Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

Опубликовано: 27 сентября 2022

Категории: Новости, Патриарх

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

В Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль

С 14 марта по 9 апреля 2023 года в Москве пройдет VI Великопостный хоровой фестиваль.

Открытие состоится 14 марта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В основе программы концерта — московская премьера оратории современного композитора Андрея Микиты «Сохранивший веру», посвященной благоверному князю Александру Невскому. В музыкальном произведении образ святого князя раскрывается в исторической перспективе: от истоков государства Российского до наших дней. Первая часть оратории рассказывает о предках благоверного князя Александра Невского — великих князьях киевских и владимирских, вторая часть — о матери святого, четвертая — о его потомках, среди которых — благоверный князь Димитрий Донской. Центральная третья часть сочинения посвящена узловому событию в русской истории: нашествию тевтонских рыцарей и Ледовому побоищу. Финальная часть оратории прославляет святого Александра Невского как небесного защитника земли Русской. В качестве текстов для произведения композитор использовал Новгородскую Первую летопись и буллу Папы римского Гонория III, в которой он призывает крестоносцев к нашествию на Русь (фрагмент этой буллы звучит на латинском языке). Также использованы богослужебные тексты Русской Православной Церкви и стихи Михаила Ломоносова, Максимилиана Потемкина и епископа Геннадия (Гоголева).

Участники концерта-открытия VI Великопостного хорового фестиваля:

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер — народный артист России профессор Лев Конторович;
  • Смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии, художественный руководитель — Раиса Гундяева;
  • Камерный хор Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Московский Синодальный хор, художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Российский национальный оркестр, художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин.

Солисты: Елена Поповская (сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Ярослав Петряник (баритон), Александр Бокарев (бас). Дирижер оратории «Сохранивший веру» — Раиса Гундяева.

Начало концерта в 19.00.

VI Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом, Фондом содействия возрождению Синодального хора, Просветительским центром духовно-музыкальной культуры «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив. Проект является участником конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

Художественные руководители фестиваля — ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор Александр Соколов и митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. Инициатор проведения — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского народный артист РФ профессор Лев Конторович, при поддержке профессора кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреата премии Правительства Москвы Александра Соловьева. Куратор программы фестиваля — Алексей Пузаков.

Дальнейшие концерты VI Великопостного хорового фестиваля состоятся:

  • 16 марта в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, начало в 19.00;
  • 25 марта, 27 марта и 1 апреля в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; начало концертов: 25 марта в 15.00, 27 марта в 19.00, 1 апреля в 18.00;
  • 9 апреля в Историко-культурном и просветительском центре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», начало в 19.00.

В ходе музыкального смотра 15-16 марта в конференц-зале Московской государственной консерватории пройдет Международная научно-практическая конференция «Русская церковная музыка рубежа XIX-XX веков. К 150-летнему юбилею С.В. Рахманинова», организованная Научно-творческим центром церковной музыки Московской консерватории. В заседаниях примут участие священнослужители, ученые и практики из разных городов России, а также участники из Белоруссии и Франции.

Источник: http://moseparh.ru/v-moskve-projdet-vi-velikopostnyj-xorovoj-festival.html

3 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

В Свято-Димитриевском училище сестер милосердия открыт набор студентов

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия объявило срочный набор на вечернее отделение на обучение по специальности «Сестринское дело».

Свято-Димитриевское училище — единственное в России училище сестер милосердия. Здесь наравне со стандартными дисциплинами, изучение которых входит в курс по специальности «Сестринское дело», также изучают духовные аспекты профессии. На внебюджетное вечернее обучение приглашаются выпускники 11-х классов. Срок обучения — 4 года.

«Наши студенты проходят практику в городских больницах Департамента здравоохранения Москвы и Больнице святителя Алексия — многопрофильной больнице Русской Православной Церкви на 280 мест. Это позволяет студентам не просто овладеть теоретическими знаниями, но и получить практические навыки. После окончания училища многие остаются работать в тех местах, где проходили практику. Сейчас необходимость в специалистах со средним медицинским образованием очень высокая. Некоторые наши выпускники не останавливаются на достигнутом и идут учиться на врачей», — рассказал заместитель директора по воспитательной части Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Алексей Конопатченков.

Обучение будет проходить в вечернее время три раза в неделю: вторник, четверг и пятница. По окончании курсов выпускники получают диплом государственного образца с присвоением квалификации «Медицинская сестра / Медицинский брат».

Документы можно подать до 13 августа в приемную комиссию по адресу: Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, 3-й этаж, кабинет № 321. Часы работы приемной комиссии: понедельник — пятница с 10.00 до 16.00.

Справки по телефону: +7 (499) 237-59-08.

С подробной информацией можно ознакомиться на сайте: https://sestra-miloserdiya.ru/postupajushhim.

***

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия существует с 1992 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является председателем Попечительского совета училища. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным государственным образовательным учреждением в своем роде. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца.

В училище стремятся сочетать передовые современные знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно.

Выпускники Свято-Димитриевского училища работают во многих социальных проектах православной службы «Милосердие» — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевская богадельня, патронажная служба помощи, служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и другие.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/v-svyatodimitrievskom-uchilishhe-sester-miloserdiya-otkryt-nabor-studentov-na-vechernee-otdelenie

11 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Илиин день 2023

2 августа в храме Илии Пророка в Черкизово (Большая Черкизовская, 17) пройдут традиционные престольные торжества!

После Божественной литургии (начало 9.30) и крестного хода состоится семейный праздник на территории исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизово.

Также на празднике пройдет благотворительная ярмарка:
— Сувениры ручной работы
— Домашняя выпечка
— Напитки
— «Корзина добра»
— Письмо солдату

Начало: вместе с интерактивной частью праздника, ~12.15

29 июля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Как приобщать к почитанию новомучеников?

6 ноября (понедельник) в 13:00 по московскому времени состоится онлайн-семинар, посвященный теме распространения памяти о новомучениках среди неправославного населения, проживающего вблизи мест памяти.

• Вступительное слово — епископ Волгодонский и Сальский Антоний (Азизов).

«Северная Голгофа. Подвиг Новомучеников и исповедников земли Архангельской» — иеромонах Феофил (Волик), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии

«Выйти навстречу новомученикам» — Игорь Владимирович Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово»

«Как почитаются новомученики на Вятской земле» — протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии Вятской епархии по канонизации святых

РЕГИСТРАЦИЯ

5 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up