Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Опубликовано: 7 февраля 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:35-43) мы встречаемся с удивительной человеческой трагедией, которая была разрешена силой Божией. Некто слепой неотступно следовал за Спасителем, зная о Его чудодейственной силе, и кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Он просил Господа об исцелении от страшного недуга; и можно себе представить, какой силы была эта мольба, когда слепой точно знал, что перед ним Тот, Кто может его исцелить. И слепой сознавал: если он упустит эту великую для себя возможность, то уже никогда не увидит Божий свет. Тогда Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя».
Эти слова доносят до нас величайший смысл того, что есть вера в Бога, какой огромной силой исполняется человек, который верит в Бога. А почему? А потому что вместе с верой открывается и ведение; вера вводит человека в живое соприкосновение с Господом, и каждый, кто обращается к Богу с верой, обретает особый жизненный опыт.
Вся атеистическая работа с верующими людьми, направленная на то, чтобы разрушить их веру, сводилась в нашей стране к тому, чтобы рационально, опираясь якобы на некие научные достижения, доказать, что Бога нет. Несчастные пропагандисты просто не понимали, что используют совершенно иной способ убеждения, чем тот, через который люди приходят к вере в Бога. Ссылаясь на некие достижения науки, на некие логические рассуждения, атеисты стремились убедить верующих в том, что вера в Бога ничтожна, потому что Бога нет.
Почему же все это не достигло цели? Да потому что вера людей основывается не на человеческих знаниях, но на реальном духовном опыте — опыте соприкосновения с Божественной силой. И это не самовнушение, ведь никакое самовнушение не могло дать людям силу идти навстречу мучениям, смерти, вставать у расстрельной стены. Им надлежало ответить на вопрос, быть или не быть: если ты остаешься верующим — не быть, или сохранить жизнь, если отрекаешься от веры. Какое здесь могло быть самовнушение? Все отходит на второй план, наступает момент истины, главный момент человеческой жизни, — и в этот главный момент люди не через логические доказательства, а через реальный опыт общения с Богом заявляли о своей вере и не предавали Господа.
Вера не только соединяет человека с Богом. Вера возвышает человека, вера дает ему некие крылья, помогающие взлететь над обыденностью, над человеческими предрассудками и предубеждениями, над некими штампами мыслей и слова, над всякой модой — имеется в виду не мода одеваться, а мода на мысли, на политику, на определенные образцы поведения. Вера вооружает человека таким знанием, что он воспаряет над всякой повседневностью и становится неуязвимым. Все, что легко порабощает человека, все, что вводит его в плен чужих мыслей или чужих действий, искренне верующего человека поработить не может.
Вот почему всякие революции, которые стремились поставить человека в центр бытия, всегда были связаны, так или иначе, с отрицанием Бога и в первую очередь направляли острие своей борьбы против веры. Взять хотя бы наши революционные события начала XX века. Вроде как борьба была направлена против эксплуататоров — помещиков, капиталистов, но когда после 1920 года помещиков и капиталистов уже и в помине не было, борьба с верой и Церковью только нарастала. И даже в 50-е и в начале 60-х годов — какие уж тогда эксплуататоры, какие классовые враги? Никого не осталось, все позади, — а война с верой продолжалась.
И возникает вопрос: а почему так? А потому что вера приносит подлинную свободу от всякого плена человеческого, будь то плен идеологический, политический или какой-либо другой. Вера возвышает нас, приближает к Богу и помогает оценить с Божественной высоты все то, что происходит в человеческой жизни, увидеть суету этой жизни, — особенно тогда, когда в очередной раз кто-то призывает к великим героическим свершениям во имя справедливости, во имя благополучия, во имя человеческого счастья. Но мы, взирая на происходящее с остротой зрения верующего человека, должны не терять способность различать духов и оставаться свободными от всякого приражения чужими мыслями и идеями, от всякого плена идеологий и политических концепций, потому что мы пребываем только в одном плену — в плену Божественной благодати.
Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сравнительно недавно был учрежден этот замечательный праздник: в связи с том, что первой жертвой безбожного террора стал владыка митрополит Киевский Владимир, погибший у стен Киево-Печерской лавры, было принято решение поминать в этот день всех убиенных Христа ради, всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предыдущие героические поколения русских православных людей не убоялись страданий и смерти, сохранили верность Христу, а вместе с этой верностью — и способность различать духов. Вот и мы должны, обращаясь к нашим новомученикам и исповедникам, просить у них помощи, чтобы не терять способность различать духов. Помолимся и о том, чтобы Отечество наше никогда более не проходило через бунты, междоусобные брани, через страшные перемены, подобные тем, что отбрасывали страну и народ наш на десятилетия назад и мешали мирному поступательному совершенствованию всех сторон общественной жизни.
Молитвами святых новомучеников и исповедников Российских да хранит Господь страну нашу от всякой междоусобной брани, да хранит народ наш от всяких соблазнов, могущих поколебать веру, а значит, привести к утрате жизненных ориентиров. Пусть Господь укрепляет нас в вере православной, которая действительно дает возможность воспарить над повседневностью и, взирая с небесной высоты на происходящее в нашей личной или общественной жизни, сохранить правильную систему ценностей, которую мы воспринимаем через слово Божие и подлинный религиозный опыт людей, живущих в Церкви. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768793.html


«Не только космонавты, но и святые сделали Россию великой», — епископ Зеленоградский Савва

Настоятель Илиинского прихода в Черкизове епископ Зеленоградский Савва в День всех святыхв Земле Русской просиявшихвысказал мнениечто именно наши святые сделали страну великой и пожелал прихожанам следовать их примеру.

“Мы часто называем нашу страну великой. Великая тем, что мы победили в Великой Отечественной войне, что мы первые полетели в космос, что у нас множество замечательных открытий, у нас замечательные писатели и композиторы, замечательные художники. Но в первую очередь, нужно всегда помнить и знать, содержать в своем сердце и памяти, что Россия велика своим сонмом святых, именно это делает нашу страну воистину великой”, — сказал он в своей воскресной проповеди. 

Епископ отметил, что “не каждому из нас дано писать хорошие картины, далеко не каждому из нас дано писать книги или музыку, не каждому из нас дано совершать открытия и лететь в космос у большинства из нас уже точно не получится”. 

“Не дай Бог, чтобы была война, в которой придется совершать ратный подвиг. Все эти подвиги, которыми мы гордимся за наших сродников по плоти, они нам в общем-то недоступны”, — отметил иерарх.

При этом, по его мнению, “каждому из нас доступен подвиг подражания Спасителю, подвиг исполнения Евангелия Христова, каждому из нас доступен подвиг устремления в Царство Небесное, фактически, каждому из нас доступен подвиг святости”. 

“Может быть никто из нас не станет в том смысле святым, в котором мы прославляем святых сегодня, которые прославлены у Бога и особым образом предстоят у Него за нас в Царствии Небесном. Но каждый из нас может стать святым в том смысле, в каком апостол имел это в виду, то есть непохожим, неодинаковым, не таким, как другие люди в исполнении заповедей Божиих, в исполнении Евангелия, в изменении себя, в сотворении добродетелей, в удалении от греха. Вот в этом, братья и сестры, мы можем стать святыми”, — убежден архиерей. 

Он напомнил, что каждый из нас был посвящен Богу, когда принял святое Крещение. “И это посвящение Богу нам нужно осуществить, тогда мы будем достойны наших великих соотечественников, всех святых земли русской, их же молитвами, помогай нам Бог! Аминь!” — заключил свое обращение к пастве настоятель храма. 

2 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме в честь св. прав. Алексия Мечева в Вешняках

5 января в Неделю перед Рождеством Христовым, в день памяти — святых отец, Божественную литургию в храме святого праведного Алексея Мечева в Вешняках совершил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили митрофорный протоиерей Николай Мальшаков, благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма иерей Виктор Мальшаков

Настоятель храма иерей  Мальшаков Виктор обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с наступающим Рождеством Христовым!

«После своего Рождества, Господь открыл смысл всего того, что писалось раньше в Святых книгах, о том, что говорили пророки и нам с вами доступно это откровение. После своего Рождества, Господь умер на кресте и победил силу зла, и Воскрес! Даровал Духа Святого своим ученикам, а Они нам Его даровали! Мы с вами в Таинстве Крещения и Миропомазания получили этот бесценный дар! На этой службе мы с вами будем благодарить Бога, вспоминать все то, что Он совершил ради нашего спасения, просить у Бога Дар Святого Духа, чтобы Он сошел на нас, и молиться обо всех живых и усопших. И это дело, которое мы с вами будем сегодня совершать — это самое главное дело нашей жизни, и самая главная радость, и самый главный праздник! На каждой литургии мы празднуем и Рождество и Пасху. Литургия — это предвкушение радости Небесного Царствия! Аминь!», — сказал владыка Пантелеимон в своем архипастырском слове.

6 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА БЛАГУШЕ

8 ноября 2018 года в день престольного праздника памяти великомученика Димитрия Солунского Божественную литургию в храме на Благуше совершил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха по городу Москвепротоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церквипротоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округапротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церквиархимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархиипротоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Патриаршего протоколаиерей Максим Мельниченко, настоятель храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском г. Москвы, иерей Александр Волков, пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, протодиакон Владимир Назаркин, протодиакон Константин Барган, иеродиакон Андрей (Данилов), а также протоиерей Андрей Милкин, настоятель храма и клирики Виктор Сарана, иерей Игорь Иванов, иерей Александр Дружинин, иерей Андрей Кривоногов и диакон Алексий Заварнов.

За Божественной литургией было совершено поминовение почивших благотворителей, настоятелей, клириков и прихожан храма. По окончании литургии Преосвященный Владыка окропил молящихся святой водой.

Настоятель храма протоиерей Андрей Милкин обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с престольным праздником.

За богослужением пел хор п/у Натальи Евтюхиной. Два песнопения исполнил народный хор храма п/у Михаила Тараканова.

10 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Как правильно организовать свое время ?: Time-management для молодежи

В рамках ежевоскресных встреч молодежного сообщества при приходе прп. Сергия Радонежского в Гольянове состоялась первая беседа из цикла, посвященного тайм-менеджменту.

Своим опытом организации времени на первой встрече данного цикла поделился чтец Кирилл Алексин, выпускник ПСТГУ, магистр теологии.

***
В настоящий момент чт. Кирилл является начальником Практического отдела ПСТБИ, т. е. руководит разного рода практиками на Богословском факультете, начиная с богослужебных практик, заканчивая студенческими поездками. Также он несет послушание индивидуального наставника в ПСТБИ, иными словами — помогает студентам на пути их обучения в Богословском институте на программах пастырской подготовки. Также чт. Кирилл является аспирантом Венского университета в Австрии, пишет диссертацию о современных священниках и подготовке к священству.

Что такое тайм-менеджмент? Time-management (буквально — управление временем) — технология, позволяющая научиться эффективно планировать свое время. Она включает в себя различные методики и инструменты. Она включает в себя то, что, как кажется, необходимо для для молодых христиан, которые входят в наше молодежное сообщество.

«Научиться управлять своим временем — это способ выстраивать свою жизнь по-христиански. Тайм-менеджмент — это технология для юного аскета!» — сказал чтец Кирилл Алексин.

После того, как ведущий беседы разграничил понятия «мечта», «задача» и «цель», он сказал о необходимости выстраивать свои цели в соответствии с определенными ценностями (для каждого человека ценным является что-то свое). Для того же, чтобы понять, как выстраивать свою жизнь, необходимо понять себя, чему также способствуют некоторые методики. Затем чт. Кирилл рассказал о конкретных инструментах для реализации своих целей (среди них — ведение дневника, календаря, бюджета времени и пр.). Особое внимание было уделено одной из методик, следуя которой каждый из участников с помощью специальных вопросов описал на листочке свой день, каким он его хочет видеть, через 10 лет.

Впечатления от встречи участников данной встречи:

«Могу сказать, что мне встреча очень понравилась. Она была очень интересная и познавательная! Я узнала для себя много нового и полезного. Я надеюсь, что мне это поможет в моей жизни» (Анна Векленко).

«Беседа была интересной, хотя о многом из того, что говорилось, я уже знала. Но было и новое! Мне понравилось, что благодаря некоторым вещам, о которых рассказали на этой встречи, я могу лучше узнать себя» (Елизавета Русановская).

«Если бы не эта беседа, я вряд ли бы узнал о том, что такое приложение «Smarter Time», и как оно может помочь следить за тем, на что тратиться собственное время. Когда понимаешь, на что тратишь время, то можно задаться вопросом: «Следую ли я своим ценностям, целям и стремлениям?»» (Михаил Иванов).

Всех ждем на встречах молодежного сообщества при храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове!

Для тех, кто хочет присоединиться к встречам из цикла по тайм-менеджменту, радостная новость — следующая беседа состоится в одно из воскресений декабря!

Информационный источник: http://храмсергиявгольяново.рф

4 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up