Праздничное богослужение в день Торжества Православия в храме на Соколиной Горе — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Праздничное богослужение в день Торжества Православия в храме на Соколиной Горе

Опубликовано: 11 марта 2020

Категории: Новости

В воскресный день 8 марта, Неделю 1-ю Великого Поста, Торжества Православия, первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, в храме прп. Александра Свирского на Соколиной Горе состоялась Божественная Литургия свт. Василия Великого и предваривший ее водосвятный молебен. В этот день исповедались и причастились вместе с прихожанами воспитанники детской Воскресной школы. Богослужения возглавил настоятель строящегося храма прп. Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур.

По завершении Литургии алтарник Дмитрий прочитал прихожанам из жития святых про первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в честь которого будет освящен будущий крестильный храм на нижнем этаже строящегося храмового комплекса. Обретение честной главы Иоанна Крестителя было тесно связано с уничтожением арианской ереси — первой крупной ереси, которую победила Православная Церковь.

Затем с пастырским словом к верующим обратился отец настоятель, который рассказал о победе Церкви над более поздней, но не менее опасной ересью иконоборчества. Это была насаждаемая в умах византийских правителей и простого народа душепагубная идея о том, что почитается не первообраз, а иконописное изображение само по себе, выполняющее при этом роль идола. «Чтобы больше не повторялись гонения на святые иконы, иконоборцев анафематствовали и установили чин Торжества Православия, который мы сейчас и совершим», — объяснил верующим отец настоятель.

Паломническая поездка по святым местам прп. Сергия Радонежского

В праздник Святой Троицы служба приходского консультирования храма пророка Илии в Черкизове традиционно отмечает «день рождения». В 2022 году ей исполнилось девять лет: 19 июня 2022 года событие консультанты отметили совместным чаепитием в сам день праздника, а также поездкой по Сергиевым местам в Неделю всех святых Церкви Русской.

За чаепитием каждый вспоминал о том, когда и как пришел к решению стать консультантом. Во время обсуждения задач по развитию приходского консультирования в Черкизове было принято решение съездить на поклон к родителям преподобного Сергия Радонежского — преподобным Кириллу и Марии в Хотьково.

К этой обители 26 июня 2022 года консультанты отправились сначала в Хотьковский монастырь. Здесь была проведена экскурсия по территории и музею обители. Паломники узнали о том, как зарождалась, развивалась, была разрушена в годину лихолетий и вновь восстанавливалась эта древняя обитель. Побывать на экскурсии — полезный опыт для черкизовских консультантов, так как многие сами периодически проводят экскурсии по храму пророка Илии в Черкизове и окрестностям.

После посещение места упокоения Кирилла и Марии Радонежских богомольцы из Москвы направились в Преображенский храм села Радонеж, а затем на источник преподобного Сергия, игумена Земли Русской.

Информационный источник: https://hramilii.ru/novosti/palomnichestvom-po-mestam-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-otmetili-devyatiletie-osnovaniya-prihodskoj-sluzhby-konsultirovaniya-cherkizovczy/

29 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба прошла в Косино

3 июля, в день памяти Косинской иконы Божьей Матери, Божественную Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косине совершил епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси Мефодий.

Епископ Мефодий совершил Литургию в сослужении благочинного Рождественского благочиния, протоиерея Иоанна Ермилова; настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине протоирея Дмитрия Бабьева; клирика храма праведного Филарета Милостивого при Душепопечительском православном центре реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя праведного Иоанна Кронштадтского протоиерея Михаила Зазвонова; настоятеля храма преподобного Серафима Саровского в Кожухове протоиерея Алексея Воробьева; настоятеля храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косине иерея Федора Яновского; клирика храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине иерея Игоря Урскова, клирика храма Воскресения Словущего в Марьинском парке иерея Серафима Фарковца; настоятеля храма прп. Сергия Радонежского в Кучино иерея Антония Овчинникова.

После совершения Литургии, по прибытию на Святое озеро был отслужен водосвятный молебен с освящением вод Святого озера.

4 июля 2025
ПОДРОБНЕЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — НЕ ДЕНЬ ДЛЯ РАЗБОРОК!

В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).

— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия.  Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.

25 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Измайлово прошел обучающий семинар

24 ноября в храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово состоялся очередной обучающий семинар для работников свечных ящиков храмов Восточного викариатства.

С приветственным словом к собравшимся обратился иерей Иоанн Паскевич, заместитель благочинного Рождественского округа.

Участники познакомились с работой Канонической комиссии Московской епархии и кругом ее компетенций. Отец Иоанн напомнил работникам свечных яшиков о важности встречи приходящих в храм.

С большим докладом о Таинствах Церкви и о подготовке к ним выступил иерей Димитрий Дворников. Получилась живая и продуктивная встреча.

25 ноября 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up