Патриаршая проповедь после Литургии в праздник Святой Троицы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в праздник Святой Троицы

Опубликовано: 21 июня 2021

Категории: Новости, Патриарх

20 июня 2021 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Святой Пятидесятницы — днем Схождения Святого Духа.

Господь пришел в мир, чтобы спасти род человеческий. Пришествие в мир Сына Божия — это поворотный момент в человеческой истории. Но после Вознесения, покинув видимым образом землю, род человеческий, Господь не прекратил Свое присутствие среди людей, и в 50-й день по Воскресении Он, согласно Своему обещанию, посылает Святого Духа на собранных учеников. Видимым образом это сошествие было представлено как нисхождение огненных языков, каждый из которых почил на апостолах и даровал силу, мудрость и, главное, Божественную благодать, чтобы проповедовать и распространять веру Христову.

Трудно сказать, что было бы с христианством, если бы проповедь Спасителя была обращена лишь к апостолам и небольшому кругу людей, которые Ему сопутствовали и которые эту проповедь принимали. Но, оплодотворенные силой Божественной благодати, соединив собственные силы с силой Божией, вдохновляемые Божией благодатью, святые апостолы распространили веру по всему миру.

Но и это, может быть, не самое главное. Конечно, без веры невозможно спастись, но спасается человек не сам по себе и даже не верою своею. Как учит апостол Павел, благодатью мы все спасены через веру, но сие не от нас, Божий дар; не от дел, дабы никто не хвалился (см. Еф. 2:8). Что же это за Божий дар, укрепляющий веру в каждом человеке, который готов этот дар принять? Это дар Святого Духа. Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы, Которое имеет Божественную природу. Святой Дух распространяется по всему творению Божиему, сохраняя в порядке весь космос, все Божественное творение, но особым образом Он воздействует на человека, даруя ему силу преодолевать тяготение греха, соблазнов и совершать добрые дела там и тогда, когда это кажется невозможным. Но главное, что благодать Божия хранит в сердцах людей веру.

А какие силы были брошены на то, чтобы исторгнуть эту веру? Диавольские силы, потому что диавол с Богом борется, как сказал Достоевский, и, конечно, эта борьба направлена на то, чтобы исторгнуть веру из сердец, из сознания людей. Но силой благодати Божией вера живет, несмотря на сменяющиеся эпохи, несмотря на сменяющиеся правителей, несмотря на сменяющиеся политические режимы, несмотря на сменяющиеся взгляды на мир, на космос, на человека, несмотря на различные человеческие учения и идеологии. Благодать действует на каждого, кто с верой желает принять этот Божественный дар.

Сегодняшний день и посвящен Святому Духу, Который оплодотворяет человеческую жизнь, Который дарует нам силу обрести спасение в вечности. Поэтому всякий раз, когда мы призываем Господа, когда мы приносим покаяние, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, когда мы прикасаемся к святыням, мы получаем дар Святого Духа. И этим даром мы спасаемся — не своими силами, не своим разумом, не своим умением, не своей волей, но только силой благодати Божией, которая даруется нам в ответ на нашу веру. И поэтому, с благодарением Господу принимая сей Божественный и спасительный дар, мы должны молиться о том, чтобы Господь укреплял нашу веру, чтобы мы эту веру хранили и помнили: именно в ответ на эту веру и подается нам величайшая Божественная сила, какую только способен воспринять человек, — сила благодати Святого Духа. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5822586.html

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого… От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5948093.html

4 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся визит делегации в Пермский край

25 – 29 июня 2024 года состоялся визит делегации Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами в подразделения Росгвардии Пермского края. В состав делегации вошел настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, заведующий сектором Росгвардии иерей Роман Богдасаров и духовенство, окормляющее войска Национальной гвардии.

В ходе визита были организованы встречи с командующим Уральским округом Росгвардии генерал-лейтенантом В.Л. Спиридоновым, руководящим и личным составом Пермского военного института ФСВНГ, подразделений ОМОН и СОБР Пермского края, учащимися Пермского кадетского училища. Отдельно были проведены круглые столы с военным духовенством Пермской митрополии, а также исламским духовенством, ведущим работу с росгвардейцами.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

3 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Обществу многодетных Восточного викариатства «От мала до велика» — 4 года

В конце ноября исполнилось 4 года со дня создания общества многодетных Восточного викариатства «От мала до велика».

Руководитель общества иерей Павел Огрызков отслужил праздничный благодарственный молебен в храме Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово, с прямой трансляцией молебна в инстаграме храма.

В этом году эпидемиологическая обстановка не позволила многодетным семьям собраться на общий большой праздник. Ограничительные меры не помешали вместе помолиться и поблагодарить Господа за ту радость общения, совместной молитвы и дружного воспитания многочисленного потомства!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

30 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках будет отреставрирован

Департамент культурного наследия утвердил проект реставрации храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Церковь была построена в 1645 году боярином Федором Шереметевым, который занимал значимые государственные посты при царе Михаиле Федоровиче.

Федор Шереметев был несчастлив в семейной жизни — все его жены и наследники мужского пола умирали. Он дал обет о строительстве церквей в своем селе Вешняково и исполнил его. А в 1649 году, за полгода до своей смерти, принял монашество.

Постройка представляет собой уникальный образец храмовой архитектуры середины XVII века, сочетающий в себе как купола, так и шатровые навершия — остроконечные крыши, характерные для древнерусского зодчества. Это двухэтажная каменно-кирпичная церковь на подклете с приделами и колокольней, которые были возведены позже. По воле Патриарха Никона, противника шатровой архитектуры, приделы оформили куполами вместо островерхих крыш.

«Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — одна из жемчужин района. Он относится к первым церковным зданиям, возведенным в столице и пригородах после окончания Смутного времени. Сейчас храм нуждается в реставрации. Ее проект уже согласован, все работы пройдут под контролем нашего ведомства», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Реставраторам предстоит укрепить фундамент, а также вход в подвал, заменить перекрытия, привести в порядок кирпичные своды Монье и обновить гидроизоляцию стен. Кроме того, специалисты восстановят утраченный архитектурный элемент — кокошник на четверике храма (главной части здания четырехугольной формы). Будут отреставрированы система водостока, крыльцо со стороны западного фасада, ограда церкви. Помимо этого, оборудуют новый пандус. Внутри отремонтируют напольное покрытие, деревянные лестницы, железные двери, а также деревянные окна и двери XIX века.

Прежде чем подготовить проект реставрации, специалисты провели комплексные научные изыскания. В лабораториях тщательно разбирали состав и свойства оригинальных строительных и отделочных материалов, проводили химико-технологические и микологические анализы.

***

За свою 370-летнюю историю церковь Успения Пресвятой Богородицы была то домовой, то приходской. Ее неоднократно перестраивали, а в последние десятилетия реставрировали. Сейчас в ее архитектуре сохранены элементы не только XVII-го, но и XVIII и XIX столетий. Среди них — своды Монье, академическая масляная живопись в интерьерах, старинные иконостасы и отдельные иконы, подписанные художником последней трети XVII — начала XVIII века Тихоном Филатьевым, а также ажурная металлическая ограда, двери и окна. В начале прошлого столетия фасады получили новый штукатурный декор, а белокаменные полы были частично заменены полихромной бетонной мозаикой.

Церковь действовала до 1940 года. Во время Великой Отечественной войны в ней располагались склад, мастерская по ремонту танковых двигателей, затем столовая и конюшня. В 1947 году храм был возвращен верующим, и в течение нескольких следующих лет в нем проводились восстановительные работы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — признанный памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.

Информационный источник: https://www.mos.ru/news/item/98344073/

3 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up