Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 16 февраля 2021

Категории: Патриарх

15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Патриаршее служение в праздник Сретения Господня в Храме Христа Спасителя в Москве

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Сретения. Мы вспоминаем принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм по закону, согласно которому каждый первенец в Израиле посвящался Богу. В этот день мы прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную, Мать Спасителя, потому что Она принесла в храм Своего Младенца, Который по человеческому естеству еще не мог ни принимать собственных решений, ни тем более действовать, и не имел возможности самостоятельно прийти в храм, но Мать принесла Его туда, исполняя тем самым закон.

Этот закон очень строго соблюдался в народе Израилевом, но перешел и в Новый Завет, хоть и не во всех тонкостях и подробностях. В Церкви Христовой родители не посвящают своих первенцев Богу, но на родителях лежит огромная ответственность — каждый обязан принести своего младенца в храм и в прямом, и в переносном смысле слова. Принести, когда младенец еще ходить не может, для того чтобы он крестился, для того чтобы он мог причащаться Святых Христовых Таин. А когда младенец входит в возраст, в котором возможно усвоение знаний, необходимо следить за тем, чтобы знания, связанные с присутствием Христа в человеческой жизни, знания, связанные с существованием Церкви Христовой, несомненно прививались ребенку.

В этот день мы празднуем День православной молодежи и молимся за тех молодых людей, которые связывают свою жизнь со Христом и Церковью, несмотря на многие соблазны современного мира, несмотря на то, что современная цивилизация лишилась всякого религиозного измерения и стала внерелигиозной, а то и безбожной. Сегодня мы сугубо молились о новом поколении православных людей, которые вступают в самостоятельную жизнь, перед которыми открываются многие пути, — и дай Бог, чтобы ни один из этих путей не уводил их от Бога.

Мы молимся, чтобы вера православная присутствовала в каждом новом поколении, которое Господь призывает к жизни и которое заступает на место предыдущих поколений. Так и должно быть — вера православная должна пребывать до скончания века сего в жизни и сознании нашего народа. Мы знаем, что очень многие от Бога отвернулись, в том числе в силу тяжелейшей истории ХХ века, когда их деды и прадеды насильственно отрывались от Православия, когда по крайней мере четыре предыдущих поколения воспитывались не просто в атмосфере безбожия, но в условиях, когда исповедовать веру во Христа означало идти против течения со всеми вытекающими из этого последствиями. Но если бы не мужественные люди, которые в те трудные годы пошли путем скорбным с человеческой точки зрения, но прекрасным с точки зрения Церкви и с точки зрения спасения, — то, наверное, сегодня мы с вами не праздновали бы этот прекрасный праздник в возрожденном Храме Христа Спасителя. Поэтому, молясь сегодня о молодежи, мы, конечно, должны возносить молитвы и о родителях, дабы через научение родителей, а затем через самостоятельный мировоззренческий выбор молодежи Церковь Христова пребывала из поколения в поколение и вера во Христа Спасителя оплодотворяла жизнь молодых людей.

В Евангелии, которое мы сегодня слышали, есть слова: «Сей (т.е. Господь Младенец, Которого Дева Мария принесла в храм) лежит на восстание и на падение многих в Израиле» (см. Лк. 2:34). Такое пророчество услышала Царица Небесная, принеся Своего Младенца в храм: «на восстание и на падение многих». Но ведь Господь принес весть о спасении — о каком же падении идет речь? Казалось бы, люди должны были с радостью откликнуться на эту весть — какое падение после того, как Сам Спаситель пришел в мир с проповедью о том, как нужно жить, для того чтобы спастись? Но знаем, что проповедь была многими отвергнута, и Сам Спаситель претерпел мученическую казнь и силой Своей Божественной воскрес, чтобы добро навсегда победило зло.

Вспоминая принесение Младенца Иисуса в храм, вспоминая полученное Девой Марией обетование о том, что «Сей лежит на падение и на восстание многих в Израиле», мы должны понимать, что эти пророчества и сегодня актуальны. Ведь не все принимают весть о Спасителе, не все даже задумываются о перспективе жизни, которая открывается после человеческой смерти. Что это? Ослепление? Потеря всяких ориентиров? Неужели современного человека ничто не интересует, кроме того, что произойдет в ближайшие 50-60, для кого-то, может быть, 70-80 лет? Неужели нет никакого интереса: что же дальше? Вот я родился, получил воспитание, образование, сделал что-то в своей жизни, — и все обрывается с моей физической смертью? Но ведь это же безумие, эта идея низводит человека на уровень животного! Бог создал человека имеющим бессмертную душу, и эта бессмертная душа уходит в вечность.

Поэтому все то, что было принесено Господом и Спасителем в этот мир — Его слова, сама Его жизнь, Его подвиг, Его смерть, Его Воскресение, — все это для того, чтобы мы не пали, но восстали. Почему же о падении все-таки говорится? А потому что Бог дал человеку свободу и никого не принуждает к спасению. Это наш свободный выбор. Либо мы живем с Богом и будем и в вечности с Ним пребывать, либо мы от Бога отказываемся и теряем возможность быть с Богом и здесь, и в вечности.

Вот что принес Христос Спаситель. Действительно, для кого-то Он стал восстанием, а для кого-то падением. Кто-то с ним восстает для жизни вечной, а кто-то, отрицая Господа и Спасителя, несомненно, падает. И эти слова, произнесенные в древнем иерусалимском храме и услышанные Пресвятой Богородицей, через память, хранимую в Церкви, через величайшее Священное Предание, которое непогрешимо сохраняется в Церкви, доносят до нас великую истину о восстании и падении многих и о предмете пререкания. И дай Бог, чтобы Господь и Спаситель наш никогда не был для нас предметом пререкания, чтобы вера наша была сильной, чтобы она обновлялась с каждым днем нашей жизни через получаемые нами знания, через наш жизненный опыт, но в первую очередь силой Божественной благодати через наше участие в жизни Церкви. Будем надеяться, что и на людей, которые еще остаются вне Церкви, эта благодать будет воздействовать так, чтобы весть от пришедшем в мире Спасителе была для них к восстанию, но никак не к падению.

Именно за эту радостную, исполненную великого духовного смысла перспективу нашей жизни, и личной, и общественной, мы и должны бороться, продолжая великое дело, которое совершил Господь, которое подхватили Его ученики и которое мы, верующие православные христиане, спустя 2000 лет по мере своих сил осуществляем в жизни своей, имея твердую надежду и упование на милость Божию, через которую все спасаемся. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5773056.html

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили Божественную литургию в центре Вологды — замечательного северного города, у которого особенная история и, несомненно, замечательное будущее. Это будущее рождается уже сегодня, и есть много свидетельств того, как замечательно меняется Вологодская земля. Верим, что молитвами святых угодников, в земле Вологодской просиявших, и град Вологда, и вся Вологодская земля приобретут такой внутренний строй жизни и такую внешнюю красоту и благоустроенность, о которой только мечтали многие и многие поколения, нам предшествовавшие.

Сегодня мы празднуем память святых, которые прошли особым жизненным путем, и в связи с этим днем в Церкви предлагается чтение из Послания апостола Павла к Римлянам. В этом небольшом отрывке мы находим такие слова: «Скорбь порождает терпение, терпение — опытность (по-славянски «искусство»), опытность — надежду» (см. Рим. 5:3-4).

Вот замечательная последовательность ценностей, которые сменяют друг друга. У этих ценностей есть внутренняя взаимосвязь, и в этом смысле скорбь также приобретает положительную ценностную ориентацию и содержание, потому что скорбь рождает терпение.

В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, — если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, — ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.

Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (Рим. 5:5).

Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.

Но ведь это касается не только человека. Мы с вами стоим на замечательной площади в замечательном северном русском городе Вологде, который создавался как особое место, далекое от военных конфликтов и междоусобиц, куда русские цари даже считали возможным перевозить сокровищницу государства Российского, потому что это было место безопасное, мирное, спокойное, овеянное молитвами святых угодников. Но ведь и это мирное и спокойное место не миновали тяжелые страницы истории. Мы знаем, как в Смутное время польско-литовские захватчики пришли даже сюда и подожгли величественный Софийский собор. И этот собор, который сегодня поражает своей красотой и мощью, тоже скорбел, а вместе с ним скорбели все, кто жил в городе сем, скорбела страна. Поэтому нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду. И народ наш, прошедший через многие скорби, встречавший эти скорби с великим терпением, которое поражало иностранцев, посещавших страну нашу, сегодня вправе обретать то, что является результатом терпения, а именно опытность и надежду.

Сегодня время надежды для всей нашей страны, всего нашего народа. Это время расцвета наших городов, это время постепенного, но неуклонного развития всех сторон нашей жизни, но, что самое главное, — и все вы, мои дорогие, собравшиеся на этой площади, являетесь свидетелями того, что я скажу, — несомненного духовного возрождения нашего народа. А именно духовная сила определяет силу нации и ее благополучие.

Господь молитвами святых преподобных угодников, просиявших здесь, в Вологодской земле, да укрепит сей град, всю Вологодскую землю! Пусть святые, просиявшие в земле Русской, молятся за нас, дабы Господь укрепил на правильном пути все наше Отечество и наш народ, дабы скорбь и терпение, через которые мы многократно проходили в истории, сегодня реализовали бы сформированный в сознании и душах наших людей потенциал — великую надежду, которая не посрамляет. С праздником поздравляю всех вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

21 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки.

16 марта 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Я бы хотел осветить, насколько это возможно в кратком вступительном слове, тему пастырского попечения о студентах, нашей работы в вузах. Эта тема — один из пунктов повестки дня, и я надеюсь, что сегодня мы сможем ее обсудить. Но хотел бы поделиться с вами своими мыслями.

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие из вас посещали западные университеты и знают, что присутствие капеллана — это так же органично, как и присутствие светского профессора. Во многих российских вузах сегодня также создаются домовые церкви и тем самым восстанавливаются дореволюционные традиции.

В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть значение первого храма, открытого при вузе, — церкви святой мученицы Татианы при МГУ. И я хотел бы, чтобы все нас услышали и поняли: это вовсе не клерикальный поход на науку и на высшие учебные заведения, а возрождение той самой традиции, которая существовала в России и сегодня существует во многих странах Европы и Америки.

Но для того чтобы восстановить университетское священство как неотъемлемую органическую часть жизни студентов и преподавателей, нужны значительные усилия. Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям. Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели. Ведь беседы, которые он будет проводить, могут касаться не только духовных тем, но и общекультурного дискурса, который включает, в том числе, научные темы.

Священник должен быть авторитетным участником такого дискурса. Известно, что академическая сфера предполагает особую взыскательность. Благодарю Бога за то, что имел в своей жизни опыт работы в духовной академии, опыт участия в заседаниях Ученого совета при еще живых профессорах дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю, как при полном уважении друг к другу члены корпорации не допускали пустых слов, заявлений, не соответствующих действительности, и могли корректно поправить кого угодно, в том числе ректора. Это был очень важный фактор, если хотите, моего воспитания. Я понимал: если ты публично произносишь слова, ты должен нести за них ответ, потому что всегда может найтись человек, который тебя поправит, скажет, что ты неправ, и докажет твою неправоту.

Собственно говоря, научное сообщество так и функционирует. Ведь что такое защита диссертации? Это и есть разговор о том, насколько заявленная тема раскрыта, насколько сделанные заявления соответствуют истине. Поэтому дискуссии в университетской среде всегда предполагают высокий уровень ответственности, и священник должен соответствовать такого рода взысканиям и ожиданиям.

Служение университетского капеллана немыслимо без свидетельства о вере, но конечно, оно им не ограничивается, ведь молодой человек ищет ответы на острые жизненные вопросы — о призвании, о предназначении, о личностном росте, о любви. Священник должен быть помощником в этом поиске, способным поддержать, явить любовь и внимание. Молодежь внимательна и не прощает лукавства и благочестивого формализма в общении с собой. Надо быть готовым вести честный и открытый диалог. Домовая церковь должна быть местом встречи священника со студентами, преподавателями, профессорами, местом общего духовного возрастания. В стенах храма должна вестись духовническая, пастырская работа, осуществляться диалог, который, несомненно, обогатит обе стороны.

Получение высшего образования — это важнейший этап в формировании личности. Упорный труд, дружба, верность, профессионализм — всё это складывается в пору студенчества. Священник призван поддержать студента, предложить ему ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом. Храмы в вузах — это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви в целом. Для многих это первая ступень к Богу. Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о Православии. Мы должны заботиться о том, чтобы вузовские храмы были очагами любви, нравственными камертонами в университетском пространстве, чтобы благодаря этим храмам стирались стереотипы, в том числе относительно того, что наука и религия находятся в вечном конфликте. Работа капелланов призвана помочь студентам и профессорам отвечать на критические вопросы, которые обращаются в адрес Церкви. Церковь отвечает на них в меру сил, но не всегда наши ответы достигают университетской среды. Поэтому важно, чтобы диалог Церкви и общества осуществлялся и на уровне высших учебных заведений, помогая молодому поколению, будущим ученым, будущей элите нашего общества понять, что делает Церковь сегодня, какова цель ее миссии, что происходит в ее внутренней жизни, — с тем, чтобы люди могли получить внятные, убедительные ответы на вопросы, которые сегодня возникают в сфере церковно-общественных отношений. Считаю, что мы должны обратить очень большое внимание на развитие капелланства в студенческой среде.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

23 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в одиннадцатую годовщину интронизации

1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в одиннадцатую годовщину интронизации

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сложилась традиция каждый год в день интронизации Патриарха проводить соборные богослужения в Храме Христа Спасителя при значительном стечении народа — молиться за Патриарха, молиться за Церковь. Может быть, кому-то со стороны может показаться, что это некое протокольное мероприятие, но лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов. И то, о чем я сказал, вовсе не свидетельствует лишь о работоспособности Патриарха. Это свидетельствует об огромной работе, которая проходит в нашей Церкви. Задача Патриарха заключалась и заключается в том, чтобы вдохновлять на такую работу, чтобы вместе с епископатом определять богословские, интеллектуальные пути развития Церкви, чтобы вместе с народом укреплять духовную жизнь и веру не только людей православных, но тех, кто еще только идет к храму, спотыкаясь, оборачиваясь, будучи неуверенным в правильности выбранного пути. И, конечно, о тех, кто вообще не думает ни о Боге, ни о Церкви. О всех наших людях — молитва Церкви, горячая и непреклонная. Непреклонная в понимании того, что сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9) и из камней сих Бог способен соделать детей Авраамовых (Лк. 3:8).

На протяжении минувших лет я неоднократно повторял эти дивные слова о камнях, из которых Бог способен соделать детей Авраамовых. Сколько же таких примеров прошло через мои глаза, через мой разум, через мое сердце? Вспоминаю, что было 11 лет назад, когда я посещал различные епархии в регионах России — как мало было духовенства, епископата, как не хватало церквей! А когда по истечении определенного времени мне приходилось посещать те же самые места, я видел новые храмы, молодых энергичных архиереев, таких же священников, и я понимал, что Господь реально приклонил к нам Свою милость и из камней сих созидает детей Авраамовых.

Сегодня Церковь наша совершает огромный подвиг. Я не преувеличиваю: это подвиг. Подвиг, который несут наши иерархи. Подвиг, который несет духовенство и монашествующие. Но это еще и замечательные труды и подвиги наших благочестивых мирян, на которых сегодня Церковь опирается так, как никогда, может быть, за всю историю XX и начала XXI века. Другими словами, Церковь пришла в движение. Сами люди ставят перед собой вопросы, которых раньше не ставили. Например, въезжают люди в какой-то район, в новостройку. Наверное, в первую очередь многие думают о комфорте, о коммуникациях, но вот что удивительно: в наше время люди, которые въезжают в новые районы, по крайней мере в Москве, буквально сразу же направляют Патриарху просьбы — «постройте храм», «благословите строительство храма». Наверное, это можно сравнить только с самыми процветающими временами нашей дореволюционной жизни, когда строительство села или городского района непременно сопровождалось строительством храмов. Не могу сказать, что все идет очень гладко и просто, что нам остается только благодушествовать — совсем не так. Чем сильнее действие благодати, тем сильнее сопротивление. А сопротивление откуда? Не от человека, от темной силы — но через человека. И поэтому, когда мы сталкиваемся с трудностями, с какими-то, казалось бы, неразрешимыми проблемами, мы, верующие люди, должны воспринимать это не только как частный случай столкновения каких-то человеческих или ведомственных интересов. Чаще всего под прикрытием этих интересов просматривается онтологическое сопротивление Божиему присутствию в жизни народа там, где это присутствие было ослаблено. Ну, а дух сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Никакими административными усилиями Церковь наша не решит задачи, которые перед ней стоят, но только Духом Святым, опираясь на силу благодати Божией. А это значит, что для решения наших проблем необходимы в первую очередь личная вера и благочестие. Благочестие наших христианских общин, труд во славу Божию. И я призываю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, трудиться не покладая рук. Мы многое сделали, но как бы странно это ни звучало, мы в начале пути, который должно пройти нынешнее поколение православных людей, — положив, по слову Божию, руку на плуг и не озираясь назад (см. Лк. 9:62). Укрепление Церкви — это не укрепление структуры, тем более церковно-бюрократической структуры, как это иногда говорят. Это укрепление духа нашего народа, его веры, его нравственности, его благочестия, его чистоты. А ведь именно чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). Еще раз хочу сказать, что наша стратегическая цель — это не решение неких церковных инфраструктурных задач. Это изменение к лучшему духовной жизни нашего народа, которая уже сегодня значительно отличается от того, что было в прошлом. Но мы еще очень нуждаемся в духовном возрастании, дабы каждый из нас был способен сопротивляться искушениям и вызовам той непростой эпохи, в которую Господь судил нам жить.

Еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить наш епископат за его единомыслие, единодушие. Только что закончилась очередная сессия Межсоборного присутствия. Буквально вчера, незадолго до вечерних празднеств, мы в течение значительного времени все вместе работали над очень важным церковным документом. Мы — это представители епископата, духовенства, монашествующих, мирян, мужчины и женщины. Нигде, ни в одной Церкви мира не проводится такой работы. Нигде епископат вместе с духовенством, монашествующими, мирянами, мужчинами и женщинами не обсуждает документы, которые, после утверждения Архиерейским Собором, станут основополагающими для жизни и деятельности нашей Церкви. И если кто-то нас упрекает в застое, консерватизме, в том, что одни епископы у нас что-то решают, а народ не у дел, — мы всем им отвечаем самой нашей жизнью. Не вступаем в полемику, а просто искренне радуемся тому, что значительный потенциал нашей Церкви, присущий и епископату, и духовенству, и монашествующим, и мирянам, мужчинам, женщинам, молодежи, сегодня работает для будущего нашей Святой Церкви, и мы, опираясь на соборную мудрость, принимаем документы, которым надлежит играть руководящую роль в развитии церковной жизни в предстоящие годы.

Прошло 11 лет, многое изменилось. Но, говоря о переменах, я хотел бы сказать, может быть, о чем-то очень личном. Конечно, все вокруг меня переменилось, но позвольте мне сказать, что и я очень переменился. То, что мне казалось простым в начале моего Патриаршего пути, сегодня таковым не кажется, и, напротив, то, что казалось невероятно трудным, вдруг силой благодати Божией оказалось таким легким, что задаю вопрос: а где же ты в этом процессе? Потому что Господь ведет свою Церковь так, что силой Святого Духа мы преодолеваем все трудности на нашем пути.

Поэтому моя молитва в 11-ю годовщину Патриаршего служения, в первую очередь, о Церкви нашей, чтобы Господь сохранял ее в единстве, епископат, духовенство и народ — в единомыслии. Чтобы народ наш укреплялся в вере православной, становился способным энергично противостоять явлениям века сего, которые несут угрозу для целостности человеческой личности, для сохранения нравственного и духовного начала в человеке. И верим, что Господь по молитвам всех вас, мои дорогие, по молитвам Церкви, наипаче же по молитвам Церкви торжествующей, то есть той, что на небе, поможет и нам достойно продолжать наше жизненное странствие, наше паломничество к той цели, которая относится уже не к жизни земной, но к жизни будущего века. Аминь.

4 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а также с традиционно отмечаемым Днем православной молодежи.

По закону Моисееву Младенец Иисус на сороковой день после рождения для посвящения Богу был принесен Своей Пресвятой Матерью в Иерусалимский храм, где и произошло то событие, которое мы ныне вспоминаем. И вот, по слову святителя Феофана Затворника, «Симеон поет песнь, Анна пророчествует, Богоматерь с Иосифом благоговейно поклоняются, ибо где Божие посещение, там рай сладости. Душа, сретившая Господа и Им сретенная, вкушает блаженство преестественное» (Слово на Сретение Господне).

И сегодня всякий верующий христианин призван возрадоваться тому, что Господь некогда посетил нас и дал возможность нашей душе встретиться с Ним. Особенно же мы радуемся, когда видим юных людей, которые встретились с Господом и стараются сохранить в своих сердцах живую веру, действующую любовью (Гал. 5:6), ревнуют об исполнении заповедей.

Будем помнить, что без Бога даже юное может стать ветхим и скудным, не имеющим, по слову Спасителя, жизни с избытком (Ин. 10:10). Встреча с Господом духовно преображает, излечивает и укрепляет душу вечно живой евангельской вестью. Всякий верующий человек во Христе становится чадом Божиим, юным для вечности.

В сей день желаю всем вам неоскудевающих сил и долгоденствия, душевного мира и помощи Божией на пути христианской жизни.

Молюсь, дабы Христос освятил всех вас и возблаговолил быть принятым в объятия ваших сердец, как некогда в объятия праведного Симеона (Святитель Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне).

Источник: http://moseparh.ru/patriarshee-obrashhenie-po-sluchayu-prazdnovaniya-dnya-pravoslavnoj-molodezhi-4.html

15 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up