Память 85-летие мученической кончины свщмч. Гавриила Архангельского — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Память 85-летие мученической кончины свщмч. Гавриила Архангельского

Опубликовано: 29 июня 2023

Категории: Новости

5 июля храм Воскресения Христова в Сокольниках и храм Преображения Господня на Преображенской площади вспоминают 85-летие мученической кончины священномученика Гавриила Архангельского.

Священномученик Гавриил родился в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Архангельского. В 1906 году по увольнении из 4-го класса Волоколамского духовного училища он был назначен псаломщиком к Петропавловскому храму, что при реке Клязьме в селе Петропавловское Богородского уезда, в 1909 году – переведен псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму в селе Архангельском Волоколамского уезда, в 1911 году – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве. С 1907 года он был учителем пения в Старо-Псарьковской церковно-приходской школе в Богородском уезде, с 1910 года – в Михаило-Архангельской церковно-приходской школе. 28 сентября 1915 года он был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви при Мариинской больнице в Москве.

С 1934 года диакон Гавриил стал служить в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.
11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского, что в Елохове храмов и среди них диакон Гавриил Архангельский и заключены в Таганскую тюрьму. На следующий день диакон Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Дмитровского, викария Московской епархии Сергия (Воскресенского).
– При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав, – сказал диакон.
– Следствие располагает данными, что вы лично среди окружающих вас лиц духовного звания и верующих вели контрреволюционную пропаганду, распространяя провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне. Признаете ли вы это?
– Нет, я этого не признаю.

16 декабря следователи допросили диакона Михаила Толузакова, привлекавшегося ими в качестве свидетеля во всех тех случаях, когда у них не было достаточных данных, чтобы оформить обвинение. О диаконе Гаврииле он показал: «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви».


20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он с этапом заключенных прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД.
Почти сразу же после прибытия в лагерь против него и духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато новое дело. В начале марта 1938 года осведомители донесли в оперчасть НКВД, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. 12 марта в качестве обвиняемого был допрошен один из священников Московской епархии, протоиерей Леонид Харьюзов, признавший себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был допрошен священник из Москвы Иоанн Соколов, который также признал себя виновным и что контрреволюционные разговоры духовенством велись, затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу привлекли тридцать одного человека, из них четверо признали себя виновными, остальные виновными себя не признали, среди них и диакон Гавриил Архангельский; 31 марта 1938 года тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых приговорила их всех к расстрелу. Однако они не были сразу убиты, продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора, как священник Алексий Протопопов.


5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны и среди них – диакон Гавриил Архангельский.

Цитируется по : Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 412-414

Молодежь из Богородского посетили Данилов монастырь

2 марта участники Евангельских бесед и Молодежного клуба храма Преображения Господня в Богородском посетили Данилов монастырь.

В Покровском храме паломники почтили мощи св. благ. кн. Даниила, узнали древнюю историю храма и историю его восстановления.

В храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов замечательный экскурсовод рассказала нам об исповедническом подвиге преп. Георгия (Лаврова).

Паломники поклонились мощам святого и даже посетили его келью.

В Троицком соборе, архитектором которого является Осип Бове, участники экскурсии восхитились красотой убранства и почтили находящиеся там святыни.

Благодаря талантливому гиду — Марии Алексеевне, экскурсия по обители оставила самые яркие впечатления.

6 марта 2024
ПОДРОБНЕЕ

Встреча волонтёров в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В воскресенье, 16 февраля, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках состоялась встреча волонтёров службы милосердия храма и помощников благотворительного проекта «Мамы мира».  

«Такой многочисленной встречи мы не ожидали! Актовый зал был полон народа! в тесноте, да не в обиде! Встреча была радостной и позитивной! Другого и не могло быть, так как вечер проводили основатели и самые активные участники проекта «Мамы мира» всегда позитивные Ксения и Сергей Стрелковы и Татьяна Втюрина!», — поделился настоятель о. Афанасий.

Пока дети веселились и играли с аниматором, взрослые делились своим опытом в социальном служении. Обсуждали планы на год грядущий. Единогласно было принято решение собираться не раз в год, а почаще! В начале встречи отец Настоятель поприветствовал всех и поблагодарил за дела милосердия, в которых участвовали наши помощники! А дел было совершено в этом году действительно много!

Практически каждую неделю организации «Мамы мира» удаётся закрыть сбор средств и реализовать какой-либо благотворительный проект. Часто помогать приходится тем, от кого отказались другие фонды по тем или иным причинам.  

Совместно за этот год было совершено: 1) Поездки в Воронежскую область, где оказывали помощь многодетной одинокой маме — Дарье; 2) Поездка в Свято-Спиридоньевскую богадельню г. Москвы , с поздравлениями и подарками к Новому году и Рождеству Христову; 3) Поездка в кризисный центр «дом для мам» с небольшим концертом и товарами первой необходимости.  

Все эти поездки и проекты стали возможными лишь при участии прихожан и волонтёров храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках и подписчиков и благотворителей движения «Мамы мира». 

 Выражаем благодарность всем, кто помогает реализовывать проекты милосердия нашего храма, благодарим всех кто протягивает руку помощи нуждающимся! 

Более подробную информацию вы можете найти по ссылке в Инстаграмм: https://www.instagram.com/ksiushastrelkova/  

Информационный источник: https://hram-veshnjaki.ru  

19 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Вопрос священнику — «Почему после исповеди все равно чувствуешь тяжесть греха?»

Каждый четверг на чаепитии с молодежью настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади протоиерей Борис Потапов отвечает на поступающие вопросы.

Вопрос: Почему может быть такое, что на Исповеди покаялся в каком-то грехе, но все равно каждый день чувствуешь тяжесть греха (грех больше не повторялся)? 

Отец Борис: Святые отцы говорят, что дьявол всегда действует одинаково. До греха он говорит: мол, можешь совершить грех, ничего страшного, Господь милостив, он простит, ты не такой уж сильный, ты немощный, слабый, можешь себе позволить расслабиться и так далее. То есть принижает значимость греха. А после совершения греха, наоборот, говорит: все, ты совершил грех, ты изменил Богу, как ты так мог, нет тебе прощения, Бог – судья не милосердный, а праведный, всем воздает за свои дела… Таким образом он пытается человека ввергнуть в уныние. Каждый день чувствовать тяжесть греха – это, конечно, неправильно. Мы не должны о каких-то своих грехах – наверное, смертных – забывать. Надеюсь, что мы все-таки ими не грешим. А грехи, которые мы совершаем каждый день, не надо постоянно иметь перед собой. Иначе это будет нас ввергать в уныние. Мне очень нравится история первых веков христианства про двух монахов египетских. Как они пошли в какое-то селение и там впали в блуд. Когда они вернулись в монастырь, отцы заточили их на 40 дней в кельях, чтобы они в затворе, в сухоядении и покаянии раскаивались в этом. Через 40 дней их выпустили, привели на совет старцев. Один был весь в слезах, борозды на щеках от непрестанных слез. А другой был румяный, радостный и довольный. Стали спрашивать первого. Он говорит, что каждый день оплакивал свой грех, понимал, что согрешил, и просил у Бога прощения. А второй сказал, что каждый день благодарил Бога за то, что даже после такого греха он его не умертвил, а позволил покаяться, назначил епитимью через старцев, чтобы таким образом он исправился и угождал дальше Богу. И интересна последняя фраза в этом повествовании. Старцы рассудили, что покаяние обоих угодно Богу. Я думаю, что мы должны быть где-то посередине. С одной стороны, конечно, мы можем радоваться, что мы совершили грех, а нас Господь простил , но в меру. Но и, конечно, слезы должны быть в меру, потому что иначе это будет отчаяние и уныние. 
———— 

Другие вопросы и ответы можно найти на сайте храма: http://www.hram-preobrajeniya.ru/biblioteka/otvety-s-..

💬

 

14 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Издательском Совете прошла конференция «Жизнь и труды свт. Феофана Затворника…»

16 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в очно-дистанционном формате прошла научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». 
Возглавил работу конференции председатель Издательского Совета, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, доктор исторических наук митрополит Калужский и Боровский Климент.

Перед началом работы в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану.

Открывая пленарное заседание на тему «Бог и человек по трудам святителя Феофана», митрополит Климент подчеркнул, что, по мнению святителя, чем бы человек ни занимался, он должен чувствовать присутствие Божие.

Глава Издательского Совета рассказал, что со времени проведения предыдущей конференции вышли три номера научного журнала Калужской духовной семинарии «Труды по русской патрологии», в которых опубликованы тексты докладов участников чтений, посвященных святителю Феофану.

Владыка Климент также сообщил участникам конференции, что принято решение о подготовке и издании седьмого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков выступил с докладом «Воспитание человека: задачи и возможности. По трудам святителя Феофана и русских православных педагогов».

Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и студент семинарии Сергей Старостенко подготовили и представили совместный доклад «»Митерикон» как перевод святителя Феофана и его значение в современном научном сообществе». Иерей Андрей Кретов отметил, что этот перевод и в наши дни является ключевым.

Аспирант Московской духовной академии, преподаватель Калужской духовной семинарии иерей Даниил Салищев в своем выступлении на тему «Святитель Феофан Затворник как преподаватель нравственного богословия» сделал акцент на содержательных изменениях, которые, будучи преподавателем, святитель Феофан вносил в свои конспекты и тематический план.

Студент магистратуры Калужской духовной семинарии диакон Георгий Бурцев представил сравнительный анализ воли человеческой и воли Божией по трудам святителя Иоанна Тобольского и святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Заведующий кафедрой богословия и библеистики Владимирской духовной семинарии кандидат философских наук А.В. Абрамов предложил обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».

Темой научного сообщения старшего преподавателя кафедры философии Кубанского государственного университета, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии Е.В. Буховича стала «Проблема духовного и идеального в отношениях Бога и человека (по творениям святителя Феофана Затворника)».

В работе конференции приняли участие ученые, исследователи, преподаватели и студенты церковных и светских учебных заведений.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-izdatelskom-sovete-proshla-konferenciya-zhizn-i-trudy-svyatitelya-feofana-zatvornika-v-istorii-i-sovremennosti.html

20 июня 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up