Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Престольный праздник в главном храме Сухопутных войск России

Опубликовано: 21 августа 2019

Категории: Викарий, Новости

19 августа, православные христиане отметили двунадесятый праздник Преображения Господня, который является престольным для храма Преображения Господня на Преображенской площади — главного храма Сухопутных войск России.

В этом году престольный праздник отметили в воссозданном храме Преображения Господня на Преображенской площади уже в пятый раз. Однако долгие годы до освящения нового храма приходской актив соблюдал традицию совершения праздничных молебнов на Преображенской площади и угощения яблоками всех, кто пришел в этот день молитвенно поддержать труды по восстановлению святыни.

Божественную литургию возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в сослужении благочинного Воскресенского округа протоиерея Александра Дасаева, настоятеля протоиерея Бориса Потапова и клириков храма. По окончании Литургии был совершен крестный ход.

После богослужения епископ Пантелеимон в сопровождении духовенства, префект Восточного округа Николай Владимирович Алешин, представитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей Елена Никитина, Председатель Совета пенсионеров, ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов ВАО Виктор Макаров, замкомандира полка по работе с личным составом майор Дмитрий Кириенко возложили цветы к памятнику воинам-преображенцам, павшим за веру и Отечество.

 На площади Преосвященнейшим владыкой был совершен традиционный для праздника Преображения чин освящения винограда, яблок и иных плодов нового урожая. Также клириками храма было освящено 2,5 тонны яблок, которыми приходские волонтеры угощали прихожан.

Празднество продолжилось показательным выступлением солдат Преображенского полка, на котором они демонстрировали мастерство строевой подготовки.

После торжественной части праздника в сквере перед храмом начались гуляния, чаепитие с пирожками, ярмарка. На мастер-классах желающие освоили технику изготовления открыток и закладок, расписывали диски, делали поделки из фетра. По желанию маленьким гостям праздника наносили аквагрим. На сцене с музыкальными номерами выступали приходские коллективы и талантливые прихожане.

Престольный праздник главного храма Сухопутных войск прошел при поддержке Префектуры Восточного округа и Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы.

ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН ВОЗГЛАВИЛ СОВЕРШЕНИЕ ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

26 октября 2018 года в праздник Иверской иконы Божией Матери управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Его Преосвященству сослужили благочинный Воскресенского округа столицы настоятель храма протоиерей Александр Дасаев и клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Валерий Щеглов. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Куцов. Праздничное богослужение завершилось молебном перед чтимой Иверской иконой Божией Матери.

27 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иногда я в разных аудиториях прошу собравшихся назвать известные им заповеди Божии. Всегда называют заповеди «не убий», «не укради» и другие заповеди из Ветхого Завета, но очень редко вспоминают о заповедях блаженства.

Десять ветхозаветных заповедей – это общие заповеди для всех т.н. традиционных религий, а девять заповедей блаженства из 5 главы Евангелия от Матфея являют совершенную высоту и красоту, для которой создан человек. Эти заповеди поют на каждой воскресной литургии, но мало кто помнит их.

Первая заповедь выражена в очень красивой поэтической форме: «БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ», т.е. блаженны, радостны в наибольшей степени те, кто осознал свою нищету, свое несовершенство; блаженны те, кто добровольно обнищал от всех привязанностей к земному; блаженны те, кто как нищие просят у Бога милости. Наверное, кого-то может возмутить то, что он должен, как нищий просить милости; что он должен осознавать себя несовершенным и недостойным. Хочется быть достойным и хорошим. Но нищие духом, это те, кто познал на своем собственном примере испорченность человеческой природы. Что толку в том, что мы замечаем в себе столько достоинств, но подвластны смерти и иногда смерти внезапной? Что толку в нашей высокой оценке себя, когда мы часто не можем совладать с собой, со своим гневом, со своими плохими мыслями и желаниями?  Осознавшему свою нищету, открывается путь к приобретению духовного богатства; увидевшему свои болезни, дается лекарство для исцеления.

Вот как пишет об этой заповеди преп. Иустин (Попович):

«Нищ духом тот человек, который всем существом ощущает, что его человеческий дух крайне скуден, крайне недостаточен, крайне убог, чтобы мог он жить сам по себе, но что ему всегда необходим Тот, Кто только и богат духом. <…> Это чувство духовной нищеты – начало христианства. Ибо оно непрестанно побуждает человека богатеть в Бога».

«Второе имя нищеты духа – это смирение. Смирение – это источная добродетель и начало всех добродетелей, подобно тому как гордость – источный грех и начало всех грехов.  … без него любая «добродетель» становится пороком.  <…> В области мышления смирение проявляется как смиренномудрие… Смиренномудрие заключается в том, чтобы скромно мыслить, смиренно размышлять, держа свой ум в пределах веры и святости. Смиренномудрие требует от человека долгого и неустанного благодатного упражнения в царствовании над своими мыслями, чувствами, хотениями, настроениями.  Здесь человек любую свою мысль, и чувство, и настроение ограждает огненным поясом смирения, веры и молитвы, чтобы не свернули они, не заблудились в чарующих дебрях греховных похотей и не сорвались бы в притягательные бездны лукавых страстей».

Как часто мы блуждаем в этих «чарующих дебрях», как притягивают нас эти адские бездны, прикрытые лукавым дьяволом и кажущиеся нам местом отдохновения и наслаждения!

Заповеди блаженства – лестница, спущенная с неба. Под руководством святых отцов мы можем восходить по ней и обрести подлинное блаженство; настоящую, нескончаемую радость.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

14 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — УРОКИ ПРОТОДИАКОНА НИКОЛАЯ ПОПОВИЧА

В больнице святителя Алексия 12 апреля 2017 года умер от рака мой старый знакомый – отец протодиакон Николай Попович. 

Когда после крещения в 1984 году я пришел в храм на Преображенке и крестивший меня о.Владимир Полетаев благословил помогать в алтаре, то именно отец протодиакон (тогда просто Николай Петрович, старший алтарник) учил меня читать на церковно-славянском, ходить со свечой перед Евангелием и объяснил, что в алтаре, конечно, ближе к Богу, но как на передовой больше опасностей и искушений.

Когда я навещал его в больнице, он, мой бывший учитель, сумел и перед смертью дать мне несколько важных уроков. Об одном из них я и хочу вам рассказать.

Отец Николай очень горячо и восторженно говорил мне о трудах преподобного Иустина (Поповича) (1894 – 1979), его однофамильца – замечательного святого, богослова, жившего в XX веке в Югославии, претерпевшего много страданий от безбожных гонителей. Я тоже очень люблю преп. Иустина, но никогда не читал его толкования на Евангелие от Матфея, которое порекомендовал мне о.Николай. Я купил эту книгу (она, по-моему, еще не выложена в интернете) и открыл для себя замечательное объяснение Преподобным заповедей блаженства.

В своем толковании преп. Иустин основывается на творении свят. Григория Нисского о блаженствах, но не ограничивается его толкованиями и приводит мнения других святых отцов, излагая их замечательным языком, в удивительной поэтической форме. Я так увлекся чтением этой книги, что до сих пор не могу от нее оторваться и перечитываю ее снова и снова.

Я хотел бы поделиться с вами этим сокровищем, помочь узнать о заповедях, без которых невозможно узнать Христа.

Преп. Иустин Попович пишет, что в сравнении с новозаветным благовестием, с евангельскими словами о блаженной радости, все сказанное и написанное людьми «лишь печальное и трагичное горько-вестие.»

«Жизнь – проклятие, пока проживается она во грехе и смерти, то есть воспринимается как диавольская реальность. Но та же самая жизнь становится блаженством, как только начинает она восприниматься как Божественный дар, как Божественная действительность, как Божественная радость. Это происходит, если человек живет Божественными добродетелями, Божественными истинами, о которых Спаситель говорит в блаженствах. Воплощаемые в жизнь, они вытесняют из человека все греховное и смертное, воцаряя в нем добродетель и бессмертие и человек воспринимает и ощущает жизнь как блаженство».

Приобщаясь ко Христу, человек приобщается к другой реальности, светлой и радостной. И в той степени, в какой эта реальность наполняет его душу и сердце, вытесняется и все зло. Зло не уничтожается усилием воли, невозможно самому исправить последствия греха. Как тьму нельзя разогнать руками – нужно зажечь свет, так тьма наших грехов – неисправима и неизбывна, если душу не озарит Божественная благодать.

«Блаженство – это не какая-то далекая небесная реальность. Нет, оно начинается здесь, на земле, как небесная действительность, а затем вечно и бессмертно продолжается в самом Небесном Царстве».

Свят. Иоанн Златоуст пишет, что Свое «… учение Христос излагает не в виде … повелений, а в виде блаженств, делая … проповедь Свою занимательнее и для всех открывая поприще учения. … все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным – нет никакого препятствия к тому, чтобы тебе быть блаженным, если будешь иметь эту добродетель».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

22 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН ВОЗГЛАВИЛ СОВЕРШЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В КОЖУХОВЕ

В воскресенье, 15 июля, в храме преп. Серафима Саровского в Кожухове прошла Божественная литургия, которую возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством города Москвы.

В 2016 году был возведен просторный храм преподобного Серафима Саровского в Кожухове, рассчитанный на 200 прихожан. 23 апреля 2016 г. прошло освящение нового храма малым чином. 1 мая 2016 года прошла первая Пасхальная служба в новом храме.

15 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up