Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

Опубликовано: 12 июля 2022

Категории: Новости, Патриарх

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

Престольный праздник в храме Рождества Христова в Измайлове

22 мая в Храме Рождества Христова в Измайлове молитвенно отпраздновали День памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Для храма это престольный праздник.

Были отслужены две праздничные Божественные Литургии. После поздней Литургии совершен Крестный ход с водосвятием.

В этот день случилась настоящая нечаянная радость: храму была пожертвована частица мощей святителя Николая.

Настоятель храма протоиерей Леонид Ролдугин благословил святыней всех собравшихся, после чего каждый смог приложиться к ней на крестоцеловании.

Отец-настоятель сердечно поздравил прихожан с двойным праздником. «Сегодня у нас сугубая, двойная радость: в престольный праздник святитель Николай пришел к нам физическим, видимым образом, — сказал батюшка. — Это большая радость, но и особая ответственность, потому что мы находимся под его любящим, отеческим взором. Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!»

По окончании богослужения частица мощей святителя Николая была вложена в чтимую храмовую икону угодника Божия в Никольском приделе, где и будет теперь пребывать постоянно.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

23 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся традиционный летний палаточный лагерь «От мала до велика»

С 18 — 29 июля 2022 года, уже четвертый раз состоялся летний палаточный лагерь для многодетных семей Восточного викариатства. В этом году с 18 по 29 июля в лагере «От мала до велика» было 119 человек из 22 семей.

Хорошему настроению детей и взрослых способствовала жаркая летняя погода, а также возможность участвовать в различных мероприятиях и проводить время на реке недалеко от г. Переславль-Залесский.

Духовник лагеря, ответственный за работу с многодетными семьями Восточного викариатства — иерей Павел Огрызков, отец 9-х детей, настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово.

Руководитель и организатор лагеря ответственная за социальное служение Восточного викариатсва Екатерина Борисенкова отметила, что в этом году в лагере была особенно теплая семейная атмосфера. «У детей выросло чувство взаимовыручки, семьи объединялись для творческих и спортивных мероприятий, радостно то, что семьи продолжают дружить и общаться и после окончания лагеря. Отдельно хочется отметить танец вальс, которые подростки приготовили в подарок родителям«, — рассказала Екатерина Борисенкова.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

30 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Вещевая ярмарка открывается в Гольянове

Храм прп. Сергия в Гольянове вновь открывает православную вещевую ярмарку.

15 сентября по адресу Красноярская улица, д. 22, стр. 1 в Воскресение около 12:00, после второй Литургии, состоится первая вещевая ярмарка.

В этот раз в честь начала учебного года, мы делаем упор в основном детские вещи и одежду для школьников, но так же будут вещи и для взрослых

Приходите сами и зовите друзей. Вы сможете отобрать то, что нужно вам или вашим детям, во славу Господа.

 Ярмарка будет проходить на улице во внутреннем дворе слева от храма.

14 сентября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при ВДВ г. Москвы

5 декабря 2021 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при б. казармах Саперного батальона штаба ВДВ г. Москвы, была совершена торжественная Божественная Литургия, которую возглавил викарий Святейшего Патриарха, Управляющий  Восточным викариатствам г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Воскресенского округа столицы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма иерей Олег Овчаров, клирик храма протоиерей Василий Гелеван, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма иерей Олег Овчаров обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

Дорогой Владыка! Позвольте поблагодарить Вас от нашего прихода и от себя лично за то, что нашли возможность посетить наш святой храм и поучаствовать в Божественной литургии, возглавив ее.
Позвольте пожелать Вам здравия, многая и благая лета, сил и бодрости в наше непростое, нелегкое время! Желаем также, чтобы Господь благословлял Ваши труды и Вы по-прежнему могли радовать нас своим присутствием.
Позвольте попросить Ваших святых молитв о том, чтобы наш приход благоустраивался, духовная жизнь возрастала, чтобы все мы «едиными усты и единым сердцем» славили Господа нашего Иисуса Христа и во время оно сподобились бы вместе с Вами Царствия Небесного, к которому все мы стремимся. Помоги Вам Бог!
Позвольте нашему приходу подарить Вам в честь сегодняшнего события маленький складень, который, поскольку наш храм является еще и главным храмом ВДВ, содержит в себе символы Воздушно-десантных войск, в напоминание о той небесной радости, которую все мы пережили на сегодняшней Божественной литургии. Храни Вас Христос!

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

Спасибо большое, дорогой отец Олег, за подарок, за теплые слова! Очень рад послужить в вашем храме.
Дорогие друзья, сегодня мы слышали отрывок одного из апостольских посланий, которые апостолы посылали в разные города и церковные общины, чтобы утвердить людей в вере…
В толковании этого Послания говорится, что Господь не только соединил язычников и иудеев, но и освятил всех нас, приняв нашу плоть. Христианин должен жить не только духом и душой, но и телом, которое должно нам служить, поэтому мы постимся, причащаемся Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Соединение друг с другом возможно только во Христе. Мы живем в мире, где все очень часто отделяются друг от друга: разводятся, отказываются от детей, помещают родителей в интернат, воюют друг с другом, вступают во вражду некогда близкие народы. Слава Богу, что отец Олег помогает нашим славным воинам, призванным сохранять мир в Отечестве!
Грустно, что существуют границы, через которые нельзя перейти. Но во Христе мы становимся едины. Сейчас, когда за окном идет снежок, кажется, будто Господь тихо и кротко сошел на землю именно для того, чтобы сделать нас едиными. Во время службы, когда Дух Святой сходит на каждого из нас, на Святые Дары, хлеб и вино, сходит невидимо и незаметно, неощутимо для нас, но все равно явственно, во что мы, безусловно, верим – это соединение в Церкви во время службы делает нас одним народом и приобщает к вечной радости…
Очень важно здесь, на земле, трудиться для того, чтобы мы стали одним народом, одной семьей, одной общиной.
Отрадно, что вы здесь служите в мире и единомыслии, очень рад с вами познакомиться и находиться рядом.

Сегодня второй день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, но 13 лет тому назад он был омрачен очень скорбным известием о неожиданной кончине Святейшего Патриарха Алексия. Святейший Патриарх был первым свободно избранным Церковью Патриархом, он подавал пример любви и благоговения и был человеком другой культуры, воспитанным в другой, несоветской России. Все его очень любили. Когда мы о нем молимся, нам есть, за что его благодарить, о каких добрых делах, с любовью и благодарностью, вспоминать, особенно в этот день, когда он отошел от временной жизни туда, куда все мы желали бы попасть.

После Божественной Литургии епископ Пантелеимон совершил панихиду об упокоении души ныне поминаемого Святейшего Патриарха Алексия II.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

7 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up