СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ

Опубликовано: 7 мая 2018

Категории: Патриарх

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными.

5 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть два ключевых текста к пониманию смысла сегодняшнего дня. Первый: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Этот текст мы слышали сегодня за Божественной литургией, потому что в соответствии с церковным уставом в этот день полагается чтение данного фрагмента Евангелия от Иоанна. А второй принадлежит святому Иоанну Златоусту: «Свойство истины таково, что она возвращается даже тогда, когда против нее восстают многие».

Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской. И вот первый текст, который я привел, — «истина сделает вас свободными». У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь?

Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти.

В чем же тогда их свобода? А свобода их в том, что они оказались сильнее власти, сильнее машины угнетения. У людей, которые их допрашивали, истязали и, наконец, расстреливали, была власть над ними. Они могли лишить их свободы передвижения, но они не могли лишить их свободы мысли, свободы веры и подлинной свободы выбора. И наши великие предшественники, мученики и исповедники Церкви Русской, захороненные здесь, на Бутовском кладбище, явили образец той свободы, о которой Господь говорит словами Евангелия от Иоанна, удивительно созвучными сегодняшнему дню.

Но истина, которую проповедовал Господь, истина, ради которой погибли новомученики Церкви нашей, в том числе захороненные здесь, в Бутове, действительно, по слову Златоуста, имеет свойство возвращаться. Разве могли представить себе те, кто отправлял сюда грузовики с приговоренными к смерти, разве могли подумать те, кто их расстреливал и сбрасывал в ров, что память убиенных будет так торжественно прославляться? Что истина, которую они исповедуют, станет истиной для миллионов людей? Что вера возродится в народе нашем и на этом месте скорби мы будем совершать торжественное молитвенное поминовение их подвига, вспоминать силу их веры, вспоминать их подлинную духовную свободу, которая бросила вызов гонителям, которая возвысила их над историческим моментом и ввела их в вечность как святых и героев духа, исповедников и новомучеников Церкви нашей?

Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделенным от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своем, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая делает нас свободными. Наверное, это послание о подлинной свободе является одним из самых важных, которые несет миру Церковь Христова. И как же далеко это послание от множества толкований свободы, с которыми человечество сталкивалось на протяжении минувших двух тысячелетий! Как часто борьба за ложно понятую свободу сопровождалась страшными преступлениями, одним из которых стал Бутовский полигон! Как бесконечно далек идеал подлинной свободы от той, что становилась политическим фетишем, лозунгом, способом подчинить себе людей! Господь открывает нам подлинный смысл многого, и, может быть, одна из самых великих и важных истин, которые Он помогает нам понять, касается свободы. Вот и сегодня мы вспоминаем мучеников — борцов за подлинную свободу не только для себя, но и для всех нас, потому что, по слову Златоуста, невозможно ограничить истину, а вместе с истиной и свободу.

Да хранит Господь Церковь нашу! Да хранит Господь Отечество наше, всю историческую Русь! И да укрепляет нас в вере православной, которая способна через подлинную свободу человеческого духа ввести нас в Небесное Божественное Царство, открытое нам через пасхальную тайну Воскресшего Христа. Аминь! Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл:от будущего нашего Отечества и нашей Церкви зависит… будущее мира

20 ноября 2022 года, по завершении Божественной литургии, в трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В заключение Святейший Владыка тепло поблагодарил собравшихся за поздравления и поделился своими мыслями о задачах, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью. 

«Радуюсь тому, что имел возможность помолиться в этот день со своими собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства, встретиться с представителями нашего политикума, нашей общественности», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.

«В первую очередь архиерей, тем более Патриарх, должен молиться о пастве, о народе, о преодолении трудностей, соблазнов, искушений, о будущем нашего Отечества. Может быть, недостаточно, но об этом я молюсь каждый день, потому что понимаю: от будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит, в полном смысле слова, будущее мира, — подчеркнул Предстоятель. — Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времен под властью антихриста».

«Мы все, и в первую очередь архиереи, должны очень хорошо это осознавать Благодарю Бога за ту сплоченность, которая сегодня имеет место в нашем архиерейском сообществе. И очень важно, чтобы все духовенство, весь народ Божий был сегодня сплочен, а для этого слово нашей Церкви должно быть особенно убедительным, — продолжил Святейший Патриарх. — Обращаюсь к вам, дорогие владыки, а вы обратитесь к духовенству своему: сегодня проповедь должна быть яркой, убедительной, поддерживающей лучшие устремления нашего народа. И проповедь наша должна ставить преграду для распространения всего греховного, опасного, что может и народ погубить, и стране нашей нанести большой урон».

«Мы с вами, дорогие владыки и батюшки, несем пред Богом ответственность за сердца человеческие, а стало быть, мы сегодня на передовой. Не отстраняйтесь от этой ответственности — ни от патриотического воспитания, ни от личного участия в окормлении нашего воинства, добровольцев. Мы должны их поддерживать — и словом, и делом, и материально. И мы как Церковь должны принимать участие в борьбе нашего Отечества с мировым злом, с этой проказой, с этим антихристовым движением, могущим погубить и весь мир, и Россию», — сказал, обращаясь к архипастырям и пастырям, Святейший Владыка.

«Поэтому я как Патриарх всех вас призываю к бодрствованию, к умножению сил. Нужно укреплять веру наших людей, вдохновлять воинов, работать с нашей интеллигенцией, со средствами массовой информации, чтобы слово Церкви распространялось и помогало людям и жить, и трудиться, и сражаться за Родину», — констатировал Предстоятель.

«Вспоминая, что слово Божие говорит применительно к пришествию в мир антихриста, мы можем сказать, что сегодня Россия — это удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на наша страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут легкие времена. Нужно мобилизоваться. Каждый должен максимально исполнять свой долг, идти туда, куда мы еще вчера не шли, к тем, с кем еще вчера мы не умели правильно говорить. Сегодня мы должны работать, понимая, что мы — на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны нашего народа и нашей страны», — заявил Святейший Владыка.

«И да поможет всем нам Господь переосмыслить свое поведение, свой уклад жизни, свои привычки. Пойти туда, куда мы, может быть, еще вчера и не думали идти. Пусть Господь помогает всем нам, чтобы совместными силами, вместе со всеми, кто любит Родину, мы могли сегодня встать на защиту Отечества и делать все для того, чтобы обрести победу», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5978803.html

22 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ В АЛТУФЬЕВЕ

Главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 29-е воскресенье после праздника Святой Троицы и Неделя праотцев. За две недели до Рождества Христова мы вспоминаем ветхозаветных святых, в числе которых такие титаны духа, как Авраам и многие другие, кто учил народ истинной вере, кто беззаветно хранил эту веру, кто надеялся на пришествие в мир Мессии.

В этот день нашему вниманию предлагается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 14:16-24). Спаситель рассказывает притчу о том, как некий богатый человек решил устроить пир и послал своих слуг собрать гостей на это торжество. Но кто-то отказался, потому что купил землю, — мол, надо пойти и эту землю осмотреть. Другой отказался, потому что купил пять пар волов, — их же надо испытать. Третий отказался, потому что женился. Тогда разгневанный домохозяин повелел рабу пойти на улицы и в переулки и пригласить на пир всех, кого найдет, и палата наполнилась людьми, которые не были избраны изначально, но которые были позваны на пир и стали избранными.

Совершенно неслучайно это Евангельское чтение предлагается нам в день воспоминания о праотцах. Как много было святых в Ветхом Завете, которые трудились для того, чтобы народ поверил в пришествие Мессии! Но когда Господь, Мессия, Спаситель пришел, очень многие Его отвергли. И мы знаем, что после Вознесения Спасителя проповедь Евангелия, Божественным произволением, была обращена к тем, кто не был избран, к тем, кто не был позван на торжественную трапезу, — а именно к язычникам, которые не верили в истинного Бога, которые не хранили благочестия, у которых не было храма в честь истинного Бога. Именно эти люди, позванные с улиц и перекрестков, и наполнили палату Божественной трапезы — Церковь Господа и Спасителя.

Конечно, среди них было много тех, кто в силу своего рождения принадлежал к избранному народу и принял, как святые апостолы, весть о Христе, — они также наполнили вселенскую палату Божественной трапезы. Но и применительно к нам эта притча имеет очень важное значение, ведь часто люди призываются Богом — через жизненные обстоятельства, размышления, воспитание, — но отказываются прийти в храм Божий, присоединиться к общине верующих, хотя, казалось бы, для этого есть все условия.

И возникает вопрос, почему это происходит, почему даже те, кто формально принадлежит к Церкви, нередко переносят на самую периферию все, что связано с Церковью и духовной жизнью. Такие люди редко посещают храм, плохо знают Священное Писание и никогда в жизни им не руководствуются; их религиозность связана в основном с традицией, скорее культурной, чем духовной. Эти люди живут вне Евангелия, вне Божественных заповедей, — почему же так происходит? Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: что человек любит, то для него и есть бог. Ведь главная заповедь, которую Бог дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, не есть подлинная ценность и объект поклонения, а лишь некий идол.

Мы знаем, какой притягательной силой обладает власть. Стремление к власти для многих становилось идолом, высочайшей ценностью, ради которой они отдавали все силы. Ради завоевания власти люди шли на кровавые конфликты и войны. Был период времени, в том числе в жизни нашей страны, когда таким идолом стала идеология. Многие люди возлюбили эту идеологию, отказавшись от Бога, и она стала для них богом. Ради нее совершались подвиги, приносились жертвы, развивалась невероятная энергия созидания, направленная на то, чтобы постулаты этой идеологии воплотились в жизнь. Но они не воплотились и воплотиться не могли, ведь идеология — это не вера в Бога. Идеология питается человеческой мудростью, а человеческая мудрость относительна: то, что сегодня кажется абсолютно важным, завтра теряет значение. Так и произошло с идеологией, в которую люди поверили, — оказалось, что в действительности никакого значения для человеческой жизни эта идеология не имела и по природе своей иметь не могла.

Сейчас наступили другие времена, и, наверное, каждый знает, чему сегодня люди отдают свое сердце, что они больше всего любят: это деньги, это блага, это максимальное потребление благ. Человеческое счастье, как его представляют реклама, некоторые фильмы, массовая культура, и связано, в первую очередь, с потреблением материальных благ, с физическими наслаждениями, — этими параметрами и ограничивается сегодня предмет любви огромного количества людей. Но тот, кто привязан к материальным благам, не может верить в Бога. По словам того же Ефрема Сирина, вера в Бога исчезает там, где притяжение к материальным благам связывает человека. Если кто-то поймет мои слова так, будто Церковь проповедует полное пренебрежение к материальным благам, то это будет неправильно. Отталкиваясь от замечательного выражения преподобного Ефрема Сирина, я скажу, что центральным и самым важным в его изречении является слово «связывает». Когда материальные блага, стремление к тому, чтобы больше тратить и больше потреблять, больше зарабатывать, чтобы снова тратить, направляют все мысли и все дела человека, то он оказывается связан притяжением к материальным благам. Они, и ничего более, оказываются в центре жизни, а потому и становятся богом, а лучше сказать, идолом.

Поэтому, когда вы смотрите всю эту рекламу, телевизионные передачи и фильмы, где культ наслаждения, потребления, безудержного веселья предлагается как некий идеал жизни, вспомните о словах преподобного Ефрема Сирина. Нельзя, чтобы все это связывало человека. Мы, конечно, живем в этом мире, мы соприкасаемся со всем, о чем только что было сказано. Если у человека появляются материальные средства, и он желает приобрести жилище, автотранспорт, как-то себя обеспечить, то это естественное желание и потребность человека. Но если все это связывает наше сознание, направляет нашу волю, формирует наши убеждения, то это и есть начало идолопоклонства.

Удивительным образом, чтобы понравиться людям, политики сегодня постоянно говорят об экономическом факторе как о чем-то самом главном. Конечно, власть и существует для того, чтобы решать, в том числе, экономические проблемы. Но как важно, чтобы в этом послании к людям не забывалось действительно самое главное: что человек — не животное, что он должен иметь высочайшие запросы духа и разума. А если в обществе такие запросы игнорируются, то ничего доброго не получится, даже если мы станем очень богатыми, экономически успешными и если планка нашего потребления будет постоянно повышаться.

Величайшая мудрость, которая содержится в сегодняшнем евангельском чтении, призвана помочь нам понять, что ни земля, ни волы, ни даже близкие и родные не могут быть для человека выше Бога, ведь если что-то становится выше, то теряется самое главное в человеческой жизни — ее измерение. Вектор человеческого развития меняет свое направление с вертикального на горизонтальный, а значит, подлинного роста, духовного возрастания, а вместе с ним и человеческого счастья не получится.

Сегодняшний день посвящен воспоминанию ветхозаветных святых, которые в тяжелейших условиях окружавшего их язычества и слабости веры народа не уставали призывать его к любви к Богу, к вертикальному измерению человеческой жизни, к тому, что есть дорога от земли на небо. Так и нам, отдаленным от тех людей тысячелетиями, следует сегодня подумать о том, что есть путь и истина и жизнь; и понять, что только тот путь, который ведет человека к Богу, является подлинно истинным, спасительным, а значит, несущим в себе возможность обрести полную жизнь — по-человечески мирную и радостную, а с точки зрения Божественного закона правильную и спасительную. И да поможет нам Господь в нашем странствии по этому жизненному пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее приветствие участникам торжеств в день памяти прп. Сергия Радонежского

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Фоме, епископу Сергиево-Посадскому и Дмитровскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры, викарию Патриарха Московского и всея Руси

Насельникам и паломникам Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Возлюбленные о Господе архипастыри!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Множество людей на протяжении столетий стекаются в Троицкую обитель и прибегают к духовной помощи сего дивного угодника Божия, возносят к нему свои горячие молитвы. В нынешнем году мы отмечали знаменательный юбилей — 600-летие со дня обретения его честных мощей, которые церковным гимнотворцем уподобляются сосуду благодати полному и преизливающемуся (акафист святому).

Неиссякаемый поток паломников в Лавру свидетельствует о глубокой внутренней связи современных православных христиан с аввой Сергием. Верю, что это духовное преемство не способны уничтожить никакие политические изменения и исторические катаклизмы, ибо в основе этого преемства лежит следование непреходящим евангельским идеалам любви, милосердия, верности Господу и надежды на Его всеблагой Промысл. Все это в полноте явил Радонежский игумен. В этом ему стремимся подражать и мы, его почитатели и духовные наследники.

Преподобный Сергий — это поистине земной ангел и небесный человек (акафист святому). В его христианском подвиге аскетическое делание, стремление избежать славы и почестей от людей было непротиворечиво сопряжено с активным участием в жизни народа. Он сам и через своих учеников основал множество монастырей, личным примером смирения и кротости учил братию и всех приходивших к нему добродетельной жизни, исцелял страждущих, примирял враждующих. Господь прославил Своего угодника, и он, по слову Евангелия, явился солью земли и светом мира (Мф. 5:13-14). Промыслом Вседержителя он был воздвигнут на свещницу церковную ради пользы людей, ради утверждения нашего народа и Отечества в вере православной.

Великий авва Сергий жил в один из сложнейших периодов бытия Руси, отмеченный многочисленными распрями князей, раздробленностью государства и тяжестью иноземного ига. Угодник Христов видел, что причина этого кроется в утрате внутреннего единства, в отступлении от правды Божией, в желании следовать сиюминутным прихотям, «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

В нынешнее время мы видим нечто подобное. Внешние силы, хотящие брани, ополчились на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея (молитва о Святой Руси). И сегодня наша особая молитва об Отечестве нашем, о народе нашем, о Главе государства нашего Владимире Владимировиче Путине, вчера отметившем свое 70-летие. Благодаря его личному участию, в сфере церковно-государственных отношений произошли весьма отрадные изменения, ознаменованные созданием уникальной модели сотрудничества, выстраиванием доверительного и взаимополезного диалога.

По моему благословению сегодня, в день памяти преподобного Сергия, некогда благословившего святого князя Дмитрия Донского и воинство на борьбу с противником, желавшим расчленения Земли Русской и поощрявшим междоусобицу в ее народе, во всех храмах нашей страны возносятся молитвы о Главе государства Российского, дабы Господь даровал ему здравие и долгоденствие, утвердил в мудрости и духовной крепости.

Сожалею, что в связи с постигшим меня недугом не могу разделить с вами радость нынешнего торжества, ибо по предписанию врачей вынужден пребывать в стенах своей кельи. Однако для молитвы нет расстояний, как нет расстояний и для христианской любви, которую мы все питаем к преподобному Сергию.

А посему вместе с вами обращаю свой мысленный взор к Заступнику и Печальнику Земли Русской и уповаю на его ходатайство пред престолом Вседержителя об Отечестве нашем, о верных чадах Святой Церкви и о всем народе нашем. Пусть Господь приклонит Свою милость ко всем нам — духовным наследникам аввы Сергия.

С любовью во Христе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

10 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШЕЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ ПАТРИАРШЕГО ЧЕРНИГОВСКОГО ПОДВОРЬЯ В МОСКВЕ

Господь пришел для того, чтобы открыть нам смысл жизни, а понять смысл жизни, не понимая смысл человеческой скорби, невозможно.

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья и Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали отрывок из Послания к Евреям (4:14-5:6) — очень значительный текст, помогающий многое понять о подвиге, который Господь Иисус Христос совершил ради рода человеческого. Только что вы послушали проповедника, который толковал слова «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Правильно толковал, но у этого текста не единственный смысл, потому что речь идет не только о немощах, проистекающих от слабости человеческой природы или от внешних искушений. Этот текст о чем-то куда более значительном. Он свидетельствует о том, что Христос есть Первосвященник, Который прошел через бездну человеческих страданий, ибо Его искушения — это страдание, страдание в высочайшей степени.

Очень часто люди нерелигиозные объясняют свое неверие в Бога наличием страданий в мире, в человеческом истории, ссылаясь на войны, разного рода катаклизмы, цунами, землетрясения — на что только при этом ни ссылаются! Вывод простой: если бы Бог, Творец всего, действительно существовал, неужели бы Он допустил такое? Так вот, всем, кто до сих пор, по ведению или неведению, приводит этот ложный аргумент, нужно прочитать сегодняшний отрывок из Послания апостола Павла к Евреям. Если Бог, в Воплощенном Сыне Своем, изволил пройти через бездну человеческого страдания, что это означает? То, что Бога нет, как плоско и нелогично утверждают те, кто апеллирует к присутствию страданий в человеческой жизни? Или то, что Бог — злой? Но Он же Сам явил солидарность со всеми, кто страдает, — через реальное участие в страшных страданиях.

Сегодняшний текст действительно открывает тайну Божественного замысла о мире и человеке. Бог создал человека, Он запустил механизм человеческой истории, но Он предоставляет свободу человеку и не ограничивает действие физических законов до тех пор, пока мы Его об этом не просим. В каком-то очень высоком, почти философском смысле молитва есть просьба к Богу ограничить нашу свободу. И мы обращаемся к Господу не в гордыне, но, сознавая свою слабость, со смирением просим Его: «Господи, помоги! Мы не можем сами справиться с жизненными ситуациями! Господи, огради нас от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани, от внезапной смерти, от землетрясений и цунами! Войди в наш мир, ограничь его законы и нашу свободу!» И ведь Господь откликается на такую молитву и спасает, как мы знаем, и в войнах, и в землетрясениях, и в цунами.

Первосвященник, Господь Иисус Христос, не может не сострадать нам, потому что Сам прошел через бездну человеческого страдания. И сегодняшний день, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа и Спасителя, напоминает нам об участии Богочеловека в этой бездне человеческого страдания, человеческого беспорядка и человеческого горя. И Крест — это не только символ победы Христа. Крест есть символ присутствия Божия в человеческом горе и в человеческом страдании. Когда нам становится тяжко, когда мы плачем, когда теряем надежду, когда ропот на Бога подступает к нашему уму и сердцу, давайте вспомним Крест Христов и все то, что апостол Павел говорил о Христе как о Первосвященнике, Который не может не сострадать, потому что и Сам прошел через бездну страданий.

Господь пришел для того, чтобы открыть нам смысл жизни, а понять смысл жизни, не понимая смысл человеческой скорби, невозможно. Да поможет нам Господь, через поклонение Святому Кресту, через слышание Его слова, уразуметь великую истину о силе Божественной любви и Божественной мудрости, которая, касаясь нашего разума и нашего сердца, дает нам великую силу пройти по жизненному пути, преодолевая страдания и не сокрушаясь от скорби, памятуя о том, что перед нами по более страшному жизненному пути прошел наш Первосвященник Господь Иисус Христос, снисходящий к нашим немощам. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

16 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up