Паломническая поездка в Ярославль — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Паломническая поездка в Ярославль

Опубликовано: 7 июня 2022

Категории: Новости

5 июня 2022 года после ранней Божественной литургии прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках с настоятелем иеромонахом Афанасием совершили паломническую поездку в древний русский город Ярославль.

Во время поездки паломники посетили:
 — Свято – Введенский Толгский монастырь. 
Экскурсия по монастырю (в настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. Введенский собор – построен в 1681–1683 гг. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Самый древний из монастырских храмов – храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1625 г. Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, построен в 1672 году.  Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский) построен в конце XVII — начале XVIII века. Храм в честь святой великомученицы Варвары построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. 
Святыни монастыря: чудотворная Толгская икона Божией Матери, явленной в 1314 году; частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа; мощи святителя Игнатия Брянчанинова; чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса» и другие святыни.

– Казанский монастырь. (храмы монастыря: Казанский собор, в 1609–1610 годах была построена первая деревянная Казанская церковь, современное здание собора строилось с 1835 по 1838 годы; храм во имя Сретения Господня – построен в  1881 году; храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – построен в 1821 году. 

Святыни монастыря: чудотворный список Ярославской Казанской иконы Божией Матери, чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского; мощевики с частичками мощей угодников Божиих.

– Церкви Ильи Пророка (была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом и возведена в 1647–1650–х годах). В храме три придела: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии – частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (так называемых эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага);

– Церкви Спаса на Городу (свое название получила, так как располагалась на «городском торгу». После опустошительного пожара в 1658 году, когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 году. Имеет 3 придела. Святыни храма: икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век), икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, икона – мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, икона– мощевик всех Киево–Печерских святых, икона– мощевик «Умягчение злых сердец», чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»;

– Успенского кафедрального собора (первый каменный храм Ярославля, расположенный на Стрелке Волги и Которосли, освящен в 1219 г.) Святыни храма: Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев;

– Храм Ильи Пророка.

В Толгском женском монастыре о. Афанасию и прихожанам благословили совершить молебен у древней Толгской иконы Божией Матери.

Прикосновение к древним святыням христианства на Руси оставило неизгладимое впечатление на прихожан.

После посещения храмов была организована небольшая прогулка по набережной Ярославля, в конце которой паломники посетили новую стрелку, где сливается великая русская река Волга со своим притоком Которослью.

Информационный источник: храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Архиерейское богослужение в храме Живоначальной Троицы в Косино

13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Рождественского благочиния Восточного викариатства г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов; настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин, клирик храма иерей Евгений Кукушкин, клирик храма иерей Игорь Балабанов, клирик храма диакон Александр Стриевский, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Настоятель храма протоиерей Алексей Митюшин обратился к Преосвященному епископу Пантелеимону, сослужившим священникам и прихожанам с приветственным и благодарным словом:

– Ваше Преосвященство, дорогой владыка Пантелеимон! Спасибо Вам большое, что Вы к нам приехали, отслужили Божественную Литургию. Скажу по-простому, по-детски: было очень радостно, приятно и здорово! Я видел, как работники нашего храма, повара, специально приезжали сюда, чтобы посмотреть на архиерейское богослужение. И для любого священника, для меня, отца Игоря, отца Евгения, отца Александра очень утешительно, что Вы сегодня совершаете Литургию, что мы с Вами молимся. Когда мы регулярно служим, то порой привыкаем, каюсь, к ощущению благодати. Вы приезжаете – и снова приводите нас в чувство духовной радости.
Сегодня праздник отцов Первого Вселенского собора, память 318 епископов, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Один из епископов сегодня с нами. Мы Вам очень благодарны, примите нашу сыновнюю любовь и в знак этой любви – цветы.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона в день празднования
святых отцов I Вселенского собора:

– Спасибо большое, дорогой отец Алексий! Мне Ваш приход особенно дорог, поскольку я помню, как освящал на этом месте три храма. Два из них малым освящением, а третий – великим, когда Святейший Патриарх, в силу своей занятости и загруженности делами, не смог приехать. Было немного страшно совершать великое освящение, я не всегда в нем участвую и редко сам возглавляю такие службы. Но тогда мне довелось это сделать. Причем мне сказали, что Патриарх если не служит, то обязательно смотрит, как все происходит, так что он присутствовал здесь своим духом и видел все совершаемое.

Я хорошо помню рождение вашей общины, как появился первый храм, затем второй, как он увеличивался, умножался, как менялась вокруг инфраструктура, приходили новые люди. Кто-то из ваших старых прихожан, кого я видел в свой первый приезд, тоже остался. Так что служение в вашем храме для меня всегда особая радость.

У вас усердные прихожане, прекрасный хор, хорошие служители, замечательно устраивается приходская жизнь: есть воскресная школа, трапезная для всех, имеются разные благие начинания, так что я очень рад здесь находиться.

Сегодня, как нам напомнил отец Алексий, мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. На Литургии читалось замечательное зачало из Деяний апостолов, откуда мы услышали, как апостол Павел обратился к пресвитерам. Он созидал Церкви в Малой Азии, и это была его последняя речь. Отходя на подвиг мученичества, он собрал пресвитеров и, наверное, епископов (тогда не было особого различия между пресвитером и епископом) и сказал им последнее слово назидания.

Было бы хорошо, чтобы о нем помнили не только священники, но и все вы, дорогие друзья, ведь вы тоже – «царственное священство» (1 Пет. 2, 9): каждый из вас имеет дар благодати Духа Святаго, священническое помазание, каждый может участвовать в Таинствах и даже совершать Крещение. И Таинство Евхаристии совершается не просто предстоятелем, а всей церковной общиной.

Апостол Павел сказал тогда очень страшные слова о том, что «по его отшествии войдут к ним волки хищные, не щадящие стада». «Из них самих, – говорил он, – восстанут люди, которые будут проповедовать неправильную веру» (ср.: Деян. 20, 29 – 30). Это пророчество исполняется не только в истории Церкви, но и в наше время. Из среды священнослужителей иногда восстают «волки хищные, не щадящие стада», и проповедуют не то, чему учил Господь. Из истории мы знаем о возникновении расколов и лжеучений. От Церкви отделилась ее западная часть, впали в ересь многие христиане, наши заблудшие братья и сестры, верующие во Христа, но, к сожалению, проповедующие неправильное учение о Нем и Святой Церкви. Поэтому эти кроткие слова апостола Павла мы должны обязательно помнить.

Люди, не знающие Бога и Церкви, часто обвиняют нас в чем-то плохом, выискивают каждую соринку, выставляют на свет всякое греховное пятнышко. Но мы должны относиться к этому спокойно, потому что мы знаем, что и в наше время «восстают волки хищные, не щадящие стада», и учат не так, как должны были бы учить.

Апостол Павел являл собой пример служения Богу. В своем обращении к пресвитерам он сказал: «Вы сами знаете, что я ничего от вас не требовал, ничего от вас не ждал». Апостол сам заботился о себе, у него не было зарплаты или каких-то подношений, он от них отвращался, совершенно бескорыстно служил своему стаду.

Для всех, кто имеет священный сан, это пример того, как избегать сребролюбия, ведь церковное достояние – это достояние не священника, а всей общины, это средства, которые должны расходоваться, прежде всего, на нуждающихся. Если мы будем это помнить – то сможем преодолеть все искушения, сможем спокойно относиться к тому, что говорят о Церкви, не колебаться в знании о том, что Церковь – это Церковь святых, верных учению апостола Павел, верных истине, которую сформулировали и запечатлели святые отцы Первого Вселенского собора. Вера будет помогать нам преодолевать все жизненные трудности и искушения.

Поздравляю всех вас с днем, когда вера во Христа еще более утвердилась святыми отцами, поздравляю с причастием Святых Христовых Таин, с радостью совместного пребывания в храме и желаю всем оставаться здоровыми. А если кто-то и заболеет – то у нас есть больница, батюшки, лекарства, замечательные врачи. Не нужно ничего бояться, надо полагаться на Бога, но и самим не терять осторожности.

Еще и еще раз поздравляю вас, дорогой отец Алексей, дорогой отец благочинный и всех вас, дорогие отцы, с сегодняшней службой, сегодняшней радостью, с наступающим престольным праздником! Надеюсь, радости в этот день станет еще больше. Будем Бога благодарить.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

16 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

20 декабря 2020 г. состоялась торжественная Божественная Литургия в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, возглавил богослужение Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством г. Москвы.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; Иеромонах Афанасий (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; клирик храма иерей Александр Подпалов; клирик храма протоиерей Василий Клочков; клирик храма иерей Георгий Фирсов, иерей Михаил Голубков; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю воскресного дня:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В эти дни, дорогие братия сестры, готовимся к празднику Рождества Христова! Невидимый, Непостижимый, Всеобъемлющий, Вездесущий, Непостижимый Бог приходит на землю и рождается от Безневестной, Пречистой Божией Матери. Входит в нашу историю, соединяется с тварным веществом этого мира, принимает тело, человеческую душу, приобщается к нашей земной жизни земной — не приобщаясь ко греху. Удивительное чудо ожидает нас, мы с вами готовимся воспевать в день Рождества Христова, удивительное песнопение: «С нами Бог». Господь обещал быть с нами во все дни до скончания века и каждый день возможно соединяться с ним в молитве, в слышании Его слова, восполнения Его заповедений, ну и конечно в совершении той службы, которую с вами сегодня совершили — Божественной Евхаристии. Господь особенно близок бывает к нам, дает нам не только ощутить Его тело, как апостолу Фоме, но и принять Его Тело и Кровь для очищения своей души от греха. Эта удивительная радость, удивительная тайна, к которой нас Господь приобщает. Причастившись Святых Христовых Таин мы должны продолжать жить в мире с нашими близкими, быть кроткими и смиренными и жить Духом, а не буквой, формой, обрядом, внешними какими-то действиями, а в тайне своего сердца возносить благодарение Богу и оставаться с Ним в общении, молитве, в памяти о Нем и о Его словах, и умножать ту радость, которая нам с вами дарована сегодня в Причастии Святых Христовых Таин. Аминь

25 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Студенты СПбГУ посетили храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В рамках реализации основных образовательных базовых программ бакалавриата  и магистратуры по направления «История искусства» студенты Санкт-Петербургского Государственного университета проходили ознакомительно-учебную практику, в ходе которой посители наш храм Успения Пр. Богородицы в Вешняках.
Студентам была предложена обзорная экскурсия по территории храма, в ходе которой они познакомились с историей создания Успенской Церкви боярами Шереметьевыми.
В самом храме студенты осмотрели интерьер, иконы и познакомились ос святынями храма. 
Большое впечатление произвёл на студентов храм Воскресения Словущего, находящийся на втором этаже. Его шатровое завершение переносит нас в вечность, которая возсияла верным от Живоносного Гроба Спасителя. Так же студентов заинтересовали иконы XVI — XVII, находящиеся в нашем храме.
К святыни ушедшего XX века — первому списку с иконы Божией Матери «Державная» студенты проявили огромный интерес.
Особое внимание учащихся было обращено на необычную архитектуру храма, благодаря которой можно проследить его эволюцию сквозь столетия. 

На всех студентов экскурсия в храме Успения Пр. Богородицы произвела незабываемые впечатления и у студентов остались самым положительные отзывы.

11 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за возможность пообщаться традиционно с Вами в день Рождества Христова.

— Благодарю Вас. Спасибо.

— Позвольте сразу первый вопрос. Трудный, необычный выдался нам прошедший 2020 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано?

— Совершенно справедливо это явление называть пандемией. Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит.

К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы. Можно себе представить страшную картину, этот ужас, кошмар, через который прошла Москва. Но прошла, сделав соответствующие выводы, и эти выводы не только запечатлелись в памяти москвичей, но, видимо, вошли и в государственную политику. Когда в 1837 году в Одессе вспыхнула чума, губернатор граф М.С. Воронцов и владыка Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический, совместно приняли решения, которые мы сейчас пытаемся повторить. Представляю себе, каково было владыке Гавриилу — в то время, когда храмы играли центральную роль в жизни людей! — издать распоряжение о том, что храмы закрываются. На два месяца храмы были закрыты, затем доступ в храмы был ограничен: у каждого храма стоял наряд полиции и не допускал такого количества людей, чтобы между ними не было достаточной дистанции. Ну и, кроме того, было запрещено прикладываться к кресту, к образам. Всё это запечатлено на страницах истории, и мы знаем, что всё это было санкционировано церковными властями и поддержано властями государственными.

Поэтому то, что сегодня мы принимаем противоэпидемические меры, которые иногда вызывают смущение, в том числе среди благочестивых людей, — это не какая-то новация. Мы следуем в русле наших благочестивых предков. И как введенные ими действия ни у кого не вызывали подозрения в том, что Священноначалие действует, стремясь достичь каких-то недекларируемых и опасных целей, так, надеюсь, и сегодня народ с доверием относится ко всем тем указаниям, которые, в том числе, и мне пришлось сделать и которые направлены на то, чтобы ограничить саму возможность заболевания, в том числе через участие в богослужениях.

— Вообще коронавирус, конечно, совершил титанические сдвиги в нашем привычном жизненном укладе. И общество поделилось: кто-то потерял ориентиры, стал паниковать, вообще избегать людей, боясь заразиться и умереть; и появился такой термин, как ковид-диссиденты — эти люди напрочь игнорируют все санитарные нормы. Ваше Святейшество, а каким должно быть христианское отношение к коронавирусному вызову, если можно так сказать?

— Сейчас наступают Рождественские дни, и в праздник Рождества мы будем слушать в храме такие слова: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся». Не должно быть страха. Страх — это вообще очень негативное чувство. Страх сковывает человека и нередко может полностью его поработить, лишить свободы действий. Поэтому страх — совершенно негативное понятие, за исключением такого очень важного понятия, как страх Божий. Но страх Божий — это не эмоциональный страх, а осознание нравственной ответственности за свои поступки перед лицом Божиим.

Поэтому призывать к тому, чтобы люди боялись, чтобы возникала паника в связи с распространением этого заболевания, — это совершенно неправильный путь. А что следует делать? Конечно, надо воспитывать людей, прививать такой образ мысли и такой образ действий, которые минимизировали бы возможность заразиться. Но и в данном случае, обращаясь к людям верующим, хотел бы сказать: не надо искушать Господа Бога своего, как сказано в заповедях. Некоторые считают: я же верующий человек, я причастился Святых Христовых Таин, я пришел в храм с добрыми намерениями, ничего меня не должно смущать, никакая инфекция ко мне не прикоснется. Но ведь точно так же Господь ответил на искушение диавола, когда тот предложил Ему броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, чтобы, не разбившись, доказать Свое Божество, Свою Божественную силу. Что Господь ответил? «Не искушай Господа Бога своего» (см. Втор. 6:16; Мф. 4:5-7). Поэтому никогда и никто из искренне верующих людей не может искушать Господа, утверждая: поскольку я верующий, поскольку я пошел в храм, поскольку я приложился к святыне, я точно не заболею.

Пусть этот евангельский пример поможет понять, что искушение Господа — это стремление грешного человека к тому, чтобы Господь следовал нашей, простите, дурной логике. Невозможно привлечь Вседержителя мира к участию в наших мелких, часто очень неправильных, а иногда и просто дурных поступках.

— Ваше Святейшество, помните, как еще во время первой волны пандемии с Вашего благословения службы в церквях проходили при минимальном количестве людей, там были только клирики, хор, служащие. На Ваш взгляд, не оставил ли этот опыт какой-то травмы как для священнослужителей, так и для паствы? Ведь храмы Русской Православной Церкви на самом деле всегда были открыты для всех — и вдруг такое?

— Скажу о чем-то сугубо личном. Для меня сопровождалась реальной травмой и очень тяжелым переживанием необходимость призвать людей — публично, через телевидение — не посещать Божии храмы. Вся моя жизнь, я уже об этом говорил, посвящена тому, чтобы, наоборот, приглашать людей в храмы, приводить людей в храмы, приводить людей к Богу. Другой цели в моей жизни нет…

— И тут такое…

— И вот вынужден Патриарх сказать: не ходите в храмы. Тяжело было даже, знаете, не просто морально, духовно — физически тяжело было произнести эти слова. Но мне помог пример преподобной Марии Египетской, великой подвижницы V века, которая ушла в пустыню и всю свою жизнь, десятки лет, прожила в пустыне, не посещая храма, и стала великой святой, угодницей Божией. То есть в каких-то экстремальных условиях непосещение храма возможно, но что не должно происходить? Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру, понижать уровень нашего воцерковления, а тем более подрывать нравственные основы христианской жизни. Вот если вместе с непосещением храма мы перестаем быть хорошими христианами или даже просто перестаем быть христианами, — это великий грех. Ну, а перетерпеть, переждать тот период времени, когда посещение храма может сопровождаться весьма опасными последствиями для здоровья, — это тоже долг христианина. Он должен сохранить себя и для дальнейших добрых дел, и для помощи ближним, и вообще сохранить свою жизнь, потому что забота о жизни есть непременная обязанность каждого человека. Вот почему самоубийство является непрощаемым грехом. Жизнь и здоровье — это дар Божий, и ответственность за этот дар несет сам человек. Поэтому всякое действие, которое может разрушить человеческую жизнь, подорвать здоровье, — если это действие является производным нашей доброй или, в данном случае, злой воли, — это, несомненно, грех.

— Мне кажется, мы должны быть благодарны пандемии за то, что она явила миру совершенно новых героев. Очень скромных, ранее незаметных людей, на которых никогда не фокусировалось наше внимание. Понимаете, о ком я говорю…

— Да.

— Это, естественно, медики, волонтеры, священнослужители. Те люди, которые, наверное, и сейчас, когда мы с Вами разговариваем, работают где-то в «красной» зоне.

— Да.

— Что бы Вы сказали этим людям, которые, не щадя свои жизни, находятся на передовой в борьбе с инфекцией?

— Я испытываю чувство искренней благодарности и радости за то, что замечательная традиция жертвенного служения во имя блага и здоровья жизни ближних сохраняется в жизни современных людей, в том числе молодежи. Ведь если вспомнить эпидемии прошлого, такие имена, как доктор Гааз, доктор Пирогов, — это же действительно удивительные примеры того, как во времена, когда не было таких мощных лекарств, как сейчас, врачи шли к больным. Пирогов 16 раз посещал смертельно больных людей, — а это была чума, — и не заразился, Господь хранил его. И то, что сегодня наши добровольцы и особенно наши врачи, медперсонал, рискуя своей жизнью, своим здоровьем, осуществляют свой долг с таким энтузиазмом, дерзновением, без всякого хныканья, без всяких требований «нет, вы нам дайте то-то и то-то, потому что мы делаем такие важные дела», — всё это встречает глубокую благодарность со стороны народа. А в моем сердце — и благодарность, и радость, потому что в тяжелый момент нашей жизни оказалось множество людей, способных на подвиг и на жертвенность. И покуда это будет в нашем народе, мы действительно будем непобедимыми, потому что победа всегда связана с жертвой.

— Ваше Святейшество, такой вопрос. Очень часто Вы говорите о том, что есть много потенциальных рисков от всеобщей цифровизации в нашей жизни; вот и сейчас Священный Синод в своем послании отметил обеспокоенность христиан, да и не только христиан, тем, что дистанционное образование может и после пандемии остаться с нами навсегда. Как Вы считаете, какие области, сферы цифровизации требуют отдельного осмысления?

— Я не буду говорить о цифровизации в принципе, а хотел бы сказать об отдельных применениях цифровых технологий. Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель.

— А если этот человек сам рад быть таким «всемирно наблюдаемым»? Как сейчас со смартфоном — смотрите, какие возможности, от геопозиции до всех фотографий…

— Да.

— …причем люди идут на это сами.

— В том-то и дело. Диавол же является не в виде злодея, кощея бессмертного, а в виде ангела света (см. 2 Кор. 11:14); и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало. Этот человек и предложит: чтобы всякая преступность ушла из нашей жизни, давайте руководствоваться тем, чтобы каждый человек имел некий ключ ко всему, что ему потребно. Например, это может быть карточка — прикладываете и получаете доступ к продуктам питания, доступ к образованию, а если этой карточки нет, то все теряется. Мы с Вами сейчас рассуждаем о том, что развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью. Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью.

— Будем надеяться, что хоть дистанционное образование отменится и очное образование вернется в нашу жизнь…

— Ну, дистанционное образование — это не самое страшное, что есть. Конечно, сейчас есть необходимость в том, чтобы не допускать заражения опасной инфекцией большого количества учащихся. Но дистанционное образование имеет другие негативные последствия — не те апокалиптические, о которых я говорил, а более приближенные. Например, когда люди обучаются вне общения с другими, — это, я думаю, тоже очень опасно. Потому что ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании.

— Ваше Святейшество, можно, спрошу Вас о Белоруссии, ведь это территория пастырской ответственности Русской Православной Церкви? Там с некоторого времени наблюдается некоторая напряженность между властями и частью общества; сейчас идет на спад, но, тем не менее, сохраняются какие-то моменты. Белорусский экзархат призвал к прекращению насилия и к проведению диалога. Вот скажите, как Русская Православная Церковь в целом реагирует на гражданское нестроение такого рода и как можно в Белоруссии достичь национального примирения, согласия?

— Ну, во-первых, мы полностью поддержали владыку Вениамина, нового главу Белорусского экзархата, Белорусской Православной Церкви, и весь белорусский епископат, которые обратились к народу с призывом прекратить насилие и пойти по пути примирения. И ведь это обращение было направлено ко всем. Со стороны властей были случаи неоправданного насилия, чрезмерного употребления силы; но и со стороны протестующих тоже были проявления радикализма.

Мы свидетели того, что произошло на Украине, — сейчас слово «майдан» стало нарицательным. Совершенно очевидно, что опыт Украины должен научить всех нас, что преобразования в обществе должны проходить таким образом, чтобы они не сопровождались нарастанием внутренней напряженности и особенно радикализацией отношений между людьми. В самом деле, сколько революций уже было, сколько разного рода переворотов, но где, кто и когда посредством насильственных действий достигал мира, покоя, благополучия в обществе? Всегда после революции должен быть долгий период восстановления. Поэтому нужно стремиться к лучшему, не разрушая того, что есть, а развивая в лучшую сторону, модернизируя в хорошем смысле этого слова, улучшая и общественные отношения, и вообще жизнь страны.

Поэтому наш призыв к Белоруссии, близкой моему сердцу Белоруссии, с которой я лично связан еще по своему служению в Смоленске, очень люблю белорусский народ, люблю город Минск и вообще чистоту и порядок этого края… И вот такой пастырский призыв и пастырский совет: все вопросы нужно решать мирно, но, если вопросы существуют, их нужно решать, и это уже обращение и к белорусским властям. Нельзя откладывать в долгий ящик то, что вызывает несогласие и напряжение в обществе. Нужны инструменты разумного, делового обсуждения проблем с выходом на конкретные решения. Дай Бог, чтобы прекратились попытки силовыми способами решать эти вопросы в Белоруссии, и пусть по милости Божией стал бы развиваться диалог между властью и народом, властью и обществом, с участием всех сил, включая представителей религиозных общин, направленный на стабилизацию положения и на всестороннее развитие братской Белоруссии.

— Ваше Святейшество, всем известно, что долгое время Вы принимаете участие в мирном процессе между Баку и Ереваном, причем делаете это вместе с религиозными лидерами как Азербайджана, так и Армении. Вот сейчас случился конфликт, новое обострение конфликта в Карабахе; слава Богу, теперь там наши миротворцы. Перспективы какие, будет ли мир, как Вы считаете?

— У меня есть надежда на то, что мир будет, и я отталкиваюсь от позиции церковных и религиозных властей как Армении, Карабаха, так и Азербайджана. Вы знаете, что Русская Церковь инициировала обсуждение карабахской проблемы с участием Католикоса всех армян и с участием Верховного муфтия, верховного мусульманского лидера Азербайджана Паша-заде. Мы провели несколько туров таких переговоров и о многом договорились. И я думаю, главный итог этих переговоров заключается в том, что два религиозных лидера, за которыми стоит большинство народа, говорили друг с другом, и этот разговор был очень спокойным в том смысле, что не было никаких обвинений, никакого напряжения. Хотя у каждого были свои аргументы и эти аргументы честно высказывались, но они не сопровождались тем, что называется скрежетом зубовным, когда эмоции захлестывают и когда диалог превращается практически в словесное сражение. Ничего подобного никогда не было, и происходило это потому, что именно религиозные лидеры несут в полной мере ответственность за духовное состояние своего народа. А что такое духовное состояние? Какая сила возьмет верх — сила мира, любви, спокойствия или сила зла — от этого и будет зависеть поведение людей.

Поэтому роль религиозных лидеров важна — мы ее не преувеличиваем, но и не преуменьшаем. И ведь во время этих переговоров достигались совершенно конкретные результаты — обмен пленными, неиспользование религиозных символов, религиозной фразеологии, религиозной мотивации для того, чтобы вдохновить противоборствующие стороны. Выведя религиозный фактор из этого противостояния, мы, конечно, значительно понизили возможный градус этого конфликта со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, не преувеличивая роль религиозных лидеров, ни в коем случае не следует и игнорировать эту роль.

Церковь Русская готова также участвовать в этом процессе, чтобы вносить свой миротворческий вклад в решение очень непростой проблемы, которая, к сожалению, в настоящий момент могла быть приостановлена только присутствием российских миротворцев. Дай Бог, чтобы миротворческий потенциал религий заменил присутствие людей с оружием, которые разделили противоборствующие стороны.

— Вы уже упомянули майдан, после которого наступил глубокий общественный раскол внутри самой Украины. Но потом последовал церковный раскол — вовремя, конечно же, Фанар в Стамбуле подсуетился, да и пошло… Теперь мы видим, насколько глубок раскол в Церкви. Вообще, как Вы считаете, Ваше Святейшество, можно ли и каким образом достичь православного единства?

— Фанар не допустил ошибку, а совершил преступление, я говорю это с горечью. С чужих мыслей и с чужих слов Константинопольский Патриарх совершил то, что совершил. Я неслучайно подчеркиваю: с чужих, потому что обладаю информацией о том, что Патриарх Варфоломей находился под давлением могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав. Его положение в Турции, мы знаем, очень сложное, непростое. Всегда молимся за Патриарха Константинопольского, понимая, что непросто ему осуществлять свое патриаршее служение. Но, тем не менее, в какой-то момент — я ничему не хочу учить своего собрата, но в какой-то момент, может быть, нужно набраться силы, чтобы и самым могущественным силам сказать «нет». Думаю, этого Патриарх Варфоломей не сказал и включился в конфликт. А какова была логика тех, кто стоял за Патриархом Варфоломеем, кто, собственно говоря, инспирировал этот конфликт? А логика заключалась в том, чтобы оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Потому что, по мнению этих стратегов, уж слишком большую роль играло и играет Православие в формировании духовной, культурной общности и, не разорвав православные связи, невозможно было какими-то внешними факторами разрушить эту духовную общность. Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции, арабского мира, Ближнего Востока, с тем чтобы послабее стало Православие.

— То есть попытки еще будут?

— Попытки будут и дальше. Опять-таки, не хочу произносить никакой критики в адрес своего константинопольского собрата, но, несомненно, все то, что произошло потом в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божием. Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую святыню, в киевскую Софию, и потерял Софию константинопольскую — она стала мечетью. Вот мне хотелось бы, чтобы люди задумались, что же произошло. Ты отобрал Святую Софию в Киеве у православных людей, у Православной Церкви, ты вошел туда и привел туда раскольников, и ты потерял свою собственную Софию… Думаю, более очевидные последствия, исходящие от Божиего повеления, представить себе сложно, и последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик. Ну, а выходить из этого мы должны все вместе. Нужно молиться друг за друга, по крайней мере в личных молитвах, если это сейчас затруднительно в богослужении, поскольку мы не поминаем Константинопольского Патриарха в диптихах. Но молиться нужно друг за друга и делать все для того, чтоб этот кризис в Православии, навязанный извне, как можно быстрее прошел. Русская Церковь готова пройти свою часть пути для того, чтобы достичь этой цели.

— Ваше Святейшество, очень хочется все-таки закончить это интервью на праздничной Рождественской ноте, хотя, конечно, в этом году и Новый год, и Рождество у нас без массовых гуляний по понятным причинам, ради эпидемиологической безопасности все мы будем лишены больших и шумных праздников. А вот как эту радость, которая традиционно выходит за пределы божественных богослужений, не растерять в своем собственном сердце? Как быть праздничным?

— Вообще праздник сопровождается проявлением двух эмоций — веселья и радости. Казалось бы, одно и то же, однако это совсем не так.

— А чем отличаются?

— Веселье — это внешние эмоции. Вот рассказал человек что-то смешное, и люди засмеялись, им весело. А радость — это состояние души. Вот когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, нас никто не веселит, а мы выходим из храма с радостью в сердце. Когда мы делаем добрые дела, когда добровольцы, жертвуя своим временем и рискуя здоровьем, делают добрые дела, у них в сердце радость, но не веселье. Веселье формируется в ответ на веселые передачи по телевидению, в ответ на разные смешные истории, — ну и дай Бог, пускай люди посмеются, повеселятся, но давайте помнить о том, что веселье пройдет очень быстро. Выключили телевизор, потушили свет, закончилось застолье, — и веселье закончилось. А вот радость важно сохранить в сердце, ведь радость — это дар Божий. Радость, о которой я говорю, невозможно сформировать никакими внешними факторами — ни культурными, ни научными, ни деловыми; это состояние формируется силой благодати Божией, которая изливается не только на людей православных и даже не только на людей верующих. В ответ на все то доброе, что люди делают, даже в ответ на их добрые мысли, в ответ на готовность отказаться от того, что омрачало их сердце и доставляло скорбь другим, Господь посылает эту радость. Я желаю именно эту Рождественскую, Божественную радость сохранять в сердце как можно дольше.

— Спасибо Вам большое, Ваше Святейшество.

— Благодарю Вас.

Информационный источник: http://moseparh.ru/rozhdestvenskoe-intervyu-svyatejshego-patriarxa-kirilla-telekanalu-rossiya-4.html

7 января 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up