Праздничное богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Праздничное богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Опубликовано: 19 января 2020

Категории: Новости

В праздник Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках были совершены праздничные Божественные литургии и Великое освящение воды.

«Сердечно поздравляем вас с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа, Святым Богоявлением! Пусть свет Христов, который просвещает и освещает каждого человека, приходящего в мир, будет для всех нас вдохновением жить со Христом по его заповедям, идти путём дел любви и милосердия в Царство Невечернего Света! Храни Господь! Радости духовной!», — сказал отец настоятель иеромонах Афанасий в своем пастырском слове.

С Крещением Господним !

Божественная литургия в Торжественный Актовый день ПСТГУ

18 ноября 2021 года, в день избрания святителя Тихона на патриарший престол и памяти святых отцов Поместного собора 1917–1918 годов, состоялся Торжественный Актовый день Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Праздничную Литургию в Князь-Владимирском храме возглавил епископ Верейский Пантелеимон в сослужении ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева, членов профессорско-преподавательской корпорации Университета и выпускников ПСТГУ в священном сане. За богослужением пели студенты и выпускники факультета церковного пения под управлением Татьяны Ивановны Королевой. Общее пение тропаря святителю Тихону стало вершиной праздничной службы, молитвенно объединив университетскую семью.

Проповедь на Литургии сказал доктор богословия, протоиерей Олег Давыденков. Он отметил, что избрание святителя Тихона на патриарший престол было явным действием Промысла Божия, но, с точки зрения человеческого разумения, событием неожиданным и удивительным – на фоне других кандидатов таланты кроткого московского пастыря казались совсем скромными. Но именно благодаря подвигу кроткого святителя Тихона и «его самовидцев и послушников» Русская Церковь смогла пережить время гонений и сохранить не только свою каноническую структуру, но дух и чистоту православной веры.

По завершении службы владыка Пантелеимон передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со знаменательным для университета днем. По словам Владыки, избрание святителя Тихона на патриарший престол было самым светлым и радостным событием за весь страшный ХХ век. В ответном слове отец ректор сердечно поблагодарил епископа Пантелеимона за переданное патриаршее поздравление и радость совместного богослужения. Отец Владимир тепло поздравил всех присутствующих «наследников в духе» и напутствовал сохранить благодатные дары, которые передали нам святые отцы-соборяне.

Официальная часть праздника началась после короткого перерыва, когда все участники смогли подкрепить силы на праздничной трапезе и посмотреть во Владимирском зале выставку церковно-археологического музея ПСТГУ «Спасенные сокровища». В коллекции музея, который был создан в 2002 году на базе кафедры реставрации икон ПСТБИ (ныне – кафедра реставрации ПСТГУ), – уникальные памятники церковного искусства: ветхие иконы, книги, живописные холсты и церковная утварь, ставшие непригодными для богослужения и восстановленные сотрудниками музея при участии факультета церковных художеств ПСТГУ.

Открывая Торжественный акт, отец ректор с радостью отметил, что сегодня многие смогли очно принять участие в празднике – Актовый день собрал учащихся, преподавателей, сотрудников и многих выпускников ПСТГУ. В свою очередь владыка Пантелеимон сказал, что Святейший Патриарх высоко ценит наш университет и молитвенно поддерживает отца Владимира в его служении. Университет играет заметную роль в подготовке пастырей и обучении специалистов, которые своими знаниями смогут послужить Церкви и богословской науке, но не менее важно то, что помимо учебной деятельности в стенах университета «бьется сердце и живет душа» – совершаются события, которые влияют на жизнь всей Русской Церкви.

Далее с приветственным словом к собравшимся обратился выпускник и в прошлом преподаватель ПСТГУ, а ныне референт Управления внутренней политики Президента Российской Федерации, ответственный секретарь управления Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Андрей Валентинович Третьяков. Андрей Валентинович особенно отметил два момента в деятельности университета: во-первых, признание теологии научной дисциплиной в нашей стране, что совершилось при усердии профессорско-преподавательского состава ПСТГУ и непосредственном участии отца ректора, во-вторых – возрождение университетом воспитательной роли учебного заведения и значение ПСТГУ в синергии светского и духовного образования. Заканчивая свое выступление, Андрей Валентинович сказал: «Мы (выпускники) являемся плодами, которые дал наш вуз. Теперь мы стараемся работать во славу Церкви и Отечества».

Заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и преподаватель ПСТГУ протоиерей Валентин Васечко зачитал приветственное слово от имени председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова. Отец Максим отметил в поздравлении, что, прославляя святителя Тихона и святых отцов Поместного Собора, мы тем самым становимся их верными последователями «в деле просвещения народа, в стойкости в вере, защите нравственного идеала, сохранения церковного единства». От себя лично отец Валентин пожелал, чтобы был сохранен тот опыт благодатной жизни, который более четверти века назад лег в основание университета.

Проректор по воспитательной работе Московской духовной академии иеромонах Вячеслав (Сорокин) зачитал поздравление ректора МДА епископа Феодорита Звенигородского. В своем поздравительном адресе владыка отметил, что ПСТГУ является одной из лучших богословских школ, и пожелал учащимся университета с пользой провести время учебы, чтобы позднее и самим суметь передать тот бесценный опыт, который они сейчас получают.

Ректор Сретенской академии протоиерей Вадим Леонов отметил, что Свято-Тихоновский гуманитарный университет – это уникальное учебное заведение, у которого есть «свое лицо, свой путь и свой метод», которые нужно беречь. Отец Вадим поблагодарил университет за братскую пастырскую и педагогическую помощь, оказанную в период становления Сретенской академии, и вручил в дар университету икону небесного покровителя Сретенской академии священномученика Илариона (Троицкого). Святитель Иларион был ближайшим помощником святого патриарха Тихона. В наши дни учебные заведения, носящие их имена – ПСТГУ и Сретенская академия – сотрудничают и близки не только территориально, но духовно во исполнение евангельской заповеди о единстве.

С общеуниверситетским торжеством присутствующих поздравил чрезвычайный и полномочный посол Боснии и Герцеговины Желько Самарджия. Поздравительные адреса в честь Актового дня были получены также от Посольства Швейцарии, Николо-Угрешской и Перервинской духовных семинарий.

После презентации, в которой были отмечены особенно значимые и яркие события в жизни ПСТГУ за последние два года, прозвучала традиционная Актовая речь. В этом году ее произнес кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ПСТГУ и лауреат Макариевской премии 2021 года Алексей Владимирович Лаушкин. Тема его доклад была связана с юбилейной темой года – 800-летием со дня рождения святого князя Александра Невского.

Актовый день завершился торжественным вручением патриарших наград преподавателям ПСТГУ и праздничным пением хора факультета церковного пения и Хорового училища под управлением заведующего кафедрой хорового дирижирования Владимира Константиновича Любарского.

Информационный источник: https://pstgu.ru/news/main/zdes_betsya_serdtse_i_zhivet_dusha_v_pstgu_proshel_aktovyy_den/

Фото Пронина Сергея и Мосиенко Олега

20 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Александра Невского

6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы молитвенно вспоминаем святого благоверного великого князя Александра Невского, но вспоминаем особенно, потому что в этом году — 800 лет со дня его рождения. И это не просто круглая дата. Прошло восемь столетий, а народ наш хранит память об этом человеке. Через святого благоверного князя Александра нам были явлены некие чрезвычайно важные мировоззренческие истины, а потому он не просто святой, не просто герой, один из многих, но совершенно особая историческая личность.

Казалось бы, его жизнь была такой короткой, и особых деяний, в глобальном масштабе, будто бы не было, но, если внимательнее присмотреться к тому, что совершил Александр Невский, то станет очевидно, что его подвиг имел огромные последствия для нашего народа и нашей страны. Святой благоверный князь участвовал в двух небольших локальных конфликтах, каковых тогда было много в Европе: один — на Неве, со шведами, другой — с Ливонским орденом, на льду Чудского озера. Действительно, по сравнению с войнами, которые терзали Европу, это были небольшие конфликты, но каждый из них нес в себе огромную разрушительную силу, которая могла иметь цивилизационные последствия для нашего народа. Потому что завоеватели, которые пытались овладеть северо-западом Руси, а затем и всей Русью, стремились не только захватить наши богатства, наши земли, подобно монголам, завоевателям с Востока. Силы, пришедшие к нам войной с Запада, хотели овладеть нашим умом и нашим сердцем. Говоря современным языком, речь шла о переформатировании русской цивилизации, потому что они не хотели иметь рядом с собой народ, который бы от них отличался и по вере, и по благочестию, и по национальным духовным ценностям. Все эти усилия подчинить Русь не носили узкополитический местный характер, но имели цивилизационное измерение. Им нужно было изменить код нашей цивилизации, и Александр это понял очень хорошо. Он не боялся тех, кто нападал на нас с Востока, сознавая, что ни вера, ни культура татаро-монгол не смогут поработить русский народ: завоевали, собрали дань, ускакали в свою степь, но в конце концов все это прекратится. Потому святой Александр и не ссорился с Ордой, а добрым словом ограждал Русь от очередных набегов. Но когда к нам вступили закованные в латы рыцари ливонские, Александр понял, что им нужна наша душа, они за ней пришли на землю Русскую, и с ними не может быть никакого перемирия, никакого компромисса, — необходимо дать бой, который бы завершился победой, и тем самым спасти Родину.

Замечательные слова сказал святой благоверный князь на ступенях новгородского Софийского собора, когда отправлялся на бой с этими захватчиками: «Не в силе Бог, а в правде». Да, Бог не в силе человеческой, но Бог в правде. И если бы это сознавали полководцы, правители могущественные, то как бы отобразилась эта истина на жизни тысяч и миллионов людей! Но не дано было многим прозреть эту истину, а Александр Невский прозрел и выразил в словах: «Не в силе Бог, а в правде». И, защищая правду, веру и независимость своей страны, одержал блестящие победы и тем самым избавил нашу страну от опаснейшего порабощения, которое могло бы привести к коренным изменениям в мировоззрении и жизни нашего народа.

Святой благоверный князь Александр Невский явил совершенно особый подвиг. Не только воинский, за что ему благодарность всех последующих поколений русских людей, но, главное, подвиг духовный — подвиг прозрения подлинной опасности, которая грозила нашему народу. Святой благоверный великий князь Александр Невский стал покровителем земли нашей. И неслучайно, когда государь император Петр Великий перенес столицу из Москвы в Петербург, то первое, что было сделано, — мощи святого Александра Невского были перенесены в Северную столицу и основана Александро-Невская лавра. Под молитвенным покровом святого благоверного князя развивалась держава Российская, имея столицу в том месте, где некогда святой благоверный князь Александр одержал историческую победу над противником.

И сегодня, когда мир претерпевает совершенно особые перемены, именуемые глобализацией, и превращается в некое единое целое, когда происходит проникновение разных идей, мыслей, религий, убеждений, когда действительно исчезают границы, защищавшие политическую независимость и самобытность стран и народов, — нужно особенно молиться святому благоверному князю. Молиться, чтобы он хранил державу Российскую, чтобы никакие соблазны, искушения, подобные тем, что были в его времена, но намного более серьезные в нынешнее время, не разрушили наше самосознание, не подорвали основы веры православной — стержня духовной жизни народа. Будем молиться святому благоверному князю, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, испросил у Господа мирного жития Отечеству нашему, всей исторической Руси, оградил нас от врагов внешних и внутренних, помог созидать жизнь в согласии с основами нашего благочестия, величайшей духовной традиции. Молитвами великого благоверного князя да сохранит Господь землю Русскую и да поможет всем нам хранить веру православную, которая есть подлинный духовный щит и одновременно меч, помогающий нам сохранять свою подлинную независимость и верность отеческим преданиям. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этим великим праздничным днем! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869899.html

6 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Марфо-Мариинской обители стартовала благотворительная акция «Лето добрых дел. Время помогать»

В Марфо-Мариинской обители милосердия стартовала благотворительная онлайн-акция «Лето добрых дел. Время помогать». Цель акции — не оставить без помощи подопечных обители в сезон отпусков, когда объем пожертвований резко сокращается.

Любой желающий может стать участником акции и тем самым поддержать подопечных благотворительных проектов обители, помочь людям в тяжелых жизненных обстоятельствах, детям с неизлечимыми заболеваниями, одиноким пожилым людям, кризисным семьям и детям-сиротам. По статистике, в сезон отпусков количество пожертвований резко сокращается. По сравнению с февралем с.г. в мае число жертвователей на нужды обители уменьшилось на 58%, при этом поток обращений в Марфо-Мариинскую обитель за помощью разного рода только растет.

В мае в группу по работе с просителями обратились за помощью 1505 человек — на 168 человек больше, чем в начале весны. В то же время стоимость продуктового набора, который получают люди в трудных жизненных обстоятельствах, за последние три месяца выросла на 300 рублей.

«Наши подопечные нуждаются в помощи в любое время года, вне зависимости от внешних обстоятельств, в том числе, и от периода отпусков. Поэтому мы надеемся, что в эти летние дни онлайн-акция найдет отклик, и люди, которым мы всегда помогали, не останутся без поддержки», — отметила руководитель благотворительных программ Марфо-Мариинской обители Екатерина Шашова.

Чтобы продолжать в прежнем объеме оказывать помощь нуждающимся людям, детям с инвалидностью, пожилым одиноким людям и кризисным семьям в июле, не хватает 2 100 000 рублей.

Акция продлится до 18 июля — дня памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители.

Помочь можно следующими способами:

  1. оформить регулярную помощь обители и ее подопечным, даже 50 рублей имеют большое значение, когда помощников много (лучше помогать меньше, но постоянно);
  2. сделать разовое пожертвование на поддержку работы обители в июле;
  3. отправить смс-пожертвование на номер 7715 со словом «Обитель» и суммой пожертвования, например: «Обитель 200».

Узнать о других способах помочь и принять участие можно на странице акции.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-marfo-mariinskoj-obiteli-startovala-blagotvoritelnaya-akciya-leto-dobryx-del-vremya-pomogat.html

18 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в это воскресенье, мы стоим на пороге завершения Пасхальных празднеств, и именно в этот день в Церкви предлагается хорошо известное евангельское повествование о слепом — о том, как Господь делает зрячим слепорожденного (Ин. 9:1-38). Чудо абсолютно не объяснимое — ни с медицинской точки зрения, ни с точки зрения человеческого опыта. Никогда ничего подобного не происходило с человеком, лишенным зрения от рождения, то есть с такими глубинными нарушениями всей системы, обеспечивающей видимое восприятие окружающего мира, что он видеть ничего не может. Но, вопреки историческому опыту всего человечества, Господь Иисус Христос исцеляет слепорожденного.

Это великое чудо было по-разному воспринято окружающими, и мало кто оказался способен узреть в нем явление силы Божией. Почему? Да потому что фарисеи, которые окружали Спасителя, не были готовы признать Его даже пророком, а тем более Сыном Божиим, обладающим Божественной силой. Иудеи в недоумении, в растерянности, и потому у них возникает стремление как бы минимизировать все то, что произошло. И мы знаем из сегодняшнего повествования, какие попытки были сделаны, чтобы скрыть от людей суть этого события.

Подобное желание скрыть от людей явление силы Божией, так отчетливо явленной в чуде исцеления слепорожденного, присутствует на протяжении значительной части человеческой истории. Но совершенно особым образом стремление скрыть силу Божию стало осуществляться, с опорой на множество человеческих сил, в то время, когда господствующей философской идеей мало-помалу сделалось отрицание Бога. Бога нет! А как же тогда всё произошло? А как же мир, который был создан? Наука утверждает, что вся вселенная существует не более четырнадцати миллиардов лет. Это огромный промежуток времени, нам трудно даже представить, что это такое, — но все же ограниченный промежуток времени. Значит, было время, когда вселенной не существовало. А как же возникла вселенная? И тут современному человеку предлагается множество разных теорий того, как вселенная появляется из ничего.

Опыт человека — каждого из нас и всего рода человеческого — таков, что из ничего ничто произойти не может. Ничто — это пустота, вакуум, ничто — это отсутствие всяких материальных и прочих сил и возможностей. А Господь силой Своей создает вселенную; и вот на протяжении многих и многих эпох люди пытались объяснить, как же все это произошло. И совершенно очевидно, что человек не может объяснить происхождение видимого мира. Хоть и существуют сегодня многочисленные теории того, как всё это произошло, но они остаются гипотезами. Доказать в точности, что всё было именно так, а не иначе, невозможно, потому что начало мира лежит вне человеческого опыта.

Тем не менее существует множество теорий, согласно которым мир произошел случайно, сам по себе, и эта поражающая своим абсурдом идея овладевает умами людей. Сегодня многие так и думают, что мир сам по себе произошел из ничего, и нужно сказать еще раз, что это странная с точки зрения человеческой логики идея разрушается нашим опытом, нашим пониманием жизни и, конечно, не может господствовать над родом человеческим.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что сила Божия действительно способна совершить то, что для человека представляется невозможным. Бог, создавший веки, создавший космос, в Сыне Своем явил некую крупицу Своего всемогущества, исцелив слепорожденного. И для нас, читающих этот дивный евангельский текст, очень важно понять, что в этом частном случае Бог открывает нам Свое всемогущество, Свою силу, Свою любовь к нам.

Сегодняшнее Евангелие действительно проникнуто удивительным откровением о том, что Бог — Всемогущий, что в Его руках всё — начало и конец мира, жизнь и смерть, здоровье и болезни, катаклизмы, штормы и штиль. Всё в Его руках, и потому сегодняшнее евангельское чтение должно укрепить всех нас в нашей вере, в понимании того, что сила Божия есть та сила, которая и создала мир, и управляет миром, и над нами имеет полное господство. А мы должны в ответ со смирением, любовью и полным пониманием принять это откровение о Божественном всемогуществе, о силе и любви Божией, которые являются в Его Промысле.

Наученные этим евангельским чтением, будем стараться укреплять свою веру. А если кто будет убеждать нас в том, что все произошло само собой из пустоты, из ничего — четырнадцать миллиардов лет назад ничего не было, и вдруг все появилось, — то давайте вспомним сегодняшнее чтение из Евангелия. Тогда мы поймем: не было у людей силы исцелить слепорожденного, как и сейчас нет, при всех достижениях науки и техники, но это чудо с легкостью совершает Спаситель, Сын Божий. Через это явление силы Божией будем помнить о том, что Бог — Творец и Промыслитель мира, Он над всеми, в Его деснице всё, и единственный наш ответ — это любовь к Богу за все то, что Он совершил и совершает; это стремление и желание жить по закону, который Бог дал людям, чтобы человек мог жить достойно, чтобы человек был счастлив.

И да поможет нам Господь именно таким образом воспринимать священные тексты, преломляя их через опыт своей жизни, через наше понимание того, что с нами происходит, дабы, соединяя свой опыт с величайшей мудростью Священного Писания, мы жизнь свою могли в полной мере передать в руки Божии и подчинить ее святой Божественной воле. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5817845.html

6 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up