Престольный праздник прошел в Метрогородке — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Престольный праздник прошел в Метрогородке

Опубликовано: 17 марта 2024

Категории: Новости

17 марта — знаменательный день не только для храма в Метрогородке. Святой благоверный князь Даниил Московский — миролюбивый и мудрый правитель, покровитель и Небесный Защитник столицы нашей великой Родины.

Престольный праздник также совпал с последним подготовительным днем к Великому посту — Широкой Масленицей и Прощеным воскресеньем.

В храме св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке были отслужены две Литургии. После второго Богослужения настоятель Патриаршего Подворья иерей Михаил Кривошеев пригласил прихожан на общую трапезу. Жители и гости района Метрогородок смогли пообщаться за чашечкой чая из самовара, обменяться добрыми пожеланиями в преддверие Великого поста.

В 17 ч была совершена особенно важная служба — Вечерня с чином прощения, в ходе которой, по древнему обычаю, священнослужители испрашивали прощение у прихожан, которые, в свою очередь прощали обиды и сами просили простить за все. Так постепенно мы перешли на новый этап духовного делания.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

Как правильно организовать свое время ?: Time-management для молодежи

В рамках ежевоскресных встреч молодежного сообщества при приходе прп. Сергия Радонежского в Гольянове состоялась первая беседа из цикла, посвященного тайм-менеджменту.

Своим опытом организации времени на первой встрече данного цикла поделился чтец Кирилл Алексин, выпускник ПСТГУ, магистр теологии.

***
В настоящий момент чт. Кирилл является начальником Практического отдела ПСТБИ, т. е. руководит разного рода практиками на Богословском факультете, начиная с богослужебных практик, заканчивая студенческими поездками. Также он несет послушание индивидуального наставника в ПСТБИ, иными словами — помогает студентам на пути их обучения в Богословском институте на программах пастырской подготовки. Также чт. Кирилл является аспирантом Венского университета в Австрии, пишет диссертацию о современных священниках и подготовке к священству.

Что такое тайм-менеджмент? Time-management (буквально — управление временем) — технология, позволяющая научиться эффективно планировать свое время. Она включает в себя различные методики и инструменты. Она включает в себя то, что, как кажется, необходимо для для молодых христиан, которые входят в наше молодежное сообщество.

«Научиться управлять своим временем — это способ выстраивать свою жизнь по-христиански. Тайм-менеджмент — это технология для юного аскета!» — сказал чтец Кирилл Алексин.

После того, как ведущий беседы разграничил понятия «мечта», «задача» и «цель», он сказал о необходимости выстраивать свои цели в соответствии с определенными ценностями (для каждого человека ценным является что-то свое). Для того же, чтобы понять, как выстраивать свою жизнь, необходимо понять себя, чему также способствуют некоторые методики. Затем чт. Кирилл рассказал о конкретных инструментах для реализации своих целей (среди них — ведение дневника, календаря, бюджета времени и пр.). Особое внимание было уделено одной из методик, следуя которой каждый из участников с помощью специальных вопросов описал на листочке свой день, каким он его хочет видеть, через 10 лет.

Впечатления от встречи участников данной встречи:

«Могу сказать, что мне встреча очень понравилась. Она была очень интересная и познавательная! Я узнала для себя много нового и полезного. Я надеюсь, что мне это поможет в моей жизни» (Анна Векленко).

«Беседа была интересной, хотя о многом из того, что говорилось, я уже знала. Но было и новое! Мне понравилось, что благодаря некоторым вещам, о которых рассказали на этой встречи, я могу лучше узнать себя» (Елизавета Русановская).

«Если бы не эта беседа, я вряд ли бы узнал о том, что такое приложение «Smarter Time», и как оно может помочь следить за тем, на что тратиться собственное время. Когда понимаешь, на что тратишь время, то можно задаться вопросом: «Следую ли я своим ценностям, целям и стремлениям?»» (Михаил Иванов).

Всех ждем на встречах молодежного сообщества при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове!

Для тех, кто хочет присоединиться к встречам из цикла по тайм-менеджменту, радостная новость — следующая беседа состоится в одно из воскресений декабря!

Информационный источник: http://храмсергиявгольяново.рф

4 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

На Преображенке прошла встреча с военкором

3 февраля в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище прошла встреча с военным корреспондентом Александром Егорцевым и музыкантом Русланом Силиным.

На встрече прозвучало ценное свидетельство о СВО из первых уст — от военного корреспондента, который часто на передовой, в постоянном тесном контакте с местными на прифронтовых территориях.

На встрече прозвучало много вопросов и размышлений, было спето много красивых песен, было просмотрено много горьких, трагических кадров репортажей.

Ссылка на репортажи Александра

https://dzen.ru/video/watch/658ff55609fab06b1ea7ba87

7 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме в честь св. прав. Алексия Мечева в Вешняках

5 января в Неделю перед Рождеством Христовым, в день памяти — святых отец, Божественную литургию в храме святого праведного Алексея Мечева в Вешняках совершил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили митрофорный протоиерей Николай Мальшаков, благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма иерей Виктор Мальшаков

Настоятель храма иерей  Мальшаков Виктор обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с наступающим Рождеством Христовым!

«После своего Рождества, Господь открыл смысл всего того, что писалось раньше в Святых книгах, о том, что говорили пророки и нам с вами доступно это откровение. После своего Рождества, Господь умер на кресте и победил силу зла, и Воскрес! Даровал Духа Святого своим ученикам, а Они нам Его даровали! Мы с вами в Таинстве Крещения и Миропомазания получили этот бесценный дар! На этой службе мы с вами будем благодарить Бога, вспоминать все то, что Он совершил ради нашего спасения, просить у Бога Дар Святого Духа, чтобы Он сошел на нас, и молиться обо всех живых и усопших. И это дело, которое мы с вами будем сегодня совершать — это самое главное дело нашей жизни, и самая главная радость, и самый главный праздник! На каждой литургии мы празднуем и Рождество и Пасху. Литургия — это предвкушение радости Небесного Царствия! Аминь!», — сказал владыка Пантелеимон в своем архипастырском слове.

6 января 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up