).

Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

В каком-то смысле вся жизнь Церкви имеет это эсхатологическое измерение, потому что все мы обращены к этому ожиданию пришествия Господа и Спасителя. Действительно, никто не ведает «ни дня того, ни часа» (см. Мф. 24:36), когда это произойдет, —если речь идет о пришествии в мир Спасителя сразу для всех людей. Но мы нередко забываем, что у каждого из нас будет встреча с Господом после нашей смерти. Это и будет суд, который определит нашу загробную участь, и потому для каждого из нас встреча с воскресшим Спасителем — это не дела какой-то отдаленной исторической перспективы, а то, что будет в нашей жизни, и никто не знает, когда это произойдет.

Вот почему то, что было справедливо для первой христианской общины, которой было дано время для приуготовления себя ко встрече со Спасителем, — справедливо и по отношению к каждому из нас. Как апостолы были призваны готовиться к этой встрече, так и мы призваны готовить себя ко встрече со Спасителем. И не в отдаленной эсхатологической перспективе, а в очень близком будущем, потому что жизнь человеческая весьма коротка, и момент, который отделяет нас от встречи со Спасителем, не за горами — в том смысле, что это будет не тысяча и не две тысячи лет, а короткие годы человеческой жизни.

Одна из самых главных задач христианина — помнить об этом. О том, что никто не избежит встречи со Спасителем, никто не избежит Его суда, и готовиться к нему. Не так, как это иногда бывает: поближе к старости, поближе к смерти подготовлюсь, тогда и помолюсь, тогда и принесу покаяние. Каждый день мы должны обращать ко Господу наше покаяние и нашу горячую молитву с просьбой исцелить наши недуги и простить наши грехи.

В обычное время у людей часто не остается возможности для того, чтобы действительно сосредоточиться в молитве. Слишком много всего, что окружает нас и что отвлекает наше внимание. Слишком много того, чем мы должны заниматься помимо того, чтобы молиться Господу, исповедовать свои грехи. Нам не хватает времени — именно поэтому святые подвижники уходили из мира, чтобы у них было время на самое главное. А вот так, чтобы оно появилось для всех сразу — такого никогда не было, за исключением наших дней. Мы с вами переживаем уникальное время, когда не одному, не двоим, не десятерым, не тысяче, а всему миру дана возможность сосредоточиться, подумать о своей жизни, о своих грехах, обратиться к Богу, принести покаяние; и неизвестно, даст ли еще Господь всем нам такую возможность.

То, что сегодня происходит, — вовсе не случайно. Господь действительно дает нам время для осмысления своей жизни, для принесения покаяния, для изменения к лучшему своих мыслей, своих чувств, своих дел. Как все проходит, пройдет и это время уединения, и снова мы погрузимся в суету ежедневных обязательств, забот, трудов. Давайте используем время, которое нам сейчас дал Господь, для духовного сосредоточения, для покаяния, для молитвы. Те, кто сомневается, — укрепитесь в вере. Те, кто не чувствует веры в сердце, осознайте, что неслучайно мир погружен в это время — время, которое дается нам для переосмысления своей жизни. Если кто-то с кем-то находится во вражде, надо примириться. Если кто-то чувствует на сердце некое угнетение, если совесть обличает за какие-то поступки и дела, — давайте раскаемся в них. Постараемся максимально очистить свой разум, свою душу, свою совесть, потому что время, которое мы сейчас переживаем, действительно оптимально для того, чтобы совершить некий духовный прорыв в своей жизни.

Пусть Господь поможет нам не в пустоте, не в суете, не в мелочных домашних развлечениях, тем более не в ссорах, не в выяснении отношений, не в конфликтах провести эти даруемые нам дни. В первую очередь в молитве, если умеем молиться. А если не умеем, то постараемся научиться молитве. В покаянии, если умеем каяться. А если не умеем — научиться каяться пред Богом и своей совестью. Вот тогда мы выйдем из этого времени уединения духовно освеженными, обновленными, сильными. Тогда это время послужит нашему физическому и духовному исцелению, приведет к изменению жизни не только отдельно взятого человека, но, если все сложится правильно, по воле Божией, то, верим, и к духовному обновлению Отечества нашего, да и всего рода человеческого.

Пусть Господь пребывает с каждым из нас в эти удивительные дарованные нам дни уединения. Пусть Он Своей благодатью вспомоществует нам пройти их достойно, чтобы иначе взглянуть на мир, на окружающих нас людей и иначе взглянуть на небо, чувствуя Божественное присутствие в нашей жизни. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5643120.html

29 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ В АЛТУФЬЕВЕ

Главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 29-е воскресенье после праздника Святой Троицы и Неделя праотцев. За две недели до Рождества Христова мы вспоминаем ветхозаветных святых, в числе которых такие титаны духа, как Авраам и многие другие, кто учил народ истинной вере, кто беззаветно хранил эту веру, кто надеялся на пришествие в мир Мессии.

В этот день нашему вниманию предлагается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 14:16-24). Спаситель рассказывает притчу о том, как некий богатый человек решил устроить пир и послал своих слуг собрать гостей на это торжество. Но кто-то отказался, потому что купил землю, — мол, надо пойти и эту землю осмотреть. Другой отказался, потому что купил пять пар волов, — их же надо испытать. Третий отказался, потому что женился. Тогда разгневанный домохозяин повелел рабу пойти на улицы и в переулки и пригласить на пир всех, кого найдет, и палата наполнилась людьми, которые не были избраны изначально, но которые были позваны на пир и стали избранными.

Совершенно неслучайно это Евангельское чтение предлагается нам в день воспоминания о праотцах. Как много было святых в Ветхом Завете, которые трудились для того, чтобы народ поверил в пришествие Мессии! Но когда Господь, Мессия, Спаситель пришел, очень многие Его отвергли. И мы знаем, что после Вознесения Спасителя проповедь Евангелия, Божественным произволением, была обращена к тем, кто не был избран, к тем, кто не был позван на торжественную трапезу, — а именно к язычникам, которые не верили в истинного Бога, которые не хранили благочестия, у которых не было храма в честь истинного Бога. Именно эти люди, позванные с улиц и перекрестков, и наполнили палату Божественной трапезы — Церковь Господа и Спасителя.

Конечно, среди них было много тех, кто в силу своего рождения принадлежал к избранному народу и принял, как святые апостолы, весть о Христе, — они также наполнили вселенскую палату Божественной трапезы. Но и применительно к нам эта притча имеет очень важное значение, ведь часто люди призываются Богом — через жизненные обстоятельства, размышления, воспитание, — но отказываются прийти в храм Божий, присоединиться к общине верующих, хотя, казалось бы, для этого есть все условия.

И возникает вопрос, почему это происходит, почему даже те, кто формально принадлежит к Церкви, нередко переносят на самую периферию все, что связано с Церковью и духовной жизнью. Такие люди редко посещают храм, плохо знают Священное Писание и никогда в жизни им не руководствуются; их религиозность связана в основном с традицией, скорее культурной, чем духовной. Эти люди живут вне Евангелия, вне Божественных заповедей, — почему же так происходит? Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: что человек любит, то для него и есть бог. Ведь главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

Мы знаем, какой притягательной силой обладает власть. Стремление к власти для многих становилось идолом, высочайшей ценностью, ради которой они отдавали все силы. Ради завоевания власти люди шли на кровавые конфликты и войны. Был период времени, в том числе в жизни нашей страны, когда таким идолом стала идеология. Многие люди возлюбили эту идеологию, отказавшись от Бога, и она стала для них богом. Ради нее совершались подвиги, приносились жертвы, развивалась невероятная энергия созидания, направленная на то, чтобы постулаты этой идеологии воплотились в жизнь. Но они не воплотились и воплотиться не могли, ведь идеология — это не вера в Бога. Идеология питается человеческой мудростью, а человеческая мудрость относительна: то, что сегодня кажется абсолютно важным, завтра теряет значение. Так и произошло с идеологией, в которую люди поверили, — оказалось, что в действительности никакого значения для человеческой жизни эта идеология не имела и по природе своей иметь не могла.

Сейчас наступили другие времена, и, наверное, каждый знает, чему сегодня люди отдают свое сердце, что они больше всего любят: это деньги, это блага, это максимальное потребление благ. Человеческое счастье, как его представляют реклама, некоторые фильмы, массовая культура, и связано, в первую очередь, с потреблением материальных благ, с физическими наслаждениями, — этими параметрами и ограничивается сегодня предмет любви огромного количества людей. Но тот, кто привязан к материальным благам, не может верить в Бога. По словам того же Ефрема Сирина, вера в Бога исчезает там, где притяжение к материальным благам связывает человека. Если кто-то поймет мои слова так, будто Церковь проповедует полное пренебрежение к материальным благам, то это будет неправильно. Отталкиваясь от замечательного выражения преподобного Ефрема Сирина, я скажу, что центральным и самым важным в его изречении является слово «связывает». Когда материальные блага, стремление к тому, чтобы больше тратить и больше потреблять, больше зарабатывать, чтобы снова тратить, направляют все мысли и все дела человека, то он оказывается связан притяжением к материальным благам. Они, и ничего более, оказываются в центре жизни, а потому и становятся богом, а лучше сказать, идолом.

Поэтому, когда вы смотрите всю эту рекламу, телевизионные передачи и фильмы, где культ наслаждения, потребления, безудержного веселья предлагается как некий идеал жизни, вспомните о словах преподобного Ефрема Сирина. Нельзя, чтобы все это связывало человека. Мы, конечно, живем в этом мире, мы соприкасаемся со всем, о чем только что было сказано. Если у человека появляются материальные средства, и он желает приобрести жилище, автотранспорт, как-то себя обеспечить, то это естественное желание и потребность человека. Но если все это связывает наше сознание, направляет нашу волю, формирует наши убеждения, то это и есть начало идолопоклонства.

Удивительным образом, чтобы понравиться людям, политики сегодня постоянно говорят об экономическом факторе как о чем-то самом главном. Конечно, власть и существует для того, чтобы решать, в том числе, экономические проблемы. Но как важно, чтобы в этом послании к людям не забывалось действительно самое главное: что человек — не животное, что он должен иметь высочайшие запросы духа и разума. А если в обществе такие запросы игнорируются, то ничего доброго не получится, даже если мы станем очень богатыми, экономически успешными и если планка нашего потребления будет постоянно повышаться.

Величайшая мудрость, которая содержится в сегодняшнем евангельском чтении, призвана помочь нам понять, что ни земля, ни волы, ни даже близкие и родные не могут быть для человека выше Бога, ведь если что-то становится выше, то теряется самое главное в человеческой жизни — ее измерение. Вектор человеческого развития меняет свое направление с вертикального на горизонтальный, а значит, подлинного роста, духовного возрастания, а вместе с ним и человеческого счастья не получится.

Сегодняшний день посвящен воспоминанию ветхозаветных святых, которые в тяжелейших условиях окружавшего их язычества и слабости веры народа не уставали призывать его к любви к Богу, к вертикальному измерению человеческой жизни, к тому, что есть дорога от земли на небо. Так и нам, отдаленным от тех людей тысячелетиями, следует сегодня подумать о том, что есть путь и истина и жизнь; и понять, что только тот путь, который ведет человека к Богу, является подлинно истинным, спасительным, а значит, несущим в себе возможность обрести полную жизнь — по-человечески мирную и радостную, а с точки зрения Божественного закона правильную и спасительную. И да поможет нам Господь в нашем странствии по этому жизненному пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 января 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up