Престольный праздник в храме прп. Александра Свирского на Соколиной горе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Престольный праздник в храме прп. Александра Свирского на Соколиной горе

Опубликовано: 28 июня 2020

Категории: Новости

28 июня, празднуется память пророка Амоса, именем которого был наречен во младенчестве великий русский святой – преподобный Александр Свирский. Он стал называться не Амосом, а Александром только в 26 лет, при пострижении в монахи. Также в этот день, 28 июня совершается молитвенная память его святых родителей, преподобных Сергия и Варвары (Островских), в честь которых освящен временный храм, расположенный на улице Гаражная.

После благодарственного молебна в это воскресенье состоялась Божественная Литургия с крестным ходом. Богослужение возглавил иерей Василий Щур, настоятель строящегося храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе.

«В день рождения преподобного Александра Свирского мы особым образом почитаем память его святых родителей – преподобных Сергия и Варвары (Островских), — рассказал отец настоятель в проповеди после Литургии. – Мы делаем это в единственном во всем мире храме, который им посвящен. Так мы стараемся выполнить завет нашего Небесного Покровителя о почитании родителей».

После проповеди отец Василий помолился с прихожанами за всех болящих, а также о строительстве нашего храмового комплекса. «Молитвами Преподобному и его святым родителям все устрояется, но это требует немалого терпения.», — поделился отец настоятель.

После службы батюшка рассказал о ходе стройки. «В прошедшую неделю закончилась подготовка основания под плиту фундамента – была полностью сделана защитная стяжка для гидроизоляции в той части комплекса, где будет здание Воскресной школы. Также начались работы по отсыпке, утрамбовке щебенки и заливке подбетонки во второй части комплекса – там, где будет храмовая часть. На предстоящей неделе планируется закончить сварку из двутавра распорной балочной системы подо всем комплексом.», — сообщил отец Василий.

Информационный источник: http://храм-александра-свирского.рф

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ЗАКЛАДНОГО КАМНЯ В ОСНОВАНИЕ ХРАМА В СИЗО № 1 «МАТРОССКАЯ ТИШИНА»

16 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» («Матросская тишина»).

На территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН по г. Москве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения закладного камня в основание храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Предстоятель Русской Православной Церкви окропил освященной водой место закладки храма, после чего обратился к собравшимся со словом: 

«…Я хотел бы всех нас поздравить с этим событием — с основанием храма в месте, известном как «Матросская тишина», в месте, связанном с очень большими переживаниями людей. Ведь всякий человек, который лишается свободы, — даже на некоторое время, став подследственным, тем более будучи осужденным на долгий срок, — переходит в некое иное качество жизни. Для любого человека, даже с очень нечувствительной природой, это связано со стрессом.

Такова природа наказания: когда родители наказывают ребенка, он тоже проходит через стресс. Но именно это и является фактором, воздействующим на психику ребенка, на его сознание, направленным на предотвращение еще более серьезных проступков, которые он мог бы совершить. Тот же принцип лежит и в основе исправления взрослых людей…».

 Присутствующий на церемонии директор ФСИН России Геннадий Корниенко отметил, что количество желающих участвовать в таинствах церкви в учреждениях пенитенциарной системы растет. За последние годы благодаря Русской православной церкви в учреждениях уголовно-исполнительной системы возросло количество православных храмов и молитвенных комнат.

Возводимый храм находится в ведении Синодального отдела по тюремному служению.

17 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Черкизово встретили Масленицу

2 марта 2025 года общеприходское празднование широкой Масленицы перед началом Великого поста прошло на территории Исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове.

Но началось Прощеное воскресенье воспоминаниями Адамова изгнания из Рая и совершением Божественной литургии в храме пророка Илии в Черкизове, за которым пел фольклорный коллектив «Веретёнце».

А после богослужения прихожан ждал настоящий праздник русской народной культуры: игры, хороводы и танцы под живую музыку ансамбля «Веретенце» с участием детей и взрослых.

Традиционно Илиинской воскресной школой был организован конкурс блинопеков. Две команды из двух человек за 25 минут должны приготовить тесто и напечь как можно больше блинов. Критерии оценки: красота блинов, вкус, порядок на столе, количество.

В течение всего праздника выпекались румяные блины. Также угощали гостей блинами преподаватели и родители воспитанников воскресной школы, которые напекли их заранее.

Никто не ушел голодным, поскольку под открытым небом показывал мастерство приготовления рыбного супа туристско-спортивный клуб «Китеж». На празднике действовала ярмарка «Добрых дел».

Здесь можно было приобрести вещи для отправки бойцам на фронт, написать письма поддержки нашим военным и пожелания им Божией помощи в ратном деле.

2 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ

Благодатный огонь раздадут в пятнадцати храмах Москвы

23 апреля 2022 года, в канун Светлого Христова Воскресения, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Россию из храма Воскресения Христова в Иерусалиме Фондом апостола Андрея Первозванного будет доставлен Благодатный огонь.

В этом году благословлено принесение Благодатного огня в 15 храмов Москвы:

  1. Богоявленский кафедральный собор в Елохове — ул. Спартаковская, 15;
  2. Знаменский храм Патриаршего подворья храмов в Зарядье — ул. Варварка, 8а;
  3. Живоначальной Троицы в Старых Черемушках — ул. Шверника, 17, стр. 1, корп. 1;
  4. Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе — Литовский бульвар, 7а;
  5. Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове — Каширское шоссе, 61а;
  6. Всех святых во Всехсвятском на Соколе — Ленинградский проспект, 73а;
  7. Всемилостивого Спаса в Митине — Пятницкое шоссе, 5;
  8. Новомучеников и исповедников Российских в Строгине — Строгинский бульвар, 20;
  9. Преображения Господня на Преображенской площади — Преображенская площадь, 9а;
  10. Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках — ул. Кетчерская, 2б;
  11. Георгия Победоносца на Поклонной горе — Площадь Победы, 3б;
  12. святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе — Можайское шоссе, 56, стр. 1;
  13. Живоначальной Троицы в Карачарове — Рязанский проспект, 3;
  14. иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще — ул. Шереметьевская, 33;
  15. святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском — г. Московский, 1-й микрорайон, 50.

Также Благодатный огонь будет принесен и в храмы Московской области: Георгиевский кафедральный собор в Одинцове (Можайское шоссе, 57); Троицкий собор в Подольске (Соборная площадь, 3а); иконы Божией Матери «Тихвинская» в Коломне (ул. Лазарева, 14); Рождества Пресвятой Богородицы в Балашихе (ул. Трубецкая, 84 ); иконы Божией Матери «Донская» в Мытищах (ул. Селезнева, 32).

Информационный источник: http://moseparh.ru/blagodatnyj-ogon-razdadut-v-pyatnadcati-xramax-moskvy-2.html

20 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up