Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 5 ноября 2020

Категории: Патриарх

4 ноября 2020 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Александро-Невском скиту

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем историческое событие, которое связано с явлением народу нашему милости Божией через икону Божией Матери, названную Казанской.

Событие это хорошо известно большинству православных людей, как и всем, кто знаком с историей нашего Отечества. Страна оказалась в тяжелейшем положении: враг не просто дошел до столицы, но и вступил в Кремль. Казалось, что нет уже больше надежды на освобождение, потому что в военном отношении противник был сильнее, лучше организован, лучше вооружен, за его плечами были победы, и мало кто мог ему противостоять.

Но вот по милости Божией народ проявил великую инициативу ради освобождения Москвы и Отечества и создал народное ополчение, которое возглавил нижегородский гражданин Минин, призвавший в помощь князя Пожарского, известного воеводу, дабы тот мог управлять ополчением и победить врага. И знаем, что победа пришла — не только потому, что народ этого захотел и даже не потому, что были правильно организованы военные действия, которые, несомненно, показали врагу способность нашего народа обороняться. Самое главное, народ, разделенный будто бы навсегда, — так что отец восставал на сына и сын на отца и люди убивали не врагов, пришедших извне, а собственных соотечественников, — по милости Божией объединился.

Вот в чем смысл сегодняшнего празднования. Царица Небесная не просто принесла победу русскому оружию, но явила милость Божию, и народ наш, объединившись перед лицом общего врага, действительно став единым, оказался способным его победить. Поэтому сегодня мы празднуем не военную победу, но удивительное событие единения нашего народа, до того разделенного на непримиримые, казалось бы, враждующие группы. Народа, который, осознав свою ответственность за судьбу Отечества, стал единым и явил грозную силу, так что противник, почувствовав эту силу, покинул и стольный град, а через достаточно короткое время — и пределы нашего Отечества.

Замечательно, что именно этот день был объявлен и гражданским праздником, поскольку события, связанные с освобождением Москвы по молитвам Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, явили народу силу того, что есть единение и согласие. На этом историческом опыте мы все должны научиться тому, что самый страшный враг — не внешний, но внутренние разногласия, порой приводящие людей к взаимному уничтожению. Каждый на собственном опыте знает, какие страдания и горе приносят разногласия в семьях, между родными и близкими, когда между ними пролегают непреодолимые границы, препятствующие единению, любви. И вот сегодняшний день напоминает о величайшей ценности единения и любви, о способности быть всем вместе для того, чтобы решать задачи, которые стоят перед личностью, перед семьей, перед обществом и перед государством.

И да поможет Господь всем нам, вдохновляясь великим примером, явленным в день Казанской иконы Божией Матери, в день, явивший единение нашего народа, в день, принесший нам свободу, и независимость, и спасение Отечества нашего от иноземного врага, — особенно осознать важность единения и согласия, молиться Господу о том, чтобы там, где это единение нарушено, где согласие исчезло, чтобы все это было восстановлено и явило нам ту силу, которая помогает справляться и с самими собой, с нашими недостатками, с нашими грехами, которые разрушают мир и спокойствие в жизни людей.

Молитвами Царицы Небесной да пребывает мир и согласие над нашим народом, да оградит Она Своим Покровом землю Русскую, да укрепит веру православную в людях наших и вместе с этим — любовь и согласие. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5714866.html

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

19 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ МОЛЕБНА У ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ В МОСКВЕ

Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира.

28 июля 2018 года, в день празднования 1030-летия Крещения Руси, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили молебное пение у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопревосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вспомнить о событии более чем 1000-летней давности, о событии, которое предопределило дальнейший ход истории славянских народов. Сегодня мы чествуем и самого виновника торжества — равноапостольного князя Владимира, мировоззренческий выбор которого навсегда изменил облик не только славянской, но и всей христианской цивилизации. Читая и перечитывая житие святого князя, не перестаешь удивляться тому, сколь премудрыми были пути Бога, приведшие его ко спасению. Что бы мы сказали о человеке, который отбирает у старшего брата невесту, коварно убивает его и родственников девушки, а затем насильно берет ее в жены? Что бы мы сказали о том, кто, быв побежден похотью, приводит к себе замужних женщин и растлевает девиц? Наконец, что бы мы сказали о правителе, который ради успеха в сражении приказывает повсеместно приносить человеческие жертвы деревянным истуканам? Именно таким человеком был князь Владимир до своего крещения. И, вполне осознавая это, мы лучше начинаем понимать, как глубока и удивительна была происшедшая с ним впоследствии перемена. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. Мы читаем «Повесть временных лет» и словно не узнаем прежнего человека.

Что же случилось? В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, безусловно произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Историки ищут политические подтексты в решении князя, которые он, будучи дальновидным государственным мужем, вероятно, не мог не учитывать. Но главное все же не это. Главное — это осознанный выбор Христа. Сердце князя откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию, он на себе захотел испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, как он ее познал, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Евангельской истины. Так начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей равноапостольный князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Феодора и его сына. Начинают открываться первые школы, где молодые люди обучаются грамоте.

Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Как сегодня уже было сказано в Послании Священного Синода, прозвучавшем за Литургией, религиозный выбор стал выбором образа жизни и стиля культуры. Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего человека. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости — вот наши национальные ценности и национальные идеалы. Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира. Мы подарили человечеству не только такие шедевры церковного искусства, как творения Рублева и Дионисия, замечательные архитектурные ансамбли храмов и монастырей, но и гениальные произведения Достоевского и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, Репина и Васнецова, Бердяева и Лосского. Христианскую цивилизацию невозможно сегодня представить без русского Православия, границы которого — от края до края земли. Наша Церковь взрастила выдающихся святых и подвижников духа — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Симеона и Евфросинию Полоцких и многих-многих других, чьи имена не счесть.

Сегодня день Крещения отмечают и в Москве, и в Киеве, и в Минске, и в других городах. Миллионы людей возносят свои молитвы равноапостольному князю о благополучии и мире в странах исторической Руси, и в этой общей молитве забываются взаимные обиды, споры и разделения. Этой молитвой укрепляются прочные духовные связи, существующие между нашими народами. Эти связи не зависят от национальной принадлежности, от особенностей культуры или от изменяющихся государственных границ. Мы знаем, что и в прежние времена, и сегодня это вызывает раздражение у тех, кто хотел бы видеть мировой ландшафт идеально постриженным газоном. Но там, где газон, не могут свободно развиваться растения. Как об этом замечательно сказал Николай Александрович Бердяев, на газоне нет свободы, но свобода там, где каждое растение развивается в меру своих сил.

А мы, вдохновляемые и ободряемые примером жизни святого Крестителя Руси, призваны подражать его стремлению к единству и согласию. Жизнь по стихиям мира сего легка и удобна. Гораздо сложнее найти в себе силу уклониться от зла, противостоять греху, сдерживать гнев, прощать обиды. Поступая так, мы будем убедительно и зримо свидетельствовать о том, что являемся настоящими учениками Господа Иисуса, достойными преемниками и продолжателями подвига святого князя Владимира, наследие которого живо и действенно по сей день. По молитвам равноапостольного князя Владимира да ниспошлет милостивый Бог народам исторической Руси благополучие, укрепит в вере, наставит на путь правды, обновит силы, чтобы и дальше победно следовать за Христом Спасителем.

Сегодня, вспоминая великого князя Владимира, мы одновременно вспоминаем и молимся о нашем Президенте Владимире Владимировиче Путине, который носит имя этого князя. Думаю, случайностей не бывает, особенно когда речь идет о людях, деятельность которых действительно меняет мир. Я хотел бы от лица Русской Православной Церкви сердечно поздравить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с днем Вашего тезоименитства, пожелать помощи Божией в Ваших трудах, крепости духовных и физических сил. А самое главное, чтобы Вы могли утешаться не только в молитве, в общении с близкими людьми, но и видя плоды своих трудов; и да хранит Вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. А если когда-то это произойдет — сохрани Бог! — то неизвестно, что произойдет вообще с Православной Церковью.

2 сентября 2018 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем всех святых, в земле Московской просиявших, и по обыкновению служим в кремлевском Успенском соборе. Множество святых просияло на Московской земле. Это были и митрополиты, и князья, и старцы, и миряне, люди разных званий и разного положения, но всех их объединяла любовь ко Господу, стремление честно служить своему народу и не забывать о спасении своей собственной души. А в результате мы видим удивительные примеры святости, которую являли, как я уже сказал, люди разных сословий и разного положения.

Но среди всех святых, в земле Московской просиявших, особое место занимают святители Московские — те, кто возглавлял Церковь всея Руси. Это был особый подвиг, который начался еще в бытность святителя Петра митрополитом Киевским. Именно Петр по Божественному Промыслу перенес кафедру из Владимира, где она находилась после разгрома Киева, в город Москву. Особое место в истории Москвы, Русской Церкви и нашего благочестивого народа занимает также святитель Алексий. Но сегодня я бы хотел сказать несколько слов о еще одном святителе, чье житие, может быть, менее известно, — об Ионе, первом митрополите, который был поставлен епископатом Русской Церкви.

Со времен святителя Ионы началась история автокефальной Русской Православной Церкви. Этому событию предшествовали тяжелые испытания, постигшие Православную Церковь. В 1439 году император православной Византии вместе с Патриархом Константинопольским принимают решение воссоединиться с Католической Церковью, то есть, по сути, принять католичество. С этой целью Константинопольский Патриарх отправился на Запад, в итальянский город Феррару, с тем чтобы подписать на Соборе унию. Это произошло потому, что Константинополю угрожала огромная опасность, и император по чисто прагматическим соображениям, желая опереться на военную мощь Запада, решил принять католичество, воссоединиться с Римом.

Над Русью сгустились тучи. Присланный из Константинополя митрополит Киевский и всея Руси Исидор принимает в Италии унию и в кардинальском облачении, в красной шляпе и красной мантии, входит в город Москву. Он ожидал, что все преклонят пред ним колена, но этого не произошло. Великий князь Василий Васильевич изгоняет Исидора из Москвы, — это изгнание произошло при прямом участии духовенства, которое не приняло ни Исидора, ни унии.

Усилиями князя Литовского западные епархии Русской Православной Церкви отторгаются от Москвы, — какие-то из них принимают унию, какие-то остаются православными, но им запрещено поминать имя митрополита Московского и всея Руси. И мы знаем, какой трудной была история западных русских епархий, находившихся на территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, как непросто было сопротивляться политическому давлению, но, тем не менее, духовная связь всегда сохранялась. А когда при государе Алексее Михайловиче, усилиями Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1654 году происходит воссоединение Украины с Россией, наши братья, отторгнутые тяжкими историческими обстоятельствами, вновь входят в общение с градом Москвой. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий передает святителю Московскому все права на юрисдикцию над Украинской землей. Так произошло не только политическое воссоединение Украины с Россией — произошло объединение церковное, восстановление единства Русской Православной Церкви, и какое же огромное значение имело это событие для спасения Православия в западных и юго-западных епархиях!

Мы вспоминаем все это, потому что святитель Иона был избран русским епископатом и стал первым Предстоятелям автокефальной, независимой Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем, сколь много усилий он употребил для сохранения единства Русской Православной Церкви. И хотя, как уже было сказано, по политическим обстоятельствам это единство на какое-то время было разорвано, с какой же радостью православные Руси объединились вновь, составив единое тело Русской Православной Церкви.

Поэтому, вспоминая всех святых, в земле Московской просиявших, особую благодарность мы должны вознести нашим почившим первоиерархам, сохранившим единство Святой Руси и Русской Православной Церкви. Сегодня, когда идут разговоры о том, что нужно снова оторвать православную Украину от Русской Церкви, ничего нового не происходит. Это уже было в те времена, о которых мы только что говорили. Но ведь ничего не получилось, — и не потому, что некие политические силы так предопределили, а потому что духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. А если когда-то это произойдет — сохрани Бог! — то неизвестно, что произойдет вообще с Православной Церковью. Потому что духовное единство Святой Руси удерживает многих от поклонения злу, и мы должны всеми силами беречь это единство, укреплять его, памятуя о святителе Ионе и многих других святых угодниках Божиих, просиявших, в том числе, и в земле Московской, которые своими молитвами и трудами сохраняли единство Святой Руси, являющееся доныне великим достоянием, определяющим духовный путь ее развития. Их молитвами да хранит Господь Церковь Православную и землю нашу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

5 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Александра Невского

6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы молитвенно вспоминаем святого благоверного великого князя Александра Невского, но вспоминаем особенно, потому что в этом году — 800 лет со дня его рождения. И это не просто круглая дата. Прошло восемь столетий, а народ наш хранит память об этом человеке. Через святого благоверного князя Александра нам были явлены некие чрезвычайно важные мировоззренческие истины, а потому он не просто святой, не просто герой, один из многих, но совершенно особая историческая личность.

Казалось бы, его жизнь была такой короткой, и особых деяний, в глобальном масштабе, будто бы не было, но, если внимательнее присмотреться к тому, что совершил Александр Невский, то станет очевидно, что его подвиг имел огромные последствия для нашего народа и нашей страны. Святой благоверный князь участвовал в двух небольших локальных конфликтах, каковых тогда было много в Европе: один — на Неве, со шведами, другой — с Ливонским орденом, на льду Чудского озера. Действительно, по сравнению с войнами, которые терзали Европу, это были небольшие конфликты, но каждый из них нес в себе огромную разрушительную силу, которая могла иметь цивилизационные последствия для нашего народа. Потому что завоеватели, которые пытались овладеть северо-западом Руси, а затем и всей Русью, стремились не только захватить наши богатства, наши земли, подобно монголам, завоевателям с Востока. Силы, пришедшие к нам войной с Запада, хотели овладеть нашим умом и нашим сердцем. Говоря современным языком, речь шла о переформатировании русской цивилизации, потому что они не хотели иметь рядом с собой народ, который бы от них отличался и по вере, и по благочестию, и по национальным духовным ценностям. Все эти усилия подчинить Русь не носили узкополитический местный характер, но имели цивилизационное измерение. Им нужно было изменить код нашей цивилизации, и Александр это понял очень хорошо. Он не боялся тех, кто нападал на нас с Востока, сознавая, что ни вера, ни культура татаро-монгол не смогут поработить русский народ: завоевали, собрали дань, ускакали в свою степь, но в конце концов все это прекратится. Потому святой Александр и не ссорился с Ордой, а добрым словом ограждал Русь от очередных набегов. Но когда к нам вступили закованные в латы рыцари ливонские, Александр понял, что им нужна наша душа, они за ней пришли на землю Русскую, и с ними не может быть никакого перемирия, никакого компромисса, — необходимо дать бой, который бы завершился победой, и тем самым спасти Родину.

Замечательные слова сказал святой благоверный князь на ступенях новгородского Софийского собора, когда отправлялся на бой с этими захватчиками: «Не в силе Бог, а в правде». Да, Бог не в силе человеческой, но Бог в правде. И если бы это сознавали полководцы, правители могущественные, то как бы отобразилась эта истина на жизни тысяч и миллионов людей! Но не дано было многим прозреть эту истину, а Александр Невский прозрел и выразил в словах: «Не в силе Бог, а в правде». И, защищая правду, веру и независимость своей страны, одержал блестящие победы и тем самым избавил нашу страну от опаснейшего порабощения, которое могло бы привести к коренным изменениям в мировоззрении и жизни нашего народа.

Святой благоверный князь Александр Невский явил совершенно особый подвиг. Не только воинский, за что ему благодарность всех последующих поколений русских людей, но, главное, подвиг духовный — подвиг прозрения подлинной опасности, которая грозила нашему народу. Святой благоверный великий князь Александр Невский стал покровителем земли нашей. И неслучайно, когда государь император Петр Великий перенес столицу из Москвы в Петербург, то первое, что было сделано, — мощи святого Александра Невского были перенесены в Северную столицу и основана Александро-Невская лавра. Под молитвенным покровом святого благоверного князя развивалась держава Российская, имея столицу в том месте, где некогда святой благоверный князь Александр одержал историческую победу над противником.

И сегодня, когда мир претерпевает совершенно особые перемены, именуемые глобализацией, и превращается в некое единое целое, когда происходит проникновение разных идей, мыслей, религий, убеждений, когда действительно исчезают границы, защищавшие политическую независимость и самобытность стран и народов, — нужно особенно молиться святому благоверному князю. Молиться, чтобы он хранил державу Российскую, чтобы никакие соблазны, искушения, подобные тем, что были в его времена, но намного более серьезные в нынешнее время, не разрушили наше самосознание, не подорвали основы веры православной — стержня духовной жизни народа. Будем молиться святому благоверному князю, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, испросил у Господа мирного жития Отечеству нашему, всей исторической Руси, оградил нас от врагов внешних и внутренних, помог созидать жизнь в согласии с основами нашего благочестия, величайшей духовной традиции. Молитвами великого благоверного князя да сохранит Господь землю Русскую и да поможет всем нам хранить веру православную, которая есть подлинный духовный щит и одновременно меч, помогающий нам сохранять свою подлинную независимость и верность отеческим преданиям. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этим великим праздничным днем! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869899.html

6 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up