Прихожане из Гольянова посетили Обитель Милосердия — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Прихожане из Гольянова посетили Обитель Милосердия

Опубликовано: 15 июня 2024

Категории: Новости

В конце учебного года для слушателей курсов «Введение в Православие», действующих при храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, были организованы две экскурсии в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

 Экскурсии проводилась в продолжение лекций по теме «Женская святость православной Руси», прочитанных слушателям по учебной программе Курсов.

Первая экскурсия началась с посещения дома-музея основательницы Обители  преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. 

Экскурсанты получили уникальную возможность увидеть личные вещи княгини и её супруга великого князя Сергея Александровича Романова, множество удивительных фотографий, книг, документов и писем.

В доме-музее хранятся иконы, созданные самой основательницей Обители и ее чудом сохранившийся рояль.

 Благодаря воссозданному интерьеру комнат, слушатели окунулись в атмосферу того времени. 

Далее экскурсия продолжилась под сводами Собора Пресвятой Богородицы — «сердца» Марфо-Мариинской обители. Узнали об истории строительства Собора, полюбовались его необычной внутренней росписью. 

Во время второй экскурсии слушатели смогли посетить Крипту (нижний храм) Покровского собора. Это уникальная возможность, потому что экскурсии в Крипту проводятся крайне редко. Здесь уединялась для молитвы Великая Матушка Елисавета Феодоровна и все ощутили эту необыкновенную молитвенную атмосферу храма-усыпальницы.

В завершении экскурсии слушатели прогулялись по великолепному саду Обители.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Паломническая поездка к мощам святителя Иоасафа Белгородского

Братья и сестры! Просветительский центр святителя Иоасафа Белгородского приглашает вас в паломничество к мощам любимого святого накануне осеннего дня памяти святителя. 14-15 сентября, субботу и воскресенье, мы проведем в Белгороде.

Программа поездки:

Выезд из Москвы 13 сентября, в пятницу, в 22.00 ч. от Храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово. Приезжаем в Белгород рано утром и сразу же размещаемся в комфортных двухместных номерах гостиницы «АМАКС» и даже успеваем на завтрак. После завтрака у группы будет свободное время на отдых до обеда. После обеда, мы отправляемся в обзорную экскурсию с посещением святых мест Белгорода, среди которых Николо-Иоасафский собор, где хранится чтимый список «Песчанской» иконы Божией Матери, Смоленский собор, где мы сможем приложится к Смоленской иконе, просиявшей над крепостными стенами Белгорода, и других. Наше путешествие по Белгороду завершится посещением Преображенского собора и участием в вечернем богослужении у мощей святителя Иоасафа. Утром принимаем участие в воскресной литургии в соборе. Завтракаем и отправляемся в обратный путь. Если будут силы, то на обратном пути мы сможем заехать на святой источник в селе Шопино и посетить поселок Ракитное, где у алтаря Свято-Никольского храма похоронен старец Серафим (Тяпочкин).

 Записаться в паломническую группу можно по телефону +79253355213 (в рабочее время) или по электронному адресу ioasafcenter@yandex.ru

11 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Протоиерей Дамиан Круглик: 55 — лет служения в священном сане

16 июня 2021 года исполняется 55 лет служения в священном сане одного из старейших клириков города Москвы протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, духовника Восточного викариатства г. Москвы.

К этому юбилею предлагаем Вашему вниманию интервью с отцом Дамианом.

Хотелось бы начать нашу беседу с воспоминаний детства, родного дома. Они навсегда остаются с человеком, формируют его. Что бы Вы могли рассказать о своих родителях? Какие воспоминания согревают Ваше сердце? Можно ли сказать, что семена веры были заложены в Вас ещё в раннем возрасте?

В 2009 году я посетил деревню и почти развалившийся дом – дом моего детства. И дом, и огород вокруг него сохранились в первозданном виде, но дом теперь стоит без жильцов, а огород зарос. Очень много воскресло в памяти воспоминаний и о доме, и о речке недалеко от поля, о соседях…

Мой отец – диакон Стефан, работал на железной дороге и только в конце жизни принял сан диакона. Он был по отношению к нам строг и стремился дать нам образование.

Мать растила нас и занималась домашним хозяйством. Много теплых воспоминаний связано с родителями.

В церковь ходили в соседнее село вместе с родителями. От детства осталось очень много впечатлений, связанных с церковью, молитвой. Вспоминаются детские игры, содержанием которых была церковь: хотелось повторить то, что видел в церкви. Дедушка по матери был какое-то время церковным старостой, и мы бывали в церкви даже в небогослужебное время.

Очень любили колокольню. С колокольни видно было далеко вокруг. Помнятся праздники, особенно Пасха. Обязательно рушники и корзина с освященными очень вкусными яствами – хотелось, чтобы так продолжалось как можно дольше.

Ваше поступление в семинарию, было ли оно неожиданным или естественным? Как у Вас созрело желание посвятить свою жизнь служению Церкви?

Моё поступление в семинарию было осознанным. Учась в 10 классе, я послал запрос в Волынскую духовную семинарию, но меня просили подождать до 18 лет (ещё год).                                

Большую роль в моём выбор сыграл отец. Он встречался с нашим городским благочинным, и, главное, познакомил меня с сыном священника, который уже учился в Волынской духовной семинарии. Мы с ним сдружились. Это окрылило меня среди окружающего неверия. Наша дружба, правда, была непродолжительной – его взяли в армию, после которой он поступил в институт. И только на старости лет он стал священником. В мой приезд нам удалось послужить вместе на его приходе.

Постепенно крепло желание стать священником. В этом, конечно, помогала молитва… Я сам молился, родители и, наверное, моя бабушка, которая всегда говорила, что хотела бы видеть меня священником. Может быть, её молитвы… Близкие не все одобряли мой выбор профессии.

По Вашим рассказам, Ленинградские духовные школы стали для Вас настоящей alma mater. Какие преподаватели Вам особенно запомнились? Самые яркие впечатления от Вашего обучения?

В Санкт-Петербургской духовной академии (тогда Ленинградской) был в то время прекрасный профессорско-преподавательский состав. Особенно яркими личностями были профессора: прот. Михаил Сперанский, профессор Николай Дмитриевич Успенский, замечательный профессор, доцент Вознесенский, доцент Михаил Филаретович Русаков, прот. Иоанн Белевцев, профессор Иванов – замечательная личность.

 Яркие, хорошие впечатления остались от Академии – участие в богослужениях на клиросе, в хоре, ежедневное пребывание в храме и молитва. Запомнились всенощные накануне воскресных и праздничных дней и вообще годовой круг богослужений, и хоровое пение — незабываемо и неизгладимо, это очень воспитывает и дисциплинирует студентов.

А тяжело было учиться в семинарии?

Я бы не сказал, что тяжело. Но очень много текстов из Священного Писания приходилось учить наизусть. Целыми страницами нужно было заучивать текст. Но я очень сожалею, что у нас не было, например, истории религии, истории философии…Этих знаний не хватало.

Нашли ли Вы в товарищах по учёбе настоящих друзей? Поддерживаете ли сейчас связь с семинарскими одноклассниками?

И до настоящего времени у меня продолжаются дружественные отношения с бывшим митрополитом Волгоградским Германом (Тимофеевым); духовником Оптиной пустыни, теперь схиархимандритом Илием (Ноздриным); с митрополитом Виктором (Олейником). Вот кто остался. Многие уже умерли.

Выбор спутницы – серьезный шаг для каждого человека, но особенно он ответственен для будущего священника. Как Вы познакомились со своей супругой?

Я, во-первых, молился, чтобы Господь и Божия Матерь послали мне спутницу жизни, которая бы могла нести вместе со мной мой пастырский крест.

В Академии была чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы, каждое второе воскресенье служился акафист Ей. Я молился особо и перед этим образом.

И вот так получилось, что через знакомых я узнал о девушке, которая оканчивала Политехнический институт и была верующим человеком. Её история очень интересна. За неуспеваемость её исключили из Рязанского радиотехнического института. У неё был незачет по философии, а по всем остальным предметам — 4 и 5. Волчий билет, короче говоря. Знали, что она верующий человек, и исключили за это. Она немного поработала, и вот в Ленинграде, в Политехническом институте, открылся факультет электроники. Ей удалось поступить на этот факультет. И этот институт она окончила с отличием.

Она приходила к нам в храм, а я там регентовал. Так мы и познакомились. Встречались, дружили. Через мою будущую супругу я познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным). И дальше все было под водительством отца Иоанна – наша женитьба, принятие сана. Мы с матушкой Лией Петровной прожили вместе долгую счастливую жизнь, два года назад она отошла ко Господу.

Все ваши дети выросли верующими, церковными людьми, что, увы, не всегда складывается даже в семьях духовенства. Как Вы воспитывали своих детей?

Самое важное – мы молились и за них, и с ними. В летнее время, когда жили на приходе, причащали их за каждой Литургией, которую я служил. Я служил, а матушка приводила, причащала их, одного на руках, другого за руку, потом и третьего. Читали вместе книжки, слушали сказки на грампластинках. Ездили за благословением к батюшке отцу Иоанну в Печоры.  Дети видели, как мы сами молились, с нами молились.

Когда нужно было что-то делать, включали пластинку, телевизора не было. Сказки очень обогащают язык. Наша Лизонька потом по литературе занимала в школе одно из первых мест, когда писала сочинения. У Алёши по математике очень хорошо было, у меня самого математика тоже хорошо шла.

Даже не помню были ли какие-то проблемы в переходном возрасте. В 4 классе руководительница спрашивала – как мы будем воспитывать наших детей. Матушка ответила: «Воспитывать будем мы, а вы давайте образование». Никаких пионеров, ничего не было. А пришла пора вступать в комсомол – Алеша сказал: «Я в армии буду вступать, там более торжественно». Так и не вступил. Потом, на выпускном вечере, где мы присутствовали, им вручили грамоты по некоторым предметам, но ничего не сказали, не похвалили. Только потом уже, в конце вечера, директор подошел, познакомился со мной и сказал, что если бы все ребята были как наши, то у них бы проблем не было.

А им не было тяжело, ведь они были другими?

Конечно, было тяжело. Много всего было. Как-то мою матушку пригласили прочитать в школе лекцию. Классный руководитель предложил родителям выступить с докладом. Моя супруга с энтузиазмом согласилась. И она рассказала о таком явлении в физике, о котором даже учитель-физик не имел представления. Было очень интересно!  Так он, вместо благодарности, с этого момента стал плохо относиться к нашим детям. Попрекал, что они в комсомол не вступают. Ну, конечно, дразнили их, бывало, хотя и с уважением относились. Учились они прекрасно.

Вы с матушкой были знакомы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), бывали у него, пользовались его советами.

Только по его благословению началась наша дружба. Он советовал, чтобы мы как следует проверили свои чувства – мы встречались более года. Окончательное решение о подаче заявления и сама свадьба – всё по благословению отца Иоанна.

И в дальнейшем очень важные вопросы жизни, служения, воспитания – все это осуществлялось за его благословением. В его представлении всегда все должно быть идеально! Если семейная жизнь, то, как он себе её представляет – так у нас и должно быть. Ну вот: уголочек, лампадка горит, детская кроватка. Но бывают и будни, и грозы, и солнышко, все бывает. Отец Иоанн воспитывал в нас стремление к идеалу. Наверное, и у меня такое же стремление к идеалу, особенно в служении. Это требует больших сил, напряжения и отдачи.

 Служение приходского священника. Вы были подготовлены к нему обучением в семинарии, или это совершенно иной опыт? Как складывалось служение на Ваших первых приходах?

Любое учебное заведение дает хорошую систему – как костяк.

Но необходим живой опыт, который молодой священник будет перенимать у старшего поколения, у духовника. Небольшой период мне довелось служить у отца Иоанна в Касимове, в Рязанской области, и это мне очень помогло. Я видел, как служит отец Иоанн, сослужил ему на Литургии, участвовал в совершении треб. Некоторые служил самостоятельно, но под руководством батюшки. Этот бесценный опыт повлиял на всю мою последующую священническую практику.

На моих первых приходах я не расставался со служебником и требником, и ещё богослужебными указаниями. И в требнике, и в служебнике я делал пометки, как это делал и батюшка. Сейчас издается много литературы, а тогда, кроме как богослужебной, её почти не было. Вот и приходилось следить за Типиконом через богослужебные указания, которые издавались с 1949 по 1957 гг.

Ещё мне матушка много помогала, она прошла прекрасную школу в Рязани. Там служил о.Виктор Шиповальников, и они умели по-своему украшать каждый праздник и создавать торжество. Отец Виктор всегда сам читал канон, читал так, что до души доходило, сам все через себя пропускал. А все эти украшения матушка привнесла и в наш храм, они все оттуда взяты. Поэтому матушка была большим подспорьем в моем служении, она указывала на мои ошибки – закрыл или не закрыл завесу и т.д. А однажды я на Пасху закрыл Царские врата, но тут мне уже другая матушка подсказала. 

Когда один стал служить, я старался все по требнику вычитывать, и это очень долго получалось. Один раз даже староста пожаловался на меня в епархию, что я долго крещу. Это сейчас я как преподаватель говорю, что надо наизусть знать и не заглядывать все время в требник.

Вы ведь долго преподавали в Московской Духовной семинарии?

Я преподавал в Московской Духовной семинарии курс «Практическое руководство для пастырей» 17 лет, и 5 лет в Сретенской семинарии, всего 22 года преподавания.

Вам довелось несколько лет служить в Елоховском соборе – кафедральном соборе Москвы. Чем памятны для Вас эти годы?

В Богоявленском соборе, что в Елохове, я прослужил почти семь лет. Хорошая школа: при Патриархе, при полном соборе народа, прекрасном пении, чтении и очень талантливых собратьях-пастырях.

Мы были участниками важнейших событий Церкви. 1000-летие Крещения Руси, перенесение мощей свт. Иоасафа Белгородского; перенесение мощей преп. Серафима Саровского. Это были всенародные торжества.

Избрание Патриарха Алексия II и сослужение ему. Строительство храма Христа Спасителя. Архиерейские хиротонии, праздники Торжества Православия. Различные делегации.

Все это было хорошей школой.

Много известных людей приходило в Елоховский собор в те годы.

 Я крестил Нонну Мордюкову и других известных людей, артистов.

Там крещение совершалось с полным погружением.

В 1992 году Вы становитесь настоятелем Спасо-Преображенского храма в Богородском. И вот уже почти 29 лет Ваша жизнь неразрывно связана с Богородским храмом. Что бы Вы могли сказать о трудах в эти годы?

Одним из первых в нашем храме построен баптистерий для крещения взрослых, позолочены иконостасы и киоты во всем храме. После пожара в 2004 году храм весь обновлен, начиная с подвала и кончая главной апсидой. Заново полностью был расписан храм. Заменён полностью пол. Центральный алтарь расширен и освящен. Священническое облачение обновлено, и все украшения в храме меняются. Клиросная ограда заменена.

Построена воскресная школа. Украшается территория вокруг храма и школы.

Проведена очень большая, громадная работа по оформлению документов, поискам спонсоров. Сколько пришлось пройти инстанций для того, чтобы добиться разрешения на строительство, убрать находившийся здесь автосервис, и небезопасно было. Угрозы были. Но, слава Богу, все прошло спокойно. И в течение трех лет шло строительство.  Господь помогал, посылал людей, профессионалов. В 2005 году школа уже была освящена, и с тех пор её двери открыты для детей и взрослых.

Прихожане любят совершаемые Вами богослужения – они особенно торжественны и неторопливы. Вы особое внимание уделяете красоте богослужения, молитвенному пению, чтению. Заботитесь обо всем, что относится к убранству храма, богослужебной утвари.

Образцом служения для меня является отец Иоанн (Крестьянкин). Он учил, что в служении Богу следует исходить из принципа — «от внешнего к внутреннему, и из внутреннего к внешнему». Богу мы жертвуем самое лучшее и самое красивое. То, что тебе приносит радость, удовлетворение внутреннее, это создает славу Богу и Божией Матери. И наоборот, увидев это, ты уже радуешься. Он как дитя радовался, когда ему удавалось что-то преобразить в храме, украсить, новое облачение пошить, под цвет праздника. К нему приезжали даже из Москвы. Вот он служил в деревушке, в Рязанской области, а ему везли из Москвы облачение, которое он обмерял, говорил, что как. И так во всех храмах, где он служил. Сразу изготавливалось надгробье для плащаницы Божией Матери, резное, красивое. Вышивалась плащаница, особым образом украшалась. Моя матушка ещё юной девушкой со своими сестрами участвовала в украшении Плащаницы у отца Иоанна. И на нашем приходе она эти традиции ввела.

Ещё, что касается совершения богослужения, то хорошей школой было служение в Елоховском соборе. Там служишь при Патриархе, он тут рядом сидит, и каждый возглас ему кланяешься.

Это налагает ответственность, чтобы быть в форме всегда.

Вы счастливый человек?

Хороший вопрос… Более высокого служения на земле, чем служение священника, нет. Оно приносит полное удовлетворение существу его носителя: и духу, и душе, и телу. Этим я счастлив!

Я счастлив тем, что люблю богословие. Со студенческих лет оно меня влечет и радует.

Я счастлив, что люблю богатую сокровищницу церковного пения. Самое, что есть лучшего в искусстве, удовлетворяет дух и душу – все это есть в сокровищнице церковного пения, которое творили не только величайшие церковные, но и светские композиторы.

Я счастлив, что люблю церковную жизнь, молитву, служение, литературу, живопись и музыку.

Я счастлив в семье, в детях, внуках.

А какое Ваше любимое песнопение? 

Я очень люблю 8-й глас, обиход, ирмосы 8-го гласа: «Молитву пролию ко Господу…», ещё этот глас поется на Параклисисе Богородице. Я как-то сразу его полюбил, и службу эту я очень люблю. Это из церковных песнопений. А так сейчас уже к старости люблю концерт Березовского «Не остави мене во время старости моей…». Какой же концерт! Конечно, очень нравится творчество Бортнянского, Херувимская, например. 

Вы настоятель приходского храма и окормляете людей разных возрастов. В последние годы в храме появилось много молодежи, молодых семей, а на поздней Литургии причащается много детей. Какие слова бы Вы хотели сказать молодым людям, молодым родителям.

Молодым людям и родителям могу сказать, что они находятся на правильном пути. Сам храм, храмовая обстановка, богослужебное пение, чтение, убранство храма, необходимо для человека с малых лет, чтобы усвоить страх Божий – составляющую его духа. Только здесь он может уяснить для себя, что он находится пред Богом, что Он все видит и знает, и помогает. И человеку здесь по-настоящему хорошо, т.к. он здесь, в храме, с Богом.

В людях нужно воспитывать церковность. Слава Богу, мы видим, что много молодых родителей приходит, причащает детей. Это очень правильно. С малых лет нужно носить детей, чтобы они видели крест, видели иконы Спасителя, Божией Матери и дышали церковным воздухом.

Вся беда наша в том, что с детских лет не пускали, запрещали. Мы жили под страхом. Кстати, когда я поступил в семинарию, то младших моих брата и сестру заставляли писать антирелигиозные сочинения. И закрывали в классе, пока не напишешь. Но благо это было на первом этаже – они открывали окно и убегали.

Нужно держаться Церкви, быть воцерковленным человеком. Тогда можно надеяться и на милость Божию, и на помощь Божию, на Его благословение.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

17 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

К горячей линии «Мы вместе» присоединилось духовенство Московской городской епархии

В России продолжает свою работу горячая линия «Мы вместе» по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет, попавшим в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19. К настоящему моменту в колл-центр поступило более 1,5 миллиона звонков, зарегистрировано более 170 тысяч заявок. По мере обострения обстановки вокруг распространения коронавируса в России операторы колл-центра регистрируют все больше обращений с просьбой оказать психологическую поддержку, а также запросы о порядке функционирования религиозных учреждений в период карантина.

Для многих людей в нынешних непростых условиях важно получать не только психологическую помощь, но и оперативную информацию об условиях проведения религиозных мероприятий. В связи с этим Фонд Инносоциум — социальная платформа Фонда Росконгресс — совместно с Общероссийским народным фронтом при содействии Русской Православной Церкви, Главного раввината России и Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) объединяют усилия и подключаются к работе горячей линии для пожилых людей старше 60 лет и маломобильных граждан.

«Русская Православная Церковь открыла свои центры и штабы помощи по всей стране: тысячи православных волонтеров помогают людям на самоизоляции, приносят продукты, лекарства, сестры милосердия помогают в уходе за лежачими людьми, значительно увеличилось количество обращений в церковные проекты помощи бездомным, наши центры гуманитарной помощи. В разных епархиях, включая Москву, открыты церковные горячие линии. Сейчас продолжается Страстная седмица — время, которое все православные христиане привыкли проводить в храме, готовясь к главному празднику — Воскресению Христову. Но сейчас многие люди вынуждены оставаться дома, им особенно важна духовная поддержка, и очень хорошо, что теперь наши священники смогут отвечать и на звонки на горячую линию «Мы вместе»», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Православной службы помощи «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Русская Православная Церковь открыла более 20 горячих линий для помощи нуждающимся людям. В Москве церковный штаб помощи организован на базе Православной службы «Милосердие» и Синодального отдела по благотворительности, работает горячая линия церковной помощи: +7 (495) 542-00-00. Помощь оказывается нуждающимся вне зависимости от вероисповедания, национальности и гражданства.

«Сегодня важно оказать духовную поддержку пожилым людям, которым особенно сложно как физически, так и эмоционально. Все в настоящий момент переходит в режим онлайн, нарушен привычный уклад жизни. Людям старшего поколения тяжело к этому приспособиться. Одна из первостепенных задач — максимально помочь пожилым справиться с этим непростым периодом в жизни общества и поддержать их. Особенное значение такая помощь приобретает в период крупных религиозных событий. Уверен, что благодаря совместным усилиям всех конфессий организаторам и волонтерам, кто принимает участие в работе горячей линии, удастся преодолеть все сложности», — отметил советник Президента РФ Антон Кобяков.

Проект общероссийской горячей линии «Мы вместе» по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет и маломобильным гражданам, попавшим в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19, реализован Общероссийским народным фронтом в партнерстве с Фондом Росконгресс, Ассоциацией волонтерских центров, Всероссийским общественным движением добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», «Волонтерами Конституции» и ПАО «Ростелеком».

«В это сложное время многим людям нужны ободряющие слова, слова надежды. В рамках горячей линии мы получаем от старшего поколения запросы на психологическую помощь, не только светскую, но и духовную. Это касается не только православных в преддверии Пасхи, но и верующих других конфессий. Хорошо, что представители разных конфессий решили взять на себя эту непростую и важную задачу — духовного окормления и поддержки. Это значит, что, действительно, #МЫВМЕСТЕ», — подчеркнул заместитель руководителя исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов.

«Когда привычная система координат смещается, как никогда востребована поддержка духовных наставников. Мы рады, что наша инициатива была поддержана представителями трех конфессий», — отметила заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Фонда Инносоциум Елена Маринина.

Пользователи горячей линии «Мы вместе» получают возможность круглосуточно получать консультации по распространению вируса и мерам профилактики в стране по состоянию на день запроса. Также по телефону горячей линии пожилые и маломобильные граждане могут оставить заявку волонтерам на оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости.

Колл-центр работает в круглосуточном режиме. Телефон горячей линии: 8 (800) 200-34-11.

У Русской Православной Церкви более 4500 социальных проектов, включая более 800 крупных добровольческих объединений и 350 сестричеств милосердия на территории всей страны. В связи с распространением коронавирусной инфекции в России на усиленный режим работы перешли 209 церковных центров гуманитарной помощи, волонтерские объединения, 90 церковных приютов для бездомных. Почти в 3 раза увеличилось количество обращений бездомных в «Ангар спасения» православной службы «Милосердие» в Москве: ежедневно сюда за помощью приходит до 260 бездомных.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5623329.html

21 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

7 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up