Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 24 октября 2021

Категории: Новости, Патриарх

24 октября 2021 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9:6-11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Совершенно очевидно, что апостол Павел использует эту аналогию, этот пример из сельскохозяйственной жизни, потому что точно знает: его слово поймет каждый человек. Ведь большинство из тех, кто слушал апостола, имели отношение к земле и хорошо понимали: чем лучше засеешь, чем больше вложишь в землю, тем больше и получишь.

Но Павел, конечно, не давал инструкций своим слушателям относительно того, как им вести собственное хозяйство, потому что в этом они разбирались, наверное, лучше, чем сам апостол. Используя сельскохозяйственный образ, Павел, несомненно, отнес свои слова к совершенно иному. Кто лучше сеет, тот лучше и пожинает. О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.

Вот о каком сеянии и каком урожае говорит апостол Павел. И, конечно, эта тема имеет отношение к любому человеку вне зависимости от того, занят ли он в сельском хозяйстве или в какой-то другой сфере деятельности. Эти слова — для всех нас; кстати, они отразились и в народной мудрости: «что посеешь, то и пожнешь». То есть можно погубить сеяние, погубить все труды, или, напротив, получить результаты своих трудов с избытком.

Если вдуматься, мысль апостола Павла вполне соответствует всей жизненной логике. В самом деле, скажу сейчас современным языком: чем эффективнее инвестиции, тем больше прибыль. Сеяние — это и есть наша инвестиция в самих себя. Это самая важная инвестиция, более важной не существует, потому что в результате — не прибыль предприятия, а спасение нашей души, а значит, наше подлинное счастье и благополучие. Не призрачное, которое ищут в ночных барах, ресторанах, развлекательных заведениях, всячески желая себя развеселить и подменяя подлинное счастье весельем. Многие по опыту знают, что веселье, особенно сопровождавшееся распитием спиртных напитков, чаще всего не радостью заканчивается, а горькими слезами. Иногда люди волосы на голове рвут: ну что же я наделал, зачем все это было? А потому что весело было… Другими словами, эти инвестиции размером во всю жизнь должны быть вложены каждым человеком в самое прибыльное дело. И каково же это дело? Куда нам с вами вкладывать свои инвестиции, то есть свой разум, свою волю, свои чувства, свои знания, свой опыт? Мы должны вкладывать все это в дело, которое откроет перед нами врата Божественного Царства и не только после смерти, но уже здесь, на земле, сделает нас счастливыми.

Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Сейчас существует множество различных консалтинговых групп, множество различных письменных руководств — куда и как вложить деньги, чтобы разбогатеть. Но у нас с вами есть лучшее руководство, которое прошло проверку на протяжении тысячелетий и ни разу не дало сбой. Исполняя предписания этого руководства, человек всегда выигрывал. Этим руководством является слово Божие. Нужно лишь внимательно слушать слово Божие, применять его и в большом, и в малом в своей собственной жизни. С женой поссорился — а что Слово Божие говорит, как мне из этого кризиса выйти? С детьми нет общего языка, сердце матери надрывается — как поступить, куда идти, в какую консультацию? Да откройте вы Евангелие, внимательно прочитайте и получите все консультации! А уж если что-то не поняли — к батюшке идите, он растолкует.

У нас с вами есть инструкции, но, самое главное, у нас с вами есть начальный капитал, который может стать самой правильной инвестицией. Этим капиталом является наша жизнь, наш разум, наше нравственное чувство и, конечно, знания, которые необходимо иметь. Знание Божественного закона — самого главного закона; знание опыта святых людей, которые в жизни своей достигли того, о чем мы сейчас с вами говорим. Другими словами, у нас есть все, чтобы распорядиться своим капиталом так, чтобы получить избыточную прибыль — полноту жизни здесь, абсолютно правильную систему жизненных координат, и жизнь будущего века.

А теперь давайте соотнесем эту задачу со всеми другими, которыми мы занимаемся каждый день. Вот мы выходим из храма — у нас, конечно, много забот и задач, и каждая из них имеет смысл и значение, чаще всего не только материальное, но и духовное. Потому что за этими задачами стоит либо забота о здоровье, своем или ближних своих, или воспитание детей, или какая-то помощь другим людям, или исполнение государственных задач. Все это серьезно, все это нужно исполнять. Но для того чтобы достичь окончательной цели, о которой мы сейчас говорим, нужно помнить, что самой великой нашей заботой и самой большой ответственностью является забота и ответственность о своей душе и о душах наших ближних, родных нам людей.

Вот почему я всегда говорю, что религия — это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера — это № 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, — № 1. А если № 1, то и жить мы должны соответствующим образом, начиная с посещения храма, чтения Священного Писания, с построения жизненных отношений с другими людьми — не на основе советов неких специалистов, а на основе слов главного Советчика — Самого Спасителя, которые дарованы нам и запечатлены на страницах Евангелия.

Я уверен в том, что абсолютное большинство людей имеет своим приоритетом именно то, о чем я говорю. Потому что если бы это было иначе, то вряд ли бы наш народ прошел через все страшные исторические испытания. И даже тогда, когда формально люди отреклись от веры, назвали себя атеистами, они ведь по инерции жили евангельскими заповедями. Нигде в марксизме не сказано, что нужно грудью броситься на амбразуру, ни в одном воинском уставе так не сказано. А люди вставали, шли и грудью закрывали амбразуру. По какому закону? По какому требованию? Да по той самой Божественной заповеди — блажен, кто душу свою положит за други своя (см. Ин. 15:13).

Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, — это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела — это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, — ну, теперь и в церковь схожу. Это самое важное дело, поверьте мне, — особенно в воскресный день. С чего еще может начинаться у православного человека воскресный день, как не с посещения храма? И чем больше людей будут наполнять наши храмы, чем больше они будут соприкасаться с духовным опытом, принесенным к нам сквозь тысячелетия от апостолов, от святых, от наших благочестивых предков, тем сильнее, мудрее мы будем. А ведь без мудрости никакого счастья не построишь.

В этот святой воскресный день я бы хотел еще и еще раз пожелать всем нам неформально относиться к своей вере. Ходить в храм не в силу привычки, но сознательно, понимая, что вера и жизнь по вере, слышание слова Божия и жизнь по этому слову есть самый высокий приоритет человеческой жизни. Потому что все другие инструкции распространяются только на внешнюю сторону человеческой жизни, а инструкция, которую мы получаем из слова Божия, простирается на всю человеческую жизнь, как духовную, так и материальную, и на всю жизнь вечную. Будем хранить эту инструкцию и будем идти по тому пути, который Сам Господь указал нам как путь к счастью, путь к подлинной свободе, путь к Его Небесному вечному Царству. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5855601.html

Открытие курсов по русскому жестовому языку с церковной лексикой в г. Москве

Знаете ли вы, что жестовый язык впервые как средство коммуникации с неслышащими людьми изучил и открыл для мира – священник? Это был аббат Мишель де лЭпе, основавший впервые в мировой истории и в истории Франции в 18 веке национальное учебное заведение для глухих. Вслед за этим было открыто училище для глухих и в России, а в истории богослужений Русской Православной Церкви уже в 19 веке появились первые переводы на жестовый язык.

Хотите изучать этот прекрасный образный язык, который дает возможность коммуникации с теми, с кем вы не в силах полноценно общаться? Желаете ли вы улучшить свои навыки прямого и обратного перевода на жестовый язык? Тогда у вас есть возможность посещать наши занятия, где вашими путеводителями в мире жестовых языков станут профессиональные церковные переводчики и носители жестового языка.

Ученые говорят, что для мышления человека очень полезно знание иностранных языков, ведь для вас жестовый язык это тоже иностранный. Жестовый язык – не просто какие-то жесты, которые с ходу можно запомнить, это полноценная языковая система. Изучение удивительной лингвистики жестового языка может занять много времени, потребует от вас нестандартного мышления и активного развития моторики рук и пальцев. Независимо от того на какой уровень владения жестовым языком вы сможете подняться, главное, что вас никак не оставит равнодушным необыкновенный мир.

По окончании курса вы не только познакомитесь с миром глухих и слабослышащих и научитесь общаться с ним, но и должны овладеть базовом светским словарем русского жестового языка, уметь создавать конструкции жестовых высказываний и даже переводить отдельные молитвы с церковнославянского языка на жестовый.
           

Где пройти такой курс занятий и как на них записаться?

Занятия по русскому жестовому языку с церковной лексикой.
Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» приглашает желающих изучить базовые основы русского жестового языка с церковной лексикой.
Объем первого этапа – 72 академических часа.
Производится набор двух независимых групп слушателей, каждая группа будет прикреплена к одному из двух храмов в соответствии с поданной заявкой и выбранным местом занятий.

Занятия проводятся в храмах:

1. Всех святых в Земле Российской просиявших, в Новокосино по адресу: улица Суздальская, 8 Б.
Заявки принимаются по тел.:  +79169041128,
e-mail: zolotse12@yandex.ru

2. Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО по адресу: улица Лобачевского, 23.
Заявки принимаются по тел.: +79265309483,
e-mail: melandrio@gmail.com

Старт занятий:
Группа №1
16 октября в 11.00 в субботу – ул. Лобачевского, 23;
Группа №2
17 октября в 13.00 в воскресенье – ул. Суздальская, 8 Б

Продолжительность занятий 2 академических часа один раз в неделю.

***

Организационная, методическая и информационная поддержка приходских курсов по изучению русского жестового языка:

Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими людьми Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» при храме Всех святых в Земле Российской просиявших, в Новокосино.

Филиал Центра по работе с глухими и слабослышащими «Десница» при храме Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Заместитель руководителя Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими людьми Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева о важности изучения жестового языка:

«Многие из глухих людей искренно тянутся к Богу. Но, посещая обычный приходской храм, они не могут до конца осознать смысл происходящего за богослужением и, потому, не могут полноценно участвовать в нем. Деятельность Центра направлена на то, чтобы в Церкви появилось как можно больше людей, священнослужителей и мирян, которые бы могли общаться с глухими людьми, раскрывать им красоту Православия, вместе с ними молиться на родном для них жестовом языке».

Преподаватель жестового языка, катехизатор, диакон Павел Афанасьев о пользе изучения жестового языка:

«Изучение жестового языка несомненно несет и большую духовную пользу. Ведь в обществе среди нас есть люди, которым недоступны звуки человеческой речи и, если у вас будет возможность что-либо сказать им на их визуальном языке — это прекрасно. Значит наше общество не будет разделено, а тем более церковный приход с его соборной молитвой».

Слушатели о своих впечатлениях от занятий жестовым языком:

Татьяна:

«Что мне дало изучение русского жестового языка (РЖЯ)?​ Этот язык заставил мой мозг по-другому функционировать. Видимо, заработали отделы, дремавшие ранее. Например, в начале обучения было трудно синхронизировать работу двух рук (что необходимо в жестовом языке), улучшилась гибкость пальцев, научилась думать на жестах. Неслышащие люди теперь воспринимаются не как инопланетяне, а появилась стойкая потребность, если видишь их, начать разговор первой. Соответственно расширился круг общения. Изучение церковной лексики РЖЯ — это вообще отдельная тема. Перевод литургии, Евангелия заставляет глубже проникать в сакральный смысл текстов, по сути, мы​ учимся вместе с неслышащими прихожанами, просто каждый на своем этапе. Опять — таки , очень интересно открывать в себе новые способности: одновременно аудирование и воспроизведение на жестах.​ Почему стоит изучать РЖЯ?  А это у кого какая цель. Во-первых, расширение своих возможностей, в том числе и ментальных. А это продлевает​ жизнь, Во-вторых, это , конечно возможность стать одним их редких и очень востребованных специалистов. В третьих, увеличение круга общения, а это тоже всегда интересно.​ Горизонт безграничен!​»

Мария:

«Изучение РЖЯ мне дало лучшее понимание не только собственного сына, но и литургии. Я наконец стала понимать, что происходит на службе: какие молитвы читаются , какие антифоны поются. Я могу теперь помочь глухим людям понять, что происходит в храме, могу и за пределами храма с ними более-менее коммуницировать. РЖЯ помогает по-другому мыслить, даже воспринимать пространство по-другому. Жестовый язык заставляет работать мозг и позволяет увидеть мир глазами другого человека, непохожего на тебя — и это очень интересно».

Александр:

«Что такое три строчки отзыва, когда речь идёт о судьбоносной деятельности организаторов РЖЯ? Эти курсы и их блистательные преподаватели открыли для меня суть и основу понимания принципов общения на РЖЯ, построили фундамент знаний, прочный и достаточно универсальный для самостоятельного изучения и практики. Атмосфера на курсах очень крутая, запомнил много, и что-то даже, как мне показалось, успешно применил в жизни. У нас с сестрой крестница слышащая, а её родители глухие. Лично для нас подобный курс просто необходим. Всем организаторам большое Человеческое Спасибо!»

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

4 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в Косино

9 апреля 2023 года в храме Живоносный Источник в Косино г. Москвы состоялось торжественное архиерейское богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; настоятель храма протоиерей Дмитрий Бабьев; настоятель храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино протоиерей Николай Козулин; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице; иерей Георгий Фирсов — клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; диакон Дмитрий Иванов — секретарь Комиссии по больничному служению; диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви; диакон Дмитрий Коновалов и приглашенное духовенство.

Пресс-служба Восточного викариатства

9 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

XVII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»: 350 лет со дня рождения Петра I»

По благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла проводится XVII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»: 350 лет со дня рождения Петра I».

 С 5 по 10 октября 2021 года в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове пройдет второй (викариатский) этап Конкурса.

В Конкурсе могут принять участие   учащиеся общеобразовательных, средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ и других образовательных учреждений Восточного округа города Москвы.

Работы необходимо привезти в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по адресу: ул. Байкальская, 37А (Проезд: авт. 3, 68, ост. «Аптека» Ближайшее метро: «Щелковская») в срок не позднее 5 октября 2021 года.


Контактная информация: 8(916)922-02-42, nadrushlyakova@mail.ru Наталья Аркадьевна Друшлякова.

Номинации Конкурса в 2021 году и требования к работам
1.1. РИСУНКИ «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА»:

1. Пётр I.

2. Сподвижники Петра I.

3. Россия в эпоху преобразований Петра I.

4. Великие баталии Петра I.

5. Детство и юность Петра I.

   Номинация предполагает участие детей двух возрастных категорий:
– первая группа – дети 9 – 12 лет;
– вторая группа – дети 13 – 17 лет.

Размер работ составляет не менее 30х40 см и не более 50х70 см. Работы имеют ПОЛЯ  шириной не менее 0,5 см. Работы НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ  паспарту или рамами.

1.2. «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»:

  Номинация посвящена святым и чудотворным иконам периода Петра I.
В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста 13-17 лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи.

1.3. «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ»

1. Россия в эпоху Петра I.

2. Пётр I и его сподвижники.
   Номинация предполагает участие детей 13-17 лет, преимущественно учащихся художественных средних и средних специальных учебных заведений. Работы выполняются на бумаге, эскиз росписи тарелки выполняется в виде круга радиусом 19 см. На одном листе может быть только один эскиз. Работа выполняется на листе бумаги формата А2, работа НЕ ВЫРЕЗАЕТСЯ.

Требования к художественным работам:
— работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике;
— на оборотной стороне работы обязательно указываются:
фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населенного пункта), название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения, его адрес;

работа выполняется одним автором;

— количество работ, представленных одним участником на Конкурс, неограниченно;

— работы, подаваемые на Конкурс, должны соответствовать его тематике; 
— работа должна быть выполнена в том году, в котором проводится Конкурс.

      1.4 «РАССКАЗ»:

   Номинация посвящена Петру I, его эпохе, сподвижникам Петра I.

Возраст участников – 13-17 лет. Оригинальность текста должна быть не менее 80% от основного текста. Оформляется работа шрифтом: Times New Roman, 16-й кегль для заголовков, 14-й — для всего остального текста. Межстрочный интервал – 1,5 пт. Поля: верхний и нижний отступы – 2 см, левый – 3 см, правый – 1,5 см. На титульном листе обязательно указываются: епархия, фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора с указанием кода населенного пункта, название рассказа, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения и его адрес. Работы принимаются в электронном виде в формате .doc. или .docx. по электронной почте + печатный вариант + на электронных носителях информации (CD-диски,  USB-флеш-накопители).

Работы, не соответствующие указанным требованиям, на Конкурс не принимаются.


Пакет документов, прилагаемый к работе:

  1. Оформленная по шаблону анкета-заявка (документ в формате Excel) ( заявку можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/ или здесь).
  2. Копия паспорта или свидетельства о рождении участника Конкурса.
  3. Согласие от родителя или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (согласие можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации  в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/ или здесь).
  4. Согласие на обработку персональных данных (согласие можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/ или здесь).

Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

1. Итоги второго (викариатского) этапа Конкурса подводятся до 10 ноября 2021 года и публикуются на сайте храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в разделе «Миссионерский центр», во вкладке «Конкурс «Красота Божьего мира».

2. По итогам второго этапа Конкурса в приходском доме храма по адресу: Байкальская, 37А, в октябре-ноябре проходит выставка рисунков участников. 

3. Распределение призовых мест на втором этапе Конкурса в 2021 году:

В номинации «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА» присуждаются:

1-е место – два (по одному в каждой возрастной группе);

2-е место – четыре (по два в каждой возрастной группе);

3-е место – шесть (по три в каждой возрастной группе).

В номинации «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА» присуждаются:

1-е место – одно;

2-е место – два;

3-е место – три.

В номинации «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ» присуждаются:

1-е место – одно;

2-е место – два;

3-е место – три.

В номинации «РАССКАЗ» присуждаются:

1-е место – одно;

2-е место – два;

3-е место – три.

   Во всех номинациях выбираются работы, вызвавшие симпатии жюри, количество таких работ определяют члены жюри.

4. Победители и участники, чьи работы вызвали симпатии жюри, награждаются грамотами, подписанными викарием Патриарха Московского и всея Руси, епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, и памятными подарками.  Работы победителей доставляются в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для участия в третьем (городском) этапе Конкурса.

5. Подведение итогов третьего этапа Конкурса осуществляется до 15 декабря. Итоги Конкурса публикуются на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. Награждение победителей третьего этапа Конкурса проводится в Москве во время Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя. Победители Конкурса награждаются Патриаршими грамотами и грамотами Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и ценными подарками.

Информацию о Конкурсе можно узнать на сайтах:

о викариатском этапе:  http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/ 

о заключительном этапе: https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/

Информационный источник: http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/

17 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

11 — ЛЕТИЕ ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА

Одиннадцать лет назад 20 августа 2010 года, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

После Божественной Литургии 21 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова, которые владыка по сей день старается исполнять:

«…Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим — таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу».

От всей души поздравляем дорогого владыку и желаем ему многая и благая лета!

20 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up