Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

10 — ЛЕТИЕ ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА

Опубликовано: 21 августа 2020

Категории: Новости

Десять лет назад 20 августа 2010 года, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

После Божественной Литургии 21 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова, которые владыка по сей день старается исполнять:

«…Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим — таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу».

От всей души поздравляем дорогого владыку и желаем ему многая и благая лета!

В Неделю о мытаре и фарисее Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти великомученика Феодора Стратилата, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешним воскресным днем мы входим в подготовительные недели к Святому Посту. Таких будет три, и в течение этих недель, еще не вступив в поприще Четыредесятницы, мы направляем свои мысли, свои чувства к тому времени, предваряя дивные дни подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. А эти три недели сопровождаются особыми чтениями из Священного Писания, которые помогают нам понять смысл того, что есть покаяние, ведь именно в покаянии заключается содержание поста.

В обыденном сознании словом «покаяние» покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена — перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может.

Самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека — это когда он, подходя к исповеди, говорит: я ни в чем не грешен. И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет. Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание. Пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне, в том числе на общественную, политическую, культурную жизнь. Общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом.

Подготовительные недели к Великому посту мы должны посвятить в первую очередь внимательному наблюдению за своим внутренним, духовным состоянием. Именно на такое отношение к самим себе нас настраивают евангельские чтения в эти дни.

Вот и сегодня мы слышали чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Оба пришли в храм. Фарисей — человек благочестивый, относившийся к особому разряду людей в тогдашнем Израиле, которые неукоснительно посещали храм и исполняли все, даже мельчайшие, предписания закона. Конечно, в сознании фарисея он отличался от тех, кто не исполнял всех предписаний, кто не соблюдал закон. И вот, войдя в храм помолиться, фарисей увидел стоящего поодаль мытаря.

А кем был мытарь? Это человек, презираемый израильским обществом как коллаборант, как тот, кто служил поработителям, причем самым чувствительным для соотечественников образом, собирая подати в пользу римских оккупантов. Конечно, на сборщика податей смотрели как на отщепенца, идущего против своего народа, а значит, и против ветхозаветного закона, духовного и Божественного, которым управлялась жизнь Израиля.

И вот, взирая на мытаря, фарисей, исполнявший все предписания закона, говорит: «благодарю Тебя, Господи, за то, что я исполняю все, что Ты требуешь», перечисляет, как он дает десятины от того, что производит его хозяйство, как он старается исполнять закон, и, наконец, благодарит Бога за то, что он не такой, как этот мытарь, символ греха, презираемая личность в среде благочестивых израильтян.

Смысл притчи заключается в том, что мытарь, как говорит слово Божие, вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Нужно обратить внимание на эти слова. Фарисей не вышел осужденным — ведь он действительно старается жить по закону, исполняя все предписания. И Господь не осудил фарисея — в Евангелии мы читаем лишь о том, что мытарь вышел более оправданным. Почему? Да потому что мытарь каялся в своих грехах.

Осознание греха — это уже величайшая ценность. Если человек сознает свое несовершенство и свой грех, он уже делает шаги на пути к спасению. Потому мы и читаем рассказ о мытаре в преддверии Великого поста — с тем чтобы понять, насколько же важно покаяние. Мы знаем, как непросто сегодня соблюдать все церковные предписания, и я хотел бы поддержать тех, кто стремится их исполнять. Но если нет возможности жить строго по церковному уставу в течение Великого поста, то нужно помнить: единственная возможность оправдаться пред Богом — это повторять за мытарем удивительные слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».

В полной мере сознавая свою греховность, мытарь искренне, от всего сердца просит Бога его простить, быть к нему милостивым. Образ кающегося грешника, мытаря, который вышел из храма более оправданным, чем исполнявший предписания религиозного закона фарисей, должен пробудить в нас надежду. Если мы в течение Святой Четыредесятницы сумеем по-настоящему раскаяться в своих грехах, то, может быть, по милости Божией будем так же оправданы, как мытарь, который, по его собственному мнению и, конечно, по мнению окружавших его людей не имел никаких оснований для оправдания Богом. Но милостивый Господь Сердцеведец узрел в словах кающегося мытаря такую силу раскаяния, что вывел его из храма оправданным более, чем благочестивый фарисей.

Да поможет Господь всем нам, вступая в Святую Четыредесятницу, подготавливаясь к дням Святого Поста, думать в первую очередь о покаянии, о великом воздействии на человеческую душу искреннего раскаяния пред Богом в своих грехах, без которого не может быть никакого спасения и не может быть подлинного совершенствования человеческой личности. Как это ни странно звучит для людей современных, очень часто гордых, надменных, опирающихся на свои знания, на свои материальные возможности, привыкших смотреть сверху вниз на окружающих, — нужно помнить и великим и малым, и богатым и бедным, и сильным и слабым, что подлинное спасение, а значит, и подлинное счастье невозможно без переосмысления своей жизни и без искреннего раскаяния пред Богом за свои грехи. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Завершается корректировка проекта храма прмц. Елисаветы на Сиреневом бульваре

Об этом сообщила архитектор проекта Александра Борисовна Пушина. Проектная документация стадии «П» храмового комплекса с храмом преподобномученицы Елисаветы в Восточном Измайлове сдана в экспертизу. Проектировщики снимают замечания.

Адрес прихода: г. Москва, пересечение Сиреневого бульвара и улицы 15-я Парковая. Проектировщик: ООО «Скиф».

Напомним, участок, выделенный под строительство храмового комплекса с храмом преподобномученицы Елисаветы в Восточном Измайлове, находится в зоне пешеходной доступности от остановки городского наземного транспорта.

Силами прихода возведено здание временного храма, которое будет демонтировано после завершения строительства основного каменного комплекса.

В комплекс входят три отдельно строящих здания: храм на 380 человек с колокольней, воскресная школа с трапезной и церковная лавка с административными помещениями. Эти три здания в сочетании с малыми формами – Святыми вратами, сенью с крестом и другими — формируют внутреннее пространство церковного ансамбля, где предусмотрено место и для площади перед входом, и для газонов и цветников, и для пожарного проезда, и для хозяйственного двора.

Легкая ограда с низким цоколем призвана не столько изолировать пространство комплекса от окружающей застройки, сколько привлечь внимание прохожих. Той же цели служит расположение всех трех зданий, в том числе и храма, вплотную к границе участка, где они выходят непосредственно на красную линию.

Наличие традиционной высокой колокольни – редкий элемент для современного храмостроительства. Храм окружен многоэтажными жилыми домами, значительно превышающими его по высоте, в связи с этим возникла потребность создать некий акцент, привлекающий к себе дополнительное внимание, каким, на взгляд авторов, может отлично служить колокольня.

Продумано круговое движение крестного хода – как по территории комплекса, так и за ее пределами, без ограничения дорожного движения.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru

21 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси

Преосвященным архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области

В последние недели Первопрестольный град и Московскую область посетило вредоносное поветрие, губящее здоровье и уносящее жизни людей. Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.

В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.

К сожалению, санитарные власти сообщают, что в московском регионе ситуация продолжает ухудшаться. На 10 апреля 2020 г. прирост числа заболевших составляет 17%, а в общей сложности болеет почти десять тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям.

Болезнь постигла и священнослужителей нескольких московских храмов. Богослужение в таковых было временно приостановлено, а их клир направлен на обязательную самоизоляцию.

Управлением Московской Патриархии по городу Москве было сегодня получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:

«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:

1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;

1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, надлежит:

1. Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

2. По окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по городу Москве и утешить их отеческим словом.

3. Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (образец объявления прилагается).

4. В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по благословению пасхальных снедей.

В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне — лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.

Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь и да сохранит нас Господь.

Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве, с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.

С любовью о Господе

+Дионисий, митрополит Воскресенский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5620438.html

11 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся благотворительный концерт в поддержку строительства храма в Новогиреево

9 декабря состоялся 26-й благотворительный концерт классической музыки в кинотеатре «Березка» в поддержку строительства храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогиреево.

Концерт был посвящен старинной музыке. Произведения  композиторов эпохи барокко Перселла, Баха, Генделя, Перголези, Монтеверди, Ригини, Вивальди исполнили музыканты — лауреаты российских и международных вокальных и инструментальных конкурсов.

«Прошёл 26 концерт в пользу поддержки строительства Храма Св. Князя Владимира. Улыбка, умиротворение и добрая тишина старинных напевов надолго поселилась в нашем сердце. Это был один из самых удачных концертов. Не хотелось уходить, не хотелось последних нот. Музыка, чистые, стройные голоса вовлекли в удивительные, вдохновенные мысли. Браво, браво, браво!»,-поделилась своими впечатлениями после концерта музыкант, доброволец и организатор концерта — Анна Романовна.

«Анна Романовна не перестает удивлять, кажется ее талант и многогранность не знают границ. У нее отличная талантливовая команда! Это было настоящим подарком для зрителя. Отрадно видеть именно молодых, вдохновенных ребят, горящих искусством, болеющих за своё дело. И невозможно передать чувство благодарности. Молодые люди поддерживают строительства храма! Это счастье, чудо и надежда!»,- сказал настоятель храма прот. Алексей Батаногов.

«Мы обязательно ещё встретимся! Мы обязательно ещё повторим!«, — добавила Анна Романовна

12 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up