Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

Опубликовано: 27 сентября 2022

Категории: Новости, Патриарх

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

ЛЕКЦИЯ ИЕРОМ. ГЕННАДИЯ (ВОЙТИШКО) В НОВОКОСИНЕ

От «Добролета» до «Доброосени»! Знакомство под Сергиевым Посадом на молодёжном Форуме с прекрасным лектором, активным пастырем и просто интересным человеком – иеромонахом Геннадием (Войтишко) – стало поводом пригласить его 7 октября на приход Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино.

Способность интересно и продуктивно излагать материал у о. Геннадия не только природная, – он руководитель информационно-аналитического управления Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. По благословению настоятеля храма прот. Михаила Зазвонова для участников Лектория «Основы православной веры», молодёжного клуба «Элеос» и всех желающих прихожан в минувшее воскресенье была организована лекция о. Геннадия на тему «Что же такое любовь: как не перепутать настоящее и подделку?».

Люди уходили домой довольные и немного задумчивые — значит, цель была достигнута. Процесс приобретения духовного опыта не должен сопровождаться безоглядной радостью. Такой рост подразумевает осмысление, расставание со старыми вредными привычками и грехами, смену установок и устранение отживших, как осенняя листва, стереотипов. Всё это неизбежно порождает новый выбор в пользу своей души, а подчас и некоторую боль отрешения от тянущего назад нехристианского образа жизни, чтобы «новое вино» свежей евангельской мысли можно было влить в «новые меха» (см. Лк. 5).

Можно догадаться, что же заставило слушателей задуматься. Обычно отношения понимаются как самодостаточная сфера жизни человека. Но отец Геннадий провел параллель между отношениями мужчины и женщины с отношениями христианина и Спасителя. Так, у лектора спросили:

— Есть мнение, что отношения должны быть радостными и легкими, и безрадостные и тяжелые отношения нужно прекращать. Как бы Вы прокомментировали это мнение?

Ответ был такой:

— Давайте проведём параллель отношений человека со Христом. Радостно ли жить со Христом? Безусловно! Но легко ли жить с Ним? С одной стороны, Господь говорит: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11,30). С другой, сразу ли легко жить по-христиански?

Из этих и подобных им вопросов слушатели делали выводы, а квинтэссенцию лекции высказал Алексей Кудашев, который в этот день праздновал День рождения. Этот смысл заключался в следующем: если человек связывает жизнь с Церковью и причащается Животворящих Христовых Таинств (при условии правильного понимания), то он научится любить и Бога, и людей, и свою вторую половину.

Но остался вопрос: если людям кажется исчезнувшая любовь, что делать? Встаёт вопрос о несении своего Креста, принятии другого человека, большой работе над собой. Надеемся, это и многое другое ещё станет темами других познавательных лекций при новокосинском храме.

9 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

25 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,  управляющий Восточным викариатством г. Москвы. Его Преосвященству сослужили настоятель иерей Роман Богдасаров и духовенство храма, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

В своем архипастырском слове Владыка Пантелеимон поздравил всех прихожан с воскресным днем и обратил внимание на великое чудо Причастия Христовых Таин:

«Нас с вами, грешных, немощных, несовершенных, Господь соединяет с Собой, освящает и просвещает. На нас сходит Святой Дух, возобновляется Его присутствие в нашей душе. Только это Таинство, соединяя нас с Богом, может сохранить нас от зла.

Сегодня мы с вами слышали о двух людях, одержимых злым духом, слушали о том, как они жили. Конечно, это ужасно – быть бесноватым, находиться под властью злого духа. Но его воздействие не всегда бывает таким страшным и очевидным. Мы все иногда находимся под его влиянием, совершаем какие-то мелкие грехи, но не осознаем этого и не замечаем. Живем спокойно, как все, а внутри нас продолжает действовать злой дух. Причем он старается действовать незаметно, чтобы мы этого не осознавали, не понимали, что находимся в его власти. Избежать этого обмана можно только соединившись со Христом. Это происходит при совершении Божественной Евхаристии.

После Причащения Святых Таин мы должны решиться жить так, как заповедал нам Господь. По-разному можно это толковать и нам, конечно же, трудно все исполнить. Но главное, что все мы должны понимать: мы должны жить друг для друга. Любовь – это когда ты отдаешь себя другому.

При этом мы всегда должны помнить о Боге и непрестанно молиться. Но непрестанная молитва не означает вычитывание долгого правила и постоянное произнесение каких-то слов. Она подразумевает, прежде всего, память о Христе, о нашем соединении с Ним в причастии Святых Таин, память о том, что Он умер за нас на Кресте, что Дух Святой с нами и будет пребывать с нами до скончания века. Всегда нужно помнить, что Господь видит нас и оценивает наши дела и поступки, может от нас отойти, если мы впадаем в грех, и может приблизиться, когда мы совершаем доброе дело. Память об этом и есть непрестанная молитва.

Важно, чтобы в служении другим людям мы не становились для них учителями и наставниками, не предъявляли им требований, а смиренно, с любовью им служили, старались их не огорчать, радовать. Тогда мы будем подражать Самому Христу, Который пришел на землю, умыл ноги ученикам, не преломил надломленной трости, не угасил курящегося льна, а всех принимал, даже блудницу, сказав: «Иди и больше не греши», а сборщика податей сребролюбца Матфея сделал апостолом. И даже Иуду не обличал. Христос показал нам, как жить, чтобы не терять дар Причастия Святых Христовых Таин.

Дай Бог, чтобы каждый из нас старался так жить. А если у нас это не получится, то в следующую субботу или воскресенье мы снова придем на исповедь, покаемся и вновь начнем жить с Богом. Другого пути спасения у нас нет, не существует иной возможности для человека достичь радости, блаженства, войти в вечное Небесное Царство.

Еще и еще раз поздравляю вас, дорогие друзья, с принятием Святых Христовых Таин! Не всегда получается служить в вашем храме, но когда это удается, то очень рад здесь быть и совершать вместе с вами Божественное богослужение.»

В свою очередь, настоятель храма поблагодарил Его Преосвященство за посещение прихода, за  молитвы и назидательные слова. 

Также в этот день Владыка Пантелеимон от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вручил настоятелю отцу Роману Богдасарову юбилейную медаль Русской Православной Церкви «50 лет автономии Японской Православной Церкви 1970-2020» за особые труды в деле миссионерского служения.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

27 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

«Видеть и слышать» красоту церковного искусства

1 ноября сотрудники Духовно-просветительского центра при храме св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке посетили фестиваль современного церковного искусства.

«Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти». Такими словами прп. Феодора Студита встречает гостей грандиозный проект. В Московском доме художника сотрудники Патриаршего Подворья ознакомились с выставкой «Монументальное искусство в церкви», на которой представлены работы современных иконописцев и скульпторов, посетили зал кинопоказов, почерпнули множество интересных фактов из истории христианского искусства.

Особое впечатление произвели на посетителей искусно выполненная икона Спасителя, созданная из фресок затопленного храма, а также работа «Святитель Филарет Московский и Александр Пушкин» и многие другие.

В этом году тематика фестиваля носит название «Да будет все едино». Едины мы верой православной, едины и в любви ко Господу. Выставка продолжает свою работу до 4 ноября. Приглашаем приобщиться к прекрасному миру красоты духовной.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

2 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти апостола и евангелиста Луки

31 октября 2021 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Луки, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение всем хорошо известно — это притча о сеятеле (Лк. 8:5-15). И притча эта даже не столько о самом сеятеле, сколько о той почве, на которую падает посаждаемое им семя. Одна почва — та, что при дороге, обочина; и слово Божие говорит: при дороге что может быть доброго? Такое семя не приживается — почва неплодородная. А другая почва каменистая, и когда попадает зерно на такую почву, восходит солнце, попаляет зерно, и оно не всходит. Есть еще почва, в которой много сорняков, терний, и, поскольку тернии уже сильны, а зерну еще только предстоит произрасти, то нет для него никакой возможности дать плод, потому что тернии, сорняки помешают зерну раскрыть свою жизненную силу.

Эта притча, конечно, о нас. Почва — это мы, это наши сердца, это наш разум, это наша способность воспринимать слово Божие, и никто из нас не может сказать: вот то, что при дороге, — это про меня, а остальное нет; потому что каждый может оказаться и почвой при дороге, и почвой, исполненной терний, и почвой каменистой, — все зависит от состояния нашей души. Но ведь когда мы говорим о состоянии души, мы имеем в виду и состояние нашего разума, поскольку разум формирует целеполагание, жизненные цели, то, к чему мы стремимся. И если осознать, что зерно, то есть слово Божие, есть наша главная цель, то мы не будем ни почвой при дороге, ни почвой в терниях, ни почвой каменистой, неспособными принять это зерно.

Может быть, кто-то после этих слов задаст вопрос: а я-то где? А у меня какая почва? Поскольку каждый проходит через разные обстоятельства, то, может быть, его сердце будет в разные моменты и одним, и вторым, и третьим — и при дороге, и на камне, и в терниях. Действительно, жизненные обстоятельства нас поставляют в разные ситуации, но в каком случае любые жизненные обстоятельства не будут над нами властны? Только в одном: если принятие слова Божиего, того самого семени, становится нашим жизненным приоритетом. Не десятым или двадцатым пунктом в нашей повестке дня, не только тогда, когда мы в храм Божий приходим, в лучшем случае раз в неделю, — каждый день мы должны помнить, где наш жизненный приоритет. Ведь если Бог перестает быть приоритетом, если Его слово перестает быть органической духовной, интеллектуальной частью нашей жизни, то какой же плод мы можем дать?

Вот почему необходим духовный самоанализ, беспристрастное всматривание в самих себя, проверка наших мыслей, слов и деяний в течение дня, что вообще-то полагается делать каждому христианину после вечерней молитвы. Подумать о минувшем дне, спросить, что было хорошего, что было плохого, и, может быть, в какой-то момент мы отважимся спросить самих себя: а вот сегодня какой почвой я был? Плодоносной, или каменистой, или исполненной терний? И если мы начнем задавать себе вопросы о том, а что я собой представляю, насколько я способен усвоить Божественное слово, то, может быть, и слышание этого слова обернется совершенно иными последствиями.

Слушая эту замечательную притчу, мы, может быть, никогда не задавали себе вопрос: а где я? А моя душа — это какая почва? Но если сегодня, выслушав эту притчу, мы скажем себе: нужно воспитать навык духовного самоанализа и каждый вечер, подводя некий итог пройденного за день пути, спрашивать себя, какой же почвой я был сегодня, — то эти вопросы могут радикально изменить нашу жизнь. Они заставят нас думать о самом главном. Не вспоминать пустое, что было в течение дня, не простираться такими несодержательными мыслями к дню грядущему, а, ответив себе на вопрос о том, какой же почвой я был, сказать: Господи, помоги мне быть почвой плодоносной! Не хватает у меня сил, терзают меня и страсти, да и жизненные обстоятельства, в круговерти постоянной, забот много о семье, о детях, о внуках, а если таковых и нет, то как много других забот, связанных с нашей работой, с ведением домашнего хозяйства и с прочими и прочими задачами, которые мы сами перед собой ставим, или которые перед нами жизнь ставит, и на решение которых уходят все наши силы, весь наш духовный потенциал, не оставляя пространства для того, чтобы позаботиться о своей душе! И если поймем, что мы почва каменистая, неплодоносная, или что душа наша в терниях, то, может быть, осознаем необходимость превратить эту неплодоносную почву в почву удобренную.

А чем же удобряется эта почва? В первую очередь молитвой, воздержанием, но не только. Обязательно — самоанализом и проверкой своей жизненной позиции, проверкой всего того, что мы сделали за день хорошего или плохого. Вот если мы научимся держать перед Богом, перед совестью, перед самим собой ежедневный экзамен, то у нас появится реальная возможность удобрить почву нашей души и сделать ее пригодной для восприятия слова Божиего. Такого восприятия, которое влечет за собой реальное изменение жизни к лучшему через приближение души нашей к Творцу и Спасителю. И да поможет нам Господь идти по пути удобрения нашей духовной почвы, то есть преобразования наших душевных сил, дабы они были способны воспринимать благую и спасительную весть, которая реально открывает перед нами двери вечности. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с воскресным днем, и благословение Божие пусть пребывает со всеми нами. Аминь».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5857858.html

31 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up