Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе

Опубликовано: 31 мая 2022

Категории: Новости, Патриарх

29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.

Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.

Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.

Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.

Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).

Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.

Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5931598.html

Архиерейская Божественная литургия в храме Всех Святых в Земле Российской просиявших

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино. 

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов; настоятель храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино протоиерей Николай Козулин; клирик храма протоиерей Михаил Голубев; клирик храма протоиерей Михаил Зазвонов; клирик храма, ответственный за работу с казачеством в Восточном викариатстве г. Москвы протоиерей Сергий Кодинцев; иерей Михаил Голубков, клирик храма царевича Димитрия при первой Градской больнице; диакон Андрей Постнов.

Богослужение в храме ведется с участием сурдопереводчика, который помогает молиться глухим и слабослышащим прихожанам. В случае слепоглухих людей все куда сложнее, ведь каждому из них нужен персональный тифлосурдопереводчик, который переводит службу посредством дактилологии и языка жестов, передаваемых тактильно и выстукиванием на ладони.

По окончании богослужения Преосвященнейший Пантелеимон обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.

Каждый раз, когда мы совершаем Евхаристию, мы приобщаемся к познанию того, как нужно жить, приобщаемся к Истине. Эту Истину являет нам Сам Господь. Он и есть Истина, жизнь с Ним и есть самое главное, к чему мы призваны.

Господь являет Себя в иконах, песнопениях, храмах. Но самое главное, в чем Он являет Себя, – это жертвенная любовь. Вся наша жизнь должна быть выражением такой любви, без нее нет христианства. Можно мастерски расписать храм, красиво спеть, сказать добрые слова, но начать жить для других – это гораздо сложнее. Тем не менее, мы с вами к этому призваны и Сам Господь являет нам в Евхаристии такой пример: дает нам Свое Тело – как хлеб, а Свою Кровь – как вино, приобщая нас к настоящей любви. Без этой жертвенности нет настоящего христианства.

Я очень рад, что оказался в этом храме в столь знаменательный день! Сто лет назад было издано постановление о расформировании казачьих соединений, что оказалось началом гонений на казаков – людей, которые составляли славу и честь Российского воинства, защищали Родину на ее рубежах, клали свои жизни за Отечество, Царя и верных Богу. И сегодня исполнилось ровно сто лет с того дня, как была предпринята попытка уничтожить этих выдающихся людей.

Замечательно, что в вашем храме есть казаки, которые продолжают традиции своих славных предков. Сегодня мы должны вспомнить о всех тех, кто был убит, расстрелян, зарублен или уничтожен в ссылках. Причем не только о них, но и о их детях и женах, разделивших со своими близкими всю скорбь гонений. Помолимся сегодня об упокоении их душ. Их жизнь – яркий пример того, как мы с вами должны служить Богу. Аминь.

После Божественной литургии епископом Пантелеимоном с духовенством в присутствии атаманов и казаков была отслужена панихида по случаю 100 — летней даты дня памяти расказачивания в СССР. По подсчетам геноцид, устроенный в 20-х годах большевиками против казачества, унес более 3 миллионов жизней. Для представителей ближайших казачьих хуторов: Новокосино, Ивановское, Перово, Вешняки, Восточное Измайлово — это была важная дата, и около 30 атаманов и казаков ее провели в храме за молитвой о своих предках-страстотерпцах.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

.

25 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Совещание по вопросам проектирования храмов

17 марта 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошло совещание по вопросам проектирования православных комплексов в г. Москве. В заседании приняли участие и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин), советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Ресин, помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов, священнослужители, ответственные за реализацию московской программы в викариатствах, настоятели, их помощники, архитекторы и проектировщики.

В рамках повестки дня обсудили график работ на 2023 год. До конца декабря проектировщики рассчитывают завершить создание десяти комплектов проектной документации для строительства храмовых комплексов.

На сегодняшний день приходы находятся в самом начале пути: совместно с руководителем архитектурного отдела ФХУ протоиереем Андреем Юревичем разрабатывают Архитектурно-градостроительные решения, ведут подготовку к основному этапу проектирования, проводят необходимые изыскания, формируют заявки для получения договоров технологического присоединения к инженерным сетям.

В ближайшее время эскизные проекты должны предоставить в ФХУ настоятели храмов Царственных страстотерпцевв Южном Измайлове, Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господняв Митине, святителя Алексия, митрополита Московскогов Северном Бутове, священномученика Владимира митрополита Киевского и Галицкого, в Южном Бутове.

К проектированию приступают храмы Преображения Господняв Лефортове, иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехове-Борисове, преподобного Моисея Мурина в Северной коммунальной зоне, равноапостольной Нины в Черемушках, святителя Николая Чудотворца в Рассказовке.

Со стороны ФХУ процесс проектирования храмов курирует помощник председателя иерей Александр Привалов.

Источник: https://www.fedmp.ru/news/v-2023-godu-planiruetsya-razrabotat-proekty-desyati-novyh-hramov/

23 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

В Измайлове почтили память целителя Пантелеимона

25 и 26 мая в храме Рождества Христова в Измайлове молитвенно почтили память святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Местное празднование святому в 4-ю Неделю по Пасхе, о расслабленном, установлено в честь чудесных событий, связанных с заступничеством угодника Божия, явленным через его святую икону. В 1825 году христолюбивые жители села Измайлова получили образ святого великомученика и целителя Пантелеимона от Афонского Пантелеимонова монастыря «в благодатную помощь и заступление».

Спустя некоторое время икона явила себя чудотворной: в Измайлове не утихал сильный пожар, но по молитве к святому после того, как жители обошли село с иконой крестным ходом, бедствие прекратилось.

Всенощное бдение и позднюю Божественную литургию в день праздника возглавил настоятель храма архимандрит Александр (Елисов), которому сослужили клирики храма протоиерей Евгений Зуев, иерей Виктор Родин, иерей Сергий Мелешко и протодиакон Владимир Исаков.

 По окончании поздней Литургии духовенством и прихожанами был совершен крестный ход с водосвятием, настоятель благословил молящихся чудотворной иконой, и она со славлением была возвращена на свое место в храме.

Поздравляя прихожан, отец Александр отметил тесную связь дарованного по милосердию Божию местного праздника с совершаемой в этот день Неделей о расслабленном, поскольку и в том и другом случае речь идет о взаимосвязи духовного и телесного устроения жизни человека. «Смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже», – предупреждает Господь расслабленного, получившего от Него чудо исцеления у купели Вифезда.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

26 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

Встреча с внуком Гастелло

22 апреля 2023 года в преддверии Дня Победы в храме Николая Чудотворца на Преображенском погосте состоялась встреча с Николаем Гастелло, внуком героя
Великой Отечественной войны Николая Францевича Гастелло. На встречу пришли ученики детской воскресной школы и прихожане храма.

Николай поделился с нами историей жизни своего знаменитого деда.

Николай Гастелло – советский военный летчик, совершивший в самом начале ВОВ героический подвиг- первый «боевой таран» в истории Великой Отечественной войны. Ценой собственной жизни он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.

На встрече поэт Андрей Середов прочел стихотворение, которое посвятил подвигу Николая Гастелло.

Встреча была вдохновляющей и произвела глубокое впечатление на всех. Дети задавали вопросы и общались с потомком героя на важные для них темы.

Пресс-служба Восточного викариатства

23 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up