СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В СТРОГИНЕ Г. МОСКВЫ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В СТРОГИНЕ Г. МОСКВЫ

Опубликовано: 15 августа 2018

Категории: Патриарх

Если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если Божий закон становится законом нашей жизни, то мы побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех и диавол, но побеждаем по существу, потому что эта победа дарует нам иное миробытие.

14 августа 2018 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я совершил освящение этого святого храма. Вспоминаю, как я впервые побывал здесь, объезжая стройки по «Программе-200». Храм уже был построен, однако даже войти в него было трудно. Вход был занавешен, но отец Георгий завел меня и показал храм, который произвел на меня очень сильное впечатление. Я подумал, что именно такой храм должен прославлять память новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в XX веке. А когда пришло время и я узнал, что храм полностью готов к освящению, при первой же возможности я прибыл к вам. «При первой возможности» не значит «немедленно», поскольку повестка Патриарха такова, что даже при самом добром расположении не всегда можно быстро сделать то, чего ты всем сердцем желаешь. Но Господь по-своему управляет наши пути, и, наверное, неслучайно, что освящение состоялось именно сегодня, в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста — лучше так называть этот день, потому что название «Происхождение Честных Древ» часто вводит людей в заблуждение. В действительности речь идет не о происхождении, а об изнесении креста.

Был такой замечательный обычай в Константинополе, приуроченный к 1 августа, к началу очень тяжелого месяца, который обычно сопровождался распространением эпидемий. Жара, нечистоты в Босфоре, люди заболевали многими инфекционными заболеваниями и умирали… Тогда не было антибиотиков, справиться с этим было невозможно, поэтому каждый август уносил большое количество жизней в Константинополе. Вот почему 1 августа по повелению императора из его ризницы износилось Честное Древо Животворящего Креста Господня — часть подлинного Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Крест износился за пределы дворца, и торжественным ходом проносился по всем улицам Константинополя, — вот такой замечательный день, такое замечательное событие.

Сегодня мы чествуем также Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу, потому что в этот же день в XII веке одновременно произошли два замечательных события. Андрей Боголюбский, преклонив главу перед иконой Божией Матери и горячо Ей помолившись, разбил превосходящие силы противника. То были волжские булгары, и князь, понимая, что собственными силами, силой своей дружины он не мог нанести такое поражение врагу, воспринял это как милость Божию, явленную через образ Царицы Небесной. В этот же день происходит другая битва — император Мануил дал сражение сарацинам, которые угрожали захватить Константинополь, уничтожить Православие. Это была историческая битва. Мануил совершил то же, что и Андрей Боголюбский, — молился пред образом Пресвятой Богородицы о ниспослании победы, и победа была дарована.

Вот какой замечательный день — 1 августа по старому стилю, когда мы вспоминаем изнесение из императорских покоев в Константинополе Честных Древ Животворящего Креста, которое совершалось, чтобы по молитвам жителей Константинополя, по благодати, исходящей от Креста, люди были предохранены от тяжких инфекционных заболеваний.

Многое изменилось с тех пор, но воспоминание изнесения Честных Древ Животворящего Креста всегда сопровождается 1 августа (14 по новому стилю) особым литургическим празднованием. Сюда же вплетается и наша народная традиция — к этому времени уже гонят первый мед, и благочестивые крестьяне всегда именно к этому дню приносили в храм мед, чтобы его освятить. Этот день назвали Первым Спасом, потому что Крест выносили; а народ усвоил празднику свое наименование — Медовый Спас, что и вошло в наши историю, культуру, фольклор. Я радовался тому, что имел сегодня возможность освятить здесь, перед алтарем Божиим, начатки меда, замечательного продукта, который действительно, как мы слышали из слов молитвы, имеет силу исцелять людей.

Сегодняшний день, исполненный столь глубокого смысла, должен всем нам помочь понять, как Господь действует в истории, действует в жизни каждого человека. Он не являет себя в громе и молнии, но в ответ на молитву совершает великие чудеса. Он помогает одерживать потрясающие военные победы, как то было на Руси и в Константинополе в этот день, но, что самое главное, Господь милостью Своею помогает каждому из нас одержать самую главную победу — победу над самим собой. Если эта победа одерживается, если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если Божий закон становится законом нашей жизни, то мы побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех и диавол, но побеждаем по существу, потому что эта победа дарует нам иное миробытие. Победа над грехом вводит нас в иной мир, она дает нам силы побеждать не только наши личные грехи, но и бороться и с неправдой в человеческих отношениях, укреплять мир между людьми, укреплять веру в самих себя и в тех, с кем мы общаемся.

«Сия есть победа, победившая мир, вера ваша», — говорит апостол (1 Ин. 5:4). И ведь это не пустые слова. Вера является действительно «победой, победившей мир», и когда мы идем с верой по жизни, призывая в ответ на нашу веру Божественную помощь, мы действительно становимся непобедимыми, способными поражать полки чужих, как это было в Константинополе и на Руси в XII веке, и совершать иные дела — может быть, не такие значительные, но не менее значимые для каждого, кто побеждает зло и неправду своей собственной жизни.

Силой Честнаго Животворящего креста да хранит Господь Церковь нашу от разделений, расколов, всякой неправды, ересей, от всего того, что в течение двух тысяч лет враг рода человеческого пытался использовать, чтобы разделить, раздробить и уничтожить наследие Христово. Верим, что этого никогда не произойдет, потому что «Христос сегодня, и вчера, и во веки тот же» (Евр. 13:8).

Помолимся также и о том, чтобы Господь сохранил Отечество наше от врагов внешних и внутренних. Мы живем в неспокойное время, у некоторых появляется чувство страха, неуверенности. Многие задают вопрос: может, не надо так уж отстаивать суверенитет своей страны, может, не надо так уж отделять себя от тех, кто хочет подчинить нас себе? У нас нет альтернативы. Россия православная может быть либо суверенной, либо ее не будет. И поэтому даже самые трудные внешние обстоятельства мы должны воспринимать не только так, как их воспринимают политики, — анализируя, делая прогнозы, — но и всегда преломлять их через наше религиозное сознание, сопровождая каждый день горячей молитвой об Отечестве нашем, о Церкви нашей и о народе нашем.

Пусть сила Креста Господня ограждает нас всех от всякаго зла! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оцените материал

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НА ЛЕВАШОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

История учит, что вера способна возродиться и возродить души людей не только к жизни вечной, но и к полноте жизни здесь, на земле.

12 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение деревянного храма Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовском мемориальном кладбище Северной столицы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваши Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Христос Воскресе!

Я с особым чувством вступил сюда, на эту Левашовскую землю, окропленную кровью многих невинных людей, в том числе тех, кто пострадал за веру. Знаю, как уже давно у духовенства Санкт-Петербурга вызревала мысль построить здесь храм. Вспоминаю наши разговоры с присутствующим здесь отцом Владимиром. Очень часто я беседовал на эту тему и с ушедшим от нас архидиаконом отцом Андреем Мазуром, который нет-нет да подходил ко мне и спрашивал: «Ну, когда же в Левашово будет храм построен?» И вот по милости Божией храм построен, и поэтому, когда я получил информацию о том, что эта мечта, эта надежда многих клириков Санкт-Петербурга и моя собственная осуществлена, я принял решение посетить это место и совершить хотя бы малое освящение. Сегодня все это действительно состоялось.

Мы находимся с вами на особом месте. Много таких мест по всей Руси: Бутово в Москве, Левашово в Санкт-Петербурге… Это наши Голгофы. А как та Голгофа, на которой Христос был распят, очень многому научила весь мир, так и наши российские Голгофы должны, во-первых, научить всех нас тому, что вера Христова не может быть истреблена из рода человеческого. Даже если стремление уничтожить веру становится политической задачей могущественных правителей целых государств — ничего не получается.

Конечно, в 1937 году, о котором сейчас вспомнил владыка, почти никто уже, празднуя 20-летие революции, не думал о Православии как о факторе, способном повлиять на жизнь народа. Но произошло нечто удивительное. В то время была проведена перепись населения, и большинство наших людей в год страшных гонений сказали, что они православные! Трудно представить, что означало тогда поставить свою подпись под этим опросным листом, но наши отцы, деды и прадеды это сделали. И это был первый знак власти, что никакие гонения не способны истребить веру из человеческих сердец. Потом многому нас научила война, и гонения были приостановлены, хотя никогда не прекращалась борьба с религией, с верой православной.

И вот сегодня, когда на этом скорбном месте, где погибли многие наши предшественники, в том числе представители петербургского духовенства, мы совершаем освящение, как же мне радостно видеть всех вас, наполняющих этот храм, — людей, родившихся много лет спустя, принадлежащих уже к совершенно иной эпохе! Ваше присутствие здесь, на этом месте, есть живой символ присутствия веры православной в самых недрах нашей народной жизни, из которых и произрастает каждое последующее поколение людей. И дай Бог, чтобы никогда, ни при каких условиях народ наш не отказался от православной веры. Ибо история учит, что вера способна возродиться и возродить души людей не только к жизни вечной, но и к полноте жизни здесь, на земле, — к той самой жизни, которая вместе с Богом в сердце человеческом действительно обеспечивает полноту бытия.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, всех тех, кто потрудился для строительства этого храма, который, конечно, будет наполняться людьми, в том числе теми, кто будет приезжать на это место скорби, чтобы помолиться о наших новомучениках, исповедниках и вообще о всех тех, кто был невинно расстрелян здесь или в других местах тогдашнего Ленинграда, но здесь похоронен. Будем помнить это место. Будем помнить великий пример мученичества и исповедничества нашего народа в тяжелые годы и хранить в сердце своем веру православную.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

12 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Пасхальное послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них – огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность.

Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остаётся неизменной и всепобеждающей.

Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошёл на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?

Церковь даёт нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путём, приводящим в жизнь вечную, когда отрёт Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

Совершив подвиг искупления, Господь Своей крестной жертвой и славным Воскресением открыл врата рая для всех. С тех пор и доныне каждому человеку даруется возможность воспринять Христа всей душой как истинного Бога и Спасителя, ниспосылающего благодатную силу для праведной жизни и деятельного участия в преображении мира.

Святитель Николай Сербский, известный богослов минувшего века, размышляя о Пасхе, писал: «Христос воскресе – значит, жизнь сильнее смерти. Христос воскресе – значит, добро сильнее зла. Христос воскресе – значит, все упования христиан оправданы. Христос воскресе – значит, все жизненные трудности разрешены» (Мысли о добре и зле). И эта пасхальная радость, радость богообщения и утверждения обновлённой жизни (Рим. 6, 4) на началах добра и справедливости достигает сердец миллионов христиан, вдохновляет на дела любви и милосердия, помогает преодолевать невзгоды, утешает в испытаниях, даёт надежду отчаявшимся, укрепляет малодушных.

В светозарный праздник Пасхи наши особые молитвы обращены к Богу о людях, находящихся в зоне военных действий. Мы как христиане не можем оставаться безучастными к бедам и лишениям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междоусобного конфликта, поэтому мы возносим ко Господу сугубые прошения о том, чтобы Он по Своей милости и благоутробию исцелил телесные, а наипаче – душевные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышедшим из единой Днепровской купели крещения, прочный и справедливый мир.

Как земной путь Спасителя был исполнен трудов и жертвенной любви к людям, так и мы призваны уподобиться Ему в служении ближним. Ведь любая, даже самая маленькая добродетель, преодоление собственного эгоизма ради блага другого человека приближают нас к Богу – Источнику жизни и бессмертия, а значит, делают счастливее.

Воскресший Господь, по Своему неложному обетованию пребывающий со Своими последователями во все дни до скончания века(Мф. 28, 20), да сподобит и нас, грешных и немощных, но жаждущих правды и взыскующих спасения, по завершении земного пути наследовать блаженную жизнь, дабы в Небесных обителях, уготованных от создания мира (Мф. 25, 34), вкупе со святыми, в вечной славе Его царствовати (свт. Амвросий Медиоланский. Гимн «Тебе Бога хвалим»). Об этой радости ожидания грядущего Царства любви, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), Церковь проповедует всегда, наипаче же – в светлые дни пасхального торжества.

Внемлем же её спасительному гласу, призывающему нас устами апостола Павла праздновать Пасху не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Внемлем и постараемся жить по Божественным заповедям, словом евангельской правды и добрыми делами, всей жизнью своей свидетельствуя ближним и дальним, что воистину воскресе Христос, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

+КИРИЛЛ,

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2023 г.

https://mospat.ru/ru/news/90238/
16 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля» (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову). Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына — долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека. Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце — это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу — значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия. Господь требует от нас наблюдать пути Его. Наблюдать пути Божии — значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева. Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний. Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом. Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными. Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя — Триединого Бога — роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2017/2018 гг. Москва

17 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В НИКОЛЬСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. АРМАВИРА

Попытки оспорить идолопоклонство вызывают ожесточенное сопротивление, и мы знаем: большинство войн и революций, и в прошлом, и в наши дни, происходит потому, что кто-то захотел создать нового идола и заставить множество людей ему поклоняться.

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Армавира. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы празднуем сегодня Воздвижение Честнаго Креста Господня, и поэтому все наши мысли обращены ко кресту. На протяжении христианской истории крест всегда находился в центре внимания христиан, потому что проникновение в тайну и смысл креста помогает людям обрести подлинный смысл жизни.

У преподобного Ефрема Сирина находим такие слова: «Крест разрушает идолов». Преподобный знал, о чем говорил, — он жил в постъязыческую эпоху, когда последствия язычества еще были очевидны и в жизни людей, и в тогдашней культуре; но он знал, что христианская вера разрушила идолов и люди, оставив идолов, стали поклоняться Святому и Животворящему Кресту Господню.

Что же такое идол? Идол — это ложная ценность, которая человеческой фантазией, или в силу предрассудков, или злыми внушениями извне возводится в ранг абсолютной ценности, требующей поклонения. Именно так создавались древние языческие боги, и люди поклонялись рукотворным истуканам как воплощению абсолютной ценности, пока эти идолы не были сокрушены верой Христовой.

Так было в древности, а что же происходило в последующие времена? И в последующие времена сохранялась традиция поклоняться ложным ценностям. А для того чтобы ложной ценности поклониться, ее нужно опять-таки абсолютизировать, т.е. сделать абсолютно непререкаемой, которая никем не оспаривается и требует лишь поклонения. Так на месте рукотворных истуканов стали появляться истуканы другого рода — плоды человеческих мыслей, рассуждений, философских построений. И мы знаем, что нередко политические концепции, политические идеи становились такими идолами, которые требовали полного подчинения и почти религиозного поклонения. Не так давно и наша страна освободилась от поклонения подобным идеологическим идолам, и дай Бог, чтобы наш народ никогда больше не соблазнился ни на что подобное.

Но так было не только в нашей стране. Мы знаем, что политические идеи нередко формулируются и передаются людям таким образом, чтобы убедить род человеческий, будто очередная идея есть апогей человеческой мысли и следовать ей значит построить благополучное, процветающее и справедливое общество. И вновь, как в нашем недалеком национальном прошлом, так уже в масштабах всей планеты развивается поклонение некоему идолу, который называется современным обществом, словно современное общество уже достигло максимума в своем развитии и больше за этим ничего не последует. Людей склоняют принимать всё это на веру и поклоняться как идолу; попытки оспорить идолопоклонство вызывают ожесточенное сопротивление, и мы знаем: большинство войн и революций, и в прошлом, и в наши дни, происходит потому, что кто-то захотел создать нового идола и заставить множество людей ему поклоняться.

Но есть и другой идол — это богатство. Богатство привлекает человека, потому что придает ему силы, расширяет его возможности. Действительно, богатство позволяет достигать того, что хочется, а человек чаще всего желает успеха и наслаждения. Успех без наслаждений — уже неполный успех, но когда успех позволяет наслаждаться во всей полноте, возникает еще один идол — пустота, которой люди нередко посвящают всю свою жизнь, отдают все силы.

Но святой преподобный Ефрем говорит: «Крест разрушает идолов». Никакая идеология, оспаривающая господствующую в том или ином месте, в то или иное время, неспособна разрушить идола, — просто один идол меняется на другого. А крест Господень разрушает любого идола, потому что, взирая на крест, мы понимаем: не силой, не деньгами, не властью, не наслаждением побеждены были грех, диавол и смерть, но Христом, Который принял образ раба и взошел на крест, чтобы Своей жертвой искупить наши грехи и спасти весь род человеческий.

Именно подвиг Христа распятого, отдающего Свою жизнь ради других, сокрушил и сокрушает сегодня всех идолов. И если мы хотим быть свободны от идолопоклонства, иногда почти незаметно проникающего в наше сознание и нашу жизнь, мы должны крепко держаться за веру православную, исповедовать Господа Иисуса Христа распятого своим Спасителем и Богом, Его учением напитывать свой разум и свое сердце и тем самым обретать великую свободу от любого человеческого внушения, от любых идолов, которые создаются для очередного порабощения людей.

Когда преподобный Ефрем сказал, что крест разрушает идолов, он имел в виду не только победу христианства над язычеством, но прозревал великую, уже внеисторическую победу Христа распятого над всяким человеческим идолопоклонством, что непременно влечет за собой освобождение человека, подлинную свободу от рабства греху и идолам, свободу, которая наполняет счастьем, смыслом нашу земную жизнь и открывает перед нами врата вечности.

Пусть крест Христов не только ограждает нас от сил вражиих, но и наполняет нашу жизнь великим смыслом, открывающим двери Божественного Царства. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

8 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up