Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

Отборочный этап VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…»

1 октября 2020 года открывается регистрация для участия в отборочном этапе VIII олимпиады школьников «В начале было Слово…».

Подробная инструкция, включающая все этапы прохождения регистрации, будет доступна участникам на официальном сайте олимпиады, а также в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте» после 20 сентября.

Помимо сроков регистрации, организационным комитетом олимпиады определены сроки проведения основных ее этапов:

— регистрация участников на сайте олимпиады — с 1 октября по 30 ноября 2020 года;

— отборочный этап — с 1 по 13 декабря 2020 года;

— заключительный этап — с 1 февраля по 5 марта 2021 года.

Как и в предыдущие года в олимпиаде могут принять участие школьники 8-11 классов. Олимпиада проводится по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

С положением и регламентом проведения олимпиады в 2020/21 учебном году участники могут ознакомиться на сайте проекта в разделе «Документы».

Более подробную информацию о проекте можно получить в оргкомитете по телефону +7 (495) 626-85-15 или по эл. почте: olimp.rpu@mail.ru.

Олимпиада проводится Российским православным университетом святого Иоанна Богослова при поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по взаимодействую с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5690175.html

12 сентября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

28 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Выпущен фильма к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского

Образовательным Центром “Слово”, действующем при храме Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, создан фильм, приуроченный к 200-летию со дня рождения педагога К.Д. Ушинского.

Не просто 2023 год назван президентом РФ годом педагога и наставника. В этом году мы отмечаем юбилейные даты: 200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского и Николая Яковлевича Данилевского, 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко, 105 лет Василию Александровичу Сухомлинскому. Мы все с благодарностью пользуемся трудами великих педагогов, и поскольку в Центре “Слово” дети учатся по программе «Русская Классическая Школа», основанной на трудах КД. Ушинского, то мы позволим себе зачитать ещё несколько мыслей и цитат из высказываний великого педагога.

«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека», «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», «Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека, любовь к Отечеству и любовь к родной природе».

И в своем коротеньком рассказе «Четыре желания», К.Д. Ушинский прививает любовь к родной русской природе. Он повествует о том, как мальчик считает каждый сезон по своему хорошим и не хочет, чтобы он заканчивался, прибегает к отцу, чтобы с восторгом рассказать о своих впечатлениях. Отец предлагает записать желание, чтобы зима/весна/лето/осень никогда не кончались. Но мальчик Митя говорит так про каждый сезон, на что ему в конце потом указывает отец. Потому что, правда, все сезоны по-своему хороши. Краткий рассказ учит тому, что в каждый сезон года можно найти много интересных занятий, каждое время прекрасно. Есть за что любить зиму, весну, лето и осень. Поэтому всем временам должно быть место в году. Рассказ очень маленький, но несёт в себе глубокие смыслы.

Директор Центра «Слово» Татьяна Георгиевна Розе предложила учителю «Русской Художественной Культуры», Переверзевой Ольге Эдуардовне снять с детьми фильм, посвящённый юбилейной дате К.Д. Ушинского. Вместе выбрали рассказ Константина Дмитриевича «Четыре желания». Небольшой, но удивительно ёмкий рассказ Ушинского вдохновил на создание фильма о благодарном отношении к природе, как к дару Божьему. Любое время года совершенно.

Задумка фильма – передать зрителю разного возраста непосредственную чистую детскую радость от общения с природой.  С Божией помощью, и по благословению настоятеля, работа закипела. Чтобы показать красоту всех сезонов снимали фильм долго – целых полтора года. Ольга Эдуардовна Переверзева как сценарист и режиссер фильма продумала всё до мелочей – от эскизов рисунков до костюмов героев, интерьера, искала подходящий для съёмок ландшафт. Задействованы и включены в творческий процесс были все. Были сшиты и куплены костюмы. Воспитанники Центра «СЛОВО» оставались после уроков рисовать карандашами рисунки к фильму, а также по выходным и после уроков снимались в свободное время операторов. Участвовали все: и учителя, и родители, и дети. Хочется выразить отдельную благодарность Ольге Эдуардовне, а также попечителю Центра «Слово» Лишину Николаю Алексеевичу, который снялся в роли отца главного героя – Мити, учителю Гусевой Татьяне Васильевне, оператору-постановщику – Миненкову Дмитрию Алексеевичу, а также оператору и графическому дизайнеру Марухину Сергею Алексеевичу, костюмеру Фомичёвой Нелли Михайловне, всем детям, родителям и учителям, принявшим участие в проекте. Особая благодарность главному герою Мите, которую замечательно сыграл Марухин Серафим.

Труда было приложено много, чтобы в итоге на экран вышел фильм продолжительностью 18 минут. Мы попытались передать атмосферу XIX века, того времени, когда был написан рассказ. Это уже 5-й некоммерческий проект нашей коллеги Переверзевой Ольги Эдуардовны из образовательного цикла фильмов «Дети – детям».

Премьера фильма была показана детям 18 мая 2023 года в актовом зале Приходского дома, где после все участники фильма получили памятные подарки. Было приятно и радостно наблюдать за реакцией детей во время просмотра фильма. Дети тоже радовались видя результат своего совместного со взрослыми труда. Фильм также был представлен 30 мая на научно-практической конференции, приуроченной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского в Русской Классической Гимназии Министерства юстиции на Большом Каретном переулке.

Отрадно осознавать, что общими усилиями Господь позволяет нам с вами совершать образовательно-воспитательный процесс, включая в него самих же детей. Сотворчество взрослых и детей представляется нам необходимым элементом воспитания. Надеемся на Милость Божию, что Господь управит и поможет создать ещё несколько фильмов. В планах есть задумка снять фильм о святых Зосиме и Савватие Соловецких на Соловецком архипелаге в их монастыре и в нашем храме.

Желаем всем приятного просмотра.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

26 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоится премьера фильма «Святитель», посвященного Патриарху Гермогену

3 ноября 2022 года, в преддверии Дня народного единства, в рамках кинофестиваля «Лучезарный ангел» в кинотеатре «Каро-Октябрь» в Москве состоится премьера художественно-документального фильма «Святитель», посвященного Патриарху Гермогену.

Премьеру посетят исполнители главных ролей — Екатерина Гусева, Александр Балуев и Дмитрий Певцов.

Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени, вдохновившего воинов ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Действие фильма охватывает почти 50 лет русской истории — от времени правления Ивана Грозного до воцарения династии Романовых.

В конце XVI века Россия оказалась на грани уничтожения: самые могущественные государства того времени, Польша и Швеция, осадили русские города. По мнению интервентов, Россия была варварской страной, которую надо расколоть на части и покорить, а московские бояре-изменники требовали, чтобы Русь сдалась захватчикам. И тогда на защиту России встали простые люди — купцы, ремесленники, торговцы взяли в руки оружие и отправились освобождать столицу от врага. Вдохновителем ополчения стала Православная Церковь во главе с Патриархом Гермогеном. Поляки убеждали его встать на их сторону, призвать войско отойти от Москвы, однако святитель остался тверд и пожертвовал собой ради спасения страны.

Это вдохновляющая история о вере и крепости духа; о том, что Россия много раз оказывалась на грани уничтожения, но ей удавалось устоять благодаря мужеству ее граждан.

Режиссером фильма выступил лауреат международных кинофестивалей, номинант кинопремий «Ника» и «Золотой орел» Алексей Барыкин. Съемки проходили в исторических локациях в Казани и Москве, в том числе на Красной площади и в зданиях Московского Кремля, а также в павильонных декорациях.

Фильм снят по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла при финансовой поддержке мецената Андрея Колмакова. Содействие в создании кинокартины оказали Казанский государственный институт культуры и Фонд Патриарха Гермогена.

«Святитель» является завершающей частью трилогии, посвященной Казанской иконе Богородицы. В предыдущих фильмах, «Заступница» и «Осанна», снялись известные российские артисты Дмитрий Дюжев, Ирина Купченко, Ольга Будина, Николай Бурляев, Илзе Лиепа, Андрей Мерзликин и Александр Михайлов.

Предпремьерный показ фильма «Святитель» прошел 19 июля с.г. в Казани и вызвал большой резонанс, собрав два полных зала в кинотеатре «Киномакс-IMAX». После премьеры митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл предложил переименовать одну из улиц Казани в честь Патриарха Гермогена.

С 3 ноября 55-минутный фильм «Святитель» выходит в федеральный прокат.

Информационным партнером проката выступил телеканал «Спас».

Премьерный показ пройдет в кинотеатре «Каро-Октябрь» (зал № 8) по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 24. Начало в 18.00.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-ramkax-kinofestivalya-luchezarnyj-angel-sostoitsya-premera-filma-svyatitel-posvyashhennogo-patriarxu-germogenu.html

3 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up