В минувший понедельник ответственный за религиозные образование в Восточном викариатстве иерей Александр Алешин и ответственный за миссионерскую работу в Восточном викариатстве Конопатченков Алексей Вячеславович приняли участие в межрайонном совете директоров школ.
В своём выступлении отец Александр представил советников от Восточного викариатства, ответственных за взаимодействие с межрайонным советом директоров.
Алексей Вячеславович рассказал о работе методического кабинета Восточного викариатства, сопровождении деятельности учителей предметной деятельности ОРКСЭ. В своём выступлении он сделал акцент на участие детей разных возрастных групп в школьных олимпиадах и ученических конкурсах, а педагогов — к участию в конкурсах творческих проектов и профессионального мастерства. Для учащихся, родителей и педагогов был представлен план экскурсий, выездных семинаров по храмам Восточного викариатства, в целом Москвы и Московской области. В качестве площадок для трансляции преподавательского опыта директорам было предложено участие в Рождественских чтениях, Дне православной книги и других мероприятиях, координируемых на уровне викариатства.
18 октября в храме Рождества Христова в Измайлове побывали четвероклассники школы 1290, изучающие основы мировых религиозных культур в рамках школьного курса ОРКСЭ.
Для ребят провели экскурсию по храму, ответили на детские вопросы, среди которых были весьма серьезные и вдумчивые, после чего пригреваемые щедрым осенним солнышком все вместе с удовольствием угощались чаем из самовара, пирожками и сладостями.
Особой радостью и для детей, и для взрослых стала встреча с настоятелем храма архимандритом Александром (Елисовым).
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове
26 июня 2021 года, воспитанники Воскресной школы храма Преображения Господня на Преображенской площади съездили на первую экскурсию в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную в 1907 году Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
Группе из 8 детей и 8 взрослых, среди которых были педагоги воскресной школы и родители учеников, экскурсовод Наталья Николаевна поведала много интересных фактов из жизни обители, семье Великой княгини Елисаветы Феодоровны и насельницах Марфо-Мариинской обители любви и милосердия.
Создавая свою Обитель, Великая основательница видела её отличной от обычного монастыря. Особенности Обители, заложенные Елисаветой Феодоровной, сохраняются до сих пор. О них и узнали участники экскурсии. Также экскурсанты побывали в доме-музее преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, где была проведена интересная обзорная экскурсия.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
23 ноября состоялась поездка учеников Воскресной школы храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Ребят в паломничестве, давно ставшем доброй традицией школы, сопровождали настоятель храма иеромонах Афанасий (Иванов), педагоги школы и родители.
Преподобного Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской неспроста. Личность его уникальна, и вклад в возрождение Руси и дело духовного строительства нашего народа переоценить невозможно.
По дороге отец Афанасий вместе с юными паломниками вспоминал историю отрока Варфоломея, его трудный путь ученичества, его семью и святых преподобных Кирилла и Марию – родителей Сергия. Тем более, что первая остановка паломников была в Покровском Хотьковом ставропигиальном женском монастыре – одной из древнейших монашеских обителей на Руси, где хранятся честные мощи преподобных Кирилла и Марии.
В 2019 году Покровский Хотьков монастырь отметил 711-летие своего существования. Эта обитель уникальна тем, что на заре своего существования была «семейным монастырем» — местом, куда в преклонных годах могли уйти на жительство супруги. Затем монастырь приобрел статус «девичьего», каким остается и сегодня. Юные паломники помолились и приложились к раке со святыми мощами преподобных Кирилла и Марии находящейся в Покровском соборе, посетили величественный Никольский собор, построенный русско-византийском стиле.
Выполнив завет преп. Сергия «Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителем моим», паломники отправились в – Троице-Сергиеву лавру, где их ожидала встреча с Игуменом земли Русской!
Юные паломники посетили Троицкий Собор, где поклонились святым мощам преподобного Сергия, а также, расположенную рядом келью преп. Сергия, где покоятся мощи преп. Никона Радонежского и частицы мощей множества других святых, Успенский собор, расписанный подобно собору в Кремле, в котором находятся раки с мощами Московских святителей Филарета и Иннокентия, в Трапезном храме поклонились мощам преп. Максима Грека и архимандрита Антония – настоятеля Лавры и одного из основателей Гефсиманского скита. Особой радостью для юных паломников стал подъем на колокольню Лавры, с которой открылся живописный вид на саму Лавру и окрестности. Кроме того, на колокольне ребята увидели и смогли сфотографироваться с самым большим действующим колоколом России (Царь-колоколом, 72 тонны).
Последняя точка маршрута – Церковно – археологический кабинет. Экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Экспозиция музея, рассказы экскурсовода Кирилла и батюшки Афанасия произвели неизгладимое впечатления на всех паломников!
Не смотря на большое количество информации и обширность посещаемых объектов, экскурсия прошла на одном дыхании. Немного уставшие, но воодушевленные и довольные паломники отправились в обратный путь.
Паломники выразили огромную благодарность настоятелю нашего храма иеромонаху Афанасию за прекрасную поездку и сердечное отношение ко всем ее участникам!