Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

Опубликовано: 7 марта 2021

Категории: Новости, Патриарх

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших в Новокосине открыл страницу в Instagram

Теперь новости храма Всех святых, в Земле Российской просиявших в Новокосине можно узнать и в Instagram. Страничка храма находится по адресу www.instagram.com/hramnovokosino/

3 апреля 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Гольянове прошла научно-практическая конференция

21 августа 2023 года в храме Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органамимитрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла Сектором по взаимодействию с Росгвардией была организована научно-практическая конференция «Соловецкие святые — покровители правопорядка на Святой Руси».
В форуме приняли участие представители руководящего состава различных структур Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и духовенство, ведущее работу по окормлению сотрудников и военнослужащих Росгвардии.

Участники конференции подчеркнули особую важность сохранения исторической памяти о святых Зосиме, Савватии и Германе Соловецких, а также историческом вкладе Соловецкого монастыря в обеспечении правопорядка на территории Российского государства. Проведение конференции было приурочено к престольному празднику храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

26 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

Создан виртуальный 3D-тур по Храму Христа Спасителя

Фонд Храма Христа Спасителя завершил работу по созданию трехмерного виртуального фото-видеотура (3D-тура) по кафедральному соборному Храму Христа Спасителя города Москвы. Тур выполнен при помощи технологии Matterport путем сканирования храмовых пространств, а также всех основных помещений и площадок собора.

3D-тур позволяет дистанционно рассмотреть архитектуру и убранство помещений Храма Христа Спасителя, а также окружающие его достопримечательности российской столицы. Информационные сноски дают пояснения о наиболее важных и интересных объектах.

При помощи 3D-тура можно «посетить» не только храмовое пространство собственно Храма Христа Спасителя, но и осмотреть его алтарь, Преображенскую церковь (нижний храм), Зал церковных соборов, обходную галерею, смотровую площадку.

В каждом из модулей, составляющих фото-видеотур, имеются указатели с информацией об архитектурных деталях, священных предметах и образах, и, самое важное, — хранящихся в храме святынях. Таких, например, как ковчеги с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, мощей пророка Иоанна Крестителя и Апостола Андрея, рака с мощами митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова).

Также при помощи 3D-тура есть возможность увидеть подлинную икону, написанную специально для исторического Храма Христа Спасителя, построенного в XIX веке и разрушенного в 1930-х годах, — образ Спаса Нерукотворного кисти Евграфа Сорокина. Икона была возвращена в возрожденный собор частным коллекционером.

С помощью информационных указателей из фото-видеотура также можно узнать, что, например, изображение Тайной Вечери в алтаре Храма Христа Спасителя было воссоздано по эскизам Генриха Семирадского, одного из выдающихся русских художников, принимавших участие в росписи исторического собора XIX века.

Осматривая обходную галерею храма, при помощи тура можно увидеть мемориальные мраморные плиты с надписями о днях сражений, именами командующих, а также убитых, пострадавших и отличившихся воинов Отечественной войны 1812 года.

Виртуальный фото-видеотур по Храму Христа Спасителя доступен по ссылке.

Информационный источник: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

6 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение и Второй молодежный форум Восточного викариатства

22 сентября, в Неделю 14 по Пятидесятнице, в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове состоялось архиерейское богослужение. Литургию возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Литургия была приурочена к дню проведения Второго молодежного форума Восточного викариатства, который проходил на территории храма.

За Литургией Владыке сослужили благочинный Воскресенского округа Восточного викариатства протоиерей Александр Дасаев, настоятель иерей Роман Богдасаров, ответственный за молодежное движение Восточного викариатства иерей Андрей Тихонов, клирики прихода и священнослужители викариатства, занимающиеся работой с молодежью.

Владыка Пантелеимон в своем приветственном слове к священству и прихожанам поблагодарил всех присутствующих за молитву и отметил ее важность в жизни каждого христианина. Отцом Романом Богдасаровым от лица прихода Владыке была подарена копия почитаемой храмовой иконы блаженной Матроны Московский,которая была написана молодежью из приходской иконописной мастерской.

В завершение богослужения в Приходском доме была организована трапеза, на которой присутствовали священнослужители, участники Форума, приглашенные гости и прихожане храма.

После трапезы было торжественное открытие молодежного Форума в актовом зале. Владыка Пантелеимон выступил с первым словом, в котором рассказал поучительные примеры о выборе спутника жизни и построении жизни на фундаменте любви.

После выступления Владыки участники разошлись по секциям, в каждой из которых священники проводили беседы на актуальные темы.
1.Протоиерей Борис Потапов настоятель храма преображения Господня на Преображенской площади. Беседа «Святоотеческое наследие в жизни современной молодёжи» 2. Иерей Пётр Иванов настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове. Беседа «Роль православного мужчины в современном мире». 3. Протоиерей Алексий Батоногов настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Перово. Беседа «Создание семьи трудности семейной жизни в
современном мире».

Также действовали мастер-классы по изготовлению богослужебных просфор, русским народным песням и танцам.

Архиерейское богослужение и Молодежный Форум прошли в юбилейный для храма год двадцатилетия великого освящения центрального придела Патриархом Алексием II и десятилетия со дня посещения храма Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

24 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up