Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Пятидесятницы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Пятидесятницы

Опубликовано: 14 июня 2022

Категории: Новости, Патриарх

12 июня 2022 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день Святой Троицы, с особым чувством мы совершаем богослужение, Литургию и молимся в пределах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она была основана святым преподобным Сергием в один из тяжелейших моментов отечественной истории, когда Русь разделилась на множество княжеств и каждый из князей, движимый властолюбием, подстрекаемый к тому другими силами, стремился в войне со своими братьями добиться господства над остальными. Страна погрязла в междоусобной брани, племя восстало на племя, город восстал на город, и вот именно в то время, в самый, может быть, опасный момент нашей истории, святой преподобный Сергий и произнес такие слова: воззрением на Святую Троицу препобеждать ненавистную рознь мира сего. И создал эту лавру — конечно, тогда еще не лавру, а маленький монастырь в честь Святой Троицы, нераздельной, неразлучной Троицы.

Тайна Святой Троицы не открыта людям в полной мере. Мы знаем, что Бог един, и одновременно знаем, что три лица Святой Троицы — это Божественная реальность. Мы не знаем и никогда не сможем узнать, как живет Бог в Своей Полноте, абсолютно недоступной для человеческого разума. Но что-то одно нам открылось — а именно то, что законом жизни Бога является любовь. Внутренний закон Божественной жизни — это любовь. А потому, когда Преподобный говорил: воззрением на Троицу препобеждать ненавистную рознь мира, он, конечно, имел в виду препобеждать не мечом, не оружием, не силой, не властью, а тем, что скрепляет Божественную жизнь воедино, что превращает в Единицу Святую Троицу, неразлучную и нераздельную, — любовью. Из праздника Святой Троицы, особенно совершаемого здесь, в обители Преподобного, каждый из нас должен вынести этот дивный урок: рознь препобеждается воззрением на Святую Троицу; а законом бытия Святой Троицы является любовь.

Конечно, кто-то скажет: а как же войны? А как же иные общности людей, которые основаны вовсе не на любви, а на общих интересах? В каких-то случаях это законные объединения людей, и они поощряются государством, но есть ведь и беззаконные, и преступные объединения! Какая же там любовь? Любви нет. А когда люди объединяются без любви, такие объединения не могут быть прочными.

В первую очередь это должны усвоить те, кто вступает в брак: только любовь сохранит ваши отношения. Все то, что привлекает людей, когда они знакомятся или вступают в совместную жизнь, с годами пройдет. И когда пройдет влечение одного человека к другому, обусловленное и возрастом, и определенными силами организма, что сможет удержать людей до гробовой доски? Только любовь!

Особенно те, кто избрал путь служения Церкви, кто считает возможным для себя стать священником, должен помнить: для того чтобы брак был крепким, а через это и пример людям был очевидным, а через это и служение Церкви было благополучным, никакие иные причины, кроме искренней и сердечной любви, не должны связывать тех, кто вступает в брак. Я говорю это именно потому, что здесь присутствуют молодые люди и девушки, которые учатся в стенах лавры. Всякое ведь бывает под влиянием современной массовой культуры, люди, что называется, с тормозов спускают свою волю, и разные обстоятельства влияют на решение о совместной жизни, о браке. Так вот, запомните слова Патриарха: только любовь способна сохранить брак, только любовь способна сохранить единство двух людей! А для того чтобы было так, возгревайте в себе это чувство любовью к ближним. Если же у нас нет любви к ближним, если мы проходим мимо тех, кто страдает, если нам в голову не приходит помочь другим из своих средств, если мы вообще не заботимся о других, — то и с любовью в семье почти наверняка ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва. Нет любви без жертвы. В любви один человек отдает себя другому, что и скрепляет брак до гроба, до самого конца, вне зависимости от того, что происходит с нашей внешностью, с нашим положением, с нашим материальным состоянием. Вот это чувство любви и способно пройти сквозь всю жизнь, соединяя двух в одно.

Пусть Господь всех нас укрепит в том, чтобы сохранить способность любить другого человека. И еще раз хотел бы подчеркнуть, что эту способность можно очень легко протестировать. Спросите себя: а что я делаю для других? Что я делаю доброго? Учусь, работаю, получаю стипендию или зарплату, трачу ее… Честно спросите: а для других что делаю? И если ничего не делаю, то это очень опасный симптом. В таком случае, наверное, и с любовью ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва, это отдача одного человека другому человеку. И это должны хорошо понимать и те, кто вступает в брак, и те, кто живет в браке, и те, у кого семейная жизнь не очень складывается. Тогда подправьте что-то в этой жизни через такое простое дело, как доброе дело для человека, с которым вы живете, и для других людей.

Всеми этими мыслями пронизано сегодняшнее празднование, потому что преподобный Сергий не видел никакой другой силы, которая могла бы преодолеть ненавистную рознь мира сего. Он был проповедником любви. Он призывал к ней наших князей, которые в самое опасное для страны время, находясь под внешней оккупацией, ссорились друг с другом, интриговали, пытались выторговать для себя больше полномочий у иноземной власти и, конечно, ненавидели друг друга, готовые в любой момент столкнуться в братоубийственной схватке. И вот именно из этого места, где мы с вами стоим, была произнесена заповедь: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего, а значит, устроять жизнь в благополучии, мире, спокойствии, любви и счастье.

И да поможет каждому из нас святой преподобный Сергий и словами своими, и служением своим, направленным на спасение Отечества нашего, следовать на нашем жизненном пути его великой заповеди: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5936237.html

В Московском архитектурном институте прошла молодежная межвузовская конференция

9 февраля 2023 года в зале Ученого совета Московского архитектурного института (МАРХИ) состоялась молодежная межвузовская конференция «Архитектура и живопись храма».

Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Форум возглавили ректор МАРХИ, президент РААСН академик Д.О. Швидковский, руководитель архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, член Союза архитекторов России протоиерей Андрей Юревич и заведующий кафедрой «Храмовое зодчество» МАРХИ профессор С.В. Борисов.

Во вступительном слове Д.О. Швидковский отметил, что кафедра «Храмовое зодчество» МАРХИ остается ведущей среди архитектурных школ России.

«В настоящее время главной задачей архитекторов становится развитие нашей страны, создание ее нового облика, облика городов, в значительной степени опирающегося на культурное наследие. Именно храмовые постройки являются символом и признаком идентичности, и именно поэтому комплексное освоение территорий должно начинаться с изучения и сохранения православных святынь. Многие города претерпели изменения в планировке, но сохранились храмовые постройки, которые являются контрапунктом силуэта города», — сказал ректор МАРХИ.

Протоиерей Андрей Юревич, в свою очередь, подчеркнул, что в настоящее время «нужно осмысливать работу архитекторов, осмысливать ее с научной позиции, ведь именно научное исследование может ответить на вопрос, что такое образ современного православного храма XXI века». «В этом большое достижение нынешней конференции, собравшей много интересных докладов», — подчеркнул архитектор.

В рамках конференции был представлен 21 доклад. Выступающие осветили широкий круг теоретических и практических вопросов церковного строительства как в современных, так и в исторических аспектах. Сообщения участников были посвящены в том числе особенностям крестильных и усадебных храмов, проблемам утраты и восстановления памятников русской церковной архитектуры, роли храмов в формировании идентичности малых городов и многим другим направлениям в рамках исследований истории храмостроительства. Особый интерес вызвал доклад Софьи Пожидаевой, затронувшей вопрос авангардной художественной традиции в современном православном храмостроении, а также темы развития и сохранения региональных территорий.

Источник: пресс-служба ФХУ

14 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Молодежь Восточного викариатства сходила в поход

В июле ребята из разных приходов Восточного викариатства под руководством ответственного за молодёжную работу иерея Петра Иванова сходили в байдарочный поход!

Участники похода ночевали в палатках, готовили еду на костре, много общались и молились.

Межприходской байдарочный сплав завершился Литургией в старинном храме Покрова на Нерли.

Отзывы участников похода:

«За время похода мы провели четыре ночи в палатках и одну ночь — в монастырской гостинице. Мы пережили два дождливых дня, но, несмотря ни на что, мы не только смогли преодолеть вплавь расстояние около 60 км, но и обновились, «перегрузились» и получили огромное удовольствие от поездки!
Спасибо всем и каждому за эти незабываемые дни, проведённые вместе!»

«Так из за чего же я готова снова всё это пережить:
— Потрясающая компания за которой хочется тянуться!
— Виды: радуга, русские поля, леса, берега, ошалелые глаза людей на берегу, закаты/рассветы, храмы, храмы и ещё раз храмы!
— Романтика костров, звёздное небо, сбор и разбор лагеря по два раза в день!
— Единство вереницы байдарок и родных лиц в них!
— Наши стоянки с арбузами, игры в паровозике байдарок и постоянные громкие песни!
— Встреча с собой реальным и проверка на прочность + «сбрасывание чешуи» городского жителя!
— Философские/богословские/психологические беседы у костра и при любом удобном случае!
— Прокачанный навык приготовления изысков на костре и придумывания новых рецептов!
— И венец впечатлений литургия + причастие в храме 12-го века — Покрова на Нерли»

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове

1 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

Открытие курсов по русскому жестовому языку с церковной лексикой в г. Москве

Знаете ли вы, что жестовый язык впервые как средство коммуникации с неслышащими людьми изучил и открыл для мира – священник? Это был аббат Мишель де лЭпе, основавший впервые в мировой истории и в истории Франции в 18 веке национальное учебное заведение для глухих. Вслед за этим было открыто училище для глухих и в России, а в истории богослужений Русской Православной Церкви уже в 19 веке появились первые переводы на жестовый язык.

Хотите изучать этот прекрасный образный язык, который дает возможность коммуникации с теми, с кем вы не в силах полноценно общаться? Желаете ли вы улучшить свои навыки прямого и обратного перевода на жестовый язык? Тогда у вас есть возможность посещать наши занятия, где вашими путеводителями в мире жестовых языков станут профессиональные церковные переводчики и носители жестового языка.

Ученые говорят, что для мышления человека очень полезно знание иностранных языков, ведь для вас жестовый язык это тоже иностранный. Жестовый язык – не просто какие-то жесты, которые с ходу можно запомнить, это полноценная языковая система. Изучение удивительной лингвистики жестового языка может занять много времени, потребует от вас нестандартного мышления и активного развития моторики рук и пальцев. Независимо от того на какой уровень владения жестовым языком вы сможете подняться, главное, что вас никак не оставит равнодушным необыкновенный мир.

По окончании курса вы не только познакомитесь с миром глухих и слабослышащих и научитесь общаться с ним, но и должны овладеть базовом светским словарем русского жестового языка, уметь создавать конструкции жестовых высказываний и даже переводить отдельные молитвы с церковнославянского языка на жестовый.
           

Где пройти такой курс занятий и как на них записаться?

Занятия по русскому жестовому языку с церковной лексикой.
Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» приглашает желающих изучить базовые основы русского жестового языка с церковной лексикой.
Объем первого этапа – 72 академических часа.
Производится набор двух независимых групп слушателей, каждая группа будет прикреплена к одному из двух храмов в соответствии с поданной заявкой и выбранным местом занятий.

Занятия проводятся в храмах:

1. Всех святых в Земле Российской просиявших, в Новокосино по адресу: улица Суздальская, 8 Б.
Заявки принимаются по тел.:  +79169041128,
e-mail: zolotse12@yandex.ru

2. Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО по адресу: улица Лобачевского, 23.
Заявки принимаются по тел.: +79265309483,
e-mail: melandrio@gmail.com

Старт занятий:
Группа №1
16 октября в 11.00 в субботу – ул. Лобачевского, 23;
Группа №2
17 октября в 13.00 в воскресенье – ул. Суздальская, 8 Б

Продолжительность занятий 2 академических часа один раз в неделю.

***

Организационная, методическая и информационная поддержка приходских курсов по изучению русского жестового языка:

Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими людьми Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» при храме Всех святых в Земле Российской просиявших, в Новокосино.

Филиал Центра по работе с глухими и слабослышащими «Десница» при храме Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Заместитель руководителя Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими людьми Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева о важности изучения жестового языка:

«Многие из глухих людей искренно тянутся к Богу. Но, посещая обычный приходской храм, они не могут до конца осознать смысл происходящего за богослужением и, потому, не могут полноценно участвовать в нем. Деятельность Центра направлена на то, чтобы в Церкви появилось как можно больше людей, священнослужителей и мирян, которые бы могли общаться с глухими людьми, раскрывать им красоту Православия, вместе с ними молиться на родном для них жестовом языке».

Преподаватель жестового языка, катехизатор, диакон Павел Афанасьев о пользе изучения жестового языка:

«Изучение жестового языка несомненно несет и большую духовную пользу. Ведь в обществе среди нас есть люди, которым недоступны звуки человеческой речи и, если у вас будет возможность что-либо сказать им на их визуальном языке — это прекрасно. Значит наше общество не будет разделено, а тем более церковный приход с его соборной молитвой».

Слушатели о своих впечатлениях от занятий жестовым языком:

Татьяна:

«Что мне дало изучение русского жестового языка (РЖЯ)?​ Этот язык заставил мой мозг по-другому функционировать. Видимо, заработали отделы, дремавшие ранее. Например, в начале обучения было трудно синхронизировать работу двух рук (что необходимо в жестовом языке), улучшилась гибкость пальцев, научилась думать на жестах. Неслышащие люди теперь воспринимаются не как инопланетяне, а появилась стойкая потребность, если видишь их, начать разговор первой. Соответственно расширился круг общения. Изучение церковной лексики РЖЯ — это вообще отдельная тема. Перевод литургии, Евангелия заставляет глубже проникать в сакральный смысл текстов, по сути, мы​ учимся вместе с неслышащими прихожанами, просто каждый на своем этапе. Опять — таки , очень интересно открывать в себе новые способности: одновременно аудирование и воспроизведение на жестах.​ Почему стоит изучать РЖЯ?  А это у кого какая цель. Во-первых, расширение своих возможностей, в том числе и ментальных. А это продлевает​ жизнь, Во-вторых, это , конечно возможность стать одним их редких и очень востребованных специалистов. В третьих, увеличение круга общения, а это тоже всегда интересно.​ Горизонт безграничен!​»

Мария:

«Изучение РЖЯ мне дало лучшее понимание не только собственного сына, но и литургии. Я наконец стала понимать, что происходит на службе: какие молитвы читаются , какие антифоны поются. Я могу теперь помочь глухим людям понять, что происходит в храме, могу и за пределами храма с ними более-менее коммуницировать. РЖЯ помогает по-другому мыслить, даже воспринимать пространство по-другому. Жестовый язык заставляет работать мозг и позволяет увидеть мир глазами другого человека, непохожего на тебя — и это очень интересно».

Александр:

«Что такое три строчки отзыва, когда речь идёт о судьбоносной деятельности организаторов РЖЯ? Эти курсы и их блистательные преподаватели открыли для меня суть и основу понимания принципов общения на РЖЯ, построили фундамент знаний, прочный и достаточно универсальный для самостоятельного изучения и практики. Атмосфера на курсах очень крутая, запомнил много, и что-то даже, как мне показалось, успешно применил в жизни. У нас с сестрой крестница слышащая, а её родители глухие. Лично для нас подобный курс просто необходим. Всем организаторам большое Человеческое Спасибо!»

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

4 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 25-ю по Пятидесятнице

29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам, который был сегодня зачитан во время Божественной литургии, мы слышали такие слова: «Умоляю вас, братья, сохранять единство духа в союзе мира» (см. Еф. 4:1-3). Удивительные слова. Апостол не просит — он умоляет сохранять единство духа в союзе мира, то есть говорит о той реальности, которая только и способна по-настоящему соединять людей.

Есть слово, которое будто покрывает призыв апостола Павла устанавливать особые отношения друг с другом, — это слово «единодушие». Иногда оно подменяется словом «единомыслие», но единомыслие — это лишь часть того, что обнимает собой слово «единодушие». Единомыслие предполагает наличие общих мыслей, общих убеждений; единомыслие абсолютно необходимо в жизни, когда людей объединяют общие цели. Например, если те, кто работает над какой-то сложной проблемой, не достигнут единомыслия, то и результата не будет. Единомыслие нужно в научной работе, производственной деятельности, во многих других областях человеческой жизни, где разные люди участвуют в некоем общем процессе, потому что без единомыслия этот процесс невозможен.

Но единодушие — нечто совсем другое. Единодушие есть единство в духе. А что такое дух? Известно, что Бог есть Дух, а всякие другие объяснения понятия «дух» несовершенны — настолько, насколько ограничено человеческое воображение и насколько ограничено человеческое познание. Мы не знаем, что такое дух, потому что мы не знаем, что есть Бог во всей Его полноте; мы знаем о Боге лишь то, что Он Сам о Себе нам говорит. Единодушие, по всей вероятности, без Бога невозможно. Может быть единомыслие, — мы знаем, как уже было сказано, что многое невозможно совершить в человеческой жизни без единомыслия. Но единая душа, общность, которую люди обретают в духовной жизни, — это великий Божий дар.

Именно поэтому апостол призывает нас к единодушию. К сожалению, о важности единодушия мы задумываемся чаще всего лишь в экстремальных условиях, когда, вне зависимости от глубины нашей веры, даже присутствия или отсутствия веры, мы осознаем, что без единодушия не справиться. Вот слова, которые были обращены в начале войны Сталиным в адрес нашего народа, — не «товарищи», не «граждане», а «братья и сестры». Почему он так сказал? Потому что все условности надо было отодвинуть в сторону, ведь речь шла о мобилизации людей на самое святое дело — спасение страны. А там, где братья и сестры, там единая плоть, единый дух, — значит, то был призыв к единодушию, к сплочению, которого трудно достичь человеческими усилиями, но которое есть дар Божий, и, наверное, без него была бы невозможна Великая Победа.

Единодушие есть Божий дар, но мы можем его обрести только тогда, когда мы готовы принять другого человека в общение с собой, когда мы готовы разделить с другим человеком свои мысли, свою жизнь, когда мы готовы делать добро другим людям. Вот тогда и возникает подлинное единодушие, — потому что не может быть единодушия среди тех, чья деятельность направлена на зло. Никакого общего духа, ибо дух есть от Бога, не может быть среди людей, совершающих зло.

Мы знаем, как часто в светской жизни необходима максимальная солидарность, ведь и создание политических партий в конце концов направлено на то, чтобы обеспечить солидарность для достижения поставленных целей. А всем тем, кто занимается созданием неких общностей людей, построенных на солидарности, нужно помнить, что без единодушия никакой солидарности по-настоящему быть не может, а единодушие приходит от Бога.

Может быть, именно от непонимания этого и проистекают многие наши беды — и в прошлом, и в наше время? Когда мы напрягаем силы, чтобы объединить людей для свершения какого-то дела, а единодушия нет? Единодушие там, где Бог, там, где вера, там, где подлинное объединение людей исключительно для достижения блага, — потому что для достижения иных целей единодушие по природе своей невозможно.

Нам всем надо проникнуться замечательными словами, которые мы сегодня слышали, и понять, что единодушие — не только в масштабах страны или больших групп людей, но и в семье, и в монашеских общинах, — достигается тем же самым способом. Не может быть подлинного единодушия без веры, без призывания помощи Божией. Не может быть единодушия без того целеполагания, которое предполагает достижение добра.

Если мы все это почувствуем, если осознаем глубину той мысли, которую сегодня обращает к нам апостол Павел, то многое, что представляется труднодостижимым, в том числе в общении между людьми, станет легкодоступным. И да поможет нам в этом Господь! Вразумленные словами Его апостола, будем совершать свой жизненный путь таким образом, чтобы и в радостях, и в скорбях опираться на то единодушие, которое проистекает от единства духа и направлено исключительно на достижение добра. Аминь».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5726951.html

29 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up