ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА ГАРАЖНОЙ УЛИЦЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА ГАРАЖНОЙ УЛИЦЕ

Опубликовано: 19 июня 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

В минувшее воскресенье, 17 июня, состоялось праздничное богослужение по случаю престольного праздника храма преподобных Сергия и Варвары (Островских), родителей преподобного Александра Свирского.

Смиренные праведники, жившие в небольшом селении возле монастыря, затерянного в суровых северных лесах, они оставили о себе добрую память, воспитав великого подвижника и чудотворца. Оставаясь как бы в его тени его славы, не увядающей вот уже на протяжении пяти веков, сами Сергий и Варвара были прославлены в лике святых лишь в 2000 году.

Мало известно об их земном пути. Жили скромно, праведно, имели уже взрослых детей, но молили Господа об утешении на склоне лет – о рождении еще одного ребенка после продолжительного бесплодия. По вере и молитвам получили просимое и воспитали не просто сына, который достойно покоил бы их старость, но великого русского святого. Однако чтобы принять его решение посвятить свою жизнь служению Богу, им потребовалось пройти через скорби разлуки с любимым чадом и неизвестности его судьбы, а также настоящий родительский подвиг смирения, венцом которого стал монашеский постриг вслед за сыном и по его слову. И снова разлука. Но духовное единение в служении Господу: сын – на Валааме, а Сергий и Варвара – на Ояти, где вскоре и окончили свои дни.

Почти ничего не известно и о тех чудесах, что совершались по молитвам Сергию и Варваре по их кончине на протяжении почти пятисот лет. Имеются свидетельства, что уже в XVII веке их почитали за чудотворцев. Однако систематических записей этих свидетельств не сохранилось, поэтому прославление отложилось до наших дней.

Храм на Гаражной улице – первый в истории, построенный и освященный в честь этих святых. И конечно, праздник прошел очень торжественно и красиво. Начался он накануне вечером, Всенощным бдением. Празднично убранная живыми цветами икона Преподобных, праздничные облачения, праздничные песнопения – радостно и светло. Утро воскресенья началось с акафиста Сергию и Варваре и продолжилось Божественной Литургией. Несмотря на летний день и отличную солнечную погоду, храм был полон. Чудесно и вдохновленно пел хор. Много было причастников, особенно было всеми замечено большое количество детей. Назидательно звучали слова проповеди. Радостное единение крестного хода. Блики солнца в каплях святой воды, счастливые улыбки на лицах, детские голоса. И снова, и снова величание. И освящение большой писаной иконы Георгия Победоносца, подаренной храму. Чудесный день. День святых Преподобных Сергия и Варвары.

Святые преподобные Сергие и Варваро, молите Бога о нас!

Текст: информационная служба храма преподобных Сергия и Варвары Островских

Акция #окнаПасхи

Акция #окнаПасхи, запущенная в Вербное воскресенье, 12 апреля 2020 года, по инициативе журнала «Фома», охватила тысячи пользователей сети, получила широкую поддержку в епархиях Русской Православной Церкви и вышла на международный уровень.

Суть акции — объединить православных христиан, которые не смогут из-за карантина присутствовать в храме на пасхальных богослужениях. Редакция журнала «Фома» призвала всех верующих в Пасхальную ночь зажечь в полночь дома фонарик, лампаду или свечу и поставить их на окно.

Начиная с вечера воскресенья публикации с призывом присоединиться к акции широко разошлась по социальным сетям, например, во «ВКонтакте» записи об акции #окнаПасхи появляются в среднем каждые пять минут. Акцию поддержали также многие священники, включая известных священников-блогеров, разместивших репосты на своих страницах. А также архиереи в епархиях Русской Православной Церкви.

Кроме того, из Рунета акция перешла и в англоязычный сегмент сети, распространяясь там среди православных пользователей из разных стран под хештегом #WindowsOfPascha.

«Акция «Окна Пасхи» ни в коем случае не имеет цели заменить собой богослужение, потому что ничто не может заменить православному человек Литургию и таинства, — поясняет первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков. — Но с помощью этой акции мы сможем еще раз продемонстрировать наше единство во Христе. Даже на расстоянии мы остаемся единой Церковью, а ночь Воскресения — это не время для страха и одиночества».

Организаторы акции призывают также помнить и о пожарной безопасности.

«Со свечой нужно быть внимательным и аккуратным, а лучше использовать вместо нее фонарик или даже электронную свечку. Ведь главное в акции — сам символ света в окне», — говорит Владимир Гурболиков.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5623727.html

18 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2022 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Михаил Ефимович, первый президент Якутии! Уважаемый Айсен Сергеевич! Дорогие братья и сестры!

Сегодня здесь, в главном храме всея Руси, мы торжественно вспоминаем юбилейную дату со дня основания русской крепости на берегах Лены. Трудно себе представить, как в далеком XVII веке можно было преодолеть все эти огромные сибирские пространства и, выбрав место на реке Лене, основать крепость и начать там жить.

Даже сегодня для некоторых людей, привыкших к крупным российским городам, переезд в глубинку — не то что сибирскую, но даже и в европейской части России — сопровождается определенным стрессом. Людям трудно привыкнуть к иной жизни, к отсутствию благ цивилизации, которые есть в больших городах. Каково же было русским казакам, которые отправились в дальний поход, достигли реки Лены, переправились на правый берег и основали крепость! Конечно, это настоящий подвиг, который заключался не только в том, чтобы пересечь огромные тысячекилометровые пространства в тяжелых климатических условиях, но и в том, чтобы остаться там жить. И не просто остаться жить, а стать своими для этих мест. Есть в современном политическом лексиконе такое слово «инкультурация» — когда человек входит в культуру другой страны, другого народа, этот процесс всегда сопровождается определенными сложностями, внутренними противоречиями, разрывом со старым, обретением чего-то нового. Все это очень непросто; но когда речь идет о переселении целого народа, то, конечно, это особый подвиг духа. И, наверное, никогда бы он не был таким успешным, если бы не вера православная. В отличие от многих завоевателей, которые покоряли Африку, Северную и Южную Америку и, колонизируя эти земли, несли насилие, смерть и разрушения, ничего подобного в России не происходило. Может возникнуть вопрос: а почему? А ответ очень простой: вера православная. Люди, воспитанные в православной вере, не могли нести смерть, разрушения, пожары, насилие — это просто не соответствовало духовному устроению русского человека.

И вот они пришли на берег реки Лены. Конечно, все было очень непросто, такие движения больших народных масс никогда не бывают простыми, но по милости Божией произошло соединение двух культур и двух народов. А когда происходит такое мирное соединение, всегда не только одна сторона играет положительную роль, но обе стороны. Подобно тому как крепость брака зависит от каждого из супругов, так и тогда и от одного, и от другого народа зависело, произойдет ли соединение, смогут ли эти народы на протяжении столетий жить вместе. И ведь всё получилось! Не было страшных страниц насилия, выселения, геноцида — ничего подобного! Как жил народ якутский, так и живет. Пришли русские и не стали чинить тех страшных злодеяний, которые обычно чинят колонизаторы, — ведь совесть-то была православной! Именно Православие явилось той скрепой, которая соединила два народа. Конечно, в современной жизни возникают проблемы, вызовы, и необходимо, преодолевая эти вызовы, на что-то опираться. И я думаю, что если говорить о Якутии — о якутах, о русских, живущих в Якутии, — то совместное преодоление трудностей, движение вперед обусловлено совершенно удивительным состоянием межнационального мира и спокойствия.

Меня Господь привел в Якутию, я там бывал, и самые теплые и светлые воспоминания остались у меня от посещения Якутской земли, от той атмосферы — доброжелательной, открытой, сердечной, — с которой я соприкоснулся, посещая Якутскую землю. Сегодня у нас в Якутии, на этих огромных географических просторах, епархия, которую возглавляет владыка архиепископ Роман, и я хотел бы Вас поблагодарить и за устроение церковной жизни, и за вклад в созидание добрых межнациональных отношений.

Моя особая благодарность властям, и предыдущим, и ныне действующим, потому что без вашей инициативы, без вашего руководства многое могло бы пойти иным путем. И то, что сегодня все так благополучно складывается во взаимодействии двух народов, в созидании национальной жизни Якутии, в развитии ее экономики, в совершенствовании инфраструктуры и всего прочего, о чем известно и нам, живущим за тысячи километров от Якутии, — все это, конечно, имеет под собой основу, которая в первую очередь связана с добрыми межнациональными отношениями. Вот дай Бог, чтобы так было и дальше, чтобы Якутия являла пример добрых межнациональных отношений, чтобы замечательные национальные черты якутского народа и соответствующие черты русского народа, соединяясь, умножали общую силу и общую возможность достигать тех целей, которые сегодня сама жизнь ставит перед Якутией.

То, что сегодняшнее торжество происходит в главном храме всея Руси, свидетельствует о том, какое большое значение для Патриарха, для нашего епископата, для всего нашего народа имеет тот праздник, который сегодня мы все отмечаем вместе с Якутией. И молитвы наши были о сохранении Якутии, ее народа, ее замечательной природы, тех сокровищ, которыми она обладает. Чтобы все это служило благу народа Якутии и помогало ему развивать свой потенциал, восходить от силы к силе. Мы верим, что так оно и будет. И потому еще и еще раз возносим Богу благодарность за межнациональные отношения, которыми отмечена сегодня повседневная жизнь Якутии, за все то, что Он даровал якутскому народу через великие сокровища, заложенные в недрах и лесах Якутии. Благодарение Господу и за то, что якутский народ, пройдя очень непростым историческим путем, достиг сегодня той высоты, на которой он находится. И то, что мы отмечаем — еще раз хочу подчеркнуть — этот праздник в самом центре всея Руси, в Патриаршем Успенском кафедральном соборе, свидетельствует о глубоком уважении, которое вся Церковь и народ наш русский имеют по отношению к народу Якутии. Дай Бог, чтобы связи, которые заложены нашими предками, и сегодня сохранялись, развивались и служили благу Якутии, якутского народа и всех народов России.

Благословение Божие да пребывает над Якутией, над народом Якутии, над ее руководством и над Православной Церковью. Пусть Господь хранит всех нас на многая и благая лета. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5982874.html

5 декабря 2022
ПОДРОБНЕЕ

Викариатский этап: XXX Международные Рождественские образовательные чтения

Викариатский этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Суббота 27 ноября 2021 года, 13.00

Храм Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы (Восточное Викариатство)

Ссылка на трансляцию: https://youtube.com/channel/UCAk58PSYwUm3LfJVK3eDtRQ

В Программе:

I. Пленарное заседание:

Приветственное слово Преосвященного Пантелеимона епископа Верейского, Управляющего Восточным Викариатством г. Москвы – 10 минут.

Обзорный доклад клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы доктора наук в области Славистики, кандидата богословия — иерея Кирилла Киселева на тему «Секулярный мир и религиозность в эпоху Петра I» — 20 минут;

II. Круглый стол с докладами:

1. Гарькавый Игорь Владимирович, историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Тема выступления: «Церковная реформа Петра I: взгляд через 300 лет». – 45 минут.

2. Дорофеев Виталий Павлович, представитель Военно-исторического общества г. Москвы, воспитатель преображенцев 154 отдельного комендантского полка.   

Тема выступления: «Преображенцы – любимые дети Петра I» – 45 минут.

III. Музыкальный концерт произведений эпохи Петра Великого Вокального ансамбля «Мелос», музыкантов Правого Хора храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы под управлением Григория Жежеля – 45 минут.

  1. Радуйся Росско земле (духовный кант).
  2. Стихира «Прежде век» знаменного распева.
  3. Приидите поклонимся (строчное).
  4. Боже отринул еси (духовный кант).
  5. Вси Господа восхвалите (духовный кант).
  6. Величание (постоянное многоголосие).
  7. Кресту твоему (молитва 1700 г., постоянное многоголосие).
  8. Трисвятое (из 5 голосной Литургии).
  1. Херувимская песнь (постоянное многоголосие).
  2. Достойно есть (из 5 голосной Литургии).
  3. Хвала Святителю Николаю (духовный кант).
  4. Марш Преображенского полка.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

25 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Память сщмч. Сергея Цветкова

2 июня в храме Успения Богородицы в Вешняках будут молитвенно вспоминать день рождения сщмч. Сергея Цветкова.

Отец Сергий родился в 1869 году в Москве в семье священника Никанора Цветкова. Учился в Московской духовной семинарии, которую окончил в 1892 году. В этом же году начал свое служение в храме в Вешняках в сане диакона, а с 1902 года священником. Сразу после назначения начал вести большую преподавательскую работу. Он преподавал Закон Божий в Выхинской церковно-приходской школе и в Люберецком земском училище, с 1910 года в 4-ом мещанском и в Смоленском женском городских училищах. Супруга о. Сергия матушка Александра Андреевна происходила так же из духовного рода.

У супругов родились: сын Николай в 1897 году и две дочери — Елена в 1902 году и Лидия в 1908 году. Они дружили и вместе играли с детьми о. Иоанна Василевского. Дружба эта перешла и к внукам, но затем судьбы их разошлись и взаимная связь потерялась.

В 1919 году большевики арестовали о. Сергия и его сына Николая. Продержав батюшку три недели, отпустили. Его сына, как офицера царской, армии позднее расстреляют.

В 1920 году о. Сергия возвели в сан протоиерея. 21 января 1938 года власти арестовывали отца Сергия Цветкова. Его, как и других арестованных вместе с ним, священников Ухтомского благочиния о. Димитрия Гливенко, о. Алексия Смирнова, о. Василия Коклина, о. Сергия Лебедева, ложно обвинили в контрреволюционной деятельности, пропаганде монархического строя и в подготовке к приходу капиталистической власти. «Организатором и руководителем этой группы» был объявлен благочинный о. Владимир Воздвиженский.

Вот часть записи допроса о. Сергия Цветкова:

— Знаете ли вы благочинного Владимира Федоровича Воздвиженского и часто ли его посещали? — спросил следователь.

— Владимира Федоровича Воздвиженского я знаю хорошо и часто посещал его квартиру, — ответил отец Сергий.

— Следствием установлено, что вы являлись членом контрреволюционной группировки, руководимой Воздвиженским. Признаете ли вы это?

— Нет, я это отрицаю.

— Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной группировки, вели среди населения контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы это?

— Нет, я это отрицаю.

— Следствием установлено, что вы высказывали контрреволюционного характера клевету против советской власти и пораженческие настроения? Признаете ли вы это?

— Нет, я это отрицаю, виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.

Снова был вызван в качестве свидетеля обвинения священник Сергий Сахаров, который дал необходимые следователям показания, но отец Сергий все их отверг.

Свмч. Сергий осужден тройкой УНКВД по Московской области 15 марта 1938 года, приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Информационный источник: https://hram-veshnjaki.ru/novomucheniki-i-ispovedniki-tserkvi-ru/svyashhennomuchenik-sergij-tsvetkov-prot/


26 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up