Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

В храме апостола Андрея Первозванного научат шить богослужебное облачение

В храм апостола Андрея Первозванного в Метрогородке ждут всех желающих обучиться мастерству шитья. В программе обучения — широкий набор квалификаций, в том числе и пошив церковного облачения. Занятия рассчитаны на любителей и начинающих.

Занятия будут проходить с 21 сентября в здании воскресной школы по субботам с 13:00 до 17:00

14 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Комиссия по больничному служению организует курсы добровольцев красной зоны

Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы приглашает всех желающих пройти курсы добровольцев «красной зоны» больниц. В программу обучения включены теоретические и практические занятия по уходу за больными, предполагается прохождение практики в «красной зоне» одной из московских больниц.

Прием заявлений завершится 3 июля

«В связи с ростом числа заболевших коронавирусной инфекцией увеличилось число обращений от представителей московских больниц с просьбой оказать помощь в уходе за больными в «красных зонах» силами добровольцев», — рассказала координатор Комиссии по больничному служению Наталья Шакуро.

Курсы будут проходить в Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, по адресу: г. Москва, Ленинский просп., 27. Всего запланировано три занятия продолжительностью около трех часов. Первое состоится 7 июля, остальные — в последующие будние дни. Одно из занятий для добровольцев проведет председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Верейский Пантелеимон. Начало занятий в 19.00.

Узнать более подробную информацию о курсах и записаться на собеседование можно, заполнив анкету.

По окончании обучения состоится итоговое собеседование, по результатам которого выпускники получат свидетельства и будут прикреплены к московским больницам в качестве волонтеров.

Телефон для справок: +7 903 660-30-40 (в будние дни с 10.00 до 19.00).

При Синодальном отделе по благотворительности с апреля 2020 года действует специальная группа  священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 903 660-30-40.

Со 2 апреля 2020 года по 24 июня 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 2672 выезда. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. Такие группы созданы и в других епархиях.

Синодальный отдел по благотворительности направил 4377 комплектов СИЗ в 120 епархий для посещения священниками больных в красной зоне.

В период пандемии Синодальный отдел по благотворительности организовал сбор средств на продукты для нуждающихся людей. В 76 епархий в России, Молдавии, Казахстане, Кыргызстане, на Филиппины и в Восточный Тимор Синодальный отдел по благотворительности направил с июня 2020 года 27,6 миллионов рублей для покупки продуктов нуждающимся людям.

С 1 февраля 2021 года Синодальный отдел по благотворительности запустил федеральную линию церковной социальной помощи «Милосердие»: 8-800-70-70-222. Звонок бесплатный для всех регионов России.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/cerkov-organizuet-kursy-dobrovolcev-krasnoj-zony

24 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

Открытие выставки прошло в Черкизово

18 февраля 2024 года состоялось торжественное открытие выставки “С нами Бог! Да воскреснет Россия!” Она организована в исторической резиденции Московских митрополитов и состоит из фотографий, сделанных с 1921 по 1923 гг. в Галлиполи, где вынуждено остановились воины и все те, кто покинул вместе с Белой армией пределы России в знаменитом исходе из Крыма.

Культурно-просветительское событие началось с исполнения Илиинским мужским хором военных дореволюционных песен: гимна Преображенского полка, песни Дворянского полка, “Коль славен”, “Гей, славяне”, Русского национального гимна “Боже, царя храни”. Эти забытые сегодня многими произведения были символом русского духа и боевой доблести на протяжении многих поколений.

Открывая встречу, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове архиепископ Зеленоградский Савва, процитировав Александра Сергеевича Пушкина из “Бориса Годунова”, “да ведают потомки православных страны родной минувшую судьбу”, отметил, что “нам очень важно помнить нашу историю.

“Нам важно помнить, какой была наша страна. Она была разная, она называлась по-разному. Она существует уже больше тысячи лет, и за это время называлась самыми разными именами. Сейчас мы ее знаем под одним именем, тогда под другим. Нам важно помнить каждый отрезок этого пути. Не для того, чтобы, пригорюнившись, сидеть и плакать о прошлом, а для того, чтобы идти в будущее. Чтобы идти в будущее, нам важно знать, откуда мы выросли. Иначе нам каждый момент, каждую эпоху, каждую жизнь придется начинать сначала”, — сказал архипастырь.

Он особо подчеркнул, что “наша страна имеет глубокие давние корни, глубокую историю”.

“У нас уже страна опытная, она уже взрослая, если можно так выразиться применительно к стране, — резюмировал владыка Савва, — чтобы эту взрослость сохранить, чтобы идти дальше, важно помнить о своем прошлом”.

О галлиполийском стоянии прозвучали воспоминания потомков тех, кто прошел это первое большое испытание эмиграции. Елизавета Николаевна Тутунова поведала об истории своей семьи и зачитала заметку из газеты, выходившей за рубежом в 1920-е годы “Родное Галлиполи”.

Затем всем собравшимся куратором выставки, культурологом и этнологом Ариадной Черкасовой была проведена экскурсия. Дети и взрослые слушали рассказ о малоизвестных страницах русской истории на одном дыхании.https://youtu.be/zHVrylwTYNg?si=feXItmGfimKUI9soПосмотрите всей семьей просветительский урок и приходите на выставку в Черкизово.

Посетить выставку можно по заявке: +7 925 347 1590, Людмила Борисовна. Она будет интересна как взрослым, так и детям. Предварительно выставка открыта до 14 апреля 2024 года.

ФОТОМОМЕНТЫ С ВЫСТАВКИ

Организаторы: фонд сохранения исторического и культурного наследия “Белый фонд”, информационно-просветительский интернет-портал “Приходы”, Экостандарт Групп, храм пророка Илии в Черкизове.

Информационная служба @hramilii

24 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках будет отреставрирован

Департамент культурного наследия утвердил проект реставрации храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Церковь была построена в 1645 году боярином Федором Шереметевым, который занимал значимые государственные посты при царе Михаиле Федоровиче.

Федор Шереметев был несчастлив в семейной жизни — все его жены и наследники мужского пола умирали. Он дал обет о строительстве церквей в своем селе Вешняково и исполнил его. А в 1649 году, за полгода до своей смерти, принял монашество.

Постройка представляет собой уникальный образец храмовой архитектуры середины XVII века, сочетающий в себе как купола, так и шатровые навершия — остроконечные крыши, характерные для древнерусского зодчества. Это двухэтажная каменно-кирпичная церковь на подклете с приделами и колокольней, которые были возведены позже. По воле Патриарха Никона, противника шатровой архитектуры, приделы оформили куполами вместо островерхих крыш.

«Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — одна из жемчужин района. Он относится к первым церковным зданиям, возведенным в столице и пригородах после окончания Смутного времени. Сейчас храм нуждается в реставрации. Ее проект уже согласован, все работы пройдут под контролем нашего ведомства», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Реставраторам предстоит укрепить фундамент, а также вход в подвал, заменить перекрытия, привести в порядок кирпичные своды Монье и обновить гидроизоляцию стен. Кроме того, специалисты восстановят утраченный архитектурный элемент — кокошник на четверике храма (главной части здания четырехугольной формы). Будут отреставрированы система водостока, крыльцо со стороны западного фасада, ограда церкви. Помимо этого, оборудуют новый пандус. Внутри отремонтируют напольное покрытие, деревянные лестницы, железные двери, а также деревянные окна и двери XIX века.

Прежде чем подготовить проект реставрации, специалисты провели комплексные научные изыскания. В лабораториях тщательно разбирали состав и свойства оригинальных строительных и отделочных материалов, проводили химико-технологические и микологические анализы.

***

За свою 370-летнюю историю церковь Успения Пресвятой Богородицы была то домовой, то приходской. Ее неоднократно перестраивали, а в последние десятилетия реставрировали. Сейчас в ее архитектуре сохранены элементы не только XVII-го, но и XVIII и XIX столетий. Среди них — своды Монье, академическая масляная живопись в интерьерах, старинные иконостасы и отдельные иконы, подписанные художником последней трети XVII — начала XVIII века Тихоном Филатьевым, а также ажурная металлическая ограда, двери и окна. В начале прошлого столетия фасады получили новый штукатурный декор, а белокаменные полы были частично заменены полихромной бетонной мозаикой.

Церковь действовала до 1940 года. Во время Великой Отечественной войны в ней располагались склад, мастерская по ремонту танковых двигателей, затем столовая и конюшня. В 1947 году храм был возвращен верующим, и в течение нескольких следующих лет в нем проводились восстановительные работы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — признанный памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.

Информационный источник: https://www.mos.ru/news/item/98344073/

3 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up