Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

В ПРЕДДВЕРИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ ВИКАРИАТСТВА ПОСЕТИЛИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ

30 сентября 2018 г. состоялся традиционный выезд многодетных семей Восточного викариатства в Троице-Сергиеву Лавру.

Молебен у мощей игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского совершил ответственный в викариатстве за работу с многодетными иерей Павел Огрызков в сослужении клирика Заиконоспасского монастыря г. Москвы иерея Дионисия Васильева.

 Более 70 многодетных семей в совместной молитве просили помощи в учебе для своих чад у преподобного аввы Сергия. По окончании молебного пения все присутствующие приложились к мощам преподобного, а также к святыням Серапионовых палат Лавры.

Затем, в окрестностях г. Хотьково, был организован традиционный детский праздник с пикником. В этот день около трехсот человек детей и взрослых с молитвой и радостью встретили новый учебный год!

В заключение праздничной программы, по благословению Преосвященного епископа Пантелеимона,  каждая семья получила в подарок набор школьных канцелярских принадлежностей.

3 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Необычный урок прошел в Метрогородке

19 ноября в Духовно-просветительском центре при храме св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке состоялся урок по Правилам дорожного движения.

Занятие было посвящено Всемирному Дню памяти жертв ДТП. Капитан полиции в отставке Анна Дубская рассказала учащимся о необходимости соблюдения правила безопасности на дороге. В ходе урока дети посмотрели тематическое видео, направленное на воспитание законопослушных пешеходов и водителей, а с помощью информации на красочных плакатах школьники вспомнили о том, на какие группы делятся дорожные знаки, а также поделились уже имеющимися знаниями с младшими товарищами.

Специалист по просветительской деятельности напомнила родителям учащихся о правилах поведения на проезжей части, которые помогут сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения.

В завершение занятия ребят ждал приятный сюрприз — воздушные шары в цветах светофора, как напоминание о важной роли законопослушного поведения пешеходов и водителей.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

19 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Объявлен всероссийский творческий конкурс «Александр Невский»

15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Патриаршем обращении по случаю празднования Дня православной молодежи объявил о начале всероссийского молодежного творческого конкурса, приуроченного к 800-летию благоверного князя Александра Невского.

Реализовать свой творческий потенциал молодым художникам и музыкантам в возрасте от 18 до 35 лет предлагается в пяти номинациях: гимнографическое произведение, хоровое произведение, скульптура, живопись, икона.

Конкурс, организованный Министерством культуры Российской Федерации, Патриаршим советом по культуре и Российским военно-историческим обществом, проводится в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 448 «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского».

Прием заявок осуществляется до 15 июля 2021 года.

Подробная информация о конкурсе размещена на сайте Российского военно-исторического общества.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5773785.html

18 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка в Ярославль

5 июня 2022 года после ранней Божественной литургии прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках с настоятелем иеромонахом Афанасием совершили паломническую поездку в древний русский город Ярославль.

Во время поездки паломники посетили:
 — Свято – Введенский Толгский монастырь. 
Экскурсия по монастырю (в настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. Введенский собор – построен в 1681–1683 гг. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Самый древний из монастырских храмов – храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1625 г. Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, построен в 1672 году.  Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский) построен в конце XVII — начале XVIII века. Храм в честь святой великомученицы Варвары построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. 
Святыни монастыря: чудотворная Толгская икона Божией Матери, явленной в 1314 году; частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа; мощи святителя Игнатия Брянчанинова; чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса» и другие святыни.

– Казанский монастырь. (храмы монастыря: Казанский собор, в 1609–1610 годах была построена первая деревянная Казанская церковь, современное здание собора строилось с 1835 по 1838 годы; храм во имя Сретения Господня – построен в  1881 году; храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – построен в 1821 году. 

Святыни монастыря: чудотворный список Ярославской Казанской иконы Божией Матери, чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского; мощевики с частичками мощей угодников Божиих.

– Церкви Ильи Пророка (была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом и возведена в 1647–1650–х годах). В храме три придела: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии – частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (так называемых эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага);

– Церкви Спаса на Городу (свое название получила, так как располагалась на «городском торгу». После опустошительного пожара в 1658 году, когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 году. Имеет 3 придела. Святыни храма: икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век), икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, икона – мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, икона– мощевик всех Киево–Печерских святых, икона– мощевик «Умягчение злых сердец», чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»;

– Успенского кафедрального собора (первый каменный храм Ярославля, расположенный на Стрелке Волги и Которосли, освящен в 1219 г.) Святыни храма: Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев;

– Храм Ильи Пророка.

В Толгском женском монастыре о. Афанасию и прихожанам благословили совершить молебен у древней Толгской иконы Божией Матери.

Прикосновение к древним святыням христианства на Руси оставило неизгладимое впечатление на прихожан.

После посещения храмов была организована небольшая прогулка по набережной Ярославля, в конце которой паломники посетили новую стрелку, где сливается великая русская река Волга со своим притоком Которослью.

Информационный источник: храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

7 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up