Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

Состоялась встреча со студентами колледжа

Продолжая знакомства с колледжами Восточного викариатства, иерей Николай Катан, клирик храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, посетил 15 июня площадку Технологического колледжа № 21 по улице Вербной 4, с. 1.

С их коллегами, студентами из другого корпуса (на Сиреневом бульваре) недавно прошла экскурсия в Троице-Сергиевой Лавре. На улице Вербной студенты осваивают в основном технические профессии.

Кроме студентов на встрече присутствовали Гилазова Татьяна Викторовна (преподаватель словесности), Загребина Любовь Владимировна (преподаватель истории) и Кислинская Екатерина Викторовна (специалист по связям с общественностью).

На этой ознакомительной встрече отец Николай рассказал о своём священническом пути и о перспективах дальнейшего общения.

Радостно, что не только преподаватели, но и студенты включились в диалог и задавали вопросы.

Разговор проходил на разные темы: — можно ли делать татуировки? — кто такой ангел-хранитель? — что значат церковные обряды и т.д.

По итогам встречи принято  решение о дальнейшем сотрудничестве в следующем учебном году.

Пресс-служба Восточного викариатства

24 июня 2024
ПОДРОБНЕЕ

ВНИМАНИЕ: приглашаем на конкурс чтецов!

10 марта 2024 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоится традиционный конкурс чтецов духовной литературы.

К участию приглашаются дети и подростки дошкольного и школьного возраста.

В этом году конкурс посвящен “Библейским сюжетам в русской поэзии”.

Впервые конкурс расширен до участия в декламировании дошкольников и будет проводиться в пяти возрастных группах: 4-5 лет, 6-7 лет, 8-10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет.

Групповые выступления не предусмотрены.

Для выступления следует выбрать поэтические произведения русских авторов или авторские произведения самих участников конкурса. По согласованию с оргкомитетом возможно использование произведений современных авторов.

Заявки по форме, опубликованной в положении о конкурсе, вместе с видеозаписями принимаются до 18 февраля 2024 года включительно.

https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/priglashaem-detej-i-podrostkov-na-konkurs-chteczov-duhovnoj-poezii-i-prozy/

13 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Верейский Пантелеимон: В «красной зоне» снова нужны добровольцы

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Верейский Пантелеимон в статье в «Российской газете» рассказал о служении добровольцев в «красных зонах» стационаров.

«С появлением «омикрона» в России с каждым днем болеет все больше людей, заболевают врачи, медсестры. Нагрузка на медицинских работников и без того была большой, а сегодня становится еще больше — и не всегда они успевают обеспечить достаточный уход за больными. Вокруг нас по-прежнему много страдания, много тех, кому нужна помощь и поддержка», — отметил владыка Пантелеимон.

Глава Синодального отдела рассказал, что с апреля 2020 года у священников появилась возможность посещать больных. Для этого были подготовлены специальные группы священников, под надзором специалистов они прошли занятия, научились надевать и снимать средства защиты. С лета 2021 года московские больницы открыли двери для волонтеров, совместно с Департаментами здравоохранения и Департаментом труда и социальной защиты города Москвы были запущены специальные обучающие курсы.

«Человек, который находится на пороге смерти, очень часто хочет поговорить с кем-то, он думает, как примириться с близкими, его беспокоят какие-то поступки его жизни, он хочет попросить помощи у Бога, даже если не знает, как, — продолжил епископ Пантелеимон. — Для этого и нужна поддержка священника. Священник — человек подготовленный, он часто в жизни видит смерть и страдание. Но в больницах с нашей стороны нужны не только священники, но и волонтеры. Сами врачи сегодня нам говорят об этом».

По словам архиерея, «добровольцы берут на себя обязанности, которые медицинские работники не всегда успевают взять на себя из-за нехватки времени и сил. Медперсонала иногда не хватает для элементарных гигиенических процедур».

«К нам на курсы больничных добровольцев за все это время записалось свыше 1000 человек, сейчас в московские больницы регулярно ходят около 300 — но сегодня их не хватает», — свидетельствует владыка Пантелеимон.

«Добровольцы, соприкасаясь с болезнью, смертью, сами становятся лучше, стремятся к очищению, добру, после больничной палаты им часто хочется сделать что-то хорошее для своих близких. Такие люди сегодня очень востребованы в больницах. Ведь никогда не будет лишним человек, который будет с любовью, по-доброму относиться к другому. И мы сегодня очень ждем всех, кто готов присоединиться к этому служению», — заключил глава Синодального отдела по благотворительности.

Добровольцы помогают пациентам в приеме пищи, гигиеническом уходе, общаются с больными и поддерживают тех, кто лишен заботы и утешения родных и близких. Все добровольцы проходят обучение на специальных курсах по уходу, которые организованы Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете Москвы на базе Учебного центра Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты Москвы. Записаться в добровольцы «красных зон» можно, заполнив анкету на сайте Милосердие.ru или позвонив по телефону +7 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).По материалам сайта Диакония.ru

Информационный источник: http://moseparh.ru/episkop-verejskij-panteleimon-v-krasnoj-zone-snova-nuzhny-dobrovolcy.html

3 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ

День Сухопутных войск России

Ежегодно 1 октября отмечается День Сухопутных войск Российской Федерации. И так как храм Преображения Господня на Преображенской площади является главным храмом этого рода войск, приход храма принял самое активное участие в военных торжествах.

Празднование Дня Сухопутных войск началось 30 сентября с Божественной Литургии в храме, которую по благословению Святейшего Патриарха возглавил настоятель храма протоиерей Борис Потапов в сослужении клира.

За Божественной литургией молился заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-лейтенант Владимир Иванович Попов и другие официальные лица Вооруженных сил РФ.

По окончании Божественной Литургии участники богослужения направились к памятнику Воинам — преображенцам для отдания воинских почестей и возложения цветов. Далее на плацу рядом с памятником было представлено дефиле с оружием солдат Преображенского полка и выступление военного оркестра.

А уже 1 октября 2019 г. в храме состоялся торжественный молебен, за которым было совершено освящение образа святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя Сухопутных войск РФ для главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, который сейчас строится в парке Патриот.

Чин освящения совершил епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Владыка приветствовал главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Олег Леонидович Салюков, который присутствовал на службе, главкомат и военнослужащих Сухопутных войск, пожелав им всемерной помощи Божией в прохождении воинской службы.

В ответном слове Олег Леонидович выразил глубокую признательность Святейшему Патриарху Кириллу, Верховному Главнокомандующему Владимиру Владимировичу Путину и Министру обороны РФ генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу за инициативу по созданию главного храма Вооруженных сил Российской Федерации и усвоение небесным покровителем Сухопутных войск святого благоверного князя Александра Невского.

В завершение военнослужащие приложились к иконе своего небесного покровителя.

4 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up