Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

Престольный праздник в храме преподобного Александра Свирского

30 апреля 2023 года в храме преподобного Александра Свирского на Соколиной горе по адресу улица Гаражная, вл. 3 молитвенно отметили престольный праздник.

После Литургии с Крестным ходом настоятель храма иерей Василий Щур поздравил всех прихожанок храма с днем Жен-мироносиц.

В субботу накануне празднования, 29 апреля в 16-00, в храме прошел молебен с акафистом Небесному Покровителю храма и района.

Источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе

1 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

В Гольянове состоялось освящение храма

14 июля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения нижнего храма Патриаршего подворья при храме прп. Сергия Радонежского на Красноярской улице и возглавил Божественную литургию.

Его Преосвященству сослужили: иерей Петр Иванов, настоятель Патриаршего подворья в Гольянове, иереи Вадим Письменный и Борис Векленко, клирики Патриаршего подворья; иерей Михаил Голубков, клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению; клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице диакон Дмитрий Коновалов и диакон Димитрий Марков, клирик Патриаршего подворья в Гольянове.

Храм создан и освящен в честь святых праведных богоотец Иоакима и Анны, которых уже много лет почитают прихожане подворья. В нижнем храме будут совершаться ранние Божественные Литургии, а также некоторые богослужения в будние дни недели.

Пресс-служба Восточного викариатства и Патриаршего подворья при храме прп. Сергия Радонежского

15 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Встреча с внуком Гастелло

22 апреля 2023 года в преддверии Дня Победы в храме Николая Чудотворца на Преображенском погосте состоялась встреча с Николаем Гастелло, внуком героя
Великой Отечественной войны Николая Францевича Гастелло. На встречу пришли ученики детской воскресной школы и прихожане храма.

Николай поделился с нами историей жизни своего знаменитого деда.

Николай Гастелло – советский военный летчик, совершивший в самом начале ВОВ героический подвиг- первый «боевой таран» в истории Великой Отечественной войны. Ценой собственной жизни он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.

На встрече поэт Андрей Середов прочел стихотворение, которое посвятил подвигу Николая Гастелло.

Встреча была вдохновляющей и произвела глубокое впечатление на всех. Дети задавали вопросы и общались с потомком героя на важные для них темы.

Пресс-служба Восточного викариатства

23 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме святого праведного Алексия Мечёва в Вешняках

18 декабря 2021 года Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством совершил Всенощное бдение под воскресный день в 26-ю Неделю по Пятидесятнице в храме святого праведного Алексея Мечёва в Вешняках.

Преосвященному Владыке сослужили митрофорный протоиерей Николай Мальшаков, благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма иерей Виктор Мальшаков, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма иерей Мальшаков Виктор обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным словом.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

С праздником святителя Николая, Мирликийского чудотворца! Сегодня к празднованию воскресного дня и памяти святителя Николая присоединяется еще и предпразднство Рождества Христова.
На всенощной мы, как и в воскресные дни после Введения во храм Пресвятой Богородицы, слышим рождественские песнопения: «Христос раждается, славите!» Но сегодня, в день святителя Николая, пели еще и стихиры, тоже посвященные Рождеству.
«Сионе, торжествуй, Иерусалиме, веселися, граде Христа Бога, подыми Зиждителя, в вертепе и яслех вмещаемого, отверзите мне врата и вшед в ня, узрю яко Младенца пеленами повиваемого, дланию же содержащего тварь, Егоже поют Ангели непрестанным гласом Жизнодавца Господа, спасающего род наш».
Счастливы мы, дорогие друзья, знанием о том, что Бог, родившийся на земле более 2000 лет назад, проживший земную жизнь, распятый и воскресший, пребывает с нами во все дни до скончания века. В этом главная радость нашей жизни, наше главное утешение: мы имеем общение в Духе Святом с нашим Спасителем, Воскресение Которого мы празднуем каждый воскресный день.
Память святителя Николая напоминает нам о том, как мы должны жить на земле. Есть люди, которые отреклись от мира, посвятили себя молитве, пребывают в посте, созерцании и богомыслии. Святитель Николай тоже хотел избрать для себя этот путь, но был послан в мир. И мы его очень любим. Нет, наверное, другого святителя, которого бы почитали у нас на Руси так же, как святителя Николая.
Мы любим этого святого за его любовь, за жизнь, посвященную другим. Именно этим он угодил Богу – служением другим людям. И каждый человек, который живет в мире, обязательно должен посвящать себя на служение другим.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.


19 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up