Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

Опубликовано: 27 сентября 2022

Категории: Новости, Патриарх

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

В Храме Христа Спасителя обсудили ход строительства православных храмов на востоке столицы

27 октября 2022 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось совещание по вопросам строительства православных комплексов в Восточном викариатстве.

В ходе совещания советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Ресин и и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никандр (Пилишин) обсудили ход реализации московской программы в Восточном округе, где введено в эксплуатацию 13 храмовых комплексов и еще 11 находятся в стадии строительства. Планируется, что три из них будут сданы в этом году: храмы священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове и храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове.

На совещании рассматривали ход строительства пяти объектов. Первый – уже сданный в эксплуатацию, храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове. Техническим заказчиком на данном объекте является Единая служба заказчика Московской Патриархии. Храм был построен менее чем за два года, а 4 апреля 2021 года епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения. Сегодня в храме ведется работа по внутреннему убранству: пишут иконы и готовятся к чину великого освящения.

Строительство храмового комплекса Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове находится в стадии завершения. В настоящее время ведутся работы по внутренней и внешней отделке храма и приходского дома. Напомним, здесь была произведена поэтапная реконструкция ветхого здания: на месте восточной его части возведен двухэтажный храм, на месте западной — трехэтажный приходской дом, в центральной части укреплен фундамент и заново возведены перекрытия. Таким образом, после реконструкции у жителей района появится полноценный храмовый комплекс вместимостью 500 человек.

В храме преподобного Саввы Сторожевского в Северном Измайлове (пл. Викторио Кодовильи) ведутся штукатурные работы, подводят наружную теплотрассу, водопровод и канализацию.

При церкви преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны в Восточном Измайлове приступили к устройству железобетонной плиты перекрытия подземного этажа приходского дома. По проекту в здание «заходят» все коммуникации, поэтому было принято решение строить в первую очередь именно его, а затем приступить к строительству основного храма.

Строительство храмового комплекса преподобного Александра Свирского на Соколиной горе идет по плану: возводят кирпичную кладку стен основного объема. К сожалению, идет отставание от графика, подрядчик не выдерживает сроков, в связи с чем на совещании был поднят вопрос о его замене.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/v-hrame-hrista-spasitelya-obsudili-hod-stroitelstva-pravoslavnyh-hramov-na-vostoke-moskvy/

2 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Малое освящение храма-часовни в честь Феодоровской иконы Божией Матери

29 августа, в день престольного праздника храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, когда Церковь отмечает память перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, совершен чин малого освящения храма-часовни во имя Феодоровской иконы Божией матери и Божественную Литургию в ней возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевкий Пантелеимон.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Cлободе; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Службы Патриаршего протокола, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; настоятели и клирики храмов города Москвы.

Настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко отметил, что Феодоровская икона Божией Матери издавна считается покровительницей семьи, и тех, кто имеет желание ее создать. К тому же каждое воскресенье в храме Спаса Нерукотворного образа служится молебен о семье, ее создании и сохранении.

«Тема семьи для нашего прихода является очень актуальной в силу специфики местонахождения — в непосредственной близости от территории больницы. А глядя на то, как строилась часовня в наших непростых финансовых и экономических условиях, думаю, сама Матерь Божия помогает нам в непростом деле храмостроительства. И еще один немаловажный факт: день памяти этого образа приходится именно на 29 августа, то есть на престольный праздник главного храма», — отметил настоятель храма.

Протоиерей Андрей Бондаренко поблагодарил всех и каждого, кто жертвовал на строительство храма-часовни.

«Считаю, что лучшая помощь от прихожан — это осознание храма как своего родного дома. А все мы, как правило, стараемся воплотить у себя дома всё лучшее, с максимальной заботой обо всём, что в нём есть»,  — уверен управляющий приходом.

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Карпов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы. Он заметил, что храм получил еще одну святыню  — храм-часовню, освященную в честь иконы Феодоровской Божьей Матери. Таким образом, у храма появился третий престольный праздник.

«Второй престольный праздник – в честь бессребреников и чудотворцев. И сегодня же совершается память Диомида врача. И совершая сегодня память этих святынь, мы благодарим Господа за то, что Он дал нам их. Как сегодня мы читали в Евангелии от Матфея: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.Мы же с Вами благодарим Господа, что мы видим эти святыни. С праздником, братья и сестры», — поздравил отец Димитрий Карпов.

По окончании Литургии было совершено праздничное молебное пение.

Затем настоятель протоиерей Андрей Бондаренко приветствовал епископа Пантелеимона и преподнес Его Преосвященству в дар архиерейское облачение. В своем обращении к пастве епископ Пантелеимон передал поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником и пожелал помощи Божией.

Епископ Пантелеимон признался, что испытывает к этому храму особые чувства, поскольку, когда приехал сюда впервые, в роддоме при 70-й городской больнице лежала его дочь, и там родилась его внучка.

«Когда Господь призывает нас к Себе, говорит, что он кроток и смерен сердцем. Когда человек не имеет этих добродетелей, вряд ли в его смущенном бурями сердце может отобразиться Христос. Конечно, мы на это надеемся, когда смущаемся помыслами, когда гневаемся, раздражаемся, обижаемся, гордимся, унываем… Но когда мы хотим быть в этой радости Невечернего Света, нам нужно научиться кротости и смирению. Мы не должны бояться трудностей, скорбей, снисходить к слабостям друг друга, терпеть всё, что посылает нам Господь. Мы должны быть по отношению друг к другу такими солнышками. Не солнцем пустыни, а теплым осенним солнышком, которое светит, но не ослепляет. И такое солнце  — это образ Христа.  Дорогие братья и сестры, мы должны помнить эту самую главную заповедь Христа – кротость и смирение. Мы должны этому учиться у Христа, у Божьей Матери, у всех святых» Аминь», — сказал в своей проповеди владыка Пантелеимон.

После богослужения для всех присутствующих была организована праздничная трапеза.

31 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

Хор из Измайлово совершил паломническую поездку

Большая паломническая поездка по святым местам Калужской земли

23 февраля хор храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово посетил с паломнической поездкой один из известнейших русских монастырей — Введенскую Оптину пустынь.

 В храме Казанской иконы Божией матери этой святой обители хор исполнил богослужебные песнопения за Божественной литургией.

Паломники с экскурсией побывали в Иоанно-Предтеченском скиту, расположенном рядом с монастырем а также осмотрели подсобное хозяйство обители.

Также в этот день участникам паломничества удалось посетить пустынь Спаса Нерукотворного в с. Клыково

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово

23 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Набор добровольцев для ремонта квартир нуждающихся мирных жителей в Мариуполе

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению объявил набор добровольцев для ремонта разрушенных квартир и небольших частных домов пострадавших мирных жителей в Мариуполе. В первую очередь нужны плотники, кровельщики, штукатуры, маляры-отделочники, электрики, сантехники, каменщики, плиточники.

«Несмотря на активные темпы восстановления города, в Мариуполе сегодня остаются тысячи одноэтажных частных домов и квартир, требующих ремонта. Нередко окна перекрыты фанерой, повреждены стены, пробита крыша, — рассказала куратор социальной помощи мирным жителям в зоне конфликта от Синодального отдела по благотворительности Наталья Кульева. — В таких домах и квартирах прямо сейчас проживают люди, которые не могут самостоятельно отремонтировать свое жилье, даже если им выдали стройматериалы. Пожилые, женщины с детьми, люди с инвалидностью остро нуждаются в помощи. Для ремонта одного небольшого частного дома или одной квартиры часто достаточно небольшой бригады рабочих, но рук на месте не хватает, и именно поэтому мы организуем ремонтные бригады добровольцев. Сейчас уже определены первые небольшие частные дома, которые будут ремонтировать наши волонтеры в Мариуполе. Планируем, что бригады будут выезжать в город посменно на неделю».

Добровольцы-ремонтники будут заниматься устройством и покрытием крыш, ремонтом полов, восстановлением внутренних инженерных сетей, заменой дверей и окон, штукатуркой стен, потолков и откосов, покраской, внутренним косметическим ремонтом жилых домов и квартир. Помощь будет оказываться нуждающимся мирным жителям города, которые сами не могут этого сделать.

Продолжительность одной смены — семь дней. Проживание, питание и проезд из Москвы берет на себя Синодальный отдел по благотворительности. Для добровольцев из других городов вопрос проезда до Мариуполя решается в индивидуальном порядке. Первую бригаду добровольцев-ремонтников планируется отправить 8 марта.

Чтобы стать добровольцем-ремонтником в Мариуполе, необходимо заполнить анкету или позвонить по телефону горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222.

Также требуются добровольцы в церковный медико-социальный центр в Мариуполе. Его открыла в начале января 2023 года Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, при поддержке Синодального отдела по благотворительности. В центре, на базе мобильного госпиталя, оказывают первичную медицинскую помощь, стационарную социальную помощь (прачечная, душевая, обогрев), адресную социальную помощь. За это время в центр поступило 4000 обращений.

Волонтеры нужны для приема посетителей центра, дежурства в душевой и прачечной, сортировки и фасовки гуманитарной помощи на складе, выдачи гуманитарной помощи, обзвона и поквартирного обхода подопечных. Также в центр нужны добровольцы-психологи, юристы и автоволонтеры.

Чтобы стать добровольцем медико-социального центра в Мариуполе, необходимо заполнить анкету и затем пройти собеседование. Проживание, питание и проезд для волонтера — бесплатно.

С апреля 2022 год добровольцы из Москвы, подготовленные Учебным центром церковной больницы святителя Алексия при поддержке Синодального отдела по благотворительности, еженедельно вахтовым методом направляются в Больницу интенсивного лечения Мариуполя ухаживать за больными и ранеными. Также с июля 2022 года подготовленные православные добровольцы из Москвы помогают в Доме-интернате для граждан пожилого возраста и инвалидов с гериатрическим отделением № 1 Мариуполя, в который поступают, в том числе пациенты Больницы интенсивного лечения, нуждающиеся в длительном уходе. 135 человек из зоны конфликта перевезла на лечение в свой московский стационар больница святителя Алексия: большинство из них после успешного лечения уже вернулись домой.

Русская Православная Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта с февраля 2022 года. Координирует помощь Церкви Синодальный отдел по благотворительности. Беженцев разместили в 60 церковных учреждениях. В России Церковь собрала, закупила и передала более 2810 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, из них более 1740 тонн направлено в епархии в зоне конфликта.

Присоединиться к помощи можно на специальном сайте помочьвбеде.рф.

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко»«Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VKОКViber, на Youtube-канале. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.

Источник: Диакония.ru

1 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up