Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА

Опубликовано: 23 марта 2018

Категории: Патриарх

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки.

16 марта 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Я бы хотел осветить, насколько это возможно в кратком вступительном слове, тему пастырского попечения о студентах, нашей работы в вузах. Эта тема — один из пунктов повестки дня, и я надеюсь, что сегодня мы сможем ее обсудить. Но хотел бы поделиться с вами своими мыслями.

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие из вас посещали западные университеты и знают, что присутствие капеллана — это так же органично, как и присутствие светского профессора. Во многих российских вузах сегодня также создаются домовые церкви и тем самым восстанавливаются дореволюционные традиции.

В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть значение первого храма, открытого при вузе, — церкви святой мученицы Татианы при МГУ. И я хотел бы, чтобы все нас услышали и поняли: это вовсе не клерикальный поход на науку и на высшие учебные заведения, а возрождение той самой традиции, которая существовала в России и сегодня существует во многих странах Европы и Америки.

Но для того чтобы восстановить университетское священство как неотъемлемую органическую часть жизни студентов и преподавателей, нужны значительные усилия. Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям. Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели. Ведь беседы, которые он будет проводить, могут касаться не только духовных тем, но и общекультурного дискурса, который включает, в том числе, научные темы.

Священник должен быть авторитетным участником такого дискурса. Известно, что академическая сфера предполагает особую взыскательность. Благодарю Бога за то, что имел в своей жизни опыт работы в духовной академии, опыт участия в заседаниях Ученого совета при еще живых профессорах дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю, как при полном уважении друг к другу члены корпорации не допускали пустых слов, заявлений, не соответствующих действительности, и могли корректно поправить кого угодно, в том числе ректора. Это был очень важный фактор, если хотите, моего воспитания. Я понимал: если ты публично произносишь слова, ты должен нести за них ответ, потому что всегда может найтись человек, который тебя поправит, скажет, что ты неправ, и докажет твою неправоту.

Собственно говоря, научное сообщество так и функционирует. Ведь что такое защита диссертации? Это и есть разговор о том, насколько заявленная тема раскрыта, насколько сделанные заявления соответствуют истине. Поэтому дискуссии в университетской среде всегда предполагают высокий уровень ответственности, и священник должен соответствовать такого рода взысканиям и ожиданиям.

Служение университетского капеллана немыслимо без свидетельства о вере, но конечно, оно им не ограничивается, ведь молодой человек ищет ответы на острые жизненные вопросы — о призвании, о предназначении, о личностном росте, о любви. Священник должен быть помощником в этом поиске, способным поддержать, явить любовь и внимание. Молодежь внимательна и не прощает лукавства и благочестивого формализма в общении с собой. Надо быть готовым вести честный и открытый диалог. Домовая церковь должна быть местом встречи священника со студентами, преподавателями, профессорами, местом общего духовного возрастания. В стенах храма должна вестись духовническая, пастырская работа, осуществляться диалог, который, несомненно, обогатит обе стороны.

Получение высшего образования — это важнейший этап в формировании личности. Упорный труд, дружба, верность, профессионализм — всё это складывается в пору студенчества. Священник призван поддержать студента, предложить ему ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом. Храмы в вузах — это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви в целом. Для многих это первая ступень к Богу. Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о Православии. Мы должны заботиться о том, чтобы вузовские храмы были очагами любви, нравственными камертонами в университетском пространстве, чтобы благодаря этим храмам стирались стереотипы, в том числе относительно того, что наука и религия находятся в вечном конфликте. Работа капелланов призвана помочь студентам и профессорам отвечать на критические вопросы, которые обращаются в адрес Церкви. Церковь отвечает на них в меру сил, но не всегда наши ответы достигают университетской среды. Поэтому важно, чтобы диалог Церкви и общества осуществлялся и на уровне высших учебных заведений, помогая молодому поколению, будущим ученым, будущей элите нашего общества понять, что делает Церковь сегодня, какова цель ее миссии, что происходит в ее внутренней жизни, — с тем, чтобы люди могли получить внятные, убедительные ответы на вопросы, которые сегодня возникают в сфере церковно-общественных отношений. Считаю, что мы должны обратить очень большое внимание на развитие капелланства в студенческой среде.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 16-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В БЕСКУДНИКОВЕ Г. МОСКВЫ

Талант — это то, что от Бога и что Господь может отнять в любой момент. Если мы, имея талант, не обращаем его во благо людей, а только сами наслаждаемся результатами того, что талант нам приносит, то участь наша печальна.

16 сентября 2018 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в 16-е воскресенье после Пятидесятницы, за Литургией согласно церковному уставу читается евангельская притча о талантах (Мф. 25:14-30). Все, кто ходит в храм, знают эту притчу, те, кто читал Евангелие, ее помнят. Притча повествует о том, как одному человеку дали пять талантов, другому — два таланта, еще кому-то — один. А когда тот, кто раздавал таланты, потребовал отчет об их использовании, оказалось, что получивший один талант вообще никак их его не использовал, а просто зарыл. Словами этой притчи Господь осудил каждого, кто зарывает свой талант, кто его скрывает, кто не использует свой талант для создания благ, духовных или материальных, на пользу ближнему своему.

Очень часто наличие талантов вызывает у окружающих чувство зависти. Если кто-то, не обладая особыми талантами, видит рядом с собой людей одаренных, то у него может развиться комплекс неполноценности. Напротив, человек, наделенный талантами, может потерять чувство самоконтроля и воспринимать полученный от Бога талант как свою собственную добродетель, как результат своих собственных трудов и поэтому превозноситься над окружающими, в первую очередь над теми, кто талантов не имеет.

Размышляя на эту тему, святой Василий Великий говорит, что человек, который не имеет талантов, не должен презирать себя, а тот, кто имеет таланты, не должен презирать талантами не одаренного. Ни в коем случае наши способности и то, что явилось результатом их развития — положение в обществе и государстве, наличие материальных благ, — не должны стать причиной к тому, чтобы мы смотрели сверху вниз на тех, кто от Бога этих даров не получил, и чтобы успехи, проистекающие из наших талантов, мы приписывали сами себе, а не благодарили Бога каждый день за дар, который Он нам дал.

И вот что еще очень важное сказал Василий Великий, размышляя над притчей, которую мы сегодня слышали. Он сказал, что человек, имеющий таланты, но использующий их лишь для собственного благоугождения, не направляющий плоды своих талантов на благо других людей, уподобляется в глазах Божиих тем, кто никаких талантов не имеет. Потому что талант реализуется не так, как Бог повелевает нам это делать, и, не имея ценности пред лицом Божиим, не имеет ценности и пред лицом людей. И мы знаем, что многие, несомненно, талантливые люди не воспринимаются народом — политики, общественные деятели и прочие, которые, несмотря на свои таланты, не имеют никакой поддержки в человеческих сердцах.

Талант — это то, что от Бога и что Господь может отнять в любой момент. Если мы, имея талант, не обращаем его во благо людей, а только сами наслаждаемся результатами того, что талант нам приносит, то участь наша печальна. И ведь нам известны примеры глубоко несчастных людей — во власти сущих, богатых, знаменитых — и у нас, и по всему миру. Всё у человека есть, а счастья нет, мира душевного нет, как нет той радости, которую он, может быть, испытывал в детстве или в юности, хотя и не имел того, что у него есть сегодня. Талант — это дар Божий, который нельзя отвергать, но им нельзя и злоупотреблять, действуя вопреки Божией воле.

Всему этому мы научены сегодня замечательной притчей о талантах. Пусть эта притча помогает нам, в первую очередь, правильно оценивать самих себя. Эта самооценка очень важна. Молясь пред лицом Божиим, пред иконой в своей собственной комнате, каждый человек, даже очень талантливый и успешный, должен давать себе самооценку, и чем больше возможностей, чем больше талантов, тем выше должна быть планка требований, которые мы предъявляем к самим себе.

Но и тот, кто не имеет таланта, кто живет не очень состоятельно, у кого нет возможностей делать карьеру, кто просто питается от рук своих, должен не завидовать тем, у кого есть таланты, а понимать: кому больше дано, с того больше и спросится. И неизвестно, кто будет первым стоять пред лицом Божиим — имевший десять талантов или тот, у кого был лишь один. Там будет окончательный суд, хотя начинается он здесь, в нашей жизни, через состояние ума, через состояние души. Если человек теряет покой, если из его жизни исчезает радость, значит, талант не помогает быть счастливым, значит, Господу неугодно все, что талантливый человек делает, и Господь лишает его естественных результатов того дара, который он получил.

Напротив, мы знаем, как люди, не имеющие талантов, живущие очень и очень скромно, сохраняют удивительные радость и мир в сердце. Мне приходится путешествовать по всей России, по деревням и селам, по отдаленным уголкам тундры. И когда я встречаюсь с простыми людьми, живущими в чумах в условиях Арктики, когда я смотрю на их лица, я вижу в их глазах человеческое счастье, мир, благополучие, спокойствие. Ведь то, к чему стремится человек и что в первую очередь предопределено дарами, которые человек получает, — всё это разумом и волей самого человека может быть либо обращено к его счастью, полноте жизни, либо разрушено.

В Слове Божием нет ни одной мысли, которая бы не имела отношения к нам — людям, отделенным двумя тысячами лет от пришествия в мир Спасителя. Все, что было сказано и было актуально тогда, актуально сегодня и останется актуальным до скончания человеческой истории. И да поможет нам Господь воспринимать Его слово как величайший закон жизни, осуществляя который, мы только и можем достигнуть подлинного счастья, подлинного благополучия в этой жизни и Царства Небесного по окончании нашего физического бытия. Пусть Господь помогает каждому из нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

18 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В 40-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА) ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

Жизнь твоя измеряется тем, что ты сделал во имя Божие.

5 сентября 2018 года, в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем 40-летие со дня кончины приснопамятного Преосвященного владыки митрополита Никодима, который в тяжелейшие годы управлял Петербургской епархией и с именем которого связано возрождение, несмотря на все трудности, церковной жизни в этом городе. Но не только в этом городе, потому что владыка посеял такие мощные семена в почву нашего благочестивого народа, что они взошли замечательными плодами, явив святителей, священников, богословов, приходских активистов и всех тех, кто своими трудами во многом подготовил церковные перемены конца ХХ столетия.

Известно, что владыка Никодим обладал многими дарами от Господа, — об этом вчера было замечательно сказано на мемориальном вечере в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Действительно, от Бога ему было дано очень многое: крепкое здоровье, очень мощный интеллект, феноменальная память, сильная воля, благочестивое сердце. Но, несмотря на физическую мощь, он умирает в 48 лет от седьмого инфаркта. Казалось бы, где же природная сила, закаленное крепкое тело? Все было сильным, кроме одного — слабого сердца. Те, кто помнит владыку, знают: он мог быть строгим, взыскательным, он мог пробивать стены тогдашнего отчуждения мира от Церкви, но его сердце оставалось открытым, мягким и очень чувствительным. Иначе его смерть объяснить нельзя. Если бы ничто не затрагивало сердце владыки, он прожил бы долгую жизнь, но это была бы жизнь другого человека.

В этой личности соединились сила и слабость. Но слабость не от греха, не от каких-то злоупотреблений, не от того, что так часто разрушает здоровый организм современного человека, а слабость от чувствительного, доброго сердца, которое было открыто, в том числе, восприятию многих и многих болезненных ударов, которыми сопровождалась его жизнь — жизнь святителя, ставшего особым образом на защиту нашей Церкви, воспитавшего плеяду архипастырей, множество священнослужителей, многие из которых и сегодня вместе с нами совершают здесь молитвенное поминовение своего аввы.

Говорят, каждый человек должен оставить какой-то след: дерево посадить, дом построить, детей родить, и, наверное, все это правильно. Но если человек отказывается и от семьи, и от детей, и от дома, полностью посвящая себя служению Церкви, то его плод оценивается по другим критериям, и первый из них: что же ты сделал для Церкви Божией? Вне зависимости от того, какое место ты занимаешь, — являешься ли ты известным иерархом, богословом, священнослужителем, или ты мирянин, в лучшем случае раз в неделю приходящий в храм, — все равно жизнь твоя измеряется тем, что ты сделал во имя Божие.

Вот почему так важно всем нам вспоминать наших наставников. И сегодня замечательный день для нас, тех, кто знал и помнит дорогого владыку Никодима, обновить нашу память, соотнести все, что мы знаем, с историческим фоном, на котором развивалась жизненная драма владыки митрополита Никодима. Понять, какую жертву он принес, каких целей достиг и какую цену заплатил за то, чтобы сегодня мы все вместе были в этом храме и чтобы следующее поколение Преосвященных архипастырей и духовенства могло достойно трудиться, утверждая веру Христову в жизни нашего народа в наисложнейшем XXI веке.

Мы сейчас совершим заупокойную панихиду, а затем проследуем на кладбище, где совершим литию. Я бы призвал к особой молитве за приснопамятного владыку митрополита Никодима, и прошу всех вас — Преосвященных архипастырей, духовенство, верующих людей, студентов и преподавателей духовных школ — помнить имя этого выдающегося сына Русской Православной Церкви. Его трудно сравнивать с кем бы то ни было в истории, но есть иерархи самого переднего плана. Так, среди Предстоятелей Церкви мы всегда с благодарностью вспоминаем святителя Макария, который во времена Ивана Грозного сумел провести Поместный Стоглавый Собор и во многом повлиять на жизнь Церкви. Мы, несомненно, вспоминаем также святителя Платона, который своими трудами изменил систему духовного образования в Русской Православной Церкви, — жил он в веке восемнадцатом. И, конечно, вспоминаем двух выдающихся светильников века девятнадцатого — митрополита Филарета (Дроздова) и святителя Иннокентия Иркутского, а затем Московского. Вот в этом ряду — и владыка митрополит Никодим. Его вклад имеет огромные исторические необратимые последствия для истории нашей Русской Православной Церкви. Очень надеюсь, что те, кто застал владыку, до конца дней сохранят молитвенную память о нем. А те, кто его не знал, из книг, из слов моих, сказанных сегодня, сделают важный вывод, что таких святителей земли Русской нужно всегда хранить в своей благодарной памяти и возносить их имена в молитвах.

Теперь помолимся об упокоении души усопшего раба Божиего приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима, дабы Господь в Своих небесных обителях изливал на него Свою любовь и Свою благодать. А нам с вами нужно помнить это имя и не переставать о нем молиться. Всех вас приветствую в этот памятный день. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

10 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ В СТАРЫХ ЧЕРЕМУШКАХ Г. МОСКВЫ

Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры.

30 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье на языке церковного устава именуется Неделей праотцев. Что это за праотцы? О ком идет речь? Праотцы — это все те святые люди, которые, начиная с самой глубокой древности, предшествовали Господу и Спасителю, Мессии, а многие из них о Нем проповедовали. Они жили в языческом окружении, но даже в недрах избранного народа эти святые мужи за свою проповедь нередко расплачивались собственной жизнью. Потому что они возвещали те самые идеи, которые затем были ярко представлены в Новом Завете, но с трудом воспринимались ветхозаветным сознанием.

Вот поэтому мы и вспоминаем святых праотцев — тех, кто задолго до Рождества Христа Спасителя предвозвещал Его пришествие в мир. Не только потому, что они верили в обетование, которое было дано Адаму в раю, — что Семя Жены сотрет главу змия, то есть придет Некто, Кто разрушит власть диавола в роде человеческом (см. Быт. 3:15). Но еще и потому, что они жизнью своей предвосхищали появление нового образа жизни, в основе которого — великие заповеди, принесенные роду человеческому Господом и Спасителем.

Святые праотцы принадлежали к разным сословиям. Среди них были цари, пророки, люди, умудренные опытом, имевшие очень большой авторитет в избранном народе. Мы знаем, что избранный народ первоначально возглавляли харизматические духовные вожди, которым на смену пришли цари. Древние израильтяне решили, что именно царь как светский владыка, сосредоточив в своих руках и законодательную, и исполнительную, и судебную, и военную власть, сможет обеспечить победу своего народа над врагами. Долгое время у израильтян такого лидера не было, — они верили, что ими управляет Бог, как управлял Он их предками, выведя из Египта и сохранив в море окружавшего идолопоклонства. Но слабость веры привела к тому, что в какой-то момент древние израильтяне отказались от того, чтобы Бог ими управлял. Правление, известное в истории как теократия, то есть управление Богом через духоносных мужей, именуемых судьями, сменилось установлением царской власти. И когда к последнему судье, пророку Самуилу, израильтяне обратились с просьбой поставить царя, Господь сказал Самуилу: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).

Эта история может научить многому и нас, современных людей. Конечно, речь идет не о государственном строе или светском характере государства, — все эти вопросы давно решены и, с тем или иным успехом, реализуются в истории человечества. Но главный принцип, который был включен в жизнь рода человеческого Самим Богом, не должен уходить ни из жизни тех, кто облечен властью, ни из нашей с вами жизни. Никто не должен сказать про нынешнее поколение православных людей, что они от Бога отказались. Тысячелетия отделяют нас с вами от пророка Самуила, но его слова должны запечатлеться в наших умах и сердцах. И каждый из нас должен задавать себе этот ключевой вопрос: «Не предаю ли я своего Господа и Спасителя, своего подлинного Царя и Правителя? Не отказываюсь ли я от Него? Не отдаю ли душу иной силе, чаще всего темной, которая заступает на место светлой силы?»

Наша верность Господу не предполагает сегодня никаких политических обязательств. Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры так, как хранил ее Древний Израиль, как хранили ее судьи, как хранили ее пророки, как хранили ее святые праотцы. Через библейские тексты, через богослужебные песнопения то, что было в глубочайшей древности, оживает в нашем религиозном сознании, потому что святые праотцы и для нас, людей современных, остаются авторитетами, духовными вождями, примерами в жизни.

Пусть Господь каждому из нас помогает сопротивляться греховным обстоятельствам жизни так, как сопротивлялись древние, с той лишь разницей, что древние жили до пришествия в мир Христа Спасителя, а мы — после. Древние опирались на мудрость и на свою человеческую силу, а мы можем опираться и на мудрость, и на силу, а если силы нет, то и на слабость свою, потому что подлинной силой, которая помогает христианину спасаться, является сила благодати Божией, дарованная нам и по молитвам праотцев, и по искупительной жертве Самого Господа и Спасителя нашего, через сошествие Духа Святого на апостолов, ставших последователями праотцев и проповедавших Единого Бога, в Троице покланяемого, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

30 декабря 2018
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение. 

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных… Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела. 

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны. 

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ. 

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ. 

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа. 

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины. 

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию. 

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067.html

28 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up