Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

Епископ Савва: «Как хранить в сердце своем любовь Божию?»

Настоятель Илиинского прихода в Черкизове епископ Зеленоградский Савва в честь празднования Рождества Иоанна Предтечи обратился к прихожанам с призывом следовать советам Иоанна Крестителя и добросовестно исполнять свои ежедневные обязанности.

“Несмотря на слова обличения и призывы покаяться, Иоанн Предтеча давал довольно простые советы. Эти советы могут пригодиться и в наше время. «Когда воины спрашивали его, как жить, он отвечал: “несите честно вашу службу”, другим людям он также говорил: “честно делайте то, на что вы поставлены”», — сказал архиерей. 
По его словам, “направление нашей жизни должно диктоваться устремлением к Богу, к богоподобию, а для этого есть очень простой способ: где бы мы ни были поставлены -руководителями, чиновниками, домохозяйками или домохозяевами, учителями, воинами, — мы можем нашу службу, даже если это не работа, а домашний труд, совершать честно”. При этом, епископ убеждён, что мы, как правило, знаем как их совершать честно — наша совесть нам говорит: тут я поступаю не по честности, не так, как должен, халатно, лениво, кого-то обманываю. 

Епископ Савва в своей воскресной проповеди также коснулся сегодняшнего Апостольского чтения, в котором были такие слова: “надежда наша не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим. 5:5).

“Мы все имеем скорби, как и христиане апостольских времен имели скорби: это могли быть скорби от гонителей и внутренние скорби от бытовых обстоятельств, обстоятельств, связанных с работой, с положением в обществе”, — сказал архиерей. 

При этом, епископ Савва привел слова апостол Павла, который говорит, что этими скорбями мы хвалимся, потому что от них происходит терпение, а от терпения надежда, а надежда не постыжает, поскольку любовь излилась на нас благодатью Святаго Духа. По мнению епископа Савва, эти слова остаются вечными, непреложными и неизменными, и столь же значимыми и сегодня.“Особенно сегодня. Может быть даже более чем 10-15 лет назад. Сегодня мы сталкиваемся со скорбями от бытового неустройства, от неуверенности в завтрашнем дне, от непонимания, что дальше делать, как дальше жить. От этого мы озлобляемся, нервничаем и скорбим. Братья и сестры, вечным обращением к нам звучат слова апостола: надежда наша не постыжает, потому что любовь Божия излилась на нас”, — сказал иерарх.  Епископ Савва сказал, что:“Нет ничего большего, чем любовь Божия и нет ничего большего, чем надежда на эту любовь”. 

«Братья и сестры! Будем же ее хранить в сердцах наших, каждый день, постоянно. Вставая утром, вспоминать о любви Божией, излившейся на нас, в течение дня вспоминать о ней и ложиться спать с этой мыслью. Да сохраниться в нас надежда и да избежим мы скорби. Аминь!» — заключил епископ Зеленоградский Савва.


Информационная служба храма пророка Божия Илии в Черкизове:
http://hramilii.ru/news/20409/

7 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в Косино

21 апреля 2023 года в храме Живоносный Источник в Косино г. Москвы состоялось торжественное архиерейское богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; настоятель храма протоиерей Дмитрий Бабьев; протоиерей Алексей Митюшин — настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино; иерей Игорь Урсков — клирик храма Успения Богородицы в Косино; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице; диакон Дмитрий Иванов — секретарь Комиссии по больничному служению; диакон Дмитрий Коновалов и приглашенное духовенство.

На берегу озера епископ Пантелеимон совершил молебен, после трижды погрузил в воду напрестольный крест, прося у Бога освятить воды озера.

Пресс-служба Восточного викариатства

21 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме на Благуше

25 января в Неделю Попразднства Богоявления, Всенощное бдение в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом.

Преосвященному Владыке сослужили настоятель протоиерей Андрей Милкин, протоиерей Виктор Сарана, иерей Александр Дружинин, иерей Игорь Иванов, иерей Андрей Кривоногов, диакон Алексей Заварнов, диакон Игорь Куликов.

Настоятель храма протоиерей Андрей Милкин обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове Владыка тепло поздравил священников и мирян с Воскресным днем и Попразднством по Богоявлении.

«Сегодня мы слышим Евангельский рассказ, о том как Воскресший Христос явился своим ученикам, когда они ловили рыбу. Ученики не сразу узнали своего Учителя. Этот Евангельский рассказ учит нас тому, чтобы мы всегда узнавали Бога. Мы не всегда понимаем, что именно Он устраивает нашу жизнь, посылает нам скорби и радости, не всегда чувствуем Его присутствия в нашей жизни, но Он обещал своим Ученикам, а Они передали последующим поколениям, что Господь будет с нами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Если мы этого не чувствуем, то Он всеравно вместе с нами и поэтому мы должны жить и ничего не бояться, жить избегая греха, жить радостно. Христианин должен отличаться от других — покоем сердца и радостью. А что это за радость ? Эта радость, что Воскресший Христос с нами. Если мы живем в этой радости, то мы выстраиваем свою жизнь с Богом. Жизнь со Христом — это и есть выстраивания пути в Царствие Небесное. И чтобы Он нам не попустил, какие-либо скорби или испытания, Он всегда поможет нам пройти этот путь и встретить саму смерть. Дай Бог, чтобы мы всегда жили в этой радости и благодарили Бога за эту радость на каждой Божественной Литургии. Литургия — это предвкушение радости Небесного Царствия! Аминь!», — сказал владыка Пантелеимон в своем архипастырском слове.

28 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон: «Священник всю свою жизнь должен положить на служение людям»

5 марта 2021 года председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон провел последнюю онлайн-лекцию в рамках курсов повышения квалификации московского духовенства.

Курсы проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, они начались 25 января. В обучении приняли участие 39 священнослужителей Москвы. Занятия проходили по трем основным направлениям, связанным с приходской, богослужебной и социальной деятельностью. По социальному служению занятия провели епископ Пантелеимон, председатель комиссии по церковному социальному служению города Москвы протоиерей Михаил Потокин, помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов.

На последней лекции епископ Пантелеимон рассказал о служении людям. Свое выступление он построил на основе духовного опыта протоиерея Василия Ермакова — известного священнослужителя Санкт-Петербурга, отошедшего ко Господу в 2007 году.

«Если мы хотим продолжить свое образование, повысить свою квалификацию, мы должны не только что-то продолжить читать на эту тему, не только участвовать в каких-то семинарах, конференциях, но и, конечно,  духовно образовываться, — сказал епископ Пантелеимон, обращаясь к участникам курсов. — Был такой замечательный священник — отец Василий Ермаков. Он говорил так: «Что такое образование по-христиански? Это совсем не то, что образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и образует новое существо»».

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что самое главное для христианина — научиться слушаться голоса Божия, жить под водительством Духа. «И этого водительства не заменит ничто: ни образование, ни воспитание, ни наличие духовника. Когда человек умеет слушаться воли Божией — тогда он образован», — сказал викарий Святейшего Патриарха.

Священник всю свою жизнь должен положить на служение людям, подчеркнул епископ Пантелеимон. «Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия — быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки на всю оставшуюся жизнь», — привел слова отца Василия Ермакова епископ Пантелеимон.

Христианину, и тем более священнику, важно не превозносится в своем сердце над другим человеком. «Отец Василий говорил, что тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаешь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой», — рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности.

Также важно научиться благодарить Бога, не унывать и не преувеличивать свои несчастья и беды. «Нам кажется, что мы — самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него — красивый, румяный, хорошо одетый», — привел слова отца Василия Ермакова епископ Пантелеимон.

В завершение лекции председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что всегда нужно помнить о сути христианства. «У людей, которые живут в благоденствии, есть опасность обратиться к внешнему, потерять внутреннее содержание, обесценить христианство, забыв о его сути. Приведу в пример слова отца Василия Ермакова: «Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла»», — сказал епископ Пантелеимон.

На лекции выступил также помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. Он рассказал о том, как создать на приходе службу добровольцев.

Ранее, в конце 2020 года, епископ Пантелеимон также проводил занятия в рамках курсов повышения квалификации духовенства: они проходили для священнослужителей Москвы и Камчатки.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в FacebookVK, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-svyashhennik-vsyu-svoyu-zhizn-dolzhen-polozhit-na-sluzhenie-lyudyam#

8 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up