Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Опубликовано: 28 марта 2019

Категории: Новости

27 марта в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери был подписан акт приемки выполненных работ по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н. Метельский, Начальник Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы И.А. Буканова, заместитель главы управы района Гольяново С.Ю. Шевёлкина, представитель Управления территориального контроля Д.В. Кузин, специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления, осуществлявшие произведение работ, авторский надзор и научное руководство реставрационными работами, настоятель храма иерей Роман Богдасаров, староста А.В. Миронов, член приходского собрания Н.В. Ганичев, заведующая учебной частью Воскресной школы Н.А. Друшлякова.

Настоятель храма, отец Роман Богдасаров, провел экскурсию по храму для собравшихся, рассказал об уникальном вкладе отца Владимира Тимакова в восстановление древней московской святыни.

Отреставрированные росписи храма представляют собой адаптированные под архитектуру храма копии фресок великого русского иконописца-монументалиста Дионисия, последователя Андрея Рублева. Известные Дионисиевские фрески сегодня можно увидеть в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях — это величайшая ценность русской духовной культуры. И храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, таким образом, является носителем древнерусской изобразительной культуры XV — начала XVI веков. Здесь росписи созданы художником-копиистом древнерусской фресковой живописи Н.В. Гусевым в 90-е годы прошлого столетия.

Отец Роман поделился с собравшимися планами о предстоящей полной реставрации фасадов храма, метлахского пола, ремонте и развитии прилегающей территории. Представители государственных ведомств выразили готовность оказать поддержку приходу в этой работе.

После подписания Акта отец настоятель рассказал о деятельности храма в социальной, образовательной, молодежной и спортивной сферах. За прошедшие три года наблюдается рост по многим показателям: выросло количество учащихся в Воскресной школе, увеличилось количество семей, обращающихся за материальной помощью в храм, появились добровольцы по уходу за пожилыми людьми, молодежь Гольяново стала обращать больше внимания на духовную жизнь. Например, число подписчиков храмовой группы Вконтакте увеличилось в 5 раз, а молодежной группы — на порядок. Основной рост наблюдается за счет мужчин от 30 до 35 лет и девушек от 21 до 24 лет (по статистическим данным групп Вконтакте).

Ранее работы по реставрации росписей храма были одобрены Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ИКОНЫ ПОБЕДЫ НАД СМЕРТЬЮ

Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано «прослезился Иисус». Марфа и Мария припадают к стопам Христа. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Мы намеренно отвлеклись от этих деталей и выбрали самые лаконичные изображения. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек.

Большинство из скупых на эмоции изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов христианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Мы поместили лишь одну сербскую фреску, в которой фигуры Христа и Лазаря доминируют и отделены от других. Однако традиция лаконичной передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Примером упрощения композиции в позднем церковном искусстве служит известный этюд М.В. Нестерова.
Подготовил материал Аресний ЗАГУЛЯЕВ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб в Риме. III в.
Воскрешение Лазаря
Христос («Добрый пастырь») и две сцены чуда; Чудо изведения источника ап. Петром в Мамертинской темнице и Воскрешение Лазаря. Передняя панель мраморного саркофага. 325-350гг.; Италия; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано 
Воскрешение Лазаря
Реликварий из Брешии, сцены Исцеления слепого и Воскрешения Лазаря, ок. 360 г., слоновая кость, Брешия, Музей Чивико.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Боковая панель мраморного саркофага; Италия. Равенна; IV в.; Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано, стекло, золото. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Мозаика Базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в.; Италия. Равенна
Воскрешение Лазаря
Крещение Господне, Преполовение, Воскрешение Лазаря. Фрагмент золотого обручального кольца; Византия. Константинополь; VII в.; США. Вашингтон, Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks); 2.3 см.; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. ; Византия; XII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта; 4.3 x 9.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости. Надписи по-гречески: Гармония, [вокруг края рамки] Господи, помоги рабам Твоим, Петр(у) и Феодоте , по краям группы: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Инициал Т; Византия; XIII в.; памятник: Евангелиарий (ΑΕΙΒ, χγφ. αρ. 2); 31.5 x 24.5 см.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря; Балканы. Сербия. Печь; XIII в.; Сербия, Косово, Печь Патриаршия. Храм во имя Святых апостолов. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Распятие Христово. Боковые регистры иконы; Византия. Константинополь; XIV в.; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей, резьба по камню. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
М.В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. Этюд

8 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ

ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО

В воскресение, 21 января, Преосвященный Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством, совершил Божественную Литургию в храме Алексея Московского (Мечева) на Вешняковской улице.

Храм Святого Праведного Алексия Московского – это первый храм, построенный в честь известного московского праведника и пастыря Алексея Мечёва. Первое богослужение совершилось в начале 2016 года. В текущем, 2018 году, планируется Великое освящение храма.

21 января 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ (ПЕСЧАНСКОЙ) ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИЗМАЙЛОВЕ

В субботу, 21 июля, в день памяти явления Казанской иконы Божией Матери, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси возглавил совершение праздничной Божественной Литургии в храме иконы Песчанской Божией Матери.

«Я очень рад послужить сегодня в этом вашем храме, в котором я служил раньше, который был каким-то странным таким. Какие-то там были закоулки, переулки, какие-то были там закуточки, как-бы там было непонятно, где и что находится. И вот теперь он, видите, как преобразился. Так, может быть, семя, в земле находящееся, не имеет видимой красоты того колоса, в который оно потом превращается. И цветок, семя цветка — не имеет красоты цветка. Но вот, благодаря вашим трудам, усилиям, вас, дорогой отец Иоанн, ваших прихожан, этот храм преобразился, и стал в такой замечательной красоте; вмещает много народу, и даже ещё место есть для жителей окрестных домов. Так что я очень-очень вас за это сердечно благодарю.»

— епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

По окончании службы владыка поздравил настоятеля храма, благочинного Рождественского округа города Москвы, протоиерея Иоанна Ермилова, с двадцатилетием священнического служения.

22 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВОСПИТАННИКИ ХРАМОВОЙ СЕКЦИИ ЗАНЯЛИ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА НА РАЙОННЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

На военно-спортивных соревнованиях, состоявшихся в районе Косино-Ухтомский, воспитанники секции храма Зосимы и Савватия в Гольяново «Самооборона на улице» заняли призовые места. В турнире по рукопашному бою Титов Иван занял второе место, а Стоянович Дмитрий — первое. Оба призера — ученики Виктора Борисовича Дмитриева, руководителя и педагога секции, многократного мастера по боевым искусствам разных стран мира.

Секция «Самооборона на улице» при храме действует второй год. Занятия проходят по средам и пятницам с 16.00.

Также при храме работает филиал Центра рукопашного боя им. А.В. Суворова. Занятия которого проводятся по вторникам и четвергам с 14.00. Центр ставит своей задачей оказывать помощь родителям в воспитании «трудных» детей, формировать православное мировозрение ребенка, содействовать всестороннему развитию личности. Центр определяет свою миссию как служение Богу и отечеству.

Занятия по боевым искусствам при храме могут посещать любые возрастные категории.

22 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up